Доклад Урынгалиева А.К. на международной научно-практической конференции «Казахстанско-российские отношения на современном этапе: итоги и перспективы сотрудничества», посвященная 15-летию установления дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, которое состоялось 30-31 октября 2007 года в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

 

В работе конференции приняли участие Государственный секретарь РК К. Саудабаев, Министр иностранных дел РФ С. Лавров, Министр иностранных дел РК М.Тажин, Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в России Н. Абыкаев, ректоры МГИМО, МГУ, Дипломатической академии МИД РФ, Российской академии правосудия, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Академии государственного управления при Президенте РК, видные общественные и политические деятели сторон, послы иностранных государств, аккредитованные в РК.

 

Урынгалиев Аскар Касымгалиевич

аспирант кафедры политических технологий

Академии государственного управления

при Президенте РК

 

Казахстан-Россия: перспективы сотрудничества
в космической сфере

 

Уважаемые участники конференции!

 

Казахстан-Россия: перспективы сотрудничества в космической сфере (Урынгалиев Аскар Касымгалиевич, аспирант кафедры политических технологий Академии государственного управления при Президенте РК)В современном мире космическая отрасль является одной из наиболее приоритетных и наукоемких областей человеческой деятельности. Участие в космической деятельности в значительной мере определяет политический престиж современного государства, его экономическую, научно-техническую и оборонную мощь. Решение многих важнейших научных и социально-экономических задач, не говоря о военно-стратегических задачах, сегодня уже становится немыслимым без использования специальных космических систем. Применение космических систем в ряде случаев становится экономически весьма выгодным. Анализ современных тенденций и факторов развития космической деятельности свидетельствует о том, что многие страны мира прилагают значительные усилия, чтобы нарастить свой космический потенциал. И в соответствии с этими реалиями, Казахстан может и должен найти свое достойное место в международной космической сфере. Для этого необходимо, прежде всего, определить приоритеты развития космической деятельности в Республике Казахстан. Особо хотелось бы отметить, что в стратегическом плане бесспорно одним из важнейших приоритетов для Казахстана является развитие сотрудничества с Российской Федерацией, предполагающее реализацию совместных космических проектов. Это позволило бы Казахстану совместно с Россией выйти на мировой рынок услуг по запускам космических аппаратов, создать технологическую базу для проектирования и изготовления элементов космических аппаратов и целевой бортовой аппаратуры, расширить эффективное участие казахстанских специалистов в эксплуатации объектов крупнейшего в мире космодрома «Байконур».

В мировой практике отсутствует опыт аренды одним государством части территории другого государства, аналогичный практике аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур». Анализ этого опыта, соответственно, имеет существенное значение для развития международного космического права. В мае 1992 г. Российской Федерацией и Республикой Казахстан было заключено Соглашение о порядке использования космодрома «Байконур», а в 1994 г. подписано Соглашение об основных принципах и условиях использования этого космодрома. Далее в соответствии со ст. 6 Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур», подписанного в г. Астана 9 января 2004 года, срок аренды был продлен до 2050 года. По Соглашению от 23 декабря 1995 года на период аренды казахстанский город Байконур был наделен статусом, соответствующим статусу российского города федерального значения, но с особым режимом функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Данные соглашения послужили началом формирования международно-правовой базы по комплексу «Байконур».

Однако весьма актуальной на сегодня остается проблема экологической безопасности территории Республики Казахстан, связанная с эксплуатацией данного космодрома. В настоящее время с Байконура осуществляется около 70% всех запусков российских космических аппаратов ракетоносителями различного класса. (Приложение №1)

Районы падения отделяющихся частей ракетоносителей занимают общую площадь около 4 млн. га. В зависимости от применяемых компонентов топлива на ракетоносителях в местах падения их частей возможны взрывы и заражения значительных территорий вредными ядовитыми веществами, остающихся в баках ракет после окончания работы двигателей, причем предсказать заранее время и географические координаты района падения совершенно невозможно. Например, после заражения местности горючим несимметричным диметилгидразином (гептилом), используемым в ракетоносителе «Протон», следы заражения сохраняются в течение 80-100 лет.

