Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Нам дорог каждый вектор. Даже в условиях нарастающих разногласий между Россией и США страны Центральной Азии не намерены отказываться от принципа многовекторности в своей политике

Даже в условиях нарастающих разногласий между Россией и США страны Центральной Азии не намерены отказываться от принципа многовекторности в своей политике

Александра Князева, бишкекского ученого сроссийским гражданством, часто ивполне заслуженно упрекают воткровенном лоббировании российских интересов врегионе. Нонельзя непризнать итого, что подчеркнуто пророссийские заявления ипубликации немешают его искренней заинтересованности всудьбе родной Киргизии ивсего региона. Анеприятие концепта «Большой Центральной Азии» исомнения вблагородных целях операции «Несокрушимая свобода» сочетаются слюбовью кАфганистану, где унего друзей среди экспертов иполитиков неменьше, чем вАлматы, Москве или Душанбе. Поэтому организуемые имконференции попроблемам Центральной Азии или Афганистана всегда превращаются всвободную дискуссию, далеко выходящую зарамки пророссийского форума, независимо оттого, пытался ихустановить «агент Кремля» или нет. Очередным подтверждением тому стала международная конференция «Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии всвете глобальной трансформации мировой системы международных отношений», прошедшая вначале ноября водном изпансионатов наберегу Иссык-Куля.

Вприведенных ниже отрывках выступлений эксперты изразных стран пытаются ответить навопросы отом, насколько актуальна многовекторность для политики ихродной страны ирегиона вцелом, каковы позиции России, США иКитая вЦентральной Азии.

Важен нетолько вектор сотрудничества, ноиего уровень

Рафик Сайфуллин, доктор исторических наук, экс-советник президента Узбекистана, Узбекистан: Суть всех дискуссий овнешней политике новых независимых государств (ННГ) Центральной Азии (ЦА) сводится кочевидному вопросу: куда, скем икак будут двигаться страны региона?

Все ННГ ЦА, несмотря наобъективные различия между собой, провозгласили, упрощенно говоря, курс надемократию ирынок. Авскоре начали конкуренцию запонимание иподдержку тех, кто уже застолбил свое место впонятиях «демократия» и«рынок».

Наэтом фоне начали плодиться различные концепции вокруг гипотетической многовекторности исобственной значимости. Впрочем, многовекторность изначально заложена как вприроде, так ивобщественных отношениях. Все оказалось старо, как мир: слабые стремятся под покровительство сильных; сильные соперничают между собой; кто-то из«продвинутых» слабых начинает претендовать нароль сильных, асильные стремятся ихиспользовать для собственного усиления.

Образование истановление ННГ ЦАсопровождалось активными усилиями объединить ихпотенциал врамках различных интеграционных организаций. Нолюбая «коллективизация» стран региона предполагает определение «председателя колхоза», нароль которого могут претендовать внешние игроки.

Если называть вещи своими именами, тонаповестку дня для дискуссий выносятся вопросы типа «скем страны ЦАрегиона -сЗападом или Востоком?», «кому отдается предпочтение -США или России?». Подобный подход вомногом истал толчком для развития концепций омноговекторности.

Все страны региона заявляют, что видят вРоссии своего исторического, традиционного ивнятного стратегического партнера, осознавая свою объективную взаимозависимость сРФ. Вместе стем кто жеизННГ ЦАоткровенно откажется отсотрудничества сСША, развитыми странами ЕС, Японией иКитаем? Ведь подобное сотрудничество сулит нетолько конкретные инвестиционные, финансово-экономические, военно-технические ииные возможности, новоспринимается как индикатор степени вовлеченности молодых ННГ вглобальные международные процессы ислужит известным мерилом ихреальной самостоятельности инезависимости.

Поэтому многое зависит оттого, накаких уровнях формируются отношения между слабыми исильными. Многовекторность была, есть ибудет, ноочень важно оценивать, накаком уровне развиваются отношения врамках этих пресловутых векторов. Вкачестве примера можно привести иопыт Республики Узбекистан (РУ).

