Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Доверие к суду — гарантия реформ

Доверие к суду — гарантия реформ

Итоги работы судейского сообщества по реализации задач, поставленных на предыдущем съезде, результаты судебной реформы и новые приоритеты дальнейшего совершенствования системы отечественного правосудия обсуждены вчера в Астане на IV съезде судей Республики Казахстан. В работе форума, собравшего около 200 делегатов от судейских коллективов из всех регионов республики, руководителей центральных государственных и правоохранительных органов республики, представителей юридической общественности, НПО и международных юридических организаций, принял участие и выступил на нем с речью Президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ.
Как отметил в своем выступлении на съезде Глава государства, развитие судебной системы — один из главных приоритетов государства. Ведь если нет обеспечения защиты прав, то нет свободы и демократии. В Казахстане в этой сфере сделано немало. В частности, приняты меры по дальнейшей профессионализации судебных органов, укреплению социального и правового статуса судей.
Мы собрались, подчеркнул Нурсултан Назарбаев, чтобы всесторонне проанализировать работу судов, обсудить насущные проблемы правосудия. Но главное — съезд поднимает на новый уровень дискуссию по вопросам перспектив развития судебной власти, степени доверия граждан к судам и судьям.
Современная судебная система — одна из главных составляющих основ государства, один из рычагов демократического развития страны на пути социальной, экономической и политической модернизации. Именно от ее состояния зависит отношение граждан к современной казахстанской правовой политике, уровень доверия к власти со стороны общества.
Сегодня, когда многие правовые постулаты и принципы подвергаются переоценке перед лицом глобальных вызовов, суд призван усилить защиту прав и свобод граждан, обеспечить возможность обществу развиваться дальше в рамках правового поля, отметил Президент.
Реализация конституционных положений о гарантиях судебной защиты неразрывно связана с созданием государством надлежащих условий деятельности судов. Мощным импульсом для улучшения их материально-технического и ресурсного обеспечения стал поэтапный в последние годы рост бюджетных ассигнований на эти цели. Так, если в 2002 году было выделено 4,8 миллиарда тенге, то на текущий год в бюджете государства предусмотрено 7,9 миллиарда.
Проведена большая работа по обеспечению помещениями и созданию надлежащих условий работы судов. С 2001 года в новые здания переехали Верховный суд, восемь областных и 21 районный суд. В 48 строениях проведен капитальный ремонт. Оснащенность судов основными материально-техническими средствами по сравнению с 2001 годом возросла вдвое. Сегодня каждый судья обеспечен необходимой компьютерной техникой.
Если в 2002 году в стране действовало 185 местных судов, в которых работало 1 823 судьи, то в настоящее время их 336 со штатом 2 423 судьи. Только за последние три года штатная численность судей дополнительно увеличена на 600 единиц, что позволило снизить нагрузку и создать во всех регионах специализированные экономические и административные суды. На приобретение бюджетного жилья для судей в 2003 году было выделено средств на 81 квартиру, а в 2004 году — на 133.
Принятые государством меры позволяют обеспечить стабильное качество и оперативность работы судей. Вот уже четыре года, как сохраняется тенденция сокращения числа судебных ошибок, нарушений сроков рассмотрения дел. Причем улучшилось качество отправления правосудия районными судами, на которых лежит основная нагрузка.
Но самым главным является то, что граждане все чаще решают свои проблемы именно через суд. Только в истекшем году в суды республики поступило около миллиона дел и заявлений, что почти в два раза больше, чем в 2000 году.
Вместе с тем, подчеркнул Нурсултан Абишевич, было бы неверным утверждать, что все проблемы в сфере правосудия решены.
Болатбек Отарбаев
Судебная власть в состоянии выполнять свою общественную миссию только при условии сохранения в обществе доверия как к суду в целом, так и к судьям в частности. Бытующее в обществе недоверие к способности судов разрешать споры на основании законов заставляет различные общественные силы либо искать способы неправового давления на суд, либо прибегать преимущественно к внесудебным путям разрешения конфликтов. И то и другое чревато негативными последствиями для развития общества, так как возрастает фактор непредсказуемости, человек лишается чувства правовой защищенности, безопасности. В конечном счете, все это тормозит позитивные общественные изменения.
К сожалению, отметил Глава государства, продолжается судебная волокита. Граждане годами ходят по различным судебным инстанциям в поисках правды. Это вызвано тем, что структура судебной системы претерпела незначительные изменения. Надзорное производство, пережиток советской эпохи, позволяет зачастую по надуманным мотивам многократно пересматривать и отменять приговоры и решения судов, вступившие в законную силу, что вызывает непонимание и подозрение у сторон процесса. Необходимо, отметил Нурсултан Назарбаев, максимально сократить надзорные инстанции и добиться того, чтобы часть дел решалась на местах, а не затягивалась в вышестоящих судах, создавая почву для коррупции.
Авторитет судебной власти и эффективность ее деятельности зависят от профессионализма судей, их объективности, беспристрастности и справедливости. Между тем существуют большие претензии как к качеству работы судей, так и к их моральному облику.
Справедливость судебных решений — критерий, по которому общество оценивает качество правосудия, а уважение к суду — это, в первую очередь, уважение к государственной власти. Поэтому факты взяточничества, судебного бюрократизма или грубых судебных ошибок подрывают доверие не только к суду, но и к государству в целом.
Президент подчеркнул, что крайне важно не оставлять без внимания любой, даже, казалось бы, малозначительный случай нарушения в деятельности судов. Там, где вершится правосудие, нарушения просто недопустимы.
Основой решения проблем, накопившихся в последние годы в судебной системе, отметил Нурсултан Назарбаев, является мое нынешнее Послание народу Казахстана, в котором, как известно, предложен целый пакет мер по дальнейшему совершенствованию судебной системы и усилению социальных гарантий судьям.
Моим распоряжением, сказал также Президент, образована комиссия по вопросам дальнейшего совершенствования судебной системы Казахстана.
По результатам ее работы выработаны предложения по дальнейшему упрощению судопроизводства и сокращению надзорных инстанций в судах, усилению гарантий прав граждан и роли адвокатов в судебном процессе. Кроме того, комиссией и Верховным судом подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, предусматривающие социальные гарантии судьям в части увеличения им заработной платы, отчислений в пенсионные фонды, страхования, выплаты единовременных выходных пособий.
Требуют проработки вопросы, связанные с отбором кандидатов на должность судьи, приостановлением и прекращением его полномочий, повышением профессионализма судей и их ответственности за злоупотребление властью. Необходимо решать и другие проблемы, умаляющие авторитет судебной власти.
Очевидно, следует улучшить систему отбора, профессиональной подготовки судейских кадров, усилить требовательность к нравственному и этическому облику судей. Работа судьей — это в известной степени вершина карьеры чиновника, особенно юриста, поэтому, как заметил Президент, считаю, что мы должны утвердить такой принцип положения суда в нашем государстве.
Считаю необходимым, подчеркнул Глава государства, особо ужесточить требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, уделив особое внимание их моральным качествам. Претендент должен, как это предписывает закон, быть с безупречной репутацией. При этом предпочтение должно отдаваться кандидатам с длительным стажем работы по юридической профессии и показавшим себя с положительной стороны.
Необходимо принять меры по демократизации процесса конкурсного отбора кандидатов в судьи. В связи с этим следует повысить эффективность, согласованность и слаженность работы Высшего судебного совета и Квалификационной коллегии юстиции по отбору судейских кадров.
Значительное влияние на эффективность отправления правосудия оказывают вопросы, связанные с исполнением судебных актов, отметил Нурсултан Назарбаев. Следует сказать, что основные причины их неисполнения заключаются не только в отсутствии денег и иного имущества у должников, но и в недостаточно высоком уровне организации соответствующей работы. Не исполняется почти каждый третий судебный акт, что вызывает многочисленные, зачастую совершенно обоснованные жалобы, особенно по спорам в сфере предпринимательской деятельности.
