Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

«Путь в Европу» — путь к развитию

Современный мир переполнен конфликтами и претензиями. Глобальная информационная революция превосходит границы и расстояния. Во многих случаях локальные угрозы социальной напряженности и конфликтов приобретают региональный, межконтинентальный и глобальный формат. Вследствие непрекращающихся межгосударственных, межнациональных, межрелигиозных конфликтов, столкновения интересов различных групп на земле все чаще погибают мирные жители, женщины и дети. Во многих случаях это происходит из-за отсутствия диалога между сторонами или просто нежелания договариваться между собой. Есть и ряд других причин. Чрезмерное присутствие оружия. Превосходство сильного над слабым. Отсутствие справедливости. Усиливающееся влияние мирового финансового кризиса. И в такое беспокойное время Казахстан приступает к председательству в авторитетной международной организации — ОБСЕ, объединяющей 56 стран мира.

Безусловно, высокое доверие со стороны международного сообщества Казахстан заслужил, прежде всего, благодаря своей независимости. Такое доверие любой стране придает особый статус и оказывает высокую честь. С другой стороны, доверие возлагает и огромную ответственность. Учитывая ряд нарастающих конфликтных процессов в некоторых регионах планеты, степень этой ответственности заметно возрастает.

Срок председательства — один год. Чего можно достичь за это время? Двигаться по накатанной дороге, сформированной за годы существования организации или принять действенные меры по повышению эффективности ее деятельности и степени влияния? Конечно, многое будет зависеть от желания и возможностей, авторитета и качества государства-председателя, а также от социального благосостояния, стабильности и открытости общественно-политической ситуации в нашей стране. Безусловно, важными факторами будут профессионализм и компетентность должностных лиц, которые будут участвовать в переговорных процессах от нашей страны.

Решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ стало значимым событием не только для нас, но и для всех стран Европы. Ибо впервые был нарушен центристский стереотип, сформированный за долгие годы в Европейском сообществе, открыта дорога к новым взглядам и просторам. Европа повернулась лицом к Центральной Азии. Это качественное признание нашей государственности, признание правильности курса проводимых экономических и политических реформ, углубления демократических процессов. Именно поэтому на нашу страну, как никогда прежде, направлены оценивающие взгляды.

Мы стоим перед новым вызовом времени, обстоятельствами, с которыми еще не сталкивались. Следует сказать, что мы к этому готовились основательно. Были проведены многочисленные переговоры, дебаты на международном уровне. И сегодня мы готовы вести диалог и активную работу на разных уровнях.

Это событие для нации является огромным испытанием. По историческим меркам еще молодому, не окрепшему государству на глазах у мирового сообщества предстоит пройти серьезный экзамен международной экспертизы.

В повседневной жизни, случается, мы не замечаем и недооцениваем кардинальных изменений, которые ей сопутствуют. Наше общество кардинально изменилось по сравнению с периодом, когда мы только объявили о своей государственности. Но и теперь иногда приходится встречать людей, которые довольно поверхностно и даже с сарказмом говорят о великой значимости независимости для государства и общества. Однако, несмотря на это, мы прекрасно понимаем, что история соткана не из иллюзий и небылиц.

Независимое государство — священное наследие для любой нации, которое надо бережно хранить. Рост и процветание благосостояния нации, граждан страны неразрывно связаны с сохранением и укреплением государственности. Значимость государственности состоит в том, что государство способно защищать свой народ, а народ — свою страну.

Историю и государство вместе с народом и различными политическими силами формируют деятельность и действия сильных личностей, выдвинутых самим обществом, делегированных народом. Эта истина никогда не нуждалась в доказательстве. Тому свидетельство — прошедшие исторические годы.

Главными аспектами моей статьи являются актуальные вопросы взаимоотношений нашего молодого государства с мировым сообществом, председательства Казахстана в ОБСЕ и миссии программы «Путь в Европу», инициированной Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым.

Ближайшие годы для всех казахстанцев, для нашего молодого государства раскрывают новые горизонты духовного восхождения. Этот процесс берет свое начало с конца 2007 года, когда в Мадриде министры иностранных дел 56 стран — участниц ОБСЕ единогласным решением избрали Казахстан председателем организации на 2010 год. Это является убедительным свидетельством признания действий и стремления Казахстана соответствовать международным стандартам, прежде всего, в сфере обеспечения соблюдения прав граждан.

Факт избрания Казахстана на пост председателя ОБСЕ вызвал огромный интерес и привлек к себе пристальное внимание всего мирового сообщества. Это закономерно, ибо с момента приобретения независимости проделан огромный пласт работы по позиционированию нашей страны на международной арене. Республика стала узнаваемой как светское, современное государство, что также является безусловным достижением в укреплении нашей государственной независимости.

Бесспорно, все это сегодня оказывает позитивное влияние на процессы развития нашей экономической и гуманитарной сферы. Через председательство в ОБСЕ наша страна сможет перейти на новый качественный виток развития, к высоким интеллектуальным высотам. Перед нами открываются совершенно новые горизонты культурного и духовного развития. Такой поворот событий, наверное, является мечтой любой страны, стремящейся к свободе после многовековой духовной блокады.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем Послании, с которым он обратился к казахстанскому народу в феврале 2008 года, выдвинул новую идею о разработке специальной государственной программы под названием «Путь в Европу». Главная ее цель — вывести на мировое конкурентоспособное пространство все сферы жизнедеятельности Казахстана, поднять уровень жизни населения, национальный духовный потенциал, закрепить патриотизм, ускорить формирование гражданского общества.

Объявленная программа — не просто лозунг. Это комплекс целенаправленных экономических, политико-организационных мероприятий, направленных на повышение развитого, экономически сильного, правового, демократического статуса нашего государства. Принятые законы обеспечат расширение возможностей для построения гражданского общества и углубления демократических процессов. Проекты, предусматривающие внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о выборах, партиях и СМИ, рассмотренные и принятые Парламентом, являются хорошим подспорьем для решения вышеназванных задач. Безусловно, обозначенные мероприятия дадут новый мощный импульс в содержательную и качественную часть сотрудничества Казахстана с европейскими странами.

В этой связи следует напомнить, что в основе идеи «Путь в Европу» лежит глубинная духовно-гуманитарная цель. Человечество издревле стремилось к познанию незнакомых ему ценностей. И наш выбор — мирное намерение, основанное на пути развития и процветания. Путь интеграции в систему нового образования и новых технологий. Путь реальных свершений экономических, демократических реформ, проводимых в стране, обеспечения прав человека и верховенства закона, создания нового гражданского общества и повышения авторитета государства. «Путь в Европу», учитывая лучшие традиции Великого шелкового пути, оказывает всемерную поддержку в поиске оптимальных ответов на самые прогрессивные запросы современного мира.

После развала могущественного Советского Союза политика сплочения вокруг сильного международного игрока заметно ослабла. Между тем и сегодня такие страны, как США, Россия, Китай не отказываются от своих великодержавных идей. Поэтому для нового Казахстана особо актуальна значимость взаимоотношений с вышеназванными тремя странами. Две из них являются нашими ближайшими соседями. Данный факт определяет и геополитические аспекты.

Благодаря последовательным действиям официальному руководству Казахстана со всеми этими державами удалось установить дружеские, равнопартнерские и мирные взаимоотношения. Тем не менее мы всегда должны иметь в виду, что и в соседних странах, и в Америке, и в государствах Евросоюза предостаточно сил и течений, которые в той или иной степени влияют на мировоззрение подрастающего поколения нашей страны.

В этом аспекте, на мой взгляд, можно было бы выделить три основных направления:

первое: активная конкуренция в социальной, научно-технической, оборонно-технологической сферах, сфере вооружения, исходящая из экономических интересов;

второе: активное включение в борьбу за освоение природных ресурсов, полезных ископаемых и лоббирование собственных интересов;

третье: за счет активизации взаимоотношений в духовно-гуманитарной сфере стремление влиять на мировоззрение большой группы людей.

Между тем сегодня в международной системе и Европейский союз все более активно развивает свою деятельность. Многие государства Старого Света, объединяясь, способствуют интеграционным процессам, формируют принципы общих интересов, доходов, единства и эффективности. Они облегчили многие межгосударственные отношения — таможенные, паспортно-визовые — что, безусловно, сказалось на повышении благосостояния и взаимоотношениях между народами Евросоюза. Они укрепили экономическую мощь и независимость своих стран и уже имеют все возможности по мере необходимости высказать свое мнение и рекомендации по многим политическим процессам, происходящим на мировой арене. Вот почему для нас партнерство с Евросоюзом — путь уверенного развития.

После окончания Второй мировой войны в течение полувека на развитие мировой политики оказывала сильнейшее влияние конкуренция США с СССР. Но даже после развала Советского Союза и снижения степени влияния заметное превосходство Соединенных Штатов не оспаривается, да и они сами своих амбиций никогда не корректировали. И надо признать, что в новой характеристике международной политической системы степень влияния и присутствия США приобрела новую силу и содержание. Поэтому хотелось бы отдельно остановиться на особенностях официальных казахстанско-американских отношений, которые являются принципиально новым явлением международного масштаба в истории двух стран.

Первые переговорные процессы американской стороны с Казахстаном уходят к периоду начала распада Союза. Именно тогда состоялся визит в нашу страну государственного секретаря США Дж. Бейкера. Эти переговоры возобновились и приобрели исключительно новое содержание после подписания Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым указа о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. К слову, данное решение Н. Назарбаева, сопоставимое с подвигом мирового, социального и духовно-гуманитарного значения, на мой взгляд, еще не получило справедливой оценки.

Авторитетные эксперты, имеющие колоссальное влияние на мировую политику, такого шага ожидали от Горбачева. Но его опередил Н. Назарбаев, поскольку в алгоритме решения данной проблемы виделась именно защита государственных и национальных интересов. Нурсултан Абишевич решился на этот самый смелый шаг. В итоге тогда еще мало известный в мире «новый» политик, разрушив догматические стереотипы, внес новое понимание мировых процессов. Надеюсь, в обозримом будущем этот поистине исторический глобальный шаг найдет свою достойную оценку.

Кстати, США стали одним из первых ведущих государств мира, признавших государственную независимость Казахстана. С первых дней стороны придают особую значимость укреплению равноправных, партнерских отношений. Подписано Соглашение о стратегическом партнерском сотрудничестве между Казахстаном и США. Америка выступала активным инвестором нашей экономики, является надежным партнером, исправно выполняющим основные положения договора о взаимопонимании и уважении. Поэтому приоритетное отношение Казахстана с США в своей внешней политике является объективным и закономерным. Нужно помнить, что наша страна никогда не стремилась к слепому копированию или подражанию Америке. Но в США, как и во многих странах, есть весьма интересный опыт в сфере защиты прав человека, судебной системе и в системе рыночно-экономических отношений, которые можно было бы использовать в нашей практике государственного строительства. Уверен, в этом случае наша страна только выиграет.

Казахстанский путь, поддержанный большинством нашего населения, — это, прежде всего, поиск собственного пути развития. Благодаря настойчивым усилиям Главы государства Казахстан в совершенно новых исторических условиях сумел добиться признания мирового сообщества, значительно упрочить свои международные позиции в качестве независимого государства и последовательно выступает за укрепление глобальной и региональной безопасности.

В процессе взаимодействия с различными государствами мы должны помнить о ценности государственной независимости и мирного развития. Особенно данный факт актуален в нашем стратегическом взаимодействии с Россией. В силу исторических и геополитических процессов между Казахстаном и Россией сложились особые отношения, которыми наша страна очень дорожит.

Наше добрососедство выдержало испытания противоречивых времен. За короткую историю государственной независимости Казахстан смог продемонстрировать надежность партнерских взаимоотношений. Между Казахстаном и Россией достигнуто соглашение о вечной дружбе, стратегическом партнерстве. Мы взаимно признали территориальную целостность друг друга, впервые подписав соглашения о государственной границе. Все это создает колоссальную возможность для развития и мирного сосуществования.

В прошлом, находясь в составе как России, так и Советского Союза, казахский народ пережил и светлые, и кризисно-трагичные периоды. Это действительно историческая правда. Ее никто не отрицает. Сегодня нет намерений ворошить субъективизм прошлого. Но помнить об этом и не допустить ничего подобного в будущем необходимо. Беречь правдивую историю — наш нравственный долг.

Не допустить ошибки и воинствующую несправедливость пройденных лет — ответственная общественная задача. Не допустить имперских настроений, лишения прав людей — ответственность всей цивилизации.

Безусловно, отношения стратегического партнерства с Россией — объективная необходимость. В процессе развития нашей экономики, сферы промышленности и транспорта удельный вес присутствия российских технологий по-прежнему высок. Большинство технических специалистов являются выпускниками российских высших учебных заведений.

В перспективе в вышеназванных сферах российский потенциал сохранит приоритет. Поэтому в контексте постоянных добрососедских отношений нам необходимо регулярно проводить мероприятия разных форматов, сохранить общие интересы и, учитывая цивилизационные и политические факторы, продолжить партнерство на четких и ясных прагматических взаимовыгодных началах. Главное, чтобы уполномоченные лица, которые ведут от имени государства все международные договоры о сотрудничестве, о межгосударственных взаимоотношениях, всегда помнили о данных принципах. Важной составной частью внешней политики является сохранение высокой степени доверия со стороны других государств. Казахстан остается верным сторонником ведения взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира.

Тема сотрудничества с Европейским союзом в этом контексте занимает особое место.

Во-первых, инициатива Президента Казахстана «Путь в Европу» является не одноразовой акцией, приуроченной к проведению какой-либо политической кампании. «Путь в Европу» — это комплексная программа, охватывающая стратегическое развитие государства.

Во-вторых, такие амбициозные программы необходимы для молодых, суверенных стран, как Казахстан.

В-третьих, безусловно, данный путь предоставляет нам уникальные возможности роста. Возможности придания нового импульса в укреплении интеллектуальной базы, особенно в сфере государственного управления, образования и здравоохранения, местного самоуправления.

Одной из основных задач в рамках программы запланировано достижение уровня социальной жизни развитых стран Европы. Он очень высок в таких странах, как Норвегия, Швеция, Швейцария, Бельгия, Германия, Великобритания. В большинстве стран Евросоюза уровень ВВП на душу населения в прошлом году составил от 20 до 40 тысяч долларов. А уровень безработицы до начала мирового финансового кризиса в европейских странах был намного ниже даже по сравнению с показателями США.

Во многих странах Европы накоплен богатый практический опыт по снижению уровня безработицы. Главный принцип работы в этом направлении — внедрение новых технологий в производство, своевременная переквалификация кадров, переобучение людей на новые специальности. Этот шаг, безусловно, является основой соблюдения прав граждан. Кроме того, на динамичное развитие страны влияют комплексные мероприятия по обеспечению стабильного роста экономики.

Вышеперечисленные примеры служат хорошим подспорьем для развития и роста нашей экономики.

В западноевропейских странах динамично развивается малый и средний бизнес. Эта тенденция имеет перманентный характер. Самое главное — согласно положениям внутреннего законодательства — каждый гражданин в любое ему удобное время может открыть и вести свой бизнес. Потому, по данным статистики, 60—80 процентов роста экономики дает именно МСБ.

Отношения бизнеса и государства строятся в рамках справедливой и прозрачной налоговой политики. В европейских государствах практически отсутствуют факты незаконных вмешательств государственных органов в дела бизнеса. Все эти положительные моменты имеют не только экономический эффект, они напрямую связаны с обеспечением прав граждан, оказывают качественное влияние на быт, настроение, самочувствие и дисциплину людей.

Законодательный опыт, обеспечивающий продвижение экономических европейских стран, можно эффективно использовать и внедрить в казахстанскую систему. От такого подхода к делу наша страна только выиграет.

Цель программы «Путь в Европу» — гармонизация наших экономических достижений с европейскими стандартами. Это позволит увеличить спрос потребителей на товары отечественных производителей, повысить уровень социального благосостояния населения, повысить показатели ВВП на душу населения и возможность вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран мира.

В сфере здравоохранения, образования, науки и технологий в первую очередь необходимо обучать и переквалифицировать кадры по конкретным основным направлениям. В этом деле целесообразно использовать европейский опыт.

Никто не оспаривает достижения европейских стран, которые оказывают позитивное влияние на многие социальные аспекты жизни граждан. Но это не говорит о необходимости его слепого копирования.

Например, за последние годы благодаря настойчивым усилиям Главы государства на обеспечение необходимым оборудованием отечественной сферы здравоохранения выделяются огромные средства. Но, как показывает практика, многие наши медицинские учреждения закупили устаревшее оборудование из европейских стран, и самое главное — наши специалисты на нем попросту не могут работать. Во многих учреждениях дорогая аппаратура не используется из-за отсутствия квалифицированных кадров. Такие безответственные действия должны быть пресечены.

Целью программы «Путь в Европу» является развитие всестороннего сотрудничества. Взаимопонимание и уважение являются основными его принципами. Об этом Казахстан заявил изначально в преамбуле своих инициатив, касающихся председательства в ОБСЕ.

Первое: Казахстан, как полноправный член организации, заинтересован в углублении сотрудничества по трем направлениям, обозначенным ОБСЕ.

Второе: Казахстан намерен предложить на обсуждение свое видение по реформированию деятельности организации, по повышению ее международного авторитета в соответствии с требованиями современного мира. В частности, особое внимание будет уделено обеспечению безопасности, межнациональной и межрелигиозной стабильности на всем пространстве ОБСЕ. В этой связи в дополнение к действующей европейской модели будет предложена центральноазиатская модель, в частности казахстанский опыт обеспечения межнациональной и межрелигиозной стабильности. Мы уверены также, что председательство Казахстана в ОБСЕ даст новый импульс и положительный эффект усилению демократических процессов в постсоветских странах, и в частности в Казахстане.

С начала года Казахстан приступил к работе в составе «тройки» стран — председателей ОБСЕ. 19—20 февраля нынешнего года в Вене в рамках повестки дня работы зимней сессии Парламентской ассамблеи организации состоится слушание специального доклада руководителя казахстанской делегации — председателя Сената Парламента Касым-Жомарта Токаева.

В ходе работы сессии состоится также презентация программы «Путь в Европу». Безусловно, эти и другие не менее значимые мероприятия усилят содержательную часть информации о Казахстане. А реализация программы станет мощным локомотивом развития взаимоотношений и партнерства Казахстана со странами Европы.

Подведя итоги, можно с высокой долей уверенности сказать, что председательство Казахстана в ОБСЕ и наша платформа — программа «Путь в Европу» предоставляют историческую возможность выйти на качественно новый этап развития и укрепления страны.

Куаныш СУЛТАНОВ,

председатель Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Парламента РК


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...