Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Перед законом все равны. На вопросы отвечает председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Сарыбай Калмурзаев

13 июля 2005, 13:17

В мае под председательством Президента страны состоялось очередное заседание Совета безопасности РК, на котором был рассмотрен вопрос об исполнении государственными органами контрольно-надзорных функций в сфере экономической деятельности. Несмотря на то, что в стране создана достаточная нормативная правовая база, 22 государственных органа наделены финансовыми и надзорными функциями, а Главой государства подписан указ, усиливающий борьбу с коррупцией, система защиты экономических интересов страны, в частности предпринимательства, до конца не срабатывает. На том «горячем» заседании выступил с жестким докладом председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Сарыбай Калмурзаев. Прошло время, улеглись страсти, и редакция в режиме «конструктива» попросила ответить главу ведомства на ряд уточняющих и разъясняющих вопросов.

— Сарыбай Султанович, на том памятном заседании Совета безопасности вы заявили о нарастании противоправных проявлений в добывающих отраслях экономики, сфере высоких технологий, государственных закупок, строительства, производства и оборота алкогольной продукции. Здесь крутятся самые «бешеные» или самые «легкие» деньги? Или все же Агентству по борьбе с экономической и коррупционной преступностью не хватает сил и знаний предотвратить их?

— «Бешеные» или «легкие» деньги? Корректнее, наверное, вести речь о больших деньгах в этих сферах. И вполне естественно, что организованные преступные группировки, коррумпированные чиновники ищут различные схемы хищения и увода данных средств в теневой оборот. Во многом этому способствует ненадлежащее исполнение государственными органами контрольно-надзорных функций, отсутствие порой элементарного контроля с их стороны.

Анализ состояния, структуры и динамики преступности свидетельствует о нарастании противоправных проявлений в нефтегазовой отрасли, сфере высоких технологий, государственных закупок, строительства, производства и оборота алкогольной и контрафактной продукции. Деятельность финансовой полиции в последнее время ориентирована на защиту экономических интересов государства именно в этих отраслях. Так, расследуются уголовные дела в отношении руководителей ТОО «Оренсал» и «Би Джи Карачаганак», которые осуществили незаконный вывоз в Россию нестабильного газового конденсата на сумму 1,2 миллиарда тенге.

В сфере высоких технологий также выявлены серьезные противоправные деяния, привлекаются к уголовной ответственности должностные лица Комитета таможенного контроля Министерства финансов, израсходовавшие огромные суммы денег из бюджета на эксплуатацию автоматизированной информационной системы, которая по документам значится введенной в действие, однако до сих пор не функционирует в предусмотренном проекте объеме.

Ведется целый ряд уголовных дел по фактам хищения бюджетных средств. Одно из них — дело в отношении группы лиц, которые похитили 52 миллиона бюджетных средств, выделенных в 2003—2004 годах на закуп медицинского оборудования для РГКП «КазНИИ онкологии и радиологии».

Значительный ущерб государству наносит деятельность лжепредприятий. К примеру, в Павлодарской области направлено в суд уголовное дело в отношении Демеуова, который, осуществляя финансово-хозяйственные операции с бюджетными средствами, выделенными на строительство железной дороги Аксу — Конечная, создав организованную преступную группу и зарегистрировав ряд лжепредприятий, уклонился от уплаты налогов на сумму около миллиарда тенге и обналичил 156 миллионов тенге.

Выявлены различные преступления, связанные со строительством и реконструкцией автодорог. Так, генеральным подрядчиком при реконструкции участков автодороги Астана — Алматы было обналичено 775 миллионов тенге через организации, зарегистрированные на подставных лиц. И таких примеров можно привести немало.

В результате наносится огромный ущерб экономическим интересам страны и ее граждан. В прошлом году по сравнению с предыдущим таких преступлений раскрыто на 58 процентов больше (с 1 719 до 2 714), а за 5 месяцев этого года — в полтора раза (с 914 до 1 361). В текущем году по оконченным производством уголовным делам и отказным материалам сумма выявленного причиненного ущерба возросла в 2,4 раза (с 7,7 до 18,4 миллиарда тенге), возмещенного ущерба — в 3,2 раза (с 2,6 до 8,4 миллиарда тенге).