Сейчас завершается подготовка законопроектов о внесении необходимых изменений и дополнений в Закон «Об исполнительном производстве», другие нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу. Надо их принять, что позволит поднять уровень работы по исполнению судебных постановлений.
Другой, более кардинальной мерой в этом направлении, подчеркнул Глава государства, является внедрение института частных судебных исполнителей. Опыт Франции, Германии, ряда других стран убедительно свидетельствует о высокой эффективности их деятельности. И этот опыт необходимо изучить.
В соответствии с Основным законом судебная власть осуществляется от имени республики и направлена на защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов и международных договоров республики.
Данное конституционное положение, отметил Нурсултан Абишевич, носит концептуальный характер и должно быть положено в основу дальнейшего реформирования судебной системы, всего законодательства о судопроизводстве. Исходя из названного базисного положения, особое внимание следует уделить районным и приравненным к ним судам, в которых рассматривается и разрешается основная масса дел. Соответственно, мнение о судебной системе, ее эффективности и справедливости формируется у населения при обращении именно сюда. Направленность принимаемых мер на данное звено позволит не только поднять престиж и авторитет судей среди граждан, но и улучшить материально-техническую базу работы районных судов.
Государство делает и будет делать все возможное для улучшения материального положения судей. Однако и судьи должны знать, что любое нарушение законности, норм судейской этики повлечет лишение всего пакета социальных льгот. Это положение необходимо включить в наши законы, заметил Президент.
В процессе укрепления судебной системы, как и при рассмотрении любых государственно-значимых вопросов, важно иметь согласованную позицию всех ветвей власти, что будет залогом их успешного решения. Мы не собираемся экономить на судах, подчеркнул Глава государства, но при этом вырабатываемые подходы должны быть взвешенными и поэтапными, базирующимися на современных возможностях страны.
Одно из направлений дальнейшего правового развития связано с реализацией нормы Конституции о возможности осуществления уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, отметил Нурсултан Назарбаев. Введение данного института будет способствовать полной реализации принципа состязательности уголовного судопроизводства и в целом повышению качества отправления правосудия.
Конституционное право каждого человека на квалифицированную юридическую помощь, а также принцип состязательности требуют дальнейшего развития форм оказания такой помощи, в том числе бесплатной — для неимущих граждан. Однако в настоящее время реализация данного положения сталкивается с проблемами, особенно применительно к неимущим, и прежде всего в сельской местности.
В правовом государстве защита граждан не должна ставиться в зависимость от их имущественного положения и места проживания, отметил Президент. Государству следует добиваться реального обеспечения равенства сторон судебного процесса и оказания квалифицированной юридической помощи населению.
Повышению качества отправления правосудия будет способствовать дальнейшее развитие специализации судов. Может быть, следует подумать о создании судов по делам о несовершеннолетних и других специализированных судов, считает Глава государства.
Учитывая, что Алматы развивается как финансовый центр Центрально-Азиатского региона, следует обсудить вопрос о создании в структуре Алматинского городского суда специализированной коллегии по разрешению инвестиционных споров с участием иностранных компаний. Это веление времени, которое соответствует международной практике.
Следует повысить ответственность председателей областных и районных судов за состояние отправления правосудия и организацию деятельности судов, обеспечение оптимальной нагрузки на судей. Необходимо пересмотреть подходы к организации деятельности дисциплинарно-квалификационных коллегий. Надо добиться, чтобы они стали действенным рычагом решения вопросов дисциплинарной ответственности судей. Каждый факт явного и грубого нарушения закона должен служить основанием для привлечения судьи к строгой ответственности.
Государством созданы необходимые условия для успешного функционирования судебной власти, и теперь, как отметил Нурсултан Абишевич, обращаясь к судьям, только от вашей работы зависит, насколько эффективно мы будем продвигаться вперед по пути становления судебной системы, отвечающей международным стандартам.
Без эффективной судебной системы результативность преобразований в других областях государственной и общественной жизни может оказаться не соответствующей темпам социально-экономического развития страны. Только эффективно функционирующее правосудие может дать уверенность активной части населения в том, что их вложения в национальную экономику оправданны и находятся в безопасности.
В связи с этим Президент выделил два основных направления, по которым судебная система должна воздействовать на развитие экономики страны.
Во-первых, именно доступ к правосудию, возможность обращения в суд должна являться, в конечном счете, единственным убедительным воздействием на бюрократию; неэффективность суда снижает результативность административной реформы и борьбу с административным произволом.
Во-вторых, только суд должен стать для мелкого и среднего бизнеса местом, где можно добиться соблюдения правил честной конкуренции с крупными финансово-промышленными группами; неэффективность суда резко снижает темпы развития мелкого и среднего бизнеса.
Решение поставленных на съезде задач, подчеркнул Глава государства, позволит создать такую судебную систему, которая будет способствовать не только торжеству закона и справедливости, но и даст экономический эффект. Правовая защита собственности и собственника поставит заслон всяким переделам имущества, перераспределению сфер влияния должностных лиц, повысит благоприятный инвестиционный климат в государстве, укрепит веру граждан в необходимость развития и расширения собственного бизнеса. Такая судебная система будет способна обеспечить правовую базу развития среднего класса собственников, который является основой социальной среды, обеспечить стабильность и необратимость реформ.
Развитие рыночных отношений все больше подтверждает истину, что без формирования самостоятельной, независимой и справедливой судебной системы экономические и политические реформы невозможны. Только судебная система способна обеспечить потенциальных инвесторов, в том числе отечественных, надежными и заслуживающими доверия правовыми институтами.
Судебно-правовая реформа предполагает решение кардинальных проблем, связанных с эффективностью судебной системы, что должно быть предметом первоочередного внимания как государства, так и общества. Поэтому работа по осуществлению судебной реформы должна быть продолжена при активном участии судейского корпуса, представителей юридической общественности, предпринимательских кругов, общественных организаций и, конечно, законодательной и исполнительной ветвей власти, подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
Успехи в продвижении наших реформ во многом зависят от судебной власти. А это означает большую степень ответственности независимой судебной системы. Желаю вам, отметил Глава государства, обращаясь к судьям, оправдать доверие народа, который является мерилом любой власти.
Председатель Союза судей Казахстана Бекет Тургараев проинформировал участников съезда о работе союза за последние четыре года. Сейчас, по его словам, разрабатывается проект закона «О присяжных заседателях». Полностью завершена работа по поэтапному созданию системы специализированных судов. В республике в настоящее время функционируют экономические и административные суды.
Относительно кадрового вопроса Б. Тургараев внес ряд предложений. По его словам, в соответствии с ныне действующим порядком у нас на должность судьи могут назначать уже при достижении претендентами 25-летнего возраста. Более разумным представляется поднять эту планку до 30 лет. Причем стаж работы претендента в сфере юриспруденции должен составлять не менее пяти лет. Кроме того, полагает докладчик, оставляя за судьями право выхода на пенсию наравне с другими государственными служащими в 63 года, одновременно необходимо дать им возможность трудиться до предельного возраста 68—70 лет при достаточной работоспособности. Поскольку принимаются они на работу не с 18 лет, как это имеет место на госслужбе, а гораздо в более позднем возрасте.
Председатель Союза судей акцентировал также внимание на необходимости совершенствования целого ряда законодательных актов. К примеру, он предложил наделить Верховный суд правом подготовки законопроектов по вопросам внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Также было бы правильнее, считает Б. Тургараев, чтобы при обсуждении бюджета в качестве компетентного специалиста, в совершенстве владеющего всеми тонкостями судебной системы, принимал участие представитель судебной власти. Отметил докладчик и необходимость изменений в Законе «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», в котором явно не хватает механизма принудительного исполнения.
