Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Добрая воля и приверженность демократии

С января 2009 года Казахстан вошел в рабочую «тройку» председателей ОБСЕ. В связи с этим процессы политического реформирования нашей страны попадают в зону повышенного внимания западных партнеров по организации, объединяющей идеей которой является всеобъемлющее понятие безопасности, основанное на демократических ценностях.

В первой декаде февраля Президент утвердил дополнения и изменения к законам «О СМИ», «О выборах» и «О политических партиях», одобренные Парламентом Казахстана. Новшества законов облегчили условия работы журналистов. Для регистрации партий теперь вместо 50 тысяч подписей достаточно собрать 40 тысяч. В выборном законодательстве появился пункт, который касается обязательного наличия второй партии в Парламенте.

Принятые изменения комментируются европейскими партнерами Казахстана как способствующие дальнейшему движению страны по «Пути в Европу».

Но нужно отметить, что сотрудничество по гуманитарному измерению с момента подписания Хельсинского заключительного акта и по сей день на всем пространстве ОБСЕ оставалось наиболее неустойчивым, подверженным наибольшему количеству критики и предложениям по реформированию.

В этой связи важно понимать, что любая организация, и ОБСЕ не исключение, постоянно находится в процессе обновления. Процесс институциализации и нормотворчества, особенно по человеческому измерению, не закончен и займет не одно десятилетие, поскольку связан он с самым уязвимым аспектом как внутреннего, так и международного взаимодействия — обеспечением прав человека.

Разберемся, что же представляет собой человеческое измерение комплексной концепции безопасности. Оно включает в себя все аспекты, относящиеся к правам человека и его основным свободам, демократические выборы и эффективность государственного управления, толерантность и недискриминацию, верховенство закона и выполнение обязательств, затрагивающих вопросы национальных меньшинств, контактов между людьми и международное гуманитарное право.

Такое расширенное понимание человеческого измерения безопасности выдвинуло уважение прав человека и основных свобод в когорту ключевых аспектов в современной комплексной концепции безопасности ОБСЕ, обязало государств-участников нести ответственность как перед всеми своими гражданами, так и друг перед другом за их реальное обеспечение.

Созданная в настоящий момент нормативная международная база ни одно государство мира не оставляет вне досягаемости критики в отношении соблюдения законности. Нередко под «прицел» международных правозащитников попадают и страны развитой западной демократии.

Государства — участники ОБСЕ, взяв на себя обязательства в области человеческого измерения, согласились с тем, что плюралистическая демократия, основанная на верховенстве закона, представляет собой единственную систему управления, способную эффективно гарантировать права человека. Именно поэтому ОБСЕ стала не просто организацией по безопасности, объединяющей 56 государств, а структурой, основанной именно на «общности гуманитарных ценностей».

Другой особенностью ОБСЕ как организации всеобъемлющей безопасности является то, что ее документы создаются в процессе, не требующем юридически обязательных норм и принципов. В отличие от других документов, связанных с правами человека, обязательства в области человеческого измерения ОБСЕ не имеют юридических механизмов ответственности, то есть их нельзя обеспечить через суд. Они представляют собой нечто большее, чем простая декларация воли или добрых намерений: речь идет о политическом обещании соблюдать эти стандарты, поскольку их соблюдение служит индикаторным показателем демократической зрелости политической системы и эффективности ее государственного аппарата.

К тому же, если для обсуждения международно-правовых документов, как правило, требуется значительное время, прежде чем удается согласовать их окончательный текст, а заключительные документы являются предметом ратификации и оговорок, к документам ОБСЕ такая практика не относится. Их политическая природа позволяет создать уникальную ситуацию: после того как между государствами достигнут консенсус, решения вступают в силу незамедлительно и являются обязательными для всех государств — участников ОБСЕ на основе принципа добровольности и универсальности.

Фактически государства — участники ОБСЕ, становясь членами организации, согласились, что «обязательства, принятые ими в области человеческого измерения ОБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел» (Московский документ, 1991). Таким образом, ОБСЕ из организации, основанной на «общности демократических ценностей», трансформировалось в организацию «общей ответственности». И эта «ответственность» предполагает не столько право критиковать другие государства, сколько накладывает обязательства помогать друг другу в решении конкретных проблем.

Для этого созданы механизмы регулирования проблем по человеческому измерению. В результате регулярных встреч ОБСЕ создала так называемые механизмы ответственности по человеческому измерению — Венский и Московский. Вместе они образовали инструмент (метод) наблюдения за выполнением обязательств в области человеческого измерения, к помощи которого отдельные государства — участники ОБСЕ могут прибегать для рассмотрения конкретных ситуаций.

ОБСЕ создала целый ряд постоянных институтов для оказания государствам-участникам помощи в выполнении своих обязательств в области человеческого измерения. Наиболее известным является Бюро по демократическим институтам и правам человека. Другими институтами ОБСЕ в области гуманитарного измерения являются: верховный комиссар по вопросам национальных меньшинств и представитель по вопросам свободы средств массовой информации.

Начиная с 2003 года основными приоритетами сменяющихся действующих председателей оставались реформирование ОБСЕ, преодоление региональных конфликтов, борьба с терроризмом и наркотрафиком, содействие демократическим процессам и противодействию торговле людьми, утверждение толерантности и свободы религий.

В этом направлении Казахстан имеет собственный опыт, который может быть изучен и полезен странам — участницам ОБСЕ в преодолении этнической нетерпимости и исламофобии. Важную роль в обеспечении общественной стабильности и межэтнического согласия в нашей стране играет Ассамблея народа Казахстана. Эта организация отражает единство уникального полиэтнического состава нашего государства и служит инструментом реализации национальной политики, в основе которой — принцип равенства возможностей всех граждан независимо от этнической и религиозной принадлежности.

С принятием поправок в Основной закон ассамблея получила конституционный статус, обеспечивающий ей возможность выражения интересов всех этносов Казахстана в общественно-политической жизни. Участие членов АНК в работе высшего законодательного органа является новым опытом на всем пространстве ОБСЕ.

Другими перспективными направлениями гуманитарного сотрудничества Казахстана и ОБСЕ могут стать вопросы миграции, решение которых возможно только на региональном уровне, поскольку связано с социально-экономической и политической ситуацией в странах Центральной Азии.

Проблема нехватки питьевой воды и воды для орошения сельскохозяйственных угодий состыковывается с проблемами энергетического порядка, которые необходимо решать в краткосрочном порядке, поскольку дефицит электричества зимой и поливной воды летом на фоне мирового продовольственного кризиса чреваты серьезными социальными последствиями.

Вызовы нового века несут в себе как новые угрозы, так и новые возможности для сотрудничества, обращая внимание политиков и экспертов на условность границ между странами и регионами. Казахстан, заявивший о своем решении стать председателем организации, подчеркнул не только добрую волю в отношении приверженности демократическим ценностям организации, но и последовательность в доведении реформ до их результата — построения открытого гражданского общества.

Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, на мой взгляд, открывает для Казахстана возможность получить реальный опыт равноправного сотрудничества с партнерами внутри организации, а для ОБСЕ — возможность повышения авторитета в целях действительного движения в сторону построения сбалансированной мировой политической системы, способной адекватно реагировать на современные вызовы.

Сауле ЛУКПАНОВА,

КИСИ при Президенте РК


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...