Современные подходы реформирования системы здравоохранения

 

Сегодня вопрос о необходимости реформы здравоохранения республики является одним из самых острых, стоящих как перед медицинской общественностью, так и перед всем обществом в целом. Характерно достаточно негативное отношение населения к результатам реформирования здравоохранения республики, прошедшего за годы независимости. Вместе с тем, очевидно, что здравоохранение нуждается в дальнейшем реформировании, так как задачи, которые ставит государство, а равно и ожидания населения страны еще далеки от реализации.

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своем прошлогоднем Послании народу Казахстана подчеркнул: «...фундаментом динамично процветающего общества может быть только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика…». В февральском Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Президент ставит конкретную задачу - «адресная социальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных принципах».

Готово ли отечественное здравоохранение стать элементом такого общества и такой экономики? К сожалению, мы не можем дать положительный ответ на данный вопрос. Наше здравоохранение, несмотря на огромные усилия, приложенные государством, политиками и организаторами здравоохранения, да и всеми медицинскими работниками в прошлые годы, не добилось решения поставленных задач.

Несомненен положительный опыт прошлых лет - мы сохранили основы системы здравоохранения и частично ее потенциал. Однако логика прошлых реформ в целом основывалась на анализе сложившейся ситуации, а имеющиеся проблемы и предпосылки обусловливали цели развития - т.е. осуществлялось планирование от достигнутого, что придавало реформам инерционный характер. Система была вынуждена постоянно приспосабливаться к изменениям макроэкономической, социальной и политической ситуации в стране. Существенного качественного преобразования не произошло. Действительно, «за всю историю развития отечественного здравоохранения во время реализации разных программ реформирования системы здравоохранения не было проведено ни одной серьезной реструктуризации отрасли…» (А.А. Аканов. Здравоохранение Казахстана: на пороге структурных преобразований (взгляд в будущее). 2006 г.).

Очевидно, что в свете общенациональной идеи войти в число наиболее развитых мировых держав реформа здравоохранения должна быть интегрирована с системной модернизацией экономики страны. Нам необходимо определить место и роль системы здравоохранения в процессе построения современного постиндустриального общества с высоким уровнем благосостояния и социального обеспечения населения, с эффективной многоотраслевой национальной экономикой. При разработке долгосрочных программ и стратегий развития здравоохранения основополагающим моментом должна стать формулировка главной цели развития отрасли в рамках социально-экономического развития на перспективу. Но какова бы не была выбранная нами модель здравоохранения, она должна опираться на два основополагающих принципа.

Во-первых, здравоохранение должно быть основным цементирующим элементом социальной политики государства в построении конкурентоспособного общества c высоким качеством человеческого потенциала. Невозможно обеспечить должное его качество и высокий уровень благосостояния без вовлечения в процесс системы охраны и укрепления здоровья населения.

Во-вторых, здравоохранение должно стать частью национальной экономической доктрины государства в условиях глобальной рыночной экономики. В развитом обществе здравоохранение и связанные с ним сферы (естественные науки, фармацевтическая индустрия, биотехнологии, информационные технологии, медицинский сервис, медицинское страхование) являются органично взаимосвязанными элементами устойчивого экономического развития.

Исходя из этих принципов, становится очевидным и неоспоримым, что определение главной цели развития, а также разработка и реализация новых программ реформирования здравоохранения - задача не только Министерства здравоохранения и медицинской общественности, но и всего общества с реальным участием государственных и общественных институтов. Особенно важно участие населения с учетом его сегодняшних и будущих потребностей в охране и укреплении здоровья в условиях глобальной интеграции и конкуренции.

Ключевыми аспектами обеспечения эффективности реформы системы здравоохранения сегодня бесспорно являются организационное (финансовое, нормативно-правовое) обеспечение, а также научно-методологическое (разработка научно обоснованных технологий реформирования и развития здравоохранения).

Проблемы научно-методического обеспечения реформ многим известны - это несовершенство планирования и управления научно-исследовательской работой (НИР), недостаточное финансирование, низкая инновационная результативность, слабый кадровый, технический, методологический потенциал, отсутствие международной интеграции, неконкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке НИР и технологий. Эти проблемы привели к острой недостаточности современных научно обоснованных инновационных технологий в области организации, управления и экономики здравоохранения, к неспособности науки полноценно решать актуальные проблемы его реформирования и развития.

Учитывая эти сложности, сегодня необходимо разрабатывать новые подходы к совершенствованию научно-методического обеспечения реформ.

В первую очередь нужно рассмотреть реформирование системы управления научно-технической сферой страны в целом. В республике разработана и утверждена Правительством новая концепция управления наукой. Как сказал Президент в своем выступлении на юбилейном заседании НАН РК 13.10.2006 г.: «В принципиальном плане эту новацию можно трактовать как переход от управления научными учреждениями, как это было раньше, к управлению научными исследованиями». Будет принята Государственная программа развития науки на 2007-2012 гг. К 2012 г. объем ежегодных средств, выделяемых на науку, будет доведен до 350 млрд тенге (более 5% от ВВП).

Вместе с тем, новыми принципами научно-методического обеспечения реформ должны стать:

- увеличение инвестиций в НИР по принципу «research & development», в том числе из негосударственных источников. Необходимо привлекать средства не только государственного бюджета, но и негосударственных участников системы здравоохранения. К сожалению, отечественная медицина имеет невысокую инвестиционную привлекательность - в основном за счет низкой доходности и высоких рисков, исключая разве что стоматологию, а также импорт оборудования и лекарств. Однако экономический рост некоторых регионов, а также растущие требования населения к качеству предоставляемых медицинских услуг создают определенные перспективы для инвестиций в эту сферу. Как следствие, появляется интерес к системным и маркетинговым исследованиям в сфере оказания определенных видов медицинских услуг, строительства объектов здравоохранения, добровольного медицинского страхования;

- разработка инновационных технологий и обеспечение их внедрения. Данный подход крайне важен в современных условиях, однако подвержен рискам вследствие потребности адекватного финансирования инноваций. К сожалению, на сегодняшний день мы не имеем четко сформированной системы поддержки инновационных технологий в сфере здравоохранения. Сегодняшние принципы финансирования научных исследований не предусматривают затрат на внедрение результатов, хотя речь идет именно о прикладных научных исследованиях;

- усиление кадрового, технологического и методологического потенциала научных организаций, включая обучение работников за рубежом, широкое применение информационных технологий. Сегодня одним из тормозов развития науки является слабое владение научными работниками иностранными языками, что удивительно, так как знание языка является одним из давних требований, предъявляемых к научным работникам при защите диссертаций. Очевидно, что необходимо всерьез усилить контроль за соблюдением этих обоснованных требований;

- внедрение международных стандартов, принципов корпоративного управления в деятельность научных организаций, предоставление им экономических свобод. Необходимо не только изменять организационно-правовые формы научных организаций (РГП на праве хозяйственного ведения, АО, ТОО), но и подумать о развитии государственно-частного партнерства в научной сфере, т.е. о привлечении частных (в том числе зарубежных) компаний к управлению научными организациями;

- изучение и адаптация лучшего мирового опыта и технологий на основе прямого и эффективного международного сотрудничества. Считаю, что вопросы финансирования и направления научных работников за рубеж для обучения, участия в конференциях необходимо передать в ведение самих научных организаций для более оперативного и рационального решения.

Таким образом, для обеспечения эффективной реализации программ реформирования и устойчивого развития здравоохранения, очевидно, необходимы следующие компоненты:

- стратегическое планирование и управление;

- эффективное и рациональное финансирование;

- качественная нормативная база;

- передовая научно-методологическая база;

- современная институциональная база развития.

Последний компонент представляется особенно важным, так как опыт прошлых лет подтверждает, что без институциональной поддержки многие даже очень востребованные реформы не продвигаются. Очень часто между генераторами реформ и исполнителями различных функций здравоохранения возникал «вакуум» и поставленные задачи не трансформировались в обоснованные проекты, не могли быть качественно реализованы. В этой связи можно привести пример достаточно эффективной институциональной поддержки развития несырьевых секторов экономики нашей страны. В частности, фондами и институтами развития (АО «Казына») в 2005-2006 гг. реализовано 136 проектов в несырьевых секторах экономики на сумму $3,6 млрд, а в 2007-2009 гг. инвестиционная потребность составляет $10 млрд, из них с участием институтов развития - $3,5 млрд.

Очевидно, что в РК необходимы национальные институты развития отрасли здравоохранения в рамках развития социальных секторов экономики. Целью этих институтов должно стать научное, организационно-методологическое, образовательное и финансовое обеспечение реформирования и устойчивого развития системы здравоохранения РК. На сегодняшний день эти функции осуществляются в основном Министерством здравоохранения, несколькими государственными научными центрами, а также в существенном объеме международными организациями (ВОЗ, ЮНИСЕФ, USAID, Здравплюс). Однако для более устойчивого и динамичного развития здравоохранения республики нам необходимо в ближайшие годы существенно усовершенствовать собственную национальную институциональную базу развития здравоохранения путем создания новых государственных и негосударственных организаций (неправительственных, некоммерческих и коммерческих) институтов.

Основная миссия Института развития здравоохранения МЗ РК - проведение и продвижение исследований для улучшения здоровья и развития конкурентоспособной нации. Цель - научно-методологическая и институциональная поддержка устойчивого развития отечественной системы здравоохранения.

В 2006 г. Институтом развития здравоохранения достигнуты определенные результаты:

- реализованы восемь научно-технических программ по государственному заказу;

- соответственно увеличено финансирование исследований;

- привлекаются квалифицированные специалисты для проведения исследований;

- некоторые сотрудники прошли обучение за рубежом (Литва, ФРГ, Япония, Россия, Испания, Кыргызстан);

- налажены партнерские отношения с международными программами и организациями (ВОЗ, Фонд народонаселения, Детский фонд ООН, Всемирный банк, Здравплюс, COHRED, ISQUA, Университетская клиника Шарите).

Только в 2006 г. в рамках реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения совместно с Министерством здравоохранения институтом разработаны и внедряются новые технологии управления здравоохранением:

- система стандартизованных протоколов диагностики и лечения (ПДЛ), инструкция для разработки ПДЛ, создан Экспертный совет по стандартизации;

- система аккредитации медицинских организаций, стандарты аккредитации;

- принципы независимой медицинской экспертизы (НМЭ), правила аккредитации и привлечения НМЭ;

- некоторые технологии внутреннего и внешнего аудита качества медицинской помощи (индикаторы качества, мониторинг соблюдения ПДЛ);

- исследование уровня компьютерной грамотности работников системы здравоохранения;

- новые методы финансирования: подушевой норматив со стимулирующей составляющей, новая система формирования тарифов на медицинские услуги, совершенствование клинико-затратных групп;

- методики хронометража рабочего времени, прогнозирования кадрового потенциала медицинских работников;

- методы оценки состояния общественного здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- изучение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи;

- мониторинг и анализ СМИ по вопросам качества медицинской помощи;

- анализ состояния и перспектив развития стационарной медицинской помощи.

Приоритетными направлениями исследований института на 2007-2008 гг. являются:

- совершенствование системы управления и финансирования здравоохранения;

- развитие системы управления качеством медицинских услуг;

- развитие информационных технологий в здравоохранении;

- разработка программ модернизации скорой и стационарной медицинской помощи.

Таким образом, сегодня нам необходимы новые стратегии в реформировании сферы здравоохранения, основанные на четком видении перспективных целей, на интеграции со всеми секторами экономики, а также на основе применения современных научных и институциональных технологий развития.

 

15.04.2007

Е.А. Биртанов

 

 

 

 

 

 

  

19 июля 2007, 14:14
Источник, интернет-ресурс: Газеты «Наука и высшая школа Казахстана» , Биртанов Е.А., Биртанов Е.А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код