Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

О председательстве в ОБСЕ - спикер сената Касым-Жомарт Токаев

Казахстан стал первой страной на Азиатском континенте, удостоенной председательства в ОБСЕ. Первой постсоветской республикой, добившейся права возглавить столь авторитетную организацию. Это отметка "отлично", поставленная нашему президенту мировым сообществом. И безусловный успех отечественной дипломатии. Вместе с коллегами ковал победу и нынешний спикер сената Касым-Жомарт ТОКАЕВ, долгое время возглавлявший МИД. Поэтому мы решили обратиться к нему с вопросами, на которые он любезно согласился ответить.

- Касым-Жомарт Кемелевич, от имени редакции и многочисленных читателей "ЭК" искренне поздравляем вас с тем, что наша страна удостоилась высокой чести быть председателем ОБСЕ в 2010 году! Будучи долгое время руководителем нашего форрин-офиса, не припомните, как все начиналось, как тогда восприняло мировое сообщество казахстанскую инициативу?

- Заявка Казахстана на председательство в ОБСЕ произвела в этой авторитетной организации эффект разорвавшейся бомбы. Нас спрашивали: насколько серьезны ваши амбиции? Но мы исходили из того, что Казахстан, будучи признанным лидером в регионе и государством, которое стремится к демократизации политической системы, может претендовать на этот высокий пост. Мы понимали: с одной стороны, это большая честь, а с другой - серьезный импульс к дальнейшему совершенствованию политической системы нашей страны. Поэтому это как бы двусторонний процесс, который, безусловно, полезен для Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и для Казахстана.

В самой ОБСЕ так сложилось, что генеральный секретарь этой организации обладает гораздо меньшими полномочиями, нежели генсек НАТО или ООН. Это техническая фигура. Главную же скрипку играет председатель ОБСЕ, то есть страна, которая ежегодно выбирается на ротационной основе. В этой организации функционирует "тройка" (не путать со святой троицей), поэтому Казахстан войдет в ее руководящее звено уже в 2009 году и будет находиться там по 2011 год.

Признание за Казахстаном права возглавлять эту организацию - действительно большая победа нашего президента. Об этом надо прямо говорить. Поскольку, не будь Нурсултана Назарбаева, Казахстан вряд ли когда-либо получил бы данную привилегию. Глава государства лично занимался продвижением нашей заявки, поднимал этот вопрос на всех переговорах с лидерами Европы и США. В сентябре прошлого года наша делегация даже отговаривала Нурсултана Абишевича поднимать эту тему на переговорах с президентом Бушем, поскольку мы ясно представляли, какова на тот момент была позиция Вашингтона. Но надо знать нашего лидера: чем больше мы его отговаривали, тем больше он укреплялся в собственном мнении все же обсудить этот вопрос. Американцы поняли, что наша позиция твердая, Казахстан полон решимости стать председателем ОБСЕ.

- То есть поначалу казахстанские планы воспринимались скептически?

- Никто из наших партнеров не отрицал права и возможности председательства Казахстана в ОБСЕ. Никто нам не препятствовал. Речь лишь шла о том, когда и на каких условиях? Нам предлагали занять этот пост в 2011 году, но мы на это не соглашались. Хотя заявление о председательствовании в 2011 году министра иностранных дел Бельгии Карла де Гюхта было подготовлено. Но во время министерской встречи в Брюсселе в декабре минувшего года мне удалось перенести рассмотрение нашей заявки на мадридскую конференцию вопреки традициям ОБСЕ. С другой стороны, рассуждая категориями реальной политики, мы хорошо представляли себе, что в 2009 году наша заявка вряд ли будет реализована.

Поэтому президент, будучи с визитом в Нью-Йорке в сентябре этого года, четко заявил о том, что необходимо найти компромиссную формулу решения данной проблемы. Повторяю: это заслуга главы государства, который подтвердил свое реноме не только как президента-основателя, созидателя и реформатора, но и как президента-победителя. И то, что именно нашей стране было предоставлено право возглавить эту организацию в 2010 году без каких-либо условий, я считаю очень хорошим результатом переговоров, которые не прекращались в течение последних четырех лет.

Надо понимать, что Казахстан становится первым государством Среднеазиатского региона, первым государством СНГ, первым государством постсоветского пространства, первым государством тюркоязычного мира и первым государством - членом Организации Исламская конференция, возглавившим ОБСЕ.

Кроме того, хотел бы обратить внимание на тот факт, что Казахстан становится председателем уникальной организации по своему географическому измерению и повестке дня. Одновременно наша страна является инициатором и "проводником" идеи Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Такое сочетание опыта строительства безопасности на Азиатском континенте и в пространстве от Ванкувера до Владивостока и от Рейкьявика до Душанбе, конечно же, думаю, будет полезно и для самой ОБСЕ.

Усилия дипломатического корпуса во главе с министром иностранных дел Маратом Тажиным увенчались успехом. Думаю, наши дипломаты достойны всяческой похвалы. Конечно же, надо отдельно поблагодарить Россию, сыгравшую очень большую роль в поддержке Казахстана, наших партнеров по СНГ, соседние государства по Центрально-Азиатскому региону, Европейский союз, а также Соединенные Штаты Америки. США проявили рациональный подход к решению данного вопроса и должным образом оценили уровень стратегического партнерства, который был достигнут во взаимоотношениях между нашими государствами.

- ОБСЕ сейчас переживает не лучшие времена. Ее критикуют за необъективные отчеты по выборам, с одной стороны, а с другой - за позицию, занятую по балканскому вопросу, что грозит перекройкой границ. Способен ли, на ваш взгляд, Казахстан с его богатым национальным и религиозным многообразием сгладить и "зацементировать" чуть ли не антагонистические противоречия между евроатлантическим и евразийским крылом ОБСЕ?

- Я считаю, что Казахстан вполне способен консолидировать организацию. Тем более что она стоит перед лицом новых вызовов. Мы имеем хорошее понимание ситуации в Центральной Азии, которая является очень непростым, но перспективным регионом. Поэтому Казахстан, действуя в тесной координации со всеми нашими партнерами в этом регионе или в более широком масштабе, вполне способен внести самый серьезный вклад в консолидацию ОБСЕ. Мы никогда не отрицали значения этой организации, даже в то время, когда у нас были серьезные разногласия, в частности, по вопросу деятельности Бюро демократических институтов и прав человека. Мы всегда подчеркивали, что не хотим создания разделительных линий в ОБСЕ и выступаем за консолидацию и укрепление потенциала этой организации. Поэтому, думаю, что наш вклад в ОБСЕ будет очень значительным.

- А может ли наша страна рассчитывать на другие дивиденды? Позволяет ли председательство, скажем так, лоббировать какие-то экономические проекты? Вы, как кадровый дипломат, должны это знать:

- Что касается экономики, то здесь эффект может быть косвенным, поскольку сам факт председательства в ОБСЕ будет положительным явлением с точки зрения укрепления инвестиционных возможностей нашей страны. В принципе Министерство иностранных дел занимается продвижением экономических интересов Казахстана за рубежом, тесно взаимодействуя с другими министерствами и компаниями. Это обязанность внешнеполитического ведомства.

- Поправьте, если мы ошибаемся: на мадридском саммите три делегации - США, Великобритании и Чехии - выступали противниками нашего председательства. Однако консенсус все же был достигнут. Что же, по вашему мнению, заставило эти государства изменить свою позицию?

- Здесь присутствовал серьезный комплекс нюансов. Думаю, в основе достигнутого консенсуса лежит понимание, что Казахстан является государством, действительно достойным этого поста. Мы находимся на правильном векторе нашего развития. Успехи Казахстана в демократическом развитии очевидны. В нашей стране благодаря усилиям президента царят мир, спокойствие и согласие. Надо всегда помнить об историческом решении Нурсултана Назарбаева отказаться от ядерного наследия. В достигнутом решении имеется обоюдная заинтересованность. Сам факт того, что новое государство, вступившее в ОБСЕ лишь пятнадцать лет назад, по своей сути являющееся центральноазиатским и постсоветским, фактически войдет в руководящее ядро этой организации, это крупное историческое событие, которое войдет в летопись ОБСЕ. Думаю, когда историки и политологи будут рассказывать об этой организации, безусловно, выделят и то обстоятельство, что в тяжелейших дискуссионных условиях было принято решение о том, что именно Казахстан возглавил ОБСЕ в 2010 году.

- Касым-Жомарт Кемелевич, председательство в ОБСЕ, которого мы добились без каких-либо встречных условий, - это не только высокая честь, но и большая ответственность. Намерена ли официальная Астана проводить какие-либо политические реформы?

- Конечно же, мы должны понимать, что необходимо идти дальше по пути совершенствования политической системы нашего государства. Процесс реформ в этой сфере был инициирован самим главой государства. Его концепция "вначале экономика, затем политика" подтвердила свою правильность, и сейчас мы вступаем в период политических реформ при том понимании, что экономика страны будет по-прежнему укрепляться в непростых условиях, которые происходят на мировом рынке.