Докладывая о результатах судебной реформы в Казахстане, председатель Верховного суда Кайрат Мами отметил, что за последние годы в республике выстроена простая и понятная для населения судебная система. Подтверждением тому служит значительное увеличение обращений граждан в суды за защитой своих прав. Если в 2000 году в суды поступило свыше четырехсот тысяч таких обращений, то в 2004 году — около миллиона. Соответственно, вдвое возросло и количество рассмотренных судами гражданских и административных дел. Созданы возможности для обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих конституционные права граждан. Вследствие чего, например, число обращений граждан в суды за защитой своих прав от неправомерных действий чиновников увеличилось с пяти тысяч девятисот в 2000 году до шестнадцати с половиной тысяч в 2004 году, или почти в 3 раза.
К. Мами акцентировал внимание на появлении категории дел, которых до начала судебной реформы в практике судов не было. В прошлом году судами рассмотрено свыше пятисот дел о защите прав потребителей, более ста дел о защите интеллектуальной собственности, две с половиной тысячи дел, связанных с земельным законодательством.
Об эффективности правосудия, по мнению докладчика, объективно свидетельствует то обстоятельство, что из двухсот пятидесяти тысяч гражданских дел судами удовлетворено почти две трети заявлений и жалоб граждан. Сторонами обжаловано в апелляционном порядке лишь 6 процентов судебных актов от общего числа оконченных гражданских дел. Вышестоящие инстанции отменили всего полтора процента решений судов. Эти пропорции устойчиво сохраняются в последние три года.
Наряду с гуманизацией законодательства постоянно идет поиск путей более дифференцированного назначения наказаний, сочетающих строгость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений с проявлением гуманности к лицам, впервые совершившим деяние небольшой и средней тяжести. В результате, сказал К. Мами, доля лиц, осужденных к лишению свободы, уменьшилась с тридцати четырех тысяч человек в 2000 году до девятнадцати тысяч в 2004 году. По данным Международного центра тюремных исследований, по численности заключенных на 100 тысяч человек наша республика переместилась с четвертого места в мире в 2000 году на 19-е место в прошлом году.
В перспективе, отметил председатель Верховного суда, предполагается создание системы ювенальной юстиции, пилотный проект которой с участием правоохранительных и социальных органов успешно апробирован. Кроме того, в правовую систему Казахстана будет поэтапно внедрен институт присяжных заседателей.
Вместе с тем, считает К. Мами, по ряду позиций намеченные цели реформы достигнуты не полностью. В частности, ежегодно имеют место факты осуждения судей за коррупционные преступления.
В связи с этим К. Мами внес предложение о создании комиссии по судейской этике.
В своем выступлении К. Мами озвучил ряд подготовленных Верховным судом предложений. В настоящее время разработан и находится на согласовании законопроект по внесению изменений и дополнений в Конституционный закон о судебной системе, предусматривающий, в частности, достойное социальное обеспечение судей. Предполагается, что это станет одной из действенных мер по предупреждению коррупции.
В целях более полной и квалифицированной защиты прав граждан внесены предложения по законодательному укреплению роли адвокатов в судебном процессе. При сельских акиматах предлагается ввести должность муниципального адвоката с выплатой соответствующей зарплаты.
Постепенно планируется оснастить суды современной технологией. Уже начато внедрение республиканской автоматизированной информационно-аналитической системы, способствующей повышению оперативности сбора и качества оформления судебных документов.
С целью усовершенствования системы принудительного исполнения судебных актов К. Мами полагает целесообразным по опыту ряда зарубежных стран рассмотреть возможность введения института частных судебных исполнителей, что позволит создать в этой сфере деятельности конкурентную среду и значительно разгрузит государственный аппарат судебных исполнителей.
