Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Не навреди! О необходимости введения выборности судей

2 июня 2005, 12:33

Свобода мнений и суждений - один из самых значимых принципов, определяющих суть и содержание демократии. Но каждый, кто исповедует идеи демократии, так или иначе прилагает усилия к их утверждению в жизни государства и общества, всегда должен сопрягать свои суждения и действия с известным правилом «не навреди».
К сожалению, у нас еще нередко приходится сталкиваться с явлениями обратного порядка, когда риторика отдельных «знатоков», основанная на незнании или неумении видеть реальности жизни либо на неуемных амбициях, выходит далеко за пределы вышеназванного правила.
В течение последних двух месяцев во всех областных судах страны по инициативе Верховного суда прошли совещания по вопросу усиления борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины. На них были приглашены представители местных органов власти, неправительственных организаций, предпринимательских структур, в том числе общенационального союза предпринимателей и работодателей «Атамекен».
На этих совещаниях звучали предложения о необходимости введения выборности судей. Согласно этому мнению, только выборность и подотчетность судей перед избирателями позволит исключить коррупцию в судейской среде, обеспечит объективность и справедливость судебных решений.
На первый взгляд, звучит довольно убедительно. Но не могу согласиться с авторами предложения. Не только потому, что оно противоречит Конституции страны, потенциал которой далеко не исчерпан: в конце концов, в нее можно было бы внести соответствующую поправку. Считаю его неверным и несвоевременным по сути.
Кадры надо не просто подбирать, но и отбирать
Во-первых, одна лишь выборность - далеко не панацея от всех бед и недостатков судебной системы, в том числе коррупции. Даже в советский тоталитарный период, когда действовал этот принцип, факты взяток и злоупотреблений судей были не единичны. Поэтому причина здесь не только и не столько в том, назначается судья или избирается. В большей степени это связано с серьезными издержками и недостатками в подборе судейских кадров, их профессиональной подготовки.
А если уж быть более объективными, то надо иметь в виду, что суды и судьи - это часть общества. У них - те же проблемы, что и вокруг них. Поэтому глубоко ошибочно считать, что наша судебная система больше поражена коррупцией, бюрократизмом и другими недостатками, чем любой другой государственный орган. Их преодоление - это общая задача страны, и ее решение не всегда зависит от индивидуальных качеств конкретного работника.
Во-вторых, принцип выборности вообще и судей в частности может быть эффективен только в условиях политической активности населения, высокого уровня его правовой культуры и зрелости гражданского общества.
Достигли ли мы такого качественного состояния общества? Наверное, нет. Именно поэтому иногда в наших выборных органах оказываются люди случайные. Как говорится, больше срабатывает не разум, а сердце избирателя, и верх берет не тот, кто может и способен выполнять предстоящую работу, а тот, кто больше обещает и заверяет. К этому следует добавить, что на итогах выборов сказывается влияние клановых, групповых интересов, т. е. правило «своего человека».
В-третьих, я твердо убежден в том, что выборность судей сыграет свою положительную роль только тогда, когда уровень и качество юридического образования будут соответствовать тем высоким требованиям, которые предъявляются к судейской работе. В полной ли мере обеспечивается это условие в наших многочисленных учебных заведениях, готовящих специалистов в области права? Конечно, нет. По данным Квалификационной коллегии юстиции, не выдерживает экзамена каждый второй дипломированный претендент на должность судьи.
Отсюда с неизбежностью возникает необходимость не просто подбора, а отбора кадров на судейскую работу и их системной подготовки к будущей деятельности. Это особенно важно сейчас, когда само содержание проводимых преобразований в экономике страны, ее социальной сфере и политической жизни общества требует от судьи широкой эрудиции и достаточно глубоких знаний, причем не только в области юриспруденции.
В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов и такой немаловажный фактор, как сложность реализации механизма досрочного отзыва действующего судьи в связи с его профессиональной неподготовленностью, морально-этической нечистоплотностью и по другим отрицательным мотивам. Как известно, непросто и нелегко проводить выборы, еще труднее провести отзыв. И где гарантия того, что опять не сработают чьи-то интересы?
И, наконец, надо иметь в виду, что принцип выборности судей используется далеко не во всех, даже самых демократических, странах. В большинстве их применяется смешанная система, когда какая-то категория судей, в зависимости от уровня судебного органа, избирается, а какая-то - назначается.
Принципиальный разговор будет на съезде
Такая же практика имеет место и в нашей стране. Судьи местных судов назначаются всенародно избираемым президентом, а судьи Верховного суда избираются сенатом - палатой парламента, являющегося высшим органом представительной власти республики. Поэтому говорить о том, что в Казахстане действует только принцип назначаемости судей, будет не совсем точно.
Стоит также отметить, что в последние годы у нас законодательно и организационно сложилась совершенно новая и, на наш взгляд, эффективная система отбора кадров на судейскую работу. Она достаточно демократична, прозрачна и в целом соответствует международным стандартам. Кандидат сдает квалификационный экзамен, проходит стажировку в суде, участвует в конкурсе, получает строгую оценку судейского коллектива, который выражает свое мнение о кандидате на пленарном заседании. Учитывается также мнение членов Высшего судебного совета и Квалификационной коллегии юстиции. На сегодня состав этих органов расширен за счет депутатов, представителей органов прокуратуры и юстиции, ученых, и, думаю, этот баланс обеспечивает необходимый паритет и отсутствие возможности какой-либо корпоративности.
Говоря обо всем этом, я далек от мысли, что принципы формирования и организации деятельности нашей судебной системы безупречны. Безусловно, они нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Тем более что сегодня разрыв между уровнем общественных ожиданий от работы судов и фактическим состоянием дел в этой системе довольно значителен. Именно поэтому глава нашего государства Н. А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана от 18 февраля текущего года поставил задачу полномасштабной реформы судебной системы, с тем чтобы она соответствовала общепринятым в демократическом сообществе стандартам. Определены и основные ее направления. Необходимо приложить усилия и государственных органов, и общественности, и самого судейского сообщества страны к практическому осуществлению намеченного. Обо всем этом, полагаю, состоится обстоятельный разговор на предстоящем 3 июня IV съезде судей Казахстана.
Михаил БАБУШКИН,
судья Верховного суда РК в отставке


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...