Причем стоит отметить, что подобные опасные преступления ранее не выявлялись из-за слабого анализа происходящих экономических процессов в стране. Сегодня мы уделяем самое серьезное внимание аналитической работе, особенно в приоритетных секторах экономики. Для этого создан информационно-аналитический центр, специальные контрольно-методические и аналитические подразделения в оперативно-следственных службах, активно используется научный потенциал Академии финансовой полиции.

Однако агентство не в состоянии в полной мере самостоятельно решать поставленные задачи по обеспечению экономической безопасности страны, так как это в значительной степени зависит от эффективности взаимодействия всех контролирующих государственных органов. Данный вопрос потому и был предметом обсуждения на известном заседании Совета безопасности. Президентом страны даны соответствующие поручения по улучшению межведомственного взаимодействия.

Сегодня в контролирующих ведомствах и их территориальных подразделениях работают тысячи специалистов, однако эффективность их деятельности оставляет желать лучшего. Реальные результаты возможны лишь тогда, когда будем действовать всем миром.

— Вы выстроили своеобразную иерархию коррупционных преступлений. Если не возражаете, то хотелось бы спросить о самой высшей ступени нарушений на предприятиях нефтегазовой отрасли (уклонение от уплаты налогов, безлицензионная деятельность, незаконный возврат НДС из бюджета, нарушения законодательства в сфере недропользования и охраны окружающей среды). Это достаточно сложные для раскрытия дела, которые требуют не только знаний законодательства нашей страны, но и мировой конъюнктуры, основных нефтяных и газовых потоков, а также тех кланов, которые стоят у задвижек. Вы научились прогнозировать, опережать на шаг или по прежнему идете по наитию?

— Мы не выстраиваем иерархий, а исходим из принципа, что перед законом все равны. В вопросах же борьбы с коррупцией ориентируем сотрудников на выявление преступлений во всех звеньях государственного управления, делая акцент на наиболее криминальные участки. В целом в 2004 году органами финансовой полиции в 1,5 раза больше пресечено коррупционных преступлений (с 576 до 875), а за пять месяцев текущего года этот показатель возрос в два раза (с 249 до 483). К примеру, завершены расследованием уголовные дела в отношении: председателя специализированного экономического суда Северо-Казахстанской области, получившего взятку в размере 400 тысяч тенге; начальника Актюбинского областного управления туризма и спорта, который в сговоре с главным бухгалтером и другими лицами похитили бюджетные средства на сумму 323 миллиона тенге; заведующей Теректинским райфинотделом Западно-Казахстанской области, похитившей из бюджета 106 миллионов тенге.

Расследуется уголовное дело по факту приобретения АО «Казахстан темир жолы» путевой техники за счет государственных средств на сумму 65 миллионов долларов. Эти так называемые «байконурские деньги», которые в рамках исполнения межправительственного соглашения между Казахстаном и Россией по оплате части арендной платы за использование комплекса «Байконур», должны были быть использованы для нужд нашего государства. Уже сейчас можем сказать, что проведенный АО НК «КТЖ» тендер не соответствовал требованиям законодательства. Участниками тендера являлись аффиллиированные между собой предприятия, которые к тому же не являлись дистрибьюторами заводов-изготовителей российской железнодорожной техники. Наша следственно-оперативная группа свыше месяца работает в России совместно с российскими коллегами.

Что касается нефтегазового сектора, обеспечивающего поступление более половины налогов и платежей в бюджет, то государственный контроль здесь явно недостаточен. В этой связи борьба с незаконным оборотом нефти и нефтепродуктов является одним из приоритетных направлений деятельности финансовой полиции. В Актюбинской области осужден на один год условно и оштрафован на 1,6 миллиона тенге гражданин КНР Чень Ишэнь — директор Актюбинского филиала ТОО «Дочