Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Почему в Казахстане высокие показатели детской и материнской смертности? Гость программы «Жети кун» министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев.

ВЕДУЩИЙ:

В ЭТОМ ГОДУ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ НАМЕРЕНО ПРИСТУПИТЬ К УСИЛЕНИЮ КАРДИОХИРУРГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. ВО ВСЕХ РЕГИОНАХ БУДУТ ОТКРЫТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ, А В ПЕРСПЕКТИВЕ ПЛАНИРУЕТСЯ СОЗДАТЬ ЧЕТЫРЕ КРУПНЫХ КАРДИОХИРУРГИЧЕСКИХ ЦЕНТРА, ГДЕ БУДУТ ВЫПОЛНЯТЬСЯ СЛОЖНЫЕ ОПЕРАЦИИ. ОТДЕЛЬНЫЕ КЛИНИКИ СТРОЯТСЯ В ДВУХ ГЛАВНЫХ ГОРОДАХ СТРАНЫ - АСТАНЕ И АЛМАТЫ.

И ЭТО - ТОЛЬКО ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ, КОТОРУЮ НАМЕРЕН ОСУЩЕСТВИТЬ НОВЫЙ МИНИСТР ЖАКСЫЛЫК ДОСКАЛИЕВ.

ПОСЛЕ ЖЕСТКОЙ КРИТИКИ В АДРЕС МИНЗДРАВА, ПРОЗВУЧАВШЕЙ ИЗ УСТ ПРЕЗИДЕНТА НА ШЫМКЕНТСКОМ ОТРАСЛЕВОМ СОВЕЩАНИИ В НОЯБРЕ ПРОШЛОГО ГОДА, НОВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОФИЛЬНОГО ВЕДОМСТВА ДАЛ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРОВЕСТИ ТЩАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ВСЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЗАКУПЛЕННОГО В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ, И НАВЕСТИ ПОРЯДОК В ФИНАНСОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ЭТО КАСАЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ «100 БОЛЬНИЦ», КОТОРАЯ - КАК ВЫЯСНИЛОСЬ В ПРОШЛОМ ГОДУ - ТОРМОЗИЛАСЬ В РЕГИОНАХ ИЗ-ЗА СЛАБОГО КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТНЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

ТЕПЕРЬ В МИНИСТЕРСТВЕ СОЗДАНО СПЕЦИАЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, КОТОРОЕ БУДЕТ ПРОВОДИТЬ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ МОНИТОРИНГ ВСЕХ РАСХОДОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО БОЛЬНИЦ.

ЕЩЁ ОДНО ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ НОВШЕСТВО, КОТОРОЕ МИНЗДРАВ НАМЕРЕН РЕАЛИЗОВАТЬ В ЭТОМ ГОДУ - ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ЗАКУПА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ЧТО ДОЛЖНО СНИЗИТЬ ЦЕНЫ НА МЕДИКАМЕНТЫ И ОБЕСПЕЧИТЬ СТАБИЛЬНЫЙ ЗАПАС ЛЕКАРСТВ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

БОЛЕЕ ПОДРОБНО ПРЕДСТОЯЩИЕ РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ НАШЕЙ ПРОГРАММЫ ТИМУР МУХАМАДЕЕВ ОБСУДИТ СЕГОДНЯ С РУКОВОДИТЕЛЕМ ПРОФИЛЬНОГО МИНИСТЕРСТВА - ЖАКСЫЛЫКОМ ДОСКАЛИЕВЫМ.

ЭТОТ ИНТЕРВЬЮ Я ПРЕДЛАГАЮ СЕЙЧАС ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ.

ТИМУР МУХАМАДЕЕВ:

- Жаксылык Акмурзаевич, Вы вернулись в Министерство здравоохранения в не самые лучшие для отрасли времена. На ноябрьском совещании по вопросам здравоохранения Президент раскритиковал работу профильного министерства по многим направлениям, а премьер-министр Карим Масимов оценил недавно состояние отечественного здравоохранения как «неудовлетворительное». По сути, речь идёт о том, что самому здравоохранению нужна «скорая помощь». С чего Вы планируете начать в первую очередь?