Так в соответствии со ст. 3 «Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома «Байконур», подписанного в Астане 18 ноября 1999 года, Стороны признают необходимость повышения уровня экологической безопасности ракетно-космической деятельности на территории Республики Казахстан путем:

модернизации эксплуатируемых и создания новых экологически более безопасных ракетно-космических комплексов на космодроме «Байконур» для последующего поэтапного сокращения эксплуатации ракет-носителей, использующих высокотоксичные компоненты ракетного топлива (амил, гептил); проведения совместных работ по обеспечению экологической безопасности и решению проблем охраны окружающей среды, связанных с осуществлением ракетно-космической деятельности.

Согласно ст. 5 данного Соглашения, в случае аварии Российская Сторона приостанавливает пуски ракет того типа, к которому относится ракета, потерпевшая аварию, до выяснения причин аварии, уведомляет Казахстанскую Сторону о причинах аварии, выполнении мероприятий по обеспечению безопасности последующих пусков ракет этого типа и по согласованию с Казахстанской Стороной возобновляет их пуски.

С 1999 года Казахстан, как известно, уже который раз периодически приостанавливает полеты ракет типа «Протон», по причине аварии, повлекших серьезные экологические последствия, однако как говорится «а воз и ныне там». И если посмотреть на статистику запусков, с 1996 года это уже седьмой случай падения после неудачного старта ракетоносителей различных типов на территорию Казахстана:

· 14 мая 1996 года при пуске ракеты-носителя «Союз-У» с космодрома Байконур произошла авария в результате взрыва на 49-й секунде полета.

·  20 мая 1997 года при запуске с космодрома Байконур космического аппарата серии «Космос» произошла авария ракеты-носителя «Зенит-2». Причина - неисправность двигательной установки первой ступени ракеты. Ракета упала в 28 километрах от стартового комплекса.

· 10 сентября 1998 года на Байконуре потерпела аварию ракета-носитель «Зенит», запущенная для вывода на орбиту 12 коммерческих спутников «Глобалстар».

·  5 июля 1999 года при запуске с космодрома «Байконур» военного спутника «Радуга-1» произошла авария ракеты-носителя «Протон-К». Запуск космического аппарата «Радуга» дважды откладывался (6 и 7 мая) из-за отклонения в работе системы управления нового разгонного блока «Бриз-М» (четвертая ступень носителя). Ракета со спутниками упала на территорию Казахстана, при этом произошел частичный разлив ракетного топлива. Казахстану российской стороной, в счет компенсации ущерба от аварии было выплачено 270 тыс.долларов.

·  7 октября 1999 года во время пуска с Байконура ракеты-носителя «Протон-К» со спутником связи «Экспресс-А» на четвертой минуте полета произошло возгорание ракеты. Обломки носителя упали на территорию Казахстана.

·  27 июля 2006 года по факту падения российской ракеты-носителя «Днепр», потерпевшей аварию через 86 секунд после запуска над Кызыл-Ординской областью Казахстана, местной прокуратурой были возбуждены уголовные дела по части первой статьи 282 («Загрязнение атмосферы») и части первой статьи 285 («Порча земли») УК РК. При этом власти Кызылординской области, где упала ракета, требовали компенсации в 333 миллиона долларов за уничтоженную при аварии растительность, а также загрязнение почвы и воды ядовитым ракетным топливом. Экологический ущерб оценен в 1,1 млн. долларов.

· 6 сентября 2007 года ракета-носитель «Протон-М» с японским спутником связи JСSatстартовала с Байконура и на 139 секунде полета на высоте 76 километров произошло возгорание ракеты. По предварительным расчетам, размер компенсации, которую намерен требовать Казахстан, составит более 8,2 миллиона долларов. По данным Lenta.ru от 28.09.2007г., чиновники Роскосмоса заявили, что и сама ракетоноситель, и японский космический аппарат были застрахованы, и выплаты покроют все издержки (сумма страховки называется в 300 миллионов долларов). Японская компания JSat Corporation, которой принадлежал спутник связи, также заявила, что «влияние аварии будет минимальным» и страховка покроет и стоимость самого спутника, и расходы, связанные с его запуском.

Следует учесть, что при дальнейшем подобном отношении к данной проблеме и со стороны Казахстана и со стороны России, если до сегодняшнего дня благодаря лишь Всевышнему обходилось без человеческих жертв, то в будущем нет никаких гарантии, что не будут более серьезных последствии.

В Договоре аренды комплекса «Байконур» между правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года, в случае нанесения ущерба, связанного с деятельностью космодрома «Байконур» при выполнении российских космических программ, предусмотрено, что Россия несет ответственность как запускающее государство в соответствии с Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 года.

В связи с чем, хотелось бы более подробно и детально проанализировать данную Конвенцию. Действительно 29 марта 2007 года исполнилось 35 лет со дня подписания СССР, Великобританией и США международной Конвенции об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. (Приложение № 2).

Подписанием этой Конвенции государства взяли на себя обязательства по восполнению материального ущерба, нанесенного территориям, имуществу или здоровью граждан той или иной страны в результате своей космической деятельности.

Необходимость международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, желание разработать в отдельном международном документе права и обязательства, относящиеся к ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и вызвали принятие конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

Данная Конвенция состоит из 28 статей, в которых раскрывается содержание принципов международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. В ст. 1 раскрываются основные понятия, используемые в конвенции. Сравнивая с другими конвенциями, следует отметить, что понятийный аппарат рассматриваемой конвенции небольшой. Он включает всего четыре понятия: «запуск», «запускающее государство», «космический объект» и «ущерб».

Это обуславливается, прежде всего, основным принципом конвенции - запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный ее космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Так статья 12 гласит:

«Компенсация, которую запускающее государство обязано выплатить на основании настоящей Конвенции за причиненный ущерб, определяется в соответствии с международным правом и принципами справедливости, с тем, чтобы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающее физическому или юридическому лицу, государству или международной организации, от имени которых предъявляется претензия, положение, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен.»

Конвенцией также подробно урегулированы условия ответственности запускающих космические объекты сторон. Государство, которому причинен вред (гражданам, юридическим лицам, территории) может предъявить претензию к запускающему государству.

В случае если вред нанесен запуском (или космическим объектом) международной организации, то государства-члены такой организации несут солидарную ответственность. Согласно нормам конвенции (ст. 5), когда два государства или более совместно производят запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за причиненный вред. В случаях материальной ответственности международных организаций следует исходить из того, что их средства складываются из взносов государств-членов. В практике наметилась тенденция сочетания материальной ответственности международной организации и государств. Здесь возможны два варианта: 1) установление солидарной ответственности организации и государств-членов; 2) установление ответственности самой организации. В первом случае претензии об ответственности могут быть предъявлены как государствам-членам, так и организации. Во втором случае претензии предъявляются только организации, которая сама решает вопрос о распределении бремени ответственности между своими членами.

В Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, была установлена солидарная ответственность, однако при соблюдении следующих условий: а) любая претензия о компенсации за ущерб предъявляется в первую очередь международной организации, осуществляющей запуск объекта; б) если организация в течение шести месяцев не компенсировала суммы причиненного ущерба, то государство-истец может поставить вопрос об ответственности государств — членов организации.

Важным моментом в конвенции надо считать урегулирование рассмотрения споров. Так, в случае если стороны не пришли к договоренности через переговоры, то спор рассматривается специальной комиссией. В соответствии с конвенцией, комиссия по рассмотрению споров состоит из трех членов: члена назначаемого истцом, члена назначаемого ответчиком и председателя, которого стороны избирают совместно. В случае если сторона ответчик будет уклоняться от назначения члена комиссии или председателя, то истец может обратиться к Генеральному секретарю ООН с просьбой о назначении председателя. Основываясь на нормах конвенции, комиссия определяет степень вины ответчика и размер причиненного ущерба. Решение комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.

