Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Рахат АЛИЕВ: «Председательствование в ОБСЕ - это открытые окна, куда будет проникать воздух свободы слова…»

Что нам в общем доме делить?!

Анатолий ИВАНОВ, 23.06.2006



Предварительная договоренность об интервью с первым заместителем министра иностранных дел Казахстана была достигнута еще три месяца назад. И все это время встреча откладывалась. То он за пределами страны, то чрезмерно занят, то мешают какие-то другие, неведомые нам обстоятельства. Честно говоря, уже никто в редакции и не надеялся на то, что удастся задать какие-либо вопросы человеку, который считается одной из самых влиятельных фигур в стране. Появилось даже предположение, что Рахат АЛИЕВ избегает встречи с нами: мол, вдруг с нашей стороны последует какая-нибудь провокация?

Но, как это часто бывает, согласие на интервью было получено неожиданно. Субботним вечером прошедшей недели раздался телефонный звонок, и помощник Рахата Мухтаровича предложил мне встретиться с ним в течение ближайшего часа. Упускать такую возможность - грех, а потому решение было принято незамедлительно.

Выяснилось, что первый замминистра только что вернулся с заседания СВДМА. Соответственно, этот факт и оказался зацепкой для начала нашей беседы.

Пора избавляться от стереотипов

Рахат Мухтарович, в Алматы завершился саммит СВДМА, где Вы непосредственно принимали участие. Да, проблемы, которые там обсуждались, актуальны для Центрально-Азиатского региона, но вместе с тем возникает вопрос, а не являются такие объединения, как СВДМА, ШОС, ЕврАзЭС, своеобразным ответом стран-участниц этих организаций на деятельность ОБСЕ, ЕС, ПАСЕ, НАТО, наконец?
- Нет, все эти организации не являются антиамериканскими блоками. Вообще, на мой взгляд, нельзя смотреть на все через стереотипы. А даже от вашего вопроса им веет - стереотипом времен холодной войны. Сейчас все события, происходящие в мире, наглядно показывают, что и в условиях однополярного мира существуют глобальные вызовы, от которых не застрахована ни одна страна, в том числе и США. И 11 сентября 2001 года тому подтверждение. На мой взгляд, только через сотрудничество, только через диалог и взаимное доверие можно найти решение глобальных проблем и ответы на новые угрозы.

Вы считаете, что стереотипы характерны для мировоззрения бывших советских людей?
- Нет, отчего же? Стереотипы наблюдаются и у представителей СМИ западных стран. Это общая болезнь.

И как, на Ваш взгляд, можно бороться с этой общей болезнью?
- Только время, только новые коммуникативные возможности помогут избавиться от болезненных стереотипов. Пятнадцать лет - это не срок!

Вы часто бываете в Европе. Какие же стереотипы есть у западных политиков, которые мешают им найти общий язык со странами постсоветского пространства?
- Мне кажется, что прежде чем осуждать какую-либо страну, надо посмотреть, что творится у себя дома, потому что нет идеальных стран, нет идеальных обществ. У всех есть свои недостатки, свои проблемы. Вместе с тем есть и общечеловеческие ценности. Об этом говорил и наш президент. Ведь такие понятия, как «демократия» и «демократические преобразования», до такой степени нивелировались, что стали непопулярны в постсоветском обществе. У некоторых демократия стала ассоциироваться с беззаконием, нищетой и диктатурой толпы, а не с диктатурой закона.

Да, по многим параметрам мы не дотягиваем до уровня стран с традиционной демократией. Но нельзя забывать и о сроках. Как нельзя смотреть на Казахстан без учета геополитического положения нашей страны. То есть где находится страна, какие у нее соседи. Рядом Китай со своей динамично развивающейся экономикой. Рядом Кыргызия, Афганистан и исламский мир, к мнению которого вынуждены прислушиваться во всем мире. Посмотрите, какие процессы модернизации политики и экономики происходят в Российской Федерации. Наконец, вспомните, что происходит в Грузии и Украине. Все это в совокупности накладывает отпечаток на развитие Казахстана по многим параметрам.
Поэтому требовать чего-то сверхъестественного от молодого государства, стремящегося делать поэтапные отвественные шаги, мне кажется не совсем корректным.

