Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Казахстан как будущий председатель: вопрос не просто в процедуре


Осенние заседания Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Торонто, по существу, могли бы стать рядовым мероприятием - на таких заседаниях решений не принимается, для депутатов это своего рода генеральная репетиция перед ежегодной сессией. Парламентарии ближе узнают позиции своих оппонентов закладывают основу будущих дискуссий, активно общаются между собой в кулуарах. Возможно, в этой рутине и начинают созревать решения, которые будут приняты на следующей сессии в Страсбурге.

Но заседания в Торонто так бы и остались рутиной, если бы не одно обстоятельство: на повестку дня был вынесен вопрос о недавнем конфликте в Грузии. Это и предопределило жар межпарламентских дискуссий. Конечно, было бы наивным полагать, что такие дискуссии могут послужить неким решительным аргументом для действий глав государств и правительств организации. И все-таки они полезны даже тем, что через народных избранников можно получить достаточно четкое представление не только об общественном мнении в каждой из стран ОБСЕ, но и, по большому счету, об уровне политической культуры, готовности и умении вести дискуссии в солидных международных организациях.

С такой позиции, наверное, и будет уместно поделиться впечатлениями об этом форуме.

Казахстан как будущий председатель: вопрос не просто в процедуре

Естественно, что на таких серьезных собраниях невольно в мыслях примеряешь на свою страну форму будущего председателя ОБСЕ. Существует точка зрения, что председательство - вещь процедурная, а функции страны на этом посту - чисто технические. Заблуждение. Даже по опыту Парламентской ассамблеи можно судить, каких усилий требуют как «рутина», так и подготовка к различным форумам. Кроме того, очень важно, какова репутация государства в мире, насколько четко его официальные представители умеют не только защищать свою позицию, но и ориентироваться в актуальных вопросах международной политики, оперировать как твердыми, так и компромиссными суждениями.

Даже не с позиции водоплавающего, усиленно хвалящего свое болото, могу сказать, что известность и авторитет Казахстана в мире значительно выросли. Как в официальных выступлениях участников, так и в кулуарах часто звучало слово «Астана» - вспоминали июньскую сессию Парламентской ассамблеи, которая уже вошла в историю ПА ОБСЕ как прекрасной организацией, так и характером принятых документов.

Но примечательно другое. В Торонто в новом качестве - вице-председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ - предстал глава казахстанской делегации Касым-Жомарт Токаев. Выпало на его долю и первое серьезное испытание - быть в президиуме и выступить по наиболее острой теме конфликта в Грузии. Выражаясь лексикой международных чиновников, могу сказать, что это была «хорошая работа» - на Токаева часто ссылались в прениях, а председатель Парламентской ассамблеи Жоао Соареш его процитировал в заключительном слове.

Позиция Казахстана: долой эмоции, да здравствует разум

Токаев отметил, что именно Парламентская ассамблея ОБСЕ, наряду с ООН, стала единственной площадкой для обмена мнениями и аргументами между высокопоставленными представителями Грузии и России, и напомнил, что Нурсултан Назарбаев был, вероятно, одним из первых лидеров в мире, который был проинформирован о начале военных действий в Южной Осетии, инициированных грузинской стороной.

Председатель сената выразил позицию нашей страны следующей формулой: «Ни одна из сторон не желает войны, так же как и международное сообщество. Необходимо использовать все способы и механизмы, прежде всего политические, для разрешения данного конфликта».

«То, что произошло в этой части мира, является реальной трагедией, которая ни при каких обстоятельствах не должна стать предметом политических игр и спекуляций. Это трагедия для обоих народов, которые имеют общие исторические, культурные и религиозные традиции». Токаев вновь подтвердил готовность нашей страны предоставить свои услуги в качестве моста между конфликтующими, учитывая прекрасные отношения с Россией и дружеские отношения с Грузией, «в основном в экономической сфере».