ЖАКСЫЛЫК ДОСКАЛИЕВ, министр здравоохранения РК:

- Я хотел бы сказать, что во всем мире здравоохранение или здоровье человека зависит от трёх составляющих. Или состоит из трёх вкладов. Первый - это вклад в сохранение здоровья граждан государства. С этой точки зрения у нас в стране из года в год финансовые средства растут. Если, скажем, в 2005 году бюджет здравоохранения составлял 191 миллиард тенге, то в 2008 году, спустя небольшой промежуток времени, он составил 383 миллиарда тенге. В три раза больше. Т.е. государство свой вклад внесло.

Следующая составляющая - это вклад работодателя. Работодатель должен создать нормальные условия, выплачивать зарплату и т.д. В Жезказгане в прошлом году глава государства собрал всех работодателей. Это крупные промышленники. И они подписали меморандум или соглашение о социальном партнерстве бизнеса.

И третье - солидарная ответственность самих граждан. На мой взгляд, вот эти три составляющие они плохо скоординированы, либо где-то при взаимодействии наступает не тот результат, на который рассчитывали. В связи с этим Министерство здравоохранения приняло стратегический план. И этот план имеет три основных приоритета.

Первое - это укрепление здоровья граждан. Средства будут тратиться около 122 миллиардов тенге. Сюда входит и здоровый образ жизни, и борьба с социально значимыми заболеваниями. Речь идет о сердечно-сосудистых болезнях, туберкулезе, материнской и младенческой смертности и т.д. Укрепление здоровья граждан. Это на один год 122 миллиарда!

Дальше. Повышение эффективности управления здравоохранением. Речь идет о качестве администрирования, менеджменте здравоохранения, т.е. средства, которые выделены, должны нормально управляться и доходить до людей.

Следующий момент - это развитие системы медицинского образования и кадровых ресурсов. На это выделено около 11,5 миллиардов тенге. Т.е. задача есть, приоритеты определены.

- Резкие характеристики Президента и премьера, о которых я упоминал, базируются в том числе и на результатах инспекции, которую провёл осенью прошлого года вице-премьер Ербол Орынбаев, объездивший несколько регионов.

Помимо низкого качества медицинских услуг были выявлены и многочисленные факты безответственного отношения к исполнению государственной программы строительства ста новых больниц.

Я сейчас предлагаю вам посмотреть фрагмент разговора, который наглядно иллюстрирует эти проблемы. Вот какой диалог был между сотрудниками акимата Южно-Казахстанской области и вице-премьером. Давайте послушаем.

Представитель акимата:

- Мы в сентябре месяце конкурс объявили и за сентябрь месяц финансы деньги проплатили и они...

ЕРБОЛ ОРЫНБАЕВ, заместитель премьер-министра РК:

- Нет, а чем полгода вы занимались? До сентября месяца? Деньги были выделены, а вы до сентября чем занимались?

- Как видите, речь идёт о почти полугодовом отставании от графика. Деньги правительство выделило, а строительное управление полгода занималось неизвестно чем. Понятно, что не Министерство здравоохранения занимается строительством, но это ваш объект и, наверное, какой-то контроль с вашей стороны, как заказчика, должен быть.

Каким образом Вы намерены выстраивать отношения с региональными акиматами, чтобы исключить подобные срывы по срокам сдачи объектов здравоохранения? Всё-таки Президент сказал, что наведение порядка в вопросах финансовой дисциплины - это одна из главных задач Минздрава…

- С учетом ситуации, сложившейся не только в Южном Казахстане, но и в других регионах, сейчас схема взаимодействия между регионами и министерством поменялась. Во-первых, мы сделали ревизию тех объектов, которые должны быть построены по программе главы государства «100 школ, 100 больниц».

Первая группа - это 71 объект, они могут начать строиться сегодня же. Проблемными становятся те объекты, которые по мере начала строительства вдруг подорожали. Проектно-сметная документация одна подорожала до 60%. Это объективное удорожание или нет? Сейчас вот эта работа выполняется.

