Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Глядя на дареного коня. Поправки в законы о СМИ, партиях и выборах мало что изменят в политическом процессе в Казахстане, но могут вызвать негативную реакцию со стороны ОБСЕ

Поправки в законы о СМИ, партиях и выборах мало что изменят в политическом процессе в Казахстане, но могут вызвать негативную реакцию со стороны ОБСЕ

4- 5декабря вХельсинки состоится ежегодное заседание совета министров иностранных дел (СМИД) Организации побезопасности исотрудничеству вЕвропе (ОБСЕ). Тем для обсуждения более чем достаточно повсем измерениям -ивоенно-политическому, иэкономическому, игуманитарному. Всюду кризис. НаЮжном Кавказе были разморожены конфликты вЮжной Осетии иАбхазии. Усилиями России они были переведены вохлажденное состояние, ноотношение большинства членов ОБСЕ кпоявлению взоне ответственности организации двух новых государств пока что явно негативное.

Вэкономике тоже хорошего мало, кризис сменяется рецессией, причем отколлективных действий проку пока нет.

Зато надемократическом направлении Казахстан, который вследующем году войдет всостав руководящей тройки, состоящей издействующего, будущего ипрошлого председателей ОБСЕ, подготовил сюрприз -пакет изменений взаконодательство овыборах, опартиях, оСМИ иместном самоуправлении.

Насегодняшний день стали достоянием общественности лишь поправки взакон оСМИ, над совершенствованием которого правительство, мажилис изаинтересованные представители гражданского общества работают последние три года. Содержание прочих законопроектов дано лишь вкратком пересказе руководителей министерств, презентовавших ихназаседании правительства.

Зато уже хорошо известна реакция экспертов -все структуры, профессионально отслеживающие состояние нашего законодательства вреформируемых сферах, единодушно отметили, что весь прогресс состоял втом, что иззаконов были исключены положения, которые напрактике совершенно неприменялись. Характерно, что при ихподготовке правительство неопиралось накакие-то специализированные структуры типа госкомиссии подемократизации или предшествовавших ейпостоянно действующего совещания (ПДС) инациональной комиссии повопросам демократизации (НКВД) -помнению директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарева, это свидетельствует отом, что предлагаемые правительством меры носят откровенно косметический характер. «Очевидно, что отмеченные выше структуры создавались втовремя, когда наблюдалась заметная напряженность вотношениях между властью иееоппонентами. Вэтих условиях власть активно использовала тезисы онеобходимости проведения новых политических преобразований иполитического диалога вцелях снятия напряженности. Сейчас жевобщественно-политической жизни страны наблюдается относительное спокойствие. Итема проведения новых, аглавное -реальных политических реформ, похоже, закрыта нанеопределенное время», -отметил он.

Наш журнал уже неоднократно писал отом, что нужно быть либо очень наивным человеком, либо совершенно неслышать того, очем говорит президент, чтобы решить, будто Казахстан пойдет накакие-то радикальные реформы вполитической сфере (см., например, «Власть без права передачи», «Эксперт Казахстан» №20от28мая 2007года). Цель всех реформ была сформулирована вполне недвусмысленно еще два года назад -повышение эффективности государственного управления. Идаже ради заветного кресла председателя ОБСЕ наше правительство предпринимало поистине титанические усилия -новсфере тайной дипломатии иполитического лоббирования, авовсе неприближения к«международным стандартам». Наполное соответствие последним Астана никогда инепретендовала.

Помнению директора Казахстанского международного бюро поправам человека исоблюдению законности Евгения Жовтиса: «Единственное позитивное вовсем этом -некий сигнал западным партнерам отом, что мыкним относимся серьезно, неотмахиваемся отних самих иихтребований ихотим хотя бывыглядеть надлежащим образом. Другое дело, что это никакие нешаги, алишь ихимитация. Такая цель, как институционализация политического плюрализма, разработчиками законопроектов неставилась». Поэтому, помнению эксперта: «Вся система ОБСЕ поставлена перед очень сложным выбором. Особенно те, кто поддерживал нашу кандидатуру, исходя изидеи вовлечения Казахстана, кто считал, что ненадо отталкивать Центральную Азию, несмотря насвоеобразие политики отдельных еелидеров ирежимов. Они говорили, что надо учитывать геополитический контекст, что регион зажат между Россией иКитаем. Нодаже эти страны вынуждены были делать какие-то реверансы всторону «третьей корзины», гуманитарного измерения, тоесть демократии иправ человека. Еще хуже то, что подобными реформами мыделаем изнаших западных партнеров, прошу простить, нонеподберу более мягкого слова, полных идиотов. Ведь невозможно себе представить, чтобы нормальный человек принял снижение барьера с50до40тысяч запрогресс вделе либерализации законодательства ополитических партиях. Или наше правительство считает, что увсего мира нефтяные очки наглазах?