Если я правильно понял, Вы считаете, что к демократии надо идти поэтапно. Соответственно, возможное председательствование в ОБСЕ даст толчок к дальнейшей демократизации страны? Но есть мнение, что в случае принятия положительного решения для Казахстана ОБСЕ будет дискредитирована.
- Как?

Недавно я брал интервью у известного правозащитника Евгения Жовтиса, где он отметил, что под сомнение будет поставлена так называемая гуманитарная корзина…
- Я уважаю мнение Евгения Жовтиса, как представителя гражданского общества. Но его мнение - это его личная позиция. Решения же по этому вопросу принимают государства в лице руководителей внешнеполитических ведомств. Мнение Жовтиса - это тоже отголоски стереотипов. Я хочу подчеркнуть, что вектор политического развития определен на построение демократического госудасртва с развитой рыночной экономикой. Это закреплено Конституцией нашей страны. Но существуют вопросы тактики и стратегии.

Что касается председательства в ОБСЕ. К сожалению, многие представители гражданского общества, НПО даже не знают, что такое ОБСЕ и зачем оно нужно. Не буду скрывать, даже среди отдельных членов правительства существовало мнение, что ОБСЕ - это некая враждебная организация. Есть, конечно, вопросы и замечания электорального, гуманитарного направления. Но вместе с тем есть же и военно-политическое направление, и экономическое направление. Кроме того, в момент создания ОБСЕ в 1978 году, то есть в самый разгар холодной войны, были достигнуты договоренности, что ни США, ни Советский Союз (а теперь Россия) не будут председательствовать в этой организации. Однако что получается? В течение всего существования ОБСЕ возглавляют ее только страны Европейского союза или готовящиеся ко вступлению в Европейский союз. А ведь в ОБСЕ все партнеры равны.

Туркменбаши тоже имеет право

Но ОБСЕ-то создана для обеспечения безопасности в Европе. Чему удивляться?
- Напомню, что в ОБСЕ представлены страны, и не входящие в Европейский союз, такие как Канада, Швейцария, Норвегия, Ватикан, Хорватия, Сербия, Черногория. А есть еще страны СНГ. Мы хотим привлечь внимание этой организации к Центральной Азии, к тем вызовам, с которыми борются власти. Это борьба с бедностью, безрамотностью и наркотрафиком.

Скажите, кто в настоящий момент в СНГ может стать реальным партнером стран ОБСЕ в рамках хотя бы той же гуманитарной корзины? Ответ на поверхности. Единственной динамично развивающейся страной, имеющей как кадровые, так и финансовые ресурсы, является Казахстан.

Председательствование - не просто какое-то удовольствие или пиар-акция, за это право надо платить. Председательствование в ОБСЕ - это еще и стимул для реформирования и модернизации общества. Об этом говорил президент Назарбаев на последнем совещании ОБСЕ в Алматы. Казахстан является гарантом региональной безопасности, проводит политику стабильности инвестиции в Центральной Азии. Казахстан стремится укрепить свое значение в качестве моста между Западом и Востоком и готов инвестировать в эту идею собственный практический опыт и знания, представляющие собой определенные ноу-хау. Наконец, в среднесрочной перспективе Казахстан намерен войти в 50 самых конкурентоспособных стран мира.

Сегодня наше желание председательствовать в ОБСЕ поддерживают все страны СНГ, Хорватия, Ватикан и Турция. В рамках же Европейского союза официальную поддержку нам оказали Германия, Бельгия, Нидерланды, Испания.

Это хорошо, но нельзя же отрицать, что этими странами движет прежде всего осознание своих военно-политических и экономических интересов. А что делать с демократическими ценностями? Куда девать соблюдение прав человека, свободу прессы, наличие политических заключенных? Получается, что так и Туркменистан имеет право председательствовать в ОБСЕ?
- А почему нет?! Любая страна, входящая в ОБСЕ, имеет право выставить свою кандидатуру на председательствование, став кандидатом. На мой взгляд, аналогичные претензии о нарушениях гуманитарной корзины можно предъявить и к основным игрокам ОБСЕ. Это и отмена смертной казни. В Казахстане наложен мораторий, а в США она существует! Если Вы говорите о политических заключенных, я скажу о базе Гуантанамо, где без суда и следствия содержатся, в том числе, и граждане Казахстана! Это тоже вопрос правозащитных организаций.