Следующий момент - мы разделили ответственность между акимами и Министерством здравоохранения. Мы подписали договор (или соглашение) о том, что мы отдаем деньги. Фиксируем - скажем, объект стоит энное количество денег. Мы это фиксируем и отдаем. Говорим, вот, пожалуйста, строй. Кроме того, при Министерстве здравоохранения мы организовали компанию, которая называется Дирекция строящихся объектов. Во всех регионах открыли их филиалы, и дальше они будут производить последующий контроль.

И следующий момент - выясняем нужное ли оборудование закупается. Ну, скажем, в центральной районной больнице не должно быть супердорогостоящего оборудования. По одной простой причине. Не потому, что там люди плохие, просто этот аппарат будет простаивать, он в году будет одно или два исследования проводить и все. Поэтому даже сегодня на коллегии премьер-министр особо обратил внимание - если дорогостоящее оборудование там не нужно, его закупать не надо. Я хочу заверить граждан наших, что программа, принятая главой государства, она будет выполнена. Эти сто больниц они будут построены. Другое дело в какие сроки, но не позже 2011 года все объекты будут завершены.

- На недавнем селекторном совещании у премьера было сказано о неэффективном использование медицинского оборудования в региональных больницах и медицинских центрах. А как вообще обстоят дела с оснащением областных и районных больниц?

- Мы сейчас проводим аудит той техники, которую закупили в последние годы. Аудит заключается в том - используется техника или нет. В зависимости от этого вопрос будет разделяться на три потока.

Первый поток - оборудование есть, работать некому. Ставим вопрос - будет специалист или нет, нужно оборудование или нет? Если нужно оборудование, готовим специалиста и оборудование должно работать. Если оборудование есть, а специалиста нет и не будет, мы его передадим туда, где оно будет использоваться по назначению. Это первый поток.

Второй поток - это когда закуплено оборудование, но оно не инсталлировано. Ну, скажем, нет одной части, другой части. Скажем, закупили дорогостоящее оборудование, нет стабилизатора напряжения и т.д.. Будет проводиться тщательная ревизия, ответственные люди будут привлечены к ответственности - почему так произошло? Мы не можем народные деньги просто так разбрасывать!

Третье - есть оборудование, поставлено, но оно не может быть использовано в силу различных причин. Нет электричества или не подведено трехфазное питание. Или, скажем, нет проточной воды. Кстати, вот есть такие дистилляторы, которые должны быть на проточной воде и вода должна быть определенной жесткости. Вот эти вещи будут активироваться, а потом передаваться туда, где они будут работать и функционировать. Вот такая работа будет проведена в течение 2009 года.

- Жаксылык Акмурзаевич, один из самых болезненных для системы здравоохранения вопросов - это уровень медицинского образования.

В ноябре на республиканском совещании в Шымкенте Президент очень жёстко высказался на эту тему, сказав, что из-за коррупции в вузах, где растят неучей, скоро некому будет работать в больницах. Давайте посмотрим фрагмент из выступления Президента.

НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ, Президент Республики Казахстан:

- При входе в медицинские учреждения области весит объявление, что выпускников южно-казахстанской медицинской академии на работу не принимают. Из-за профессиональной непригодности. Как Вы можете после этого ректором работать?!

Ректор Академии:

- Нурсултан Абишевич, были отдельные критические замечания…

НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ, Президент Республики Казахстан:

- Да не критические замечания! Я специально интересовался. Полностью задушена коррупцией ваша Академия, так называемая! Две тысячи человек учатся на платной основе. Все они за деньги получают дипломы. Все клиники, которые есть в Казахстане, не хотят принимать ваших выпускников! Позор для Академии!!! Надо вернуть эту академию в фармацевтическое русло и заменить ректора!

- Жаксылык Акмурзаевич, по-моему, тут комментарии излишни. Как всё же, на Ваш взгляд, можно решить проблему низкого качества медицинского образования?

- К сожалению, к великому сожалению и стыду, такой факт имел место. Я даже хочу публично извиниться перед Президентом нашей страны за то, что произошло.

Что надо сделать или что делается? На сегодняшний день в наборе 2009 года 4 500 студентов приняты в медицинские вузы.

Второе. Цена вопроса или цена гранта каждого студента, если это Национальный медицинский университет в Алматы - 335 000 тенге. Если, скажем, зональный или региональный университет - 317 000 тенге. Для чего это сделано? Для того, чтобы медицинское образование простому обывателю или человеку, который просто пришел посидеть, было недоступно. Потому что надо знать цену вопроса, понимаете. Цена вопроса - это жизнь человека. Но я хочу сказать, что с 2003 года в Казахстане ежегодно увеличивается набор грантных специальностей. Это минимизирует или вообще аннулирует платный прием.

Следующее, мы уже перешли к международному образовательному стандарту. Т.е. с 2006 года Казахстан перешел на международные стандарты. В связи с этим первый, второй, третий курсы обучаются по другому стандарту, который соответствует международным требованиям. А это значит, что студенты, начиная, скажем, с первого, второго курса уже привлекаются к лечебной или другой врачебной деятельности. Есть специальные модули, закуплены модули, на которых студенты будут отрабатывать, как правильно попасть в вену или обследовать пациента и т.д. Т.е. клиническое мышление будет проходить через этот модульный центр. Только тогда мы сможем получить к концу обучения квалифицированного врача. К сожалению, сейчас наши студенты не всегда допускаются к клинической практике. А если начинают допускаться, то уже на выходе, на шестом и седьмом курсе. А это уже поздно.

- Почти на всех профильных совещаниях много говорится о необходимости развития кардиологической службы и кардиохирургических центров. Есть ли здесь какой-то прогресс и каковы планы министерства?

- Мы во всех регионах, я имею в виду в областных центрах, должны открыть кардиохирургические отделения, где пациенты, перенесшие инфаркт или, скажем, стенокардию, смогут пройти коронарографию. Это раз. И при необходимости выполнить маленькую манипуляцию - установить стент, там, где имеются непроходимость сосуда или есть проблемы с проходимостью коронарного кровообращения.

Следующее. В четырех наших регионах - север, юг, запад, восток - будут кардиохирургические центры. Там уже будут более сложные вмешательства выполняться, нежели в областных кардиохирургических отделениях. Понятно ведь, что больному лучше в близлежащий центр поехать и получить эту помощь, нежели ехать в Астану или в Алматы.

Следующий этап - в этом году закончится строительство кардиохирургической клиники в Астане на 180 коек. И в Алматы будет начато строительство кардиохирургического корпуса на 100 коек. Там будут выполняться высокоспециализированные, сложные вмешательства. Для этого мы уже имеем соглашение с нашими партнерами, которые работают в ведущих клиниках страны. Кстати, вот недавно приезжали наши коллеги из Израиля. Они оказали нам хорошую практическую помощь. И летом семь ведущих кардиохирургов мира в Казахстане на базе наших кардиохирургических клиник в Астане будут проводить в течение трех месяцев мастер-класс.

- Президент поручил Минздраву разработать специальный план по решению проблемы младенческой и материнской смертности. Можете Вы привести статистику по Казахстану, сравнить её с показателями, скажем, европейских стран и объяснить, в чём причина такого тревожного положения дел именно с детским и материнским здоровьём?

- По рождаемости у нас, слава Богу, всё неплохо. Сравнивая 11 стран, мы находимся на 2 месте. На это повлияло то, что предприняты кардинальные меры государством. Вы знаете, что сейчас определенные условия созданы беременным, роженицам, декретные отпуска, пособия на родившихся. Т.е. эта социальная поддержка она дала определенный эффект и увеличилась рождаемость. Это хорошо. Но, с другой стороны, что очень печально, у нас высокой стала детская смертность, младенческая смертность. Т.е. мы теряем детей на первом году жизни и этот показатель очень высокий - 20,4 после Киргизии, понимаете. На втором месте, я имею в виду с негативной стороны. К примеру, в Швеции этот показатель составляет 2,4. Т.е. в 10 раз у нас положение хуже.

Следующее - материнская смертность. Мы находимся с негативной стороны на 3 месте. Самая низкая в Дании, эта цифра составляет 3, а в Казахстане она составляет 31. В 10 раз больше. В чем причина? Когда мы изучали причину, просто ее разделили - предотвратимая или нет? Так вот, к сожалению, 62% смертей матерей оказались предотвратимыми.

Тут много причин. Самоорганизация, не вовремя выявили, не предупредили - с пороком сердца рожать нельзя. И масса, масса таких вещей и это составляет 62%. Из них только 4,4% - это непредотвратимые.

Поэтому, учитывая вот это состояние, Президент нашей страны строго наказал, чтобы мы сократили максимально материнскую и младенческую смертность. Денег на эти цели государство не жалеет, Глава государства держит под постоянным контролем, и он в Шымкенте дал нам задание ежемесячно отчитываться. Поэтому создан штат, который проводит ежедневный мониторинг.

Так вот за этот месяц, по сравнению с прошлым годом, в два раза сократилась младенческая и в три раза материнская смертность. Это же ведь показатель. Это неплохо. И эта практика будет дальше иметь свое продолжение. Эту задачу мы обязательно выполним.

- На ноябрьском республиканском совещании по вопросам здравоохранения обсуждалась новая модель лекарственного обеспечения, которая предусматривает частичную централизацию и долгосрочное планирование закупок основных жизненно важных лекарственных средств для стационарных больных. Я говорю о гарантированном объёме бесплатной медицинской помощи. Ваше отношение к этой схеме и в чем будет её преимущество перед раздельным закупом, который практиковался прежде? Какая польза будет тем, кто пользуется этими лекарствами?

- Конечно, бизнес, который занимается фармрынком, относится к этому негативно. Честно говоря, на заре того когда мы переходили к такой системе, я тоже был противником вмешательства государства. Но надо понимать, что мы всего лишь до 12% от потребности выпускаем лекарственные средства в Казахстане. 88% завозится извне. Т.е. мы зависимы. Мы думали, что рынок отрегулирует цены. А посмотрели - из года в год цены на лекарства растут. Поэтому государство приняло неординарное решение и я лично его поддерживаю. Поддерживаю не просто как министр, а как гражданин. Почему? Сейчас определяется единый дистрибьютор. Т.е. государство тоже входит в рынок. Оно никого не убирает, а просто ещё один поставщик входит в рынок. Но он может заключать договора напрямую с заводом. Я хочу сказать, что по некоторым препаратам стоимость завышена на 500%. Понимаете? Теперь этого практически не должно быть, потому что государство может заводу сказать - знаете, мы у вас на протяжении энного количества лет будем закупать. И, естественно, придут препараты высокого качества. Эти препараты, не буду скрывать, контрабандным и контрафактным путем к нам попадают, мы выявляем их, именно так они поступают к нам на рынок. Контрафакты сразу исчезнут, они не смогут конкурировать вообще. Т.е. в гарантированный объем дорога им закрыта, а государство преследует цель насытить гарантированный объем бесплатной медицинской помощи качественными лекарствами и медикаментами. Это очень важно!

Следующий момент - дистрибьютор на своих складах будет трехмесячный запас средств иметь. Тем самым, ежедневно свежая продукция может поступать в клиники и даже на село. Вот это и называется новая модель. У нас в стране она начинает запускаться с 1 июля текущего года. И до 2010 года охватим полностью республику.

С 1 июля - 30 препаратов. Дальше, из года в год, количество будет увеличиваться, увеличиваться и в 2011 году мы полностью охватим государственной дистрибьюцией весь объём необходимых препаратов … Я еще раз хочу подчеркнуть, чтобы люди поняли - это препараты, которые необходимы для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Я думаю, итоги будут нормальными, потому что такая практика не только у нас. В Малайзии это практикуется. Никто не жалуется, нет побочных действий, нет лекарственной аллергии, нет привыкания. И люди будут уверены, самое главное, что они потребляют лекарства, а не что-то другое.

- Я желаю Вам успехов, спасибо за интервью.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...