С позиции вице-председателя Парламентской ассамблеи он посоветовал не обвинять голословно конфликтующие стороны и не делать бессмысленных заявлений: «Россия, которая стала объектом критики, никоим образом не имеет каких-либо критериев для полного и одностороннего обвинения ее за начало войны и подрыв статуса-кво в регионе. Мы должны избегать упрощенного подхода к трагическим событиям, произошедшим в Южной Осетии. Мы, парламентарии, должны показать, возможно, даже для профессиональных дипломатов, хороший пример проявления сдержанности и выразить поддержку международной миссии, которая работает в регионе:

От имени парламентариев Казахстана Токаев приветствовал последние соглашения между ЕС и Россией, в том числе решение о направлении 200 наблюдателей в Грузию, и призвал все заинтересованные стороны в полной мере выполнять эти соглашения без каких-либо предварительных условий: «Мы оказали гуманитарную помощь Грузии и осетинскому народу. Мы выступаем за увеличение в зоне конфликта количества международных наблюдателей, включая представителей ООН. Мы готовы принять активное участие в миссии ОБСЕ в урегулировании ситуации. Мы направили своих военных наблюдателей в Грузию. Как будущий председатель ОБСЕ Казахстан чувствует высокую ответственность за будущее нашей организации и ее способность управлять кризисами. Мы хотим использовать наш опыт в качестве стабильной и толерантной страны в деле обеспечения мира на обширной территории от Владивостока до Ванкувера».

И самое главное: принципиальная позиция Казахстана заключается в том, что принцип территориальной целостности доминирует над правом народов на самоопределение.

Что показала дискуссия

Безусловно, именно эта дилемма сегодня стала основной в поисках причин случившегося и способов разрешения не только данного конфликта, но и профилактики тех, которые еще могут случиться.

Вообще, в последующей дискуссии было не так много однозначных оценок, если не считать самих участников противоборства и, например, представителя Латвии, оценку интеллектуального уровня которого дипломатично оставим его собственным избирателям. В отличие от таких ораторов, большинство выступивших депутатов парламентов стран Европы высказалось против каких-либо санкций против России и, более того, говорили не только о международном контроле над планом мирного урегулирования, но и о глубинных причинах недавнего конфликта. И в их числе - игнорирование российской позиции по Косово и более ранняя история с отказом России в членстве в НАТО. Многие выступившие, даже осуждая действия России в конфликте, тем не менее глубоко убеждены в том, что европейские и атлантические институты международной безопасности должны пересмотреть свое отношение к позиции Москвы как одного из важнейших факторов мировой политики.

Вчера, кстати, дискуссия по грузинскому конфликту прошла на высшем уровне - в Организации Объединенных Наций, и в ней участвовали главы государств.

Что же касается парламентариев, скрестивших шпаги в Торонто, то поделюсь лишь собственными субъективными впечатлениями.

Конечно, страна, участвующая в конфликте, к которому приковано внимание всего мира, должна быть собранной и обороноспособной - и далеко не с военно-технической точки зрения, прежде всего с политической. А в мировой политике главным оружием была и остается дипломатия.

С этой точки зрения не могу сказать, что россияне были на высоте.

Основная дискуссия на кавказскую тему планировалась на пятницу, но еще в четверг на первом заседании президент Международной кризисной группы Гарет Эванс неожиданно сделал доклад о грузинском конфликте и дискуссия пошла не по регламенту.

Возможно, грузины были заранее предупреждены и выступили в полной готовности. Для россиян такой «фальстарт», очевидно, оказался неожиданным, но противопоставили они только возгласы «прекратить» и не вполне вразумительное ответное слово главы делегации Александра Козловского.