Да, но те, кто находится в Гуантанамо, задержаны в рамках борьбы с терроризмом…
- А в Казахстане вообще нет политических заключенных! Прежде чем озвучивать претензии к нашей стране, нужно смотреть и на западные страны. Я бы обратил внимание на то, что там остро стоят вопросы ксенофобии. Есть проблема исламофобии. Нас беспокоит, что на Западе мусульман рассматривают как потенциальных террористов. Вспомните тот же карикатурный скандал! Налицо нетерпимость к различным вероисповеданиям! У нас же в стране, где большинство людей исповедует ислам, наблюдается толерантность. Мы могли бы поделиться в рамках ОБСЕ своим накопленным опытом по этому вопросу. Наконец, общепризнано, что самым главным приоритетом этой организации является вопрос безопасности и права на жизнь. Почему не предъявляются претензии, скажем, к Эмиратам или Сингапуру?!

Эти страны не входят в ОБСЕ…
- Речь идет о жизненном уровне, стандартах! Не важно, о какой стране говорить. Вы, например, указали же на Туркменистан. А Вы были там? Вы общались там с людьми?!

Да, но в странах Европы Туркменистан воспринимается чуть ли не как фашистское государство…
- Это вообще абсурдное обвинение! Такой лексикон неприемлем!

Возможно, но такие обвинения существуют. Вы же не станете этого отрицать?
- Если обеспечиваются основные стандарты, если в стране нет терроризма, если люди хорошо обеспечены на социальном уровне, разве это плохо? Вспомните Советский Союз. Да, это было тоталитарное государство, да, были нарушения, но в целом-то уровень жизни был достаточно высок! Поймите, нужно время, чтобы материальные и жизненные условия поднялись до необходимого уровня. Мне кажется, что именно высокий уровень жизни является самым важным показателем для простого человека.

То есть вначале экономика, а политика потом?
- Нет, все должно быть в совокупности. Но как один из путей - через экономику политика. И не важно, как это называется!

Сейчас идут разговоры, что Казахстану до Туркменистана один шаг. Вы знаете, что там отсутствуют оппозиционные партии?
- Хорошо, а Вы на улице спросите людей, хотят ли они, например, бесплатно получать газ и дешевый бензин? Я не защищаю Туркменистан, я не адвокат этого государства, но подавляющее большинство населения не будет возражать против бесплатных коммунальных услуг.

Это получается старый философский спор, что важнее - бытие или сознание?
- Да. Я согласен, что для части слишком политизированной элиты важно наличие политических партий, гражданского общества и свободной прессы. Но, на мой взгляд, прежде всего должно быть обеспечено верховенство закона и соблюдение прав человека.

Говорить о коррупции не совсем корректно

Кстати, о верховенстве закона. Бичом Казахстана считается всепроникающая коррупция…
- А где ее нет? Что, в Германии нет коррупции или во Франции? Почему звучит столь безапелляционное высказывание?! Вы - гражданин Казахстана?

Да.
- Ну вот! Нам надо прежде всего любить свою страну. Да, это наша проблема, но не проблема, скажем, каких-то западных СМИ, как это часто бывает.

Позвольте, но некогда ведь Вы официально были на переднем плане борьбы с коррупцией, например, когда возглавляли ДКНБ Алматы. Неужели Вам нечего сказать по этому поводу?
- Знаете, коррупция, как раковая опухоль, которая поражает любое общество. Я достаточно информирован о ситуации с коррупцией. Меня всегда беспокоит главный вопрос - это коррупция в правоохранительных органах и спецслужбах, потому что они борются с перступностью и при случае могут “возглавить ее”. Ведь после этого к кому податься простому человеку, попавшему в беду? Поэтому нет в мире идеального государства, где отсутствовала бы коррупция. Вы можете мне назвать хоть одну страну, где не было бы коррупционных преступлений?

Могу назвать те страны, где она практически отсутствует. Например, Швеция и Финляндия. У этих стран самый низкий показатель индекса коррупции.
- Это статистика. А на жизненном уровне она все равно же присутствует. Да, я согласен, что надо стремиться к искоренению коррупции. Но борьба с коррупцией не связана только с арестами или наказаниями. Она связана с ментальностью населения. Шведу, например, не придет же в голову дать взятку дорожному полицейскому? А у нас это нормально! Мы сами для себя должны создать какие-то барьеры, чтобы таких желаний не возникало. А говорить о всепроникающей коррупции, это, знаете ли, не совсем корректно.