Амежду тем решение понашему председательству уже принято, отменять его небудут. Нокакая все жебудет реакция Запада? Если онвтой или иной форме согласится сэтим, тона«третьей корзине» можно будет ставить жирный крест. Будет понятно, что права человека, верховенство закона итому подобные вещи вОБСЕ -неболее чем слова».

Триумф второй сигнальной системы

ВСтратегии ОБСЕ попротиводействию угрозам безопасности истабильности вXXIвеке прямо сказано, что она «является форумом для диалога пополитическим вопросам ивопросам безопасности, для установления опирающихся наконсенсус политически обязательных норм ипринципов для содействия ихвыполнению». ВАстане это хорошо усвоили инаучились использовать риторику, семантически приближенную ктой, которая популярна вВене, Варшаве иКопенгагене*. Там работают высокоразвитые люди, способные воспринимать явления, стоящие закакими-то понятиями, внашем случае -«демократией», отвлеченно иобобщенно, невдаваясь вчастности идетали.

Ремарки, сделанные министром иностранных дел Маратом Тажиным входе представления рассматриваемых законодательных поправок членам правительства, фактически являются тезисами его будущего выступления назаседании СМИД вХельсинки. Во-первых, «Казахстан продемонстрировал последовательность вреализации национальных приоритетов впостроении современной конкурентоспособной страны сучетом собственного исторического опыта имеждународных стандартов».

Это проявилось втом, что парламент будет многопартийным «независимо отэлекторальных факторов». Кроме того, «теперь предполагается сделать процесс регистрации политических партий независящим отсубъективной трактовки конкретного чиновника, атвердо прописанной нормой закона, что является принципиальным фактором ограничения произвола того или иного чиновника».

И, наконец, самый важный тезис министра: «Эта работа ведется напротяжении последних нескольких лет иявляется абсолютно четким, ясным итвердым сигналом состороны Казахстана, состороны главы государства онеобходимости продолжения политических реформ».

Можно несомневаться втом, что сигнал этот будет уловлен ивоспринят надлежащим образом, тоесть сможет заглушить теболевые раздражители, которые поступают нарецепторы БДИПЧ. Следовательно, реакция насигнал изАстаны вызовет условный рефлекс, сформированный под воздействием наших многолетних совместных бесед натему одемократизации политической жизни.

«Впрошлом году исама ОБСЕ, истраны-участницы смирились стем, что Казахстан фактически проигнорировал поставленные перед ним в2006году вБрюсселе условия поприближению своего официального политического курса кстандартам человеческого измерения ОБСЕ. Несмотря напринятие далеко недемократических поправок вКонституцию иформирование монопартийного мажилиса, наша страна все жеполучила долгожданный пост председателя ОБСЕ. Наэтом фоне вновь предлагаемые поправки взаконы овыборах, политических партиях, СМИ иповопросам местного госуправления исамоуправления вряд ливызовут серьезные протесты инарекания состороны ОБСЕ, ееинститутов иотдельных стран-участниц. Даже если что-то подобное ипроизойдет, тосерьезных последствий для Казахстана небудет.

Хотя нельзя незаметить, что предлагаемые казахстанским правительством меры посозданию идеятельности органов самоуправления сильно расходятся сположениями Европейской хартии оместном самоуправлении, авпоправках взакон овыборах ненашли своего отражения рекомендации миссии наблюдения завыборами БДИПЧ ОБСЕ», -считает Андрей Чеботарев.

