Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Экономические суды: результаты деятельности и перспективы

АСТАНА. 1 июня. КАЗИНФОРМ /Гульмира Муханбетжанова/ - Совершенствование законодательства, передача непрофильных функций компаний-монополистов в конкурирующую среду, доступность предпринимателям банковских институтов и различных инвестиционных фондов - эти задачи определены для развития малого и среднего бизнеса Президентом страны в ежегодном Послании. Проводимую руководством страны целенаправленную работу по развитию этой сферы экономики подкрепляет деятельность судейского сообщества. Предприниматель должен быть уверен в том, что его конституционные права на защиту интересов в рамках действующего законодательства будут обеспечены в зале суда. В этом убежден председатель специализированного межрайонного экономического суда г. Астаны Ермек Серекбаев, к которому обратилась с вопросами корреспондент Казинформа.

Казинформ: На третьем съезде судей республики Глава государства в числе основных задач судейского сообщества назвал создание специализированных экономических судов. Возглавляемый Вами суд осуществляет свою деятельность третий год. Ермек Куандыкович, удалось ли реализовать поставленные задачи?

Е.С.: На определенном промежутке развития судебной системы страны сфера экономических споров после ликвидации арбитражных судов не получала своего надлежащего правового разрешения. Споры экономического характера по существу разрешались судами общей юрисдикции на уровне каждого района. Однако жизнь показала, что такое решение вопроса оказалось не совсем полным. Роль судов общей юрисдикции в отправлении правосудия никто не умаляет, но нужно отметить, что они оказались не готовы квалифицированно и профессионально разрешить эти споры. Это внесло определенную сумятицу в судебную практику, стали проявляться элементы местничества, предпринимательская среда почувствовала на себе в полной мере местный административный ресурс. С целью устранения этого перекоса в 2001 году в Алматы и Караганде были созданы экспериментальные межрайонные экономические суды. Их успешная работа позволила сформировать в 2002 году специализированные межрайонные суды повсеместно во всех областных центрах.

Деятельность новых судов полностью оправдала возлагаемые на них надежды, стабилизировалась судебная практика, улучшилось качество отправления правосудия, возрос авторитет судебной власти, экономические суды смогли в основном обеспечить защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Предпринимательство получило дополнительный стимул для своего поступательного движения вперед.

Эффективность деятельности специализированных экономических судов убедительно доказывает и показатель роста из года в год количества дел экономического характера разрешаемых этими судами. Ведь только в прошлом году наш суд рассмотрел более 1500 гражданских дел, сумма имущественных притязаний составила более 13 млрд. тенге, в доход бюджета поступило госпошлины около 300 млн. тенге.

Итоги первого полугодия этого года также показывают тенденцию к росту количества экономических споров.

Вызвано это множеством причин: прежде всего, развитием экономики, ростом развернувшегося в Астане строительного бума. Строительная индустрия потянула за собой другие отрасли народного хозяйства. На территории Астаны создана и успешно действует свободная экономическая зона. Государство создает идеальные условия для развития бизнеса, в процессе становления которого, конечно, возможно возникновение различного рода споров, скорое и объективное рассмотрение которых гарантируют специализированные экономические суды.

Казинформ: Какие вопросы сегодня больше всего волнуют специализированные экономические суды?

Е.К.: В Послании Президент страны обратил внимание на необходимость упрощения судопроизводства, обеспечение его объективности, открытости и прозрачности судебных процедур.

С целью реализации поставленных задач, полагаю, необходимо расширить подсудность специализированных экономических судов, все споры экономического характера вне зависимости от лиц (физических, иностранных и других) должны рассматриваться по существу в специализированном экономическом суде. А задача иных судебных инстанций должна состоять в обеспечении законности при рассмотрении жалоб сторон и протестов прокурора.

Считаю, настало время поставить вопрос о восстановлении досудебного урегулирования споров. Уверен в необходимости поощрения действий судей, способствующих достижению мировых соглашений в судебных процессах. Ведь судьи определенным образом зависимы от статистики, поэтому такая работа должна найти достойное отражение.

Действующая сейчас система отправления правосудия по спорам экономического характера представляется мне несколько громоздкой. Члены комиссии по подготовке предложений по совершенствованию судебной системы, возможно, задумаются над необходимостью дальнейшего развития специализации экономических судов и сокращения количества судебных инстанций. Тогда предприниматель мог бы рассчитывать на более оперативную защиту его нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Актуальны вопросы обеспечения независимости судебного корпуса через обеспечение социальных гарантий судей, а также взаимодействия со СМИ. Недостаточное социальное и материальное обеспечение судей подчеркивалось и в Послании Президента. Злободневны вопросы повышения социального статуса работников суда, их материального содержания, достойного пенсионного обеспечения. Очень важно, чтобы эта идея не завязла в чиновничьих кабинетах.

Взаимодействие со СМИ в условиях, когда судьи хотят соответствовать общепринятым в демократическом обществе стандартам, имеет первостепенное значение. Суды и так работают в зоне риска, в условиях нестабильного законодательства и нестабильной судебной практики, что само по себе создает проблему подозрения и недоверия к судам. И здесь нам нужна поддержка СМИ. Открытость и прозрачность судебной деятельности, в том числе перед средствами массовой информации, служит, как ни странно, независимости судов. Вместе с тем не секрет, что те или иные СМИ работают на заказ, либо в поисках «жареных фактов». И естественно, ими может быть сформировано определенное общественное мнение. А судьи - такие же граждане, имеющие семью, друзей, и вольно или невольно они могут быть связаны этим мнением.

Казинформ: А разве Вы сами своей работой не создаете общественное мнение?