Россия -признанный стратегический партнер исоюзник Узбекистана. Вэтом нет сомнений ниуруководства РУ, ниуподавляющего большинства населения. Россия нетолько ведущий торгово-экономический партнер Узбекистана, сучетом постоянно растущей доли РФвовнешнеторговом объеме РУ, ноиосновной источник военно-технической подпитки, атакже политической поддержки. Кроме того, нельзя неучитывать значение России врешении вопросов трудовой миграции для Узбекистана сизбыточным трудоспособным населением вусловиях его быстрого роста идефицита рабочих мест вреспублике. Россия продолжает доминировать наинформационно-культурном пространстве Узбекистана. США иихсоюзники фактически проиграли России информационную войну вреспублике впериод трагических событий вЮжной Осетии иГрузии вцелом.

Нопочему Узбекистан должен отказываться отпопыток модернизации своих отношений сСША ипридания имнового качества, если это отвечает национальным интересам? Нельзя незамечать разноуровневый подход встратегии отношений РУсРФиСША. Узбекистан экономически (прежде всего транспортно иэнергетически), политически ивоенно-технически тесно привязан кРоссии, ноэто недолжно быть ограничителем для попыток извлечения новых возможностей изразвития отношений сСША.

Аналогичную параллель можно провести ипоповоду отношений между РУистранами ЕС. Снятие ЕСсанкций против Узбекистана, введенных после трагических событий вАндижане три года тому назад, может поднять нановый уровень эти отношения. Сохранение санкций напоставку оружия ибоеприпасов небеспокоит Ташкент, как неособенно волновало ираньше. Узбекистан ориентирован навоенное сотрудничество сРоссией, что удобно, взаимовыгодно иотвечает уровню узбекско-российских отношений.

Разноуровневость вовнешней политике свойственна нетолько странам ЦА, иэто вовсе недвойные стандарты или некая изощренная уловка. Кпримеру, тажеРоссия, наращивая антинатовскую риторику, вовсе неотказывается отполитики расширения изакрепления своего энергетического прорыва введущие страны -участницы НАТО.

ННГ ЦА, неявляясь мировыми лидерами (за исключением разве что амбициозного Казахстана), следуют аналогичной логике. Оставляя засобой право по-восточному молчаливо-деликатной критики действий тех или иных стран, они, исходя изсвоих потребностей, определяют направления развития отношений свнешними партнерами иихпредельный уровень, который объективно неможет быть для всех идентичным.

Апология многовекторности

Мурат Суюнбаев, независимый эксперт, Киргизия: Многовекторность -это обычное дело вмеждународных отношениях инормальное состояние внешней политики вусловиях глобализации. Многовекторность -естественный выбор лимитрофов впериод безвременья. Эпоха массовой одновекторности началась снационально-освободительных движений впериод деколонизации искончалась сокончанием биполярного мира, авсвете глобализации -навсегда. Недостаток внешней политики Кыргызстана мне видится веенедостаточной многовекторности изацикленности натрех игроках -России, США иКитае.

Если Россия будет жестко требовать одновекторной политики, остатки СНГ разбегутся куда глаза глядят… ВСНГ неокажется Таджикистана иУзбекистана. Последнему вообще непривыкать кразворотам на180градусов. Таджикистан лет 15пытался проводить одновекторную политику, ориентированную наРоссию, ичто? Узбекистан, столько желет проводивший одновекторную, откровенно антироссийскую политику, стал для России, вущерб Таджикистану, приоритетным партнером врегионе. Это что, поощрение одновекторной политики?

Яневижу какой-то особо многовекторной политики состороны Кыргызстана. Мыневходим инепланируем войти нивЕС, нивНАТО. Унас нет аналога Совета «Россия -НАТО», тоесть уровень отношений сНАТО унас ниже, чем уРоссии… Мынедоставляем имвоенные грузы вАфганистан. Авиабаза «Манас» была создана содобрения России. Иостается -также сеемолчаливого одобрения.