Свобода диктофона ивидеокамеры

Если внесение взакон овыборах нормы обобязательном присутствии вмажилисе как минимум двух партий стало объектом критического разбора иразличных интерпретаций, токомментарии кновеллам взакон оСМИ отличаются крайней скупостью. Помнению партии «Азат», поправки подеятельности СМИ невыдерживают никакой критики: «Ничего сущностного изтого, что предлагали журналистское сообщество, гражданские институты, правозащитные организации, непринято. Декоративные изменения всего лишь прикрывают фикцию перемен». ОСДП всвоем заявлении перечислила нормы, которые следует включить взакон оСМИ: правовые гарантии свободы получения ираспространения информации; установление законодательных барьеров для монополизации СМИ; уточнение вопросов регистрации СМИ, лицензирования деятельности потеле— ирадиовещанию сиспользованием радиочастотного спектра; четкое определение прав иобязанностей журналистов иихспециальный статус».

Нанаш взгляд, заслуживает внимания лишь концептуальное дополнение встатью, посвященную государственному регулированию СМИ: «Признавая средство массовой информации важнейшим институтом демократической политической системы, государство способствует развитию истимулированию отечественного информационного рынка, средств массовой информации иповышению ихконкурентоспособности».

Помнению возглавляемого Тамарой Калеевой Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз», при отсутствии гарантий отвнесудебного ареста, изъятий иконфискаций эта норма превращается впростую декларацию.

Да, декларацию, новсе-таки непростую, адовольно эффектную, ктому жеполностью отвечающую международным стандартам. Именно так ипрокомментировал ееМарат Тажин, сказав, что поправки взакон позволят «закрепить правовой общественный статус СМИ вкачестве важнейшего политического института». Примерно тожеонповторит иназаседании СМИД вХельсинки вначале декабря и, весьма вероятно, найдет понимание нетолько усоюзников поОрганизации Договора околлективной безопасности. Как сказал генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен деБришамбо: «ОБСЕ -это невоенный альянс инеэкономический союз, асистема общих ценностей иобщих интересов».

Изстатьи 21закона оСМИ убран пункт, обязывающий журналиста «получить согласие наиспользование аудио— или видеозаписи при проведении интервью сгражданами». Хотя впояснении министерства сказано, что эта норма убирается «всоответствии срекомендациями ОБСЕ вцелях дальнейшего развития саморегуляции СМИ», это скорее приведение закона всоответствие создравым смыслом. Выступая назаседании правительства, министр культуры иинформации Мухтар Кул-Мухаммед сказал: «Ужурналистов нет возможности ккаждому изнас подойти ипросить разрешение насъемку. Поскольку мысвами публичные политики, тодолжны понять, что такая поправка нужна, иэто существенно облегчит работу журналистов пополучению информации».

Однако взаконопроекте поясняется, что статья 145Гражданского кодекса РК(вней речь оправе насобственное изображение) сохраняется: «Никто неимеет права использовать изображение какого-либо лица без его согласия». Таким образом, законодательство уже нетребует отжурналистов согласия «какого-либо лица» наполучение изображения, носогласие наиспользование (для чего это изображение, собственно, иполучают) по-прежнему необходимо.

Помнению экспертов «Адил соз», отмена регистрации электронных СМИ вМинистерстве культуры иинформации неозначает создания более благоприятных условий для появления новых теле— ирадиокомпаний, поскольку нормы закона «Олицензировании» сохраняются вполном объеме, аони предусматривают сложный итрудоемкий процесс лицензирования электронных СМИ.

Большая жечасть поправок взакон оСМИ носит редакционный характер. Например, всвязи сотменой постановки научет электронных СМИ всоответствующей статье слова «средство массовой информации» заменены на«периодическое печатное издание, информационное агентство».

Корректор последней инстанции

Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) ипартия «Азат» выступили сзаявлениями, вкоторых содержится одинаково критическая оценка правительственных законопроектов. При этом позиция социал-демократов более сдержанная, включающая конструктивные предложения иотражающая нацеленность надиалог свластью. ОСДП отмечает: «Нововведения несоответствуют ранее данным властями Казахстана обещаниям оприведении законодательства всоответствие состандартами ОБСЕ иявляются недостаточными для подлинной политической модернизации».

Формулировки «Азата» традиционно более резкие: «Одобренные правительством поправки -непросто демонстративно куцый набор разрозненных второстепенных улучшений. Это -сознательное замалчивание иизвращение самых принципиальных предложений демократических сил, попытка под видом новаций, наоборот, закрепить недемократическую суть режима».

Поскольку информационные агентства уже растиражировали слова Мухтара Кул-Мухаммеда отом, что взаконопроекте опартиях были учтены требования оппозиционных партий, ОСДП и«Азат» сочли уместным напомнить отом, чего они насамом деле требовали. Причем ОСДП всвоем заявлении всжатом виде, нодостаточно полно изложила изменения, которые считает необходимым внести взаконопроекты. Видимо, это связано стем, что вотличие отсвоих соратников поборьбе задемократию из«Азата», уверенных, что «только активное сопротивление каждого гражданина иобщества вцелом может остановить политическую деградацию иповернуть вспять движение ктоталитаризму», ОСДП сохраняет веру ввозможность совместной работы. Она заявила онеобходимости «организовать проведение открытых общественно-политических слушаний поэтим законопроектам накануне ихрассмотрения впарламенте». Вних, помнению партии, могли быпринять участие депутаты парламента, члены правительства, политические партии, неправительственные организации, руководители СМИ, независимые эксперты, авкачестве наблюдателей -представители ОБСЕ.

Будет лиучтена позиция партий, пока непонятно. Поскольку законопроекты, несмотря напоручение премьера, небыли немедленно переданы впарламент (впрочем, депутаты мажилиса все равно разъехались порегионам), можно предположить, что реакция общества, партий, даиОБСЕ изучается.

Андрей Чеботарев считает, что законопроекты будут приняты парламентом без особых проблем. «Могут быть лишь откорректированы теили иные положения. Даито, учитывая монопартийный состав мажилиса иабсолютную лояльность сената, речь, скорее всего, здесь пойдет онесущественных, вчастности, организационных итехнических моментах, -сказал он. -Что жекасается негативной реакции состороны общественности иособенно оппозиционных партий, товласть ипрежде практически никогда непринимала ихпозицию вовнимание. Вовсяком случае, переубедить еевданном вопросе они точно несмогут. Впринципе, для придания этим поправкам еще большего демократического лоска власти следует провести поним общественные слушания втом жепарламенте. Неисключено, что она так исделает. Разве что это может пройти науровне обсуждения, кпримеру, вОбщественной палате при мажилисе. Тоесть сизбранным составом ибез особого накала. Сдругой стороны, все может ограничиться обычным рассмотрением законопроектов врабочем порядке среди депутатов обеих палат парламента».

Однако представляется неслучайным молчание президента, который традиционно презентует все более-менее значимые демократические реформы иначье поручение ссылался Карим Масимов при обсуждении законопроектов назаседании правительства. Вконечном счете отнего зависит принятие любого закона.

Сэтим согласен Евгений Жовтис: «Надо отдать должное нашему президенту -все последние годы ондемонстрирует прекрасное политическое чутье иумение вести тонкие игры -как аппаратные, внутри страны, так идипломатические -сзарубежными партнерами. Очевидно, что сегодняшняя ситуация оставляет ему достаточно пространства для маневра. Причем возможности унего будут просто неограниченными, как быэта ситуация ниразвивалась. Предположим, эти законопроекты будут приняты впервом чтении мажилисом. Ихможно направить нарассмотрение вКонституционный совет. Иможно поставить вопрос отом, нестал липарламент снова тормозом реформ, насей раз политических. Идосрочные выборы, которые сегодня объявляются ненужными ибеспочвенными, сразу приобретут актуальность. Появляется огромное количество разных вариантов. При этом все козыри наруках упрезидента».

«Очень интересны отношения президента сЗападом. Онеще раз наглядно демонстрирует, что все зависит отнего. Инаправление, вкотором будет двигаться страна, зависит отего политической воли. Унего есть возможность предстать перед Западом иреформатором, ипрезидентом, вынужденным временно закручивать гайки ради поддержания стабильности. Похожая ситуация сзаконом орелигиях, -заметил г-нЖовтис. -Законопроект абсолютно несоответствует принятым вОБСЕ нормам свободы совести, его обсуждают уже длительное время, страсти накаляются, апрезидент пока стоит встороне, ноимеет возможность двинуться как всторону либерализации, так ивсторону ужесточения его положений».

Если это предположение правильно, товесьма вероятно, что окончательное решение позакону орелигиях будет приурочено кпроведению вАстане третьего Форума мировых религий, тоесть будет принято нераньше будущего лета.

* ВВене находится штаб-квартира ОБСЕ, вВаршаве -Бюро подемократическим институтам иправам человека (БДИПЧ), вКопенгагене -Парламентская ассамблея ОБСЕ.

Николай Кузьмин, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Сибирь», «Эксперт Казахстан»


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...