Интересно, что малочисленная грузинская делегация (министр иностранных дел, два депутата парламента и три работника секретариата), в отличие от многочисленной группы российских парламентариев, проделали большую кулуарную работу, которой почему-то не утруждали себя россияне. Участники были буквально «напичканы» справочной и статистической информацией, которую грузинский секретариат поставил буквально на поток. Таким образом, на руках у всех при-сутствовавших были «цифры и факты» со стороны Грузии и лишь слова - со стороны России, если не считать распространенной в печатном виде официальной биографии Виталия Чуркина, который в пятницу неожиданно занял место в президиуме форума.

Напомню, что именно Чуркин, будучи заместителем Генерального секретаря ООН, представляющим Россию, со времени конфликта взвалил на себя основную тяжесть соответствующей международной дискуссии. Интересно, что о его участии в заседаниях Торонто не было известно до самого последнего дня. Берусь предположить, что причиной стало неудачное выступление российской «команды» в первый день, и Чуркин отправился спасать положение. Надо сказать, во многом российскому дипломату это удалось - как в докладе, так и в последующей дискуссии он подтвердил статус мастера политической полемики. Для присутствовавших было новостью известие о том, что грузинское руководство разослало в зарубежные страны секретный документ, в котором Тбилиси просил не оказывать Южной Осетии гуманитарную помощь, а в ответ на обвинение россиян в этнической чистке Чуркин заметил, что военная операция грузинской стороны в Южной Осетии называлась «Чистое поле», а «в любом кодовом названии существует политическая подоплека».

И все-таки один в поле не воин. Сложно сказать, по какому принципу и в соответствии с какими политическими технологиями готовился состав и качество выступлений российских парламентариев в прениях, но очевидно, здесь переборщили с «домашними заготовками». Не очень убедительно с трибуны международного форума звучали «комсомольские» призывы «осудить и наказать» или апеллирование к аудитории российского парламентария тем обстоятельством, что она - женщина, беременная пятым ребенком, и поэтому ей близки чувства осетинских матерей. Вновь отличился глава делегации Александр Козловский, заявивший аудитории, что... бога нет, в том смысле, что, если бы он существовал, то корчиться бы большинству критиков России в геенне огненной.

Не могу сказать, что гендерный фактор и театральные реплики имели воздействие на аудиторию, которая прислушивалась больше к методично подобранным аргументам министра иностранных дел Грузии Еки Ткешелашвили и ее парламентариев. Министр, кстати, по окончании заседания в холле гостиничного комплекса была осыпана букетами роз. Конечно, дарили от чистого сердца, но, вполне возможно, что и здесь не обошлось без политтехнологов, работающих на Грузию - революция ведь была «розовая».

Что из этого следует?

Трудно ответить на такой традиционный вопрос, актуальный для любой публикации. Не думаю, что есть необходимость высказывать собственное суждение по сути основной дискуссии форума и вряд ли следует что-либо добавлять к позиции Казахстана, которая известна всему мировому сообществу. Я постарался поразмышлять о самом процессе дискуссии, в котором вершится международная политика. С этой позиции не столь важно, какой именно парламент представляют ее участники - одно- или двухпалатный, одно- или многопартийный, - главное, чтобы это были профессионалы. И если раньше мы говорили о необходимости таковых для законотворческого процесса внутри страны, то с каждым годом требуется все больше профессионалов с точки зрения ведения диалога на международном уровне. Почему?

Бросается в глаза, например, что, за небольшим исключением, «постсоветские» парламентарии, в отличие от европейцев и американцев, выступают с некими «отчетами о проделанной работе» и очень робко вступают в глобальную дискуссию.

Между тем, по мере глобализации, становится все меньше проб-лем, которые можно успешно решать исключительно в национальных рамках. Да и говоря о конкурентоспособности в мире, наверное, нужно иметь в виду не только экономику. «Зазеваться» в международных организациях тоже весьма чревато - инициативу мгновенно перехватят более опытные и искушенные.

Пока казахстанский опыт и, в частности, осенние заседания ПА ОБСЕ в Торонто показывают, что наши депутаты к этому относятся весьма серьезно.

Петр КАРАВАЕВ, Алматы - Торонто - Алматы


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...