Наш демографически избыточный регион был быхорошим дополнением кРоссии, если она нехочет китайского решения своего демографического вопроса. Российское военное присутствие врегионе взначительной мере обусловлено тем, что пока настоящей южной границей РФявляется бывшая граница СССР. Если Россия уйдет изрегиона, ейнадо будет обустроить границу сКазахстаном, что обойдется всемь миллиардов долларов. Согласно официальным российским данным, стоимость одного километра государственной границы составляет порядка миллиона долларов, атаких километров границы сКазахстаном семь тысяч. Таким образом, регион объективно нужен России, нонеееполитической элите, проекты ипрожекты которой пока отражают лишь текущие задачи российского бизнеса, нонестратегические интересы российского государства.

ВСША напротяжении всей предвыборной кампании упоминание онашем регионе ниразу непоявлялось входе дебатов иобсуждений. Объяснение этому простое -регион нерассматривается ими как важный сточки зрения ихнациональных интересов.

Асточки зрения интересов нашего региона США имеют неустранимый геополитический недостаток: расположены напротивоположной стороне земного шара. Америка никогда нестанет стратегически важным торговым партнером региона. Для этого нам надо умудриться доставить вСША «немытую шерсть инечесаный хлопок», аамериканцам -купить это сырье побаснословной цене. Аполитика -продолжение экономики… Авторитет США впоследнее время врегионе упал -после интервенций вЮгославии иИраке ибеспомощности вАфганистане иЮжной Осетии. Кроме того, уамериканцев есть неприятная черта: они навязывают свои ценности, свои представления одемократии, правах человека. Это тоже привело кусилению антиамериканских настроений врегионе.

Китай -наш единственный сосед поВсемирной торговой организации, мировой рынок номер один, это наше окно вАзиатско-Тихоокеанский регион, это страна, скоторой мысостоим вШОС иимеем договор одобрососедстве, дружбе исотрудничестве. Кроме того, онявляется одним изкрупнейших импортеров углеводородов. Ввиду возможной конфронтации вбудущем сСША оннеможет ориентироваться только наПерсидский залив. ИКитаю жизненно важно получение альтернативных видов источников, достаточно крупных поступлений углеводородов. Аближайшим кнему является наш регион, тоесть нефть Казахстана игаз Туркмении. Китай непосредственно граничит снашим регионом, иему небезразлично, что будет снашими странами.

Нонаселение невидит себя вбудущем сКитаем. Причина втом, что Китай -это отдельная, самостоятельная страна-цивилизация. Несмотря наточто наш регион является соседом Китая, вцивилизационном отношении Китай стоит отнас дальше, чем США. Потому что иСША, иКыргызстан импортировали систему образования изЕвропы.

Согласно своей Конституции Китай неимеет права размещать военные базы зарубежом. Номне кажется, военное присутствие Китая (необязательно военная база) вКыргызстане могло быснять настороженность иобиду Китая поотношению кнам, снизить соперничество США иРоссии.

Чтобы выжить рядом сКитаем, надо стать исламским государством

Музафар Олимов, доктор исторических наук, директор научно-исследовательского центра «Шарк», Таджикистан: Страны Центральной Азии за17лет строительства национальной государственности сформировали внешнюю политику, которая неможет быть сведена кодному или даже нескольким векторам. Она останется многовекторной из-за фундаментальных факторов -географии ицивилизационно-конфессиональной ориентации стран ЦА. Этот достаточно абстрактный постулат можно проиллюстрировать напримере Таджикистана. Ориентированный наСевер врамках СССР, сейчас Таджикистан разворачивается наЮгиВосток. Интеграция вмеждународные транспортные сети, строительство новых дорог, мостов итоннелей, рост международной торговли, перевозок имиграции резко повысили уровень взаимодействия ссоседями -Китаем, Афганистаном, Ираном, Индией, Пакистаном. Например, только затри года (с2002по2006год) объем товарооборота между Таджикистаном иКитаем вырос почти в25раз.

