Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Столица должна жить по средствам, тогда как Алматы и другие регионы-доноры получат возможность направить средства своих бюджетов на местные нужды

Бюджет подписан, но вопросы остались
Тулеген АСКАРОВ, 27.05.2005

Подписанием главой государства закона о внесении изменений и дополнений в республиканский бюджет-2005 завершилась трехмесячная бюрократическая гонка, начавшаяся с момента оглашения президентского Послания к народу Казахстана. Весьма примечательно, что и этот закон вводится задним числом - с 1 января текущего года.

Параметры скорректированного республиканского бюджета определились по доходам в 1 трлн. 230,8 млрд. тенге вместо ранее утвержденных 1 трлн. 128,4 млрд. тенге, по затратам - соответственно 1 трлн. 196,3 млрд. тенге вместо 1 трлн. 89,4 млрд. тенге. Финансирование дефицита бюджета составит теперь 113,8 млрд. тенге, тогда как раньше было 101,4 млрд. тенге. В основу скорректированного бюджета заложен среднегодовой прогноз мировой цены на нефть сорта «Brent» в $42 вместо $32,9 ранее, а обменный курс тенге к доллару изменился на 130 тенге вместо 131,7 тенге. Немного повысился и прогноз уровня инфляции - с 4,9-6,5% до 5-7%. Кстати, чиновники даже не пытаются отрицать, что повышение связано с реализацией Послания.

Расплатятся нефтяники
Откуда возьмутся деньги на эти цели, уже известно. Во-первых, правительство не намерено увеличивать внутренний и внешний долги в связи с увеличением дефицита скорректированного бюджета - для этого предполагается использовать свободные остатки бюджетных средств прошлого года, которых набралось примерно на 30 млрд. тенге. Во-вторых, главный упор в увеличении доходной части бюджета-2005 делается на налоговые поступления, объем которых вырастет на 106,5 млрд. тенге до 1 трлн. 90,7 млрд. тенге. Но это как минимум, ибо по данным Минфина, на 1 мая дополнительные доходы казны достигли 64,7 млрд. тенге (на 12,6% больше запланированного), в том числе по республиканскому бюджету - 58,4 млрд. тенге.

Основную часть фискальной прибавки, естественно, должен дать нефтяной сектор, однако свою лепту предстоит внести и другим отраслям экономики, а также и рядовым казахстанцам. Не зря ведь министр экономики и бюджетного планирования Кайрат КЕЛИМБЕТОВ заявил о том, что в ближайшем будущем говорить о снижении налоговых ставок не приходится. Он даже пообещал увеличить налоговое бремя на доходы физических лиц, дабы облегчить нагрузку на отечественных предпринимателей, которым предстоит борьба за место под солнцем с иностранными конкурентами после вступления Казахстана в ВТО.

Из текста закона можно узнать и о том, как будут распределяться между регионами бюджетные прибавки на повышение зарплат госслужащим, работникам госучреждений и казенных предприятий. Всего на эти цели выделяется из республиканского бюджета 31 млрд. тенге в виде так называемых целевых текущих трансфертов. Наибольшую сумму получит Южно-Казахстанская область - 4,1 млрд. тенге, далее следуют Карагандинская (2,8 млрд. тенге), Восточно-Казахстанская (2,7 млрд. тенге) и Алматинская (2,4 млрд. тенге) области.

Для сравнения: Астане достанется всего 831,1 млн. тенге, а Алматы - 1,7 млрд. тенге! В чем смысл такого странного распределения средств, Минфин не комментирует.

Бюджет и регионы
Перейдем теперь к данным о текущем состоянии бюджета. Государственный бюджет в целом на 1 апреля был исполнен по доходам почти на 396 млрд. тенге при затратах в 279,4 млрд. тенге и профиците в 49,4 млрд. тенге. По республиканскому бюджету доходы составили 319,9 млрд. тенге, затраты - 228,2 млрд. тенге. Однако вместо ожидаемого в таких случаях профицита в данных Минфина значится дефицит в минус 3,9 млрд. тенге. Тонкость состоит в том, что на приобретение финансовых активов правительство потратило 66 млрд. тенге, еще 30 млрд. тенге пошло на чистое бюджетное кредитование. Эти операции и «съели» положительное операционное сальдо бюджета, превратив его в минусовый показатель.

По местным бюджетам на 1 апреля сложился профицит бюджета в 25,2 млрд. тенге при доходах в 155,9 млрд. тенге, затратах - 131,1 млрд. тенге. Природа появления этого профицита очевидна - как заявил министр финансов Арман ДУНАЕВ, по итогам первого квартала на счетах местных бюджетов в виде свободных остатков было накоплено 65 млрд. тенге в результате элементарного неисполнения этих бюджетов.

Только в одном регионе - Атырауской области - он был исполнен на 99%, тогда как в половине регионов, включая и столицу, этот показатель не превысил 70%. Однако, вместо комплиментов из центра, власти главной нефтяной житницы удостоились суровой критики, поскольку Атырауская область впервые не выполнила план отчислений в республиканский бюджет на довольно приличную сумму - 3,2 млрд. тенге.

Эта тема обсуждалась на заседании правительства и даже вызвала возмущение премьер-министра, которому «очень сложно и глубоко непонятно», как подобное может происходить на фоне растущих цен на нефть. Тем не менее ларчик открывается просто - политика правительства по регулярному увеличению изъятий доходов из местных бюджетов регионов-доноров просто исчерпала себя. Все семь фискальных «шкур» уже сняты с этих регионов, и больше брать с них нечего.

Напомним, что на текущий год в качестве доноров были определены 5 регионов - Алматы, Астана, Актюбинская, Атырауская и Мангистауская область. С них причитается в общей сумме 95 млрд. тенге, причем почти половину - 45,3 млрд. тенге - должна внести южная столица, 28,9 млрд. тенге - Атырауская область, 15,9 млрд. тенге - Мангистауская область. На этом фоне вклады Астаны (3,3 млрд. тенге) и Актюбинской области (1,3 млрд. тенге) представляются сущей мелочью.

А как видно из данных Минфина, столице давно пора перечислять гораздо большие суммы в республиканский бюджет - ведь доходы ее бюджета на 1 апреля превысили аналогичный показатель Атырауской области в 1,5 раза и лишь на 15,2% не дотягивали до доходов бюджета Алматы. Впрочем, это благополучие является фискальным миражом, поскольку из доходной части бюджета Астаны на официальные трансферты приходится 53%! По всей видимости, руководству страны пора набраться смелости и вытащить, наконец, эту «иглу» из столичного бюджета. Столица должна жить по средствам, тогда как Алматы и другие регионы-доноры получат возможность направить средства своих бюджетов на местные нужды.


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...