Е.С.: Действительно деятельность суда и судьи, определенным образом создает общественное мнение. И здесь работает обратная связь. Но при разрешении конкретного хозяйственного спора я, как председатель суда, не заинтересован в том, чтобы общественное мнение довлело над внутренним убеждением судьи. Я заинтересован, чтобы рассматриваемые дела в нашем суде не сопровождались излишним эмоциональным фактором и разрешались на условиях законности и обоснованности.

Казинформ: Кто работает в экономическом суде?

Е.С.Экономический суд состоит из двух органически взаимосвязанных составляющих - судей и аппарата канцелярии суда. Подбор судей на вакантные должности производит Квалификационная коллегия юстиции, которая рассматривает заявления кандидатов за замещение вакансий в судах республики, в том числе и экономического, как из числа лиц, не работавших ранее судьями, так и из числа работающих судей. В этой связи хочется отметить, что судья экономического суда должен обладать определенным опытом судейской работы, иметь жизненный опыт. На сегодняшний день я удовлетворен работой ККЮ по подбору судей для нашего экономического суда. Считаю необходимым обязательное прохождение стажировки кандидатов в суде, в который ими подается заявление. На этом уровне можно было бы сделать вывод не только о деловых, но и человеческих качествах кандидата. Подбор служащих для канцелярий судов осуществляет Администрация судов, деятельность которой в целом заслуживает позитивной оценки.

Казинформ: Ермек Куандыкович, какие еще проблемы волнуют Вас, как руководителя суда?

Е.С.: Считаю, в настоящее время с учетом развития экономики требуется принять меры по координации деятельности специализированных межрайонных экономических судов. Пока каждый такой суд работает сам по себе, нет возможности сравнить статистические данные, особенности разрешения споров. В этих целях, наряду с другими действиями, необходим выпуск специализированного периодического издания, в котором публиковалась бы судебная практика по экономическим спорам, высказывались бы суждения и мнения. Тем самым вырабатывался бы единый подход к проблеме отправления правосудия по спорам экономического характера. О проблемах экономических судов могла бы знать широкая юридическая общественность.

Не секрет, что наше законодательство далеко от совершенства и, как правило, постоянно изменяется и дополняется. Периодически такие изменения происходят в налоговом и таможенном законодательстве. Например, постоянные изменения и дополнения в налоговом законодательстве могут создавать условия для коррупции, более того, свидетельствуют об отсутствии стабильности в отношении государства и налогоплательщика. В этой ситуации, как ни странно, проигрывает всегда государство. Налогоплательщики уходят в тень, развивается теневой бизнес. Подрывается экономическая основа. Считаю, что наши налоговые органы должны осознавать, что хребтом нашей экономики является предприниматель, который создает рабочие места, материальные блага и, главное, платит налоги. Налоговые органы и предприниматели должны быть на равных условиях. Пока наблюдается обратное, налоговый инспектор чувствует себя в отношении предпринимателя царем и богом, хочет - милует, хочет - казнит.

В этих условиях возрастает роль суда, который имеет право применить силу и убеждение закона. Конституция закрепила равные в Республике Казахстан права государственной и частной собственности.

Приведу только один пример, в настоящее время в производстве нашего суда находится много дел в связи с изъятием земель для государственной надобности. Нами в данном случае занята четкая принципиальная позиция в неуклонном соблюдении Конституции и Земельного кодекса. Изымается земля для госнадобностей только в случае, если землепользователю будут возмещены все понесенные им убытки. В этой части нами рассмотрен уже ряд дел, и мы надеемся, что вышестоящие инстанции нашу позицию поддержат.

Казинформ: Принято считать работу судьи экономического суда престижной…

Е.С.: Вполне возможно. Специфичность экономических судов в судебной системе, то есть их отличие от судов общей юрисдикции закреплена на процессуальном уровне. При отправлении правосудия судья экономического суда свободен от фактора «говорящих» доказательств, для него важнее документы. Как правило, судья экономического суда свои выводы строит на основании исследования письменных доказательств, а интересы сторон отстаивают квалифицированные юристы. В этой связи нам проще работать. Тогда как, на деятельность судьи, например, уголовного суда воздействует человеческий фактор во всей своей силе. Осудить человека на длительный срок заключения, отлучить его от материальных благ, видеть слезы - большая моральная ответственность. И не каждый может это выдержать, тем более возложить на себя такое бремя, как судить.

Смена общественно-экономической формации наложила свой отпечаток. Над судьями экономического суда, не довлеет человеческий фактор.

Казинформ: Зарегистрированы ли в вашем суде факты коррупции?

Е.С.: В нашем суде таких фактов не было, нет и, надеюсь, не будет. Я уверен в своих коллегах - это очень достойные люди. С самого начала своей деятельности мы держим ориентир на максимальную открытость и прозрачность судебных процессов. Дела рассматриваются только в залах судебных заседаний, их у нас четыре. На специальных стендах расположены информации о подсудности дел нашего суда, о необходимых документах, графике рассмотрения дел. Процессы проходят, как правило, с обязательным участием сторон.

Конечно в судах, как и в других публичных органах (налоговая, таможенная службы, КНБ, МВД, исполнительные органы) возникают вопросы коррупции, выявление их уже относится к сфере деятельности специальных органов, которые должны проводить профилактические мероприятия. В этом плане считаю необходимым не только бороться со следствием, но и выявлять причины, способствующие их возникновению. Государственный служащий должен понимать, что будет отлучен от всех социальных гарантий в случае преступления грани закона. Следовательно, надо обеспечить ему такие материальные и социальные гарантии, которые бы не создавали почву для коррупции.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...