Но об этом же говорят, и от этого никуда не деться. Мне доводилось разговаривать со многими политиками, которые отмечали серьезность данной проблемы.
- Ну так пусть сами не дают взяток! Они же сами провоцируют коррупцию!

Да? То есть вы считаете, что, например, западные фирмы сами провоцируют дачу взяток?
- А кому они дают? Я этого лично не видел! Где они находятся, эти западные фирмы?

Речь идет о тех иностранных компаниях, которые работают на территории Казахстана. Взять, к примеру, недавнее заявление Сарыбая Калмурзаева?
- Ну, может быть, такие случаи действительно имели место. Не знаю.

Контроль над Интернетом - нонсенс

Хорошо, а что Вы скажете о претензиях ряда стран, входящих в ОБСЕ, к нынешней ситуации, сложившейся вокруг средств массовой информации в нашей стране? Правительство пытается провести реакционные поправки в закон «О СМИ». В связи с чем нынешний министр культуры и информации Казахстана делает одно громкое заявления за другим. Как это можно прокомментировать? Ведь все эти случаи непосредственно наносят удар по международному имиджу Казахстана в канун принятия важного решения о председательствовании в ОБСЕ?
- Если господин Ертысбаев мыслит, как он пафосно подчеркивает, интересами национальной безопасности, которая у нас, между прочим, прочна как никогда, продавливает эти изменения, то я предпочитаю вести речь на уровне оценок реального ущерба нашим внешнеполитическим приоритетам, международному имиджу страны, если эти поправки вступят в силу. Очень неприятно слышать комментарии партнеров по ОБСЕ, что мы в данном случае следуем совершенно неверному принципу, отказываясь от привлечения экспертов. А ведь у Казахстана есть же добровольно взятые обязательства перед ОБСЕ.

В качестве спецпредставителя Казахстана по сотрудничеству с ОБСЕ хочу подчеркнуть, что президент Назарбаев на недавнем совещании по толерантности ясно сказал: “Председательство в ОБСЕ - один из этапов осуществления стратегии по вхождению в число 50 конкурентоспособных стран”. И сейчас по воле одного из чиновников у нас появляется серьезная преграда на этом пути. Я очень сомневаюсь, что господин Ертысбаев готов взять на себя лично всю полноту ответственности за срыв задачи и при этом не прикрываться высоким портретом. А как вы думаете, на кого он быстро переложит ее? Подумайте сами. Такое уже не раз бывало в прошлом.

Другой вопрос, что любое государство будет стараться регулировать вопросы взаимоотношений со СМИ. Но здесь нужен реальный рыночный рычаг. Ведь в современных условиях основная политическая борьба происходит именно на информационном пространстве. Независимо, как на региональном уровне, так и в глобальном масштабе.

Я считаю, что в условиях глобализации скрыть информацию невозможно, и очень важно, какими методами делаются попытки поставить СМИ под контроль. Например, попытки установить контроль над Интернетом - это нонсенс. Сделать это невозможно! Я считаю, что все это относится к вопросам времени. Это болезни, которые пришли к нам из прошлого, - закрыть, установить контроль, поставить под учет и так далее. Будущее не за таким подходом!

Оппозиция умеет лишь критиковать

Рахат Мухтарович, а кому вообще пришла идея подать заявку на председательствование Казахстана в ОБСЕ? Есть мнение, что это была Ваша инициатива после известных событий 2001 года. Это правда или нет?
- От генерации идеи до ее воплощения - большой путь. То, что идею инициировал я и наше постоянное представительство в ОБСЕ, это не секрет. Не секрет и то, что эту идею поддержали министр иностранных дел Касымжомарт Кемелевич Токаев и глава государства. Другое дело, что в рамках определения стратегической цели существуют разные мнения. Порой они полярные. Не стоит думать, что до принятия этого стратегического решения все было гладко и хорошо. До сих пор в правительстве есть лобби, группировки и мнения, которые не приветствуют эту стратегическую цель. Есть такие, кто хотел бы жить, как и раньше, и не желает ставить каких-то амбициозных целей.