Думаю, и парламент внесет свой вклад в дальнейшее реформирование политической системы. Предела совершенству, естественно, нет, но коль скоро нас считают лидером в регионе, то это лидерство должно распространяться не только на экономическую сферу, но и охватывать гораздо большие сферы, в том числе и политическую. С другой стороны, международный опыт показывает, что демократию невозможно привнести извне, она взращивается на национальной основе. И даже твердые приверженцы принципа универсальности демократии говорят о том, что в современном мире существует множество моделей. Не хотел бы опережать время, раскрывать "повестку дня" демократических преобразований нашего общества. Движение в этом направлении началось, процесс набрал такую инерцию, что стал необратимым.

Главное - стабильность в нашем обществе, поскольку в этом основа всех успехов реформ в Казахстане. Нужно идти по пути обеспечения верховенства закона. Этот принцип является доминирующим во всех демократических государствах. А что касается самих законов, то предстоит совершенствование их содержания.

- Дипломатов нередко сравнивают с фокусниками. Обоим необходимы котелки, где спрятаны сюрпризы. Отвечая за дипломатические переговоры по ОБСЕ, вам приходилось сталкиваться с неожиданными сюрпризами?

- Во-первых, нужно быть объективным: главную роль, естественно, сыграл президент. Во-вторых, работал большой коллектив дипломатов и политиков, в том числе депутатов парламента. Для достижения консенсуса решающим оказался 2007 год. Что касается предыдущих лет, то велась "огневая подготовка". Поэтому я не хочу преувеличивать свою работу в этом направлении.

Но, возвращаясь к нашим парламентским делам, хотел бы отметить, что в конце июня следующего года в Астане пройдет очень крупный форум - сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Ожидается прибытие около 600 парламентариев из разных стран - участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это очень серьезное мероприятие. Тем более что оно будет проходить на фоне принятого в Мадриде решения.

- Касым-Жомарт Кемелевич, недавно вы презентовали свою книгу "Свет и тень", где поведали массу любопытного про президента Нурсултана Назарбаева. Что вас подвигло на написание: гены отца - известного писателя, желание оставить след в библиографии Казахстана или, уж простите, банальная конъюнктура?

- Я уже ответил на этот вопрос в предисловии к книге. Считаю, что наша общественность должна знать о той большой работе, которую проводит президент по строительству и укреплению нашей государственности. Это была сложнейшая работа в непростых геополитических условиях. Нужно было правильно определить внешнеполитические приоритеты, выстроить отношения со многими государствами, прежде всего с соседними. Ведь на момент начала "казахстанского пути", который равен по своему содержанию и результатам целому столетию, у нас не было ни одного договора ни с Россией, ни с Китаем, ни с другими государствами.

На все эти проблемы накладывалась тяжелейшая экономическая ситуация. Но как бы то ни было, сейчас Казахстан пожинает хорошие успехи многогранной деятельности Нурсултана Назарбаева. Мы не имеем конфронтационных отношений ни с одним государством - соседними или с теми, что находятся вдалеке от нас. При этом Казахстан не поступился национальными интересами, наоборот, укрепил и защитил их. Имея границы протяженностью около 14 тысяч километров, мы сумели их делимитировать, а в значительной части и демаркировать. Казахстан является очень ответственным партнером и таковым признается во всем мировом сообществе.

Конечно, я не могу не сказать об историческом решении, принятом президентом: отказе от ядерного наследия и закрытии Семипалатинского полигона. Казахстан добровольно провозгласил себя безъядерным государством. Тем самым обеспечил позиции, которые мы сейчас имеем. Посмотрите на современный мир: те страны, которые претендуют на обладание ядерной военной программой, сталкиваются с очень серьезными трудностями в своем развитии. Мы смогли избежать этого, взамен получив гарантии безопасности. Как выразился Джордж Буш-старший: США никогда не имели более лучшего партнера в области разоружения, нежели Казахстан.

Думаю, что это серьезная и правильная оценка нашего государства как международного игрока. Получив право председательствования в ОБСЕ, Казахстан подтвердил свой статус крупного евразийского государства, добившегося значительных успехов в развитии экономики и строительстве демократических институтов, а также в обеспечении региональной и даже глобальной безопасности. Есть все основания гордиться нашей страной и ее президентом.

№ 225 (16373) от 05.12.2007

Беседу вели Адыльхан НУСУПОВ , Наталья АБСАЛЯМОВА, Астана


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...