Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Анвар САЙДЕНОВ: Свобода валюты — свобода предпринимательства

24 июня 2005, 11:36

Фото Юрия Беккера

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который был подписан Главой государства на минувшей неделе, сложно причислить к документам «повседневного пользования», но позитивную и высокую степень влияния на экономику, а значит, и на повседневную жизнь, в скором времени ощутит каждый. Новый закон — еще один логический шаг по реализации Концепции либерализации валютного режима в Казахстане, разработанной Национальным банком, и важнейший этап перехода на принципы полной конвертируемости тенге с 2007 года. С просьбой прокомментировать принципиальные позиции нового документа мы обратились к председателю НБ РК Анвару САЙДЕНОВУ.

— Анвар Галимуллаевич, СМИ достаточно активно отреагировали на принятие закона, и недостатка в суждениях нет. Поэтому давайте посмотрим на документ с позиции простого человека, который не силен в законодательстве, но так или иначе с иностранной валютой дело имеет: пользуется услугами обменника, бывает за границей, а значит, перевозит наличные деньги, проводит платежи или переводы в иных валютах или намеревается заняться бизнесом...

— Разрабатывая документ, мы старались исходить из похожего посыла: закон должен быть понятен всем и не содержать (или содержать минимум) отсылочных норм. То есть каждое положение должно быть прописано в документе однозначно, и не надо поднимать те или иные подзаконные нормативные акты, чтобы понять ту или иную норму. Мы разработали документ прямого действия. Все требования к участникам валютных отношений прописаны. Это правильная позиция, на которой настаивают и депутаты. Теперь — по существу документа. Важнейшее, принципиальное изменение: предпринимателям — со вступлением нормы в действие — нет необходимости получать лицензию для осуществления, к примеру, импортных платежей. Национальный банк больше не будет контролировать этот вопрос. То есть отпадает необходимость обращаться в Нацбанк за разрешением на вывоз капитала. Но подчеркну, что полная отмена лицензии вводится только с 1 января 2007 года, поскольку для вступления нормы в действие необходима предварительная подготовка, наличие систем мониторинга.

— Требование получения лицензии, разрешения Нацбанка на вывоз капитала снимается, а что остается?

— Остается простая процедура регистрации: вы платите по контракту, но должны сообщить об этом в Нацбанк. Это необходимо для анализа ситуации на валютном рынке и статистики движения денежных потоков.

— Получается, закон открывает шлюзы для оттока капитала за рубеж?

— Если бы это выглядело так, то уже сейчас мы бы наблюдали отток капитала, поскольку либерализация валютного режима осуществляется постепенно, поэтапно, в соответствии с разработанной концепцией и реализуемыми программами.

Либерализация идет, но массового вывоза капитала не наблюдается. Я думаю, что проблема вывоза капитала связана больше не с механизмами валютного контроля, а в целом с макроэкономической ситуацией, общим инвестиционным климатом. В стране она благоприятна, и нет необходимости в проведении нелегальных валютных операций. Да и не нами подмечено: чем жестче законодательство, тем больше лазеек находят граждане, чтобы его обойти.

— Свобода валюты — «на вход и выход». Но как это скажется на общей экономической ситуации в стране?

— Аналогичные вопросы поднимались на международной конференции Азиатского общества. Отмечалось, что свободное движение валюты в какой-то мере послужило причиной кризисов в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. Ситуация ухудшалась, и массово происходил вывоз капитала. Но там капитал был немного другого характера. В этих странах очень много иностранного капитала было вложено в ценные бумаги. У нас ситуация иная. Ставки по нашим бумагам непривлекательны. А в страну идет приток капитала, который имеет долгосрочный характер и который связан в основном с проектами в нефтегазовом секторе. Не похожа ситуация и на российскую 1998 года, когда начался массовый вывоз краткосрочных капиталов. Конечно, нельзя со стопроцентной уверенностью гарантировать, что такая ситуация и у нас не сложится, но сейчас ее нет.

— Говоря о законе прямого действия, специалисты тем не менее признают, что одна отсылочная норма в нем все-таки сохранилась...

— Да, это единственное положение, которое не было принято в варианте Национального банка. Речь о статье 18. По ней мы долго спорили с парламентариями. И я считаю, наша вина в том, что мы не сумели убедить Правительство и Парламент принять ее в редакции Национального банка. Мы предлагали сохранить порядок вывоза валюты, действующий уже второй год. В 2003 году был введен запрет на вывоз наличной иностранной валюты за пределы страны в сумме, превышающей эквивалент 10 тысяч долларов США. Единственным исключением из общего правила было представление физическим лицом таможенной декларации, подтверждающей факт ввоза наличной иностранной валюты в Казахстан в сумме свыше 10 тысяч долларов. Существовавшие ранее требования по представлению различных документов были отменены, поскольку они не выполняли функции подтверждения легальности происхождения средств. Соответственно, была необходима система, которая, во-первых, позволяла бы добросовестным физическим лицам переводить валютные средства за границу без ограничений с использованием цивилизованных каналов банковских переводов и посредством платежных документов. Во-вторых, создавала бы барьеры для бесконтрольного вывоза наличной иностранной валюты за рубеж. И, в-третьих, была бы проста в понимании и эффективна в применении.

Мы признавали, что необходимость сохранения такой нормы обусловлена отсутствием в Казахстане законодательной основы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, налаженных процедур обработки деклараций и системы информационного обмена между уполномоченными органами. То есть до отмены существующих норм вначале было необходимо решить эти проблемы. Но Парламент посчитал, что выгоды от отмены существующих ограничений на перемещение наличной иностранной валюты через границу превышают эти риски. Настаивая на своей позиции (запрет вывоза суммы, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов наличными), мы мотивировали это тем, что сейчас наметилась международная тенденция ужесточения оборота наличных денег. Что связывается с теневой экономикой и финансированием терроризма. Это совпадает и с движением нашей страны — принятой программой борьбы с теневой экономикой, разработкой закона о борьбе с отмыванием денег.

Оппонировавшие Нацбанку депутаты ссылались на то, что в странах ЕС можно ввозить и вывозить любые суммы. Но разница заключается в том, что в этих странах — всеобщее декларирование доходов, наличие единой базы данных по доходам. И если кто-то вывозит крупную сумму наличных денег, то по базе данных можно проверить, имеет ли гражданин такую возможность, легально ли происхождение его средств. У нас такого пока нет. Обязательному декларированию подчиняются только госслужащие. Справка же из обменного пункта или банка, свидетельствующая, что на счету гражданина имеется такая сумма, не подтверждает чистоты происхождения доходов.

— И что мы имеем в итоге?

— Хорошая новость в том, что граждане теперь могут вывозить практически любую сумму наличных денег. До трех тысяч долларов — не декларируя. Свыше и до 10 000 долларов — декларируя, но не предъявляя подтверждающих документов. Свыше 10 000 долларов — предъявляя документы, подтверждающие легальность их происхождения. Это как раз и есть та единственная отсылочная норма, которая заложена в закон. Сейчас мы попытаемся составить перечень соответствующих документов, но я пока не вижу, что он будет полным. На ввоз валюты в страну уже давно никаких ограничений нет. Но если иностранный гражданин планирует возвращаться с этими суммами обратно, то их надо указать в таможенной декларации.

— Но валютные законодательства различных стран не совпадают...

— Иными словами, если вы можете вывезти отсюда сколько угодно средств, то не обязательно, что вам разрешат столько же ввезти в иное государство или вывезти обратно. Чтобы не возникло проблем на таможнях, ознакомьтесь предварительно с законодательствами тех стран, куда собираетесь выехать.

— Как отразится новый закон на общей экономической ситуации в стране?

— Думаю, будет способствовать дальнейшему развитию экономики. Мы уже сейчас наблюдаем инвестиции, в первую очередь, наших банков в сопредельные страны. Есть примеры того, как наши юридические лица уже приобретают компании за рубежом. А принятый закон еще больше облегчает инвестирование за рубеж. В новом варианте закона, например, не будет нужно проводить оценку стоимости приобретаемой иностранной компании. Все это отвечает и новому ориентиру нашей экономики: республика становится активным мировым инвестором, зарабатывает капиталы, инвестируя в другие страны.

— Но возрастают и риски. И теперь это — только прямая ответственность компаний и банков, стремящихся работать на чужом поле?

— Эта деятельность отчасти контролируется АФН. Кроме того, риски можно страховать. У нас есть Государственная корпорация по страхованию экспорта — один из институтов развития. Думаю, что в вопросах защиты инвестиций и контрактов она тоже может сыграть свою роль. И есть еще совет от юристов компании «Беккер и Макензи», который прозвучал на очередном заседании Совета иностранных инвесторов: нужно добиваться большей прозрачности в деятельности АО и ограничивать разрастание непрофильных активов компаний. Что снижает риски. Но основную ответственность за операции и экономическую политику несут те, кто принимает коммерческие решения.

— Анвар Галимуллаевич, вы были участником заседания Совета иностранных инвесторов. Что с позиции финансиста было наиболее важным на этом форуме?

— Совет иностранных инвесторов был создан в 1998 году. Но и сегодня это очень важный институт — площадка прямого диалога иностранных инвесторов с Президентом, членами Правительства. Важно и то, что сопредседателем совета является президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер. На нынешнем заседании не было горячих дискуссий, как, например, на прошлогоднем в Актау, но было выдвинуто пять инициатив, которые планируется внести в законодательство. В частности, по вопросу владения непрофильными активами. И сейчас эта работа ведется. Те требования по консолидированному надзору, которые вносит АФН, как раз ведут не только вниз — к «дочкам и внучкам», но и ко всем владельцам самих банков, открывая персоналии собственников.

— Идет «инвентаризация», а за ней — насильственная экспроприация?

— Инвентаризация — да. Но никакой насильственной экспроприации наверняка не будет. Все должно быть мягко и безболезненно. Скорее всего, будет даваться определенный срок, за время которого собственники смогут решить вопрос с непрофильными активами. Если это постепенно будет внедряться в сознание собственников — а это происходит уже сейчас: проводятся «круглые столы», где АФН знакомит банкиров с проектами законов — то, наверное, ими будут приниматься осознанные и максимально безболезненные решения по выводу непрофильных активов. Будут вырабатываться и механизмы, которые позволят в рамках правового поля решать эти вопросы собственности. Нужно быть реалистами и рассчитывать на реальные периоды времени. И такой подход к решению этой задачи, думаю, демонстрирует государство.

Второй момент, на котором заострялось внимание участников совета: ЕБРР и инвесторы поддерживают последние инициативы Казахстана, в том числе по диверсификации экономики, развитию кластерных инициатив. Европейский банк выразил готовность участвовать в инфраструктурных проектах, готов продолжать программы по поддержке малого и среднего бизнеса, хотя и подтверждает, что для банка финансовый сектор остается одним из приоритетных.

Алевтина ДОНСКИХ


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...