То есть Вы не скрываете, что есть люди, которые противодействуют идее председательствования в ОБСЕ?
- Конечно, как и в любом деле! Государственная бюрократическая машина - это нормальный живой организм.

А что Вы можете сказать о так называемой многовекторной политике Казахстана? От отдельных представителей оппозиции я слышал негативные высказывания по этому поводу. Мы хотим дружить с Китаем, с Россией и не прочь дружить с США. Может, нам пора определиться, с кем мы в итоге?
- При всем уважении к той же оппозиции, скажу, что им стоило бы подумать о приобретении опыта внешнеполитической работы. Не оппозиция будет принимать важные государственные решения. Что бы там оппозиция ни говорила! То, о чем Вы мне сказали, это разговоры на кухне. Нет в оппозиции ни экспертов, ни людей, способных анализировать ситуацию, нет таких, кто мог бы реально показать свою дееспособность.

Наша оппозиция в состоянии только критиковать.

Насколько я понимаю, Вы негативно относитесь к казахстанской оппозиции?
- Нет, я не говорю, что негативно, но считаю, что наша оппозиция непрофессиональная. Все их заявления сводятся к уровню бабских сплетен, к уровню личной неприязни. Но это тоже болезнь роста! В будущем все придет. Но для этого надо совершенствоваться, заниматься, работать над собой. Что касается многовекторной политики, то, на мой взгляд, это единственная возможность учитывать национальные интересы Казахстана. И лидер страны идет в правильном направлении! Посмотрите на наших соседей. У них есть как внешние, так и внутренние конфликты. Слава богу, такого в Казахстане нет! Все это благодаря нашей многонациональной, межэтнической терпимости.

А что конкретно сделали представители оппозиции?! Какой вклад они внесли в становление Казахстана, что они создали? Президент же с нуля построил систему, страну.

Я уважал мнение Сарсенбаева

Вы говорите, что оппозиция лишь критикует. Но ведь через критику она создает определенное общественное мнение. У нее есть свои СМИ, которые, не будем скрывать, сформировали в обществе не только негативный образ Нурсултана Назарбаева, но и лично Ваш. Не кажется ли Вам, что для оппозиции Вы стали одним из самых главных врагов? С чем, на Ваш взгляд, это связано?
- Может, кто-то и считает меня врагом, я лично никого врагом не считаю! Это опять повеяло советскими временами. Мне не нужны ни друзья, ни враги! Мне нужны партнеры!

А как же негативные материалы?
- Это значит, что преследуются определенные цели. Я не верю в независимые СМИ! За каждым СМИ, в том числе и оппозиционным, стоят определенные финансовые группировки. А раз есть финансисты, то есть те, кто заказывает музыку, и есть те, кто под нее пляшет.
И чем же Вы лично мешаете определенным финансовым группировкам?
- Я верю в независимость только такого СМИ, которое само зарабатывает! У нас есть такие средства массовой информации, но пока их очень мало. Но это тоже придет со временем!

И все же я хотел бы возвратиться к своему вопросу. После убийства Алтынбека Сарсенбаева многие СМИ, кто косвенно, а кто и прямо, обвинили именно Вас в причастности к этому громкому преступлению. Чем Вы им помешали?
- Не знаю. Но, действительно, я видел, что пишут в том же Интернете. И если высказывается какое-то обвинение в мой адрес или клевета, то я подаю в суд. Вот один бывший чекист обвинил меня в том, что я чуть ли там не присутствовал.

Арат Нарманбетов?
- Да. И я подал на него в суд. Суд решает такие вопросы. Нравится это кому-то или не нравится.

А надо ли было реагировать вообще на такие высказывания?
- Но я же не подаю в суд на журналиста или на СМИ! Я подал исковое заявление на бывшего сотрудника спецслужб. Он должен уметь отвечать за свои слова и свои действия. Независимо от того, кто им руководит или рулит! Я могу понять какую-то эмоциональность, с учетом тех отношений, которые были у меня с Алтынбеком Сарсенбаевым.