Участниками съезда было высказано много интересных мнений и предложений. Так, председатель Алматинского городского суда Мусабек Алимбеков считает необходимым обсудить вопрос о создании на уровне Верховного суда и Союза судей независимого общественного органа в виде комиссии по определению компетентности судей, так называемого судебного жюри. По его словам, анализ состояния качества отправления правосудия в регионах показывает, что грубые нарушения законности допускаются одними и теми же судьями. Из года в год большинство из них продолжают работать безнаказанно, вследствие чего в обществе создается впечатление, что это характерно для всей судебной системы. В компетенцию судебного жюри, избираемого из числа авторитетных, принципиальных судей, как действующих, так и отставных, должны входить изучение и анализ работы судьи и заключение о возможности его дальнейшего пребывания в должности.
Какими бы справедливыми ни были решения судов, они не имеют должной значимости без их фактического исполнения, подчеркнул выступавший. В связи с этим требуется повышение статуса и расширение полномочий судебных исполнителей. В законе об исполнительном производстве следует четко регламентировать порядок процессуального привлечения к ответственности лиц, злостно уклоняющихся от исполнения судебного акта и проявляющих тем самым неуважение к суду.
Масштабность и темпы реформ в судебной системе Казахстана не имеют аналогов на постсоветском пространстве, подчеркнула директор проекта usaid/IRIS «Содействие развитию судебных систем в Центральной Азии» Мелани Пайсер, рассказавшая об опыте и перспективах сотрудничества данной организации с судебной системой Казахстана. Совместно с Верховным судом и Союзом судей проведен ряд обучающих семинаров по искусству менторства (наставничества). Не секрет, что сложно приобрести судейские навыки без поддержки опытного коллеги. Особое внимание она обратила на формирование целостной системы индивидуальной оценки судей, которая учитывала бы их личностные качества, умение общаться с людьми. По мнению М. Пайсер, целесообразно образовать в республике центр по изучению и исследованию судебных систем.
Необходимость введения института альтернативного судебного исполнения стала главной темой выступления судьи Житикаринского районного суда Костанайской области Светланы Ахмедовой. На первых порах, полагает она, частное исполнение следует ввести наряду с государственным, оставив приоритет выбора за субъектами обращений. Вместе с тем исполнение решений в отношении отдельных субъектов — государства, социально незащищенных лиц, несовершеннолетних — нужно оставить за государственными судебными исполнителями.
Об актуальных проблемах работы судов и статуса судей говорила председатель второго городского суда Павлодара Еркеш Темирова. В частности, отметила она, существующий порядок отбора кандидатов не предусматривает исследования физического и психического здоровья претендентов на должность судьи и не исключает попадания туда случайных людей, дискредитирующих своим поведением судебную власть. В США, например, биография лица, желающего стать судьей, проверяется с детских лет, и любой, на первый взгляд, невинный проступок может стать причиной отказа в должности.
По словам председателя районного суда Аягозского района Восточно-Казахстанской области Кульшат Амодиловой, работа казахстанских судов должна быть прозрачной, открытой для общества. Для этого важно обеспечить участие представителей общественности в работе судопроизводства и наладить взаимодействие судов со средствами массовой информации. К сожалению, пока она ограничивается публикациями в печати скандальных судебных разбирательств, а рутинная работа судов, их достижения не находят своего освещения в масс-медиа.
Темпы развития отношений в современном обществе делают все более затруднительным исполнение судебных актов, отметил в своем выступлении председатель Комитета по судебному администрированию при Верховном суде РК Зейнула Макашев. Должниками изыскиваются все более изощренные способы уклонения от добровольного исполнения. Зачастую один судебный исполнитель вынужден противостоять ухищрениям целого штата юристов организации-должника. Приведу лишь один пример на эту тему. Уже более 6 лет не исполняются судебные акты о взыскании с ОАО «Мангистаумунайгаз» в пользу пяти юридических лиц суммы в размере свыше 150 млн. тенге. Хотя совокупный годовой доход этого предприятия превышает долги по судебным актам в 280 раз! Несмотря на это, из года в год «Мангистаумунайгаз» ограничивается лишь выплатой незначительных сумм. Наши обращения в УВД Мангистауской области и прокуратуру о возбуждении уголовного дела за неисполнение судебного акта положительных результатов пока не дают.
Обновлять и совершенствовать механизм принудительного исполнения можно по-разному: внося изменения и дополнения в существующее законодательство, расширяя штат и полномочия судебного исполнителя, повышая ему зарплату и так далее. Но с точки зрения рыночных реалий целесообразным было бы противопоставить уловкам злостных должников здоровую экономическую заинтересованность практикующего профессионала, оплата услуг которого напрямую зависит от исхода и качества исполнения решения суда. Система частного исполнения исторически сложилась во многих развитых странах — Франции, Германии, США и других.
Этот шаг для нас сегодня может показаться непривычным, но вспомните институт частных нотариусов, который многим тоже казался неприемлемым. А сегодня без него уже невозможно себе представить современную жизнь.
При такой модели дела, затрагивающие интересы государства или имеющие особый социально значимый характер, сохранятся за государственными судебными исполнителями, а дела, где сторонами выступают физические и юридические лица различных форм собственности, перейдут к частным.
Общеизвестно, что доверие общества к органам правосудия обеспечивается через механизмы нравственных норм, которые гражданам более доступны, чем нормы права. Отсюда и возрастание их требований не только к профессиональным качествам, но и к моральному облику судьи.
Говоря о соблюдении норм судейской этики, председатель Республиканской дисциплинарно-квалификационной коллегии судей Калидулла Шаухаров привел вот такую статистику. За последние четыре года, прошедшие со времени третьего съезда судей, в Комиссию по судейской этике всего поступило и было рассмотрено 762 жалобы, причем прошлый год оказался рекордным — 293 жалобы. И хотя из общего числа поступивших обращений подтвердились доводы только в 119 случаях, сам факт наличия подобных нарушений умаляет авторитет перед обществом всей судебной системы. Изучение причин, побудивших граждан обратиться в Комиссию по судейской этике, показывает, что некоторые судьи не до конца осознают всю ответственность своего служебного положения, превратно истолковывают данную им государством власть и, как следствие, проявляют по отношению к участникам процесса грубость и некорректность.
По итогам съезда принята соответствующая резолюция.
Реформа не для проформы.
Весть о проведении казахстанскими судьями очередного съезда встретила заинтересованный отклик коллег в ближнем и дальнем зарубежье. В адрес форума поступило множество приветствий и поздравлений. Вот только одно из них, присланное сопредседателем рабочей группы по вопросам законодательства Совета иностранных инвесторов при Президенте РК Куртисом Б. Мастерсом.
От имени известной международной юридической фирмы «Бейкер и Макензи», всех иностранных членов рабочей группы и от себя лично г-н Мастерс поздравил судей Казахстана с проведением четвертого съезда.
Ибо реформа судебной системы является одной из наиболее важных реформ, которые проводились в Казахстане с момента обретения независимости. Эта реформа сопоставима с реформой в финансовом секторе страны. На взгляд зарубежного юриста, положительные изменения происходят в следующих областях.
Во-первых, суды Казахстана становятся все более независимыми от исполнительной и законодательной ветвей власти. Суды в Казахстане более не являются инструментом государственной власти, как это было в советский период, в отличие от других стран СНГ, где это все еще остается серьезной проблемой.
Во-вторых, возросла квалификация судей. Повышение требований, предъявляемых к судьям, а также постоянное обязательное повышение квалификации судей привело к заметному улучшению качества выносимых решений.
В-третьих, введение специализированных межрайонных экономических судов и специализированных административных судов имело исключительно важное значение в улучшении судебной системы.
...Стоит отметить и то, что заработная плата казахстанских судей отличается в лучшую сторону от заработной платы, выплачиваемой судьям в ряде других стран СНГ.


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...