Можно предположить, что вновых условиях Китай станет одним изглавных внешнеэкономических, авозможно, иполитических партнеров Таджикистана, серьезно потеснив Россию. Втожевремя можно суверенностью говорить обукреплении военно-политического присутствия Российской Федерации встране. Финансовый кризис ивероятная рецессия могут замедлить, нонеуничтожить активность Евросоюза вТаджикистане. Неснят сповестки дня ивопрос овоенно-политическом сотрудничестве сИндией. Будет укрепляться иранское единство, так жекак исвязи сарабскими странами.

Внастоящее время вТаджикистане идет строительство национального государства иформирование отношений сРоссией как бывшей метрополией. Последние события показали, что Россия начинает играть усиливающуюся роль вмире. Грузинский конфликт ифинансовый кризис вСША изменили расстановку сил вЕвразии. Применительно кТаджикистану это означает прежде всего усиление военного присутствия России идальнейшую трансформацию отношений Россия -Таджикистан внаправлении партнерства.

Продолжается самоидентификация Таджикистана как неотъемлемой части исламского мира. Это общий процесс для всего региона, все наши страны участвуют вдеятельности Организации Исламская конференция, Исламского банка развития, Исламской организации спорта идругих. Что касается Таджикистана, топоряду признаков его можно идентифицировать как исламское государство. Президент Рахмон пытается разрешить противоречия между исламом инационализмом путем ихобъединения врамках традиционного ханафитского ислама, фактически получающего статус государственной религии.

Наша страна активно включилась вразвитие иранского мира. Это отличает ееотдругих стран ЦА, тем неменее это очень важный аспект, влияющий навнешнеполитическую позицию Таджикистана. Врамках союза персоязычных государств -Ирана, Таджикистана иАфганистана -есть множество проектов: строительство при участии Ирана Сангтудинской ГЭС, тоннеля Анзоб, ряда промышленных предприятий, увеличение миграции между Ираном иТаджикистаном, укрепление таджикско-иранских культурных связей. Неменее активно развиваются отношения сАфганистаном. Это приграничная торговля, строительство транспортных коммуникаций иинфраструктуры, втом числе пять мостов. Очень важным является постепенное образование общего ираноязычного культурного пространства, одним изключевых элементов которого является создание общего телевизионного канала.

Стремительное усиление позиций Китая вТаджикистане вызывает множество вопросов иуэкспертов, иунаселения страны. Один изнаиболее обсуждаемых -это отношения «Таджикистан -Россия -Китай». Является лиактивизация Китая отражением соперничества двух держав или, наоборот, ихсотрудничества? Реалии жизни заставляют задуматься над этим вопросом, ведь Китай нередко сменяет Россию вкачестве исполнителя проектов, аРоссия пока недемонстрировала готовности оппонировать Китаю вЦентральной Азии. Мысчитаем, что соседство состоль могущественным соседом, как Китай, может выдержать только сильно исламизированная страна, закоторой будет стоять вся мусульманская умма.

Новый Средний Восток

Юрий Крупнов, председатель «Движения развития», Россия: Врезультате развала СССР возникла группа самостоятельных постсоветских государств Средней Азии, которые стех пор находятся всмятении, разрываясь между несколькими центрами сил, пытающихся оторвать ихотРоссии.

Вэтой ситуации выбор уРоссии небольшой: своим бездействием фактически отказаться отроли мировой идаже региональной державы либо предложить новый интеграционный проект врамках стратегических российских интересов.

Важнейшей геополитической идипломатической задачей России вближайшие 20лет является превращение территории Средней Азии иСреднего Востока -отКазахстана доСеверной Индии иПерсидского залива -впринципиально новый макрорегион. Его ключевым смыслом должно стать создание единого геоэкономического игеокультурного пространства, целенаправленно избавленного откаких-либо геополитических переделов иразделов, равно как иотгеостратегических эгоистических задач отдельных стран. Изплацдарма геополитических столкновений иинструментального использования винтересах отдельных стран макрорегион следует перевести всостояние ядра центральноевразийского общего рынка иплощадки диалога укорененных здесь цивилизаций инародов.

Проектируемый макрорегион имеет смысл называть Новым Средним Востоком (НСВ). Только онвсостоянии решать такие критически важные для России исоседних стран задачи, как восстановление Афганистана, обеспечение прочной кооперативной безопасности истабильности, создание единой инфраструктуры водного обеспечения южных стран региона, недопущение создания вАфганистане иСредней Азии плацдарма США иНАТО поконтролю Китая, Ирана иРоссии изих«подбрюший».

Вопреки популярному мнению практиков итеоретиков геополитики онеобходимости создания наоснове новых постсоветских государств Средней Азии исеверных провинций Афганистана буферных зон, отгородиться уРоссии попросту неполучится, иэкспорт нестабильности вне новой проектной позиции России будет только нарастать. Единственной альтернативой является создание НСВ, что ссамого начала выступит фактором позитивной кардинальной переорганизации геокультуры, геоэкономики, геополитики игеостратегии Евразии ипланеты вцелом.

Геокультура игеоэкономика при реализации проекта НСВ являются безусловными приоритетами.

Во-первых, НСВ невозможен без культивирования новой системы ценностей, которая бывырастала вокруг принципа диалога цивилизаций инародов воимя совместного развития.

Во-вторых, для реализации НСВ необходимо строить общий рынок -единое экономическое сообщество, реализующее для населения численностью около 400миллионов человек (что сопоставимо снаселением Евросоюза) программы множественной индустриализации ивырабатывающее новые стандарты качества жизни.

Основой единого экономического пространства должны стать единые инфраструктуры электроэнергетики, ирригации иобеспечения водой, управления транспортно-логистическими потоками, обеспечения перспективной занятости.

Крайне перспективными оказываются ииные транспортные проекты, втом числе итранспорта воды, без которого индустриализация региона невозможна. Достаточно указать нато, что одним изглавных условий экономического развития иобретения мира вАфганистане является создание новой ирригационной системы, что вразы повысит забор воды изафганской части бассейна Амударьи ирезко ухудшит ситуацию собеспечением водой всоседних государствах, особенно вТуркмении иУзбекистане.

Всвязи сэтим пора прекратить ироничное отношение кпроекту переброса примерно двадцатой части воды Оби изСибири вСреднюю Азию, вчастности, начать серьезное обсуждение недавно изданной ипосвященной этому мегапроекту книги мэра Москвы Юрия Лужкова «Вода имир».

Для России доктрина НСВ является еще иотличным поводом для перехода кдоктрине экспорта развития ипо-новому организуемой восточной политике России.

Экспорт демократии показал свою нетолько насильственную природу, ноиочевидную неэффективность. Более того, экспорт демократии напрактике оказался еще иэкспортом финансового иэкономического кризиса вкупе своенными конфликтами, тоесть гарантированным экспортом нестабильности.

Россия имеет уникальную возможность выделить вкачестве принципа своей внешней политики традиционную для себя роль фактора подъема иразвития. Ксожалению, огульная критика советского прошлого ивыдуманной имперскости России дезавуировала ипрактически свела нанет центральную линию международной деятельности России -еевомногом самозабвенные усилия поподъему опекаемых еюстран.

Вплену обстоятельств

Константин Сыроежкин, доктор политических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований, Казахстан: Что бытам ниговорилось, но«Большая игра» между геополитическими центрами силы завлияние вЦентрально-Азиатском регионе идет, иидет спеременным успехом. Накаком-то этапе верх одерживал Запад, накаком-то -Россия. Китай пока держит паузу, невступая впрямую конфронтацию сСША иподдерживая уРоссии иллюзию отом, что врегионе роль первой скрипки отведена ей.

Долгое время внешнеполитические колебания государств региона невызывали особого раздражения угеополитических конкурентов. Более того, многовекторность ихполитики даже приветствовалась, поскольку, содной стороны, неоказывала особого влияния наэкономические проекты врегионе, сдругой -оставляла для всех основных игроков поле для маневра. Наконец, давала возможность государствам региона нетолько выжить всложных условиях постоянно меняющейся международной ситуации, ноисостояться вкачестве субъектов международного права.

Ситуация начала меняться сконца 1990−х годов, когда стал очевидным крах проекта «российско-американской дружбы», арегиональные угрозы изобласти научных дискуссий перешли впрактическую плоскость, иРоссия была призвана напомощь вихлокализации.

Вовторой половине 1990−х -начале 2000−х годов Россия предприняла попытку вернуть утраченные позиции врегионе. Всередине 2005года вРоссии, по-видимому, пришли кзаключению, что СНГ -весьма затратный инежизнеспособный проект. Ихотя отказываться отнего Российская Федерация была ненамерена, ееподход квзаимоотношениям сгосударствами, входящими вСНГ, был существенно скорректирован.

Суть нового подхода заключается вдвух основных постулатах. Первое, Россия отказывается отдоминирующего вееполитике принципа исключительной поддержки действующих политических режимов идемонстрирует, что более неиспытывает аллергии клидерам оппозиции напостсоветском пространстве. Второе, Россия отказывается оплачивать откровенно антироссийские проекты напостсоветском пространстве иготова «дружить домами» лишь наопределенных условиях, гарантирующих учет еенациональных интересов. Главным инструментом вреализации новой стратегии стала политика вобласти поставок энергоносителей вгосударства Содружества, которые начали осуществляться либо помировым ценам, либо поценам существенно ниже мировых, нонаусловиях передачи объектов энергетической инфраструктуры всобственность российских компаний.

Ксередине 2000−х годов стало очевидно, что стремление России играть более значимую роль намировой арене, даинапостсоветском пространстве еезападными «союзниками» неприветствуется. Вкачестве сильного исамостоятельного политического игрока видеть ееникто нежелает, иЗапад постарается сделать все, чтобы недопустить восстановления российского влияния втрадиционных регионах доминирования наКавказе, вЦентральной Азии ивцелом вСНГ.

Выступление Владимира Путина вфеврале 2007года наконференции побезопасности вМюнхене подвело промежуточный итог. Впервые настоль высоком уровне президент РФвысказал свои упреки Западу, обозначив как проблемное поле, так итеусловия, накоторых Россия готова сним сотрудничать.

Для государств СНГ, втом числе идля государств Центральной Азии, это означало, что время балансирования врамках концепции многовекторности подходит ксвоему логическому завершению ивближайшей перспективе имбудет предложено (причем геополитическими конкурентами) окончательно определиться сосвоими приоритетами вовнешней политике.

Окончательно этот вывод подтвердился вавгусте 2008года. Незначительный посвоим военным масштабам грузино-осетинский конфликт вполитическом иособенно геополитическом плане оказался достаточно значимым. Вполитическом плане онлегализовал весь комплекс проблем, имеющих место как вСНГ вцелом, так ивРоссии вчастности. Вгеополитическом -вочередной раз доказал, что интеграционный проект России иЗапада -иллюзия. Видеть Россию сильной иадекватно реагирующей наугрозы ее(или еесоюзников) национальной безопасности Запад нежелает, ався его демократическая риторика -отлукавого. Еще большая иллюзия -интеграционный проект «Запад ипостсоветские государства». Влучшем случае они всего лишь пешки вбольшой геополитической игре, вхудшем -плацдарм для наступления наРоссию.

Врегионе сложилась многоуровневая архитектура обеспечения безопасности. Ихотя эффективность ряда присутствующих вней механизмов оставляет желать лучшего, нельзя непризнать того факта, что вся система вцелом работает. Вовсяком случае, при всех издержках, связанных главным образом споследствиями «Большой игры» врегионе, конкуренцией действующих внем структур безопасности или параллелизмом вихдеятельности, она позволяет нетолько находить консенсус подовольно сложным международным проблемам, ноипрактически решать актуальные вопросы обеспечения региональной безопасности.

Николай Кузьмин, автор «Эксперт Online», «Эксперт», «Эксперт Сибирь», «Эксперт Казахстан»


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...