А они были тяжелыми?
- Почему тяжелыми? Я не считал его своим личным врагом. Не считал и не буду считать. Были разные мнения. У него свои, у меня - другие. Я уважал его мнение. Да, у нас были разногласия, но это не значит, что из-за этого надо вызывать на дуэль! И в политике, и в жизни есть идеалисты и реалисты. Я отношу себя к реалистам. Другое дело, что за этим громким делом стоят различные манипуляторы. Возможно, даже те, кто осуществлял убийство Сарсенбаева. За Интернетом же невозможно определить, кто является истинным заказчиком того или иного материала, и с какой целью он сделал это.

И слава богу, что полиция быстро раскрыла это преступление! Представляете, что было бы, если бы не нашли преступников?! Вопросы же по этому делу до сих пор остаются, в том числе и у меня.

Тем не менее кого-то Вы явно не устраиваете. И эта ситуация наблюдается с 2001 года. Почему?
- А что случилось в 2001 году?

Ну, Вам-то лучше знать, но вот даже Дарига Назарбаева в своей небезызвестной статье «Дежа вю» высказала мнение, что нынешняя история напоминает историю 2001 года. Насколько я помню, после этих событий Вас отослали послом в Австрию?
- Что значит отослать или отозвать?

Но восприятие в обществе именно такое!
- Ну и пусть так воспринимается! Кто сказал, что быть послом своей страны плохо? Это большая честь! И быть в Вене, в центре Европы, полномочным представителем в ОБСЕ, а по совместительству послом в Сербии, Черногории, Хорватии, Словении, представлять нашу страну в венском офисе ООН, МАГАТЭ - во-первых, это большое доверие, во-вторых, хорошая школа роста. Я никогда не думал и не мечтал стать послом!

А трудно было переключиться с работы в силовых структурах на дипломатическую деятельность?
- Конечно, я же нормальный человек. Всегда приходится чему-то учиться. Я не могу сказать, что являюсь, например, стопроцентным специалистом в области специальных служб или профессиональным дипломатом. Я - профессиональный менеджер, руководитель. Каждое ведомство имеет свою специфику, и это надо учитывать.

Нужна площадка для диалога

А как Вы охарактеризуете нынешнюю общественно-политическую ситуацию в стране? С чем связаны перестановки во властных структурах? Что происходит? Станем ли мы действительно демократической страной?
- Я не хотел бы предсказывать и тем более гадать. Обратитесь к Конституции! Там черным по белому написано, что Казахстан строит демократическое светское государство. Другое дело темпы и тактический подход к этому вопросу. Все зависит и от развития экономической базы, и от подготовки кадров. Еще десять лет назад никто не думал, что у нас будет такой прогресс в экономике, что можно будет свободно высказывать свое личное мнение, которое будет размещено в тех же оппозиционных СМИ. При этом журналистов завтра не посадят за инакомыслие. Это ведь наши общие завоевания!

Но то, что случилось с Сарсенбаевым, наводит на ряд определенных размышлений. Я подчеркиваю, что решить, кто прав, а кто виноват, может только суд. В то же время сейчас страна богатеет, как богатеют и ее граждане, и многим людям становится тесно в финансовом и в экономическом плане. Кто-то хочет получить возможность развития в политическом плане. Все эти тенденции естественны для любого динамично развивающегося общества, где превалируют рыночные отношения. Казахстан - страна с рыночной экономикой, и это - факт. Но государство тоже будет стараться регулировать эти процессы. Поэтому определенные столкновения неизбежны.

У меня полная уверенность, что мы двигаемся в правильном направлении, которое позволяет осуществлять те реформы, которые определил главный государственник нашей страны Нурсултан Назарбаев. Образно говоря, президент строит сегодня дом, а председательствование в ОБСЕ - это открытые окна, куда будет проникать воздух той же свободы слова, плюрализма мнений. Нам же стоит задуматься, насколько широко будут открыты эти окна? Нам надо строить общий дом, а не ходить где-то на задворках и, щелкая семечки, критиковать все подряд. Никто никого не отталкивает от диалога!

Все должно происходить в рамках дискуссии. Нужна площадка для диалога! Надо быть реалистом! Не бывает так, чтобы все получалось сразу и сейчас! Надо осознать, что общая задача и НПО, и оппозиции, и тех, кто поддерживает президента, - построить общий дом.

Но в то же время надо и понимать, что просто так этот дом никто не отдаст, поскольку в его строительство вложено очень много сил и энергии! Поиск же врагов является негативным явлением. Что нам в общем доме делить?!


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...