Итак, подводя итог по содержанию конвенции, следует еще раз отметить, что нормы конвенции отражают современные принципы международного права и в настоящее время и в будущем направлены на защиту потерпевших от ущерба в результате использования космических объектов. Конвенция в целом предусматривает эффективные правила и процедуры, относительно ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

В последнее время в средствах массовой информации поднимаются (вполне осуществимые и закономерные) вопросы о планах России о возможном переносе запусков ракет на свои другие космодромы, в частности, на космодром «Свободный» («Восточный»), г. Свободный, Амурской области, «Плесецк», Архангельской области и «Капустин Яр», г. Знаменск, Астраханская область. И что Байконур еще какое-то определенное время останется основным российским космодромом. Возникает вопрос - насколько долго? Вспоминая казахскую пословицу «Сақтансаң сақтарым» (у русских - «Береженного бог бережет»), чтоб Казахстану не остаться у «разбитого корыта», к тому же «экологически грязного» следует уже сегодня предпринять следующие меры:

· Внести соответствующие изменения в двусторонние российско-казахстанские Соглашения (Договоры), основанные на принципах «Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» от 1972 года.

· Требовать компенсации за фактически причиненный ущерб Казахстану не только от России, но и от любого из запускающих международных организации и иностранных государств, которые несут солидарную ответственность на основании Конвенции о международной ответственности.

· Для создания системы экологической безопасности территории Казахстана при эксплуатации ракетно-космических комплексов и для получения полной картины воздействия на экосистему Казахстана создать республиканский Фонд «Экокосмос», куда направлять средства от аренды космодрома «Байконур», страховых поступлений, компенсации и т.д.

Средства Фонда прежде всего необходимо направлять на компенсационные выплаты жителям соответствующих проблемных территории, на проведение всесторонних химико-биологических, почвоведческих и санитарно-гигиенических исследований. Это позволит получить экологическую картину территорий Казахстана, подверженных воздействию деятельности ракетно-космических комплексов, разработать программы постоянного экологического мониторинга исследуемых районов, выработать меры по реабилитации загрязненных территорий, разработать и утвердить макет экологических паспортов районов падения отделяющихся частей ракетоносителей.

·  Российской федерации совместно с международными организациями и иностранными государствами, которые несут солидарную ответственность, предусмотреть меры по страхованию рисков и ответственности в пользу Казахстана в международных страховых организациях (таких как, Международный союз авиастраховщиков «IUAI», Британский институт страхования, Российская Ассоциация Авиационных и Космических страховщиков, Мировой рынок перестрахования, Страховая корпорация «LLOYD» и т.д.) на сумму не менее 500млн. долларов США по каждому страховому случаю, связанных с осуществлением Российской федерацией космической деятельности на любом из ее этапов, в том числе:

1.  на этапе доставки космической техники на территорию космодрома «Байконур»;

2.  на этапе предполетной подготовки космической техники, включая проведение проверок и испытаний на территории «Байконур»;

3.  на этапе запуска и выведения космической техники на орбиту, включая период ввода ее в эксплуатацию на территории «Байконур» и территории, отведенных под районы падения отделяющихся частей ракетоносителей;

4.  на этапе эксплуатации космической техники по целевому назначению.

5.  на этапе спуска космического аппарата или его элементов после завершения орбитального полета на территорию РК, отведенных под районы спуска космического аппарата

(Страховая сумма в 500 млн. долларов США рассчитана исходя из данных по стоимости одного запуска. По данным исследований Стенфордского института (Space Systems of Engineering) стоимость выведения 1 кг полезного груза оценивается в 1250 долларов США, а по оценкам российских специалистов ОАО НПО «Молния» в диапазоне 3000-5000 $/кг.)

 

Так к примеру, в соответствии с Законом США «О коммерческих запусках» лицензиат, т.е. сторона, имеющая лицензию на проведение запуска, должен представить документы (сведения о денежных средствах, депонированных в банке, или страховой полис), гарантирующие возмещение ущерба перед третьими лицами в размере от 164 до 215 млн. долл. в зависимости от используемого средства выведения. Если ущерб превышает размер данного обеспечения, Правительство США гарантирует возмещение ущерба до 1,5 млрд. долл. сверх него. Кроме того, лицензиат обязан застраховать объекты и оборудование стартового комплекса, являющиеся федеральной собственностью Правительства США, на сумму порядка 80 млн. долл. Размеры страховых сумм при страховании запуска колеблются в пределах 80-250 млн.долл. в зависимости от орбитального аппарата и средств выведения. Страхование космических рисков при орбитальном функционировании космических аппаратов проводится в основном сроком на 1 год. В объем покрытия может быть включен предпринимательский риск собственника космического проекта (финансовые потери в случае гибели, повреждения спутника на орбите, повлекшего за собой невозможность функционирования по целевому назначению).

То есть, чем каждый раз подсчитывать фактически нанесенный экологический ущерб при аварийных запусках, а потом в силу политической целесообразности и сохранения добрососедских отношении взыскивать с России его тысячную часть, данные меры будут более рациональными и реалистичными.

 

Благодарю за внимание, спасибо.

 

Использованная литература:

 

1.  Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке использования космодрома «Байконур» от 25 мая 1992 г.

2. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур». (Москва, 28 марта 1994 г.)

3.  Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома «Байконур», подписанного в Астане 18 ноября 1999 года. (Москва, 23 декабря 1999 г.)

4.  Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан. (Москва, 10 декабря 1994 г.)

5.  Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке использования поисково-спасательного комплекса Российской Федерации на территории Республики Казахстан (Алматы, 25 декабря 1993г.)

6.  Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» (Астана, 9 января 2004 г.).

7.  Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 года.

8.  Государственная программа «Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005-2007 годы», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 25 января 2005 года.

9. Моткин Г.А. Экологическое страхование в рыночной экономике. //Экономика и математические методы., том 32, 1996.

10.  Закон США «О коммерческих запусках».

11.  Правила страхования рисков, связанных с осуществлением космической деятельности // Материалы Координационного Совета РААКС (Российская Ассоциация Авиационных и Космических страховщиков) от 17мая 2007 года.

12.  Международное космическое право. п/р А.С. Пирадова. М, 1985.

13.  Урсул А. Д. Экологические перспективы и космонавтика.— Земля и Вселенная, 1976, № 2, с. 32.

14.  Космодром Плесецк. Экологические проблемы космодрома Плесецк. (доклад с конференции ВанПлес).

15.  Международное морское, воздушное и космическое право. п/р А. П. Мовчан и др. М, Ин-т гос-ва и права РАН, 1992.

16. Ушаков Н. А. Основания международной ответственности государств. М., Международные отношения, 1983.

 

 

Приложение № 1

 

Список космических запусков России в 2006 году

 

Дата

Ракета-носитель

Полезная нагрузка

Космодром

Результат

28 февраля

Протон-М/Бриз-М

ArabSat 4A

(Саудовская Аравия)

Байконур

Частичный успех

30 марта

Союз-ФГ

Союз ТМА-8 (Россия)

Байконур

Успех

24 апреля

Союз-У

Прогресс М-56 (Россия)

Байконур

Успех

25 апреля

Старт-1

EROS-B (Израиль)

Свободный

Успех

3 мая

Союз-У

Космос-2420 (Кобальт-М) (Россия)

Плесецк

Успех

26 мая

Штиль

Компас-2 (Россия)

РПКСН «Екатеринбург» (акватория Баренцева моря)

Успех

15 июня

Союз-У

Ресурс-ДК (Россия)

Байконур

Успех

18 июня

Протон-К/ДМ-3

Казсат (Казахстан)

Байконур

Успех

24 июня

Союз-У

Прогресс М-57 (Россия)

Байконур

Успех

25 июня

Циклон-2

Космос-2421 (УС-ПУ) (Россия)

Байконур

Успех

12 июля

Днепр

Genesis Pathfinder 1 (США)

Домбаровский (позиционный район)

Успех

21 июля

Молния-М/2БЛ

Космос-2422 (Око) (Россия)

Плесецк

Успех

26 июля

Днепр

БелКА, Бауманец (Белоруссия)

Байконур

Неудача

28 июля

Рокот/Бриз-КМ

KOMPSAT-2 (Корея)

Плесецк

Успех

5 августа

Протон-М/Бриз-М

Hot Bird 8 (Евросоюз)

Байконур

Успех

14 сентября

Союз-У

Космос-2423 (Дон) (Россия)

Байконур

Успех

18 сентября

Союз-ФГ

Союз ТМА-9 (Россия)

Байконур

Успех

19 октября

Союз-2.1а/Фрегат

MetOp-A (Евросоюз)

Байконур

Успех

23 октября

Союз-У

Прогресс М-58 (Россия)

Байконур

Успех

8 ноября

Протон-М/Бриз-М

ArabSat 4B (Саудовская Аравия)

Байконур

Успех

12 декабря

Протон-М/Бриз-М

MeaSat-3 (Малайзия)

Байконур

Успех

19 декабря

Космос-3М

SAR-Lupe 1 (Германия)

Плесецк

Успех

24 декабря

Союз-2.1а/Фрегат

Меридиан (Россия)

Плесецк

Успех

25 декабря

Протон-К/ДМ-2

три аппарата Глонасс-М (Россия)

Байконур

Успех

27 декабря

Союз-2.1б/Фрегат

Corot (Евросоюз)

Байконур

Успех

 

Список космических запусков России в 2007 году

 

Дата

Ракета-носитель

Полезная нагрузка

Космодром

Результат

18 января

Союз-У

Прогресс М-59 (Россия)

Байконур

Успех

7 апреля

Союз-ФГ

Союз ТМА-10 (Россия)

Байконур

Успех

10 апреля

Протон-М

Anik F3 (Канада)

Байконур

Успех

17 апреля

Днепр

Egyptsat-1 и др. (Египет)

Байконур

Успех

12 мая

Союз-У

Прогресс М-60 (Россия)

Байконур

Успех

30 мая

Союз-ФГ

Globalstar (4 аппарата) (США)

Байконур

Успех

7 июня

Союз-У

Космос-2427 (Россия)

Плесецк

Успех

15 июня

Днепр

TerraSAR-X (Германия)

Байконур

Успех

28 июня

Днепр

Genesis-2 (США)

Ясный

Успех

29 июня

Зенит-М

Космос-2428 (Россия)

Байконур

Успех

2 июля

Космос-3М

SAR-Lupe-2(Германия)

Плесецк

Успех

7 июля

Протон-М

DirecTV-10 (США)

Байконур

Успех

2 августа

Союз-У

Прогресс М-61 (Россия)

Байконур

Успех

6 сентября

Протон-М

JCSat-11 (Япония)

Байконур

Неудача

11 сентября

Космос-3М

Космос-2429 (Россия)

Плесецк

Успех

14 сентября

Союз-У

Фотон-М N3 (Россия)

Байконур

Успех

Планируемые запуски

10 октября

Союз-ФГ

Союз ТМА-11 (Россия)

Байконур

 

17 октября

Протон-М

Sirius-4 (Швеция)

Байконур

 

20 октября

Союз-ФГ

Globalstar-2 (США)

Байконур

 

25 октября

Протон-К

Глонасс-М (Россия)

Байконур

 

4-ый квартал

Волна

Sumbandila (ЮАР)

РПКСН (акватория Баренцева моря)

 

4-ый квартал

Рокот/Бриз-КМ

SMOS, PROBA-2 (Евросоюз)

Плесецк

 

декабрь

Союз-У

Прогресс М-62 (Россия)

Байконур

 

декабрь

Союз-У

RADARSAT-2 (Канада)

Байконур

 

 

 

Приложение № 2

 

 

 

УКАЗ Президиума ВС СССР от 28.09.1973 № 4855-VIII
«О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ КОСМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ»

 

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

УКАЗ

от 28 сентября 1973 г. № 4855-VIII

О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О МЕЖДУНАРОДНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ

КОСМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ

Одобренную Советом Министров СССР и представленную на ратификацию Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, подписанную от имени Советского Союза в Москве, Вашингтоне и Лондоне 29 марта 1972 года, ратифицировать.

 

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР

Н.ПОДГОРНЫЙ

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР

М.ГЕОРГАДЗЕ

 

6 марта 2008, 17:15
Источник, интернет-ресурс: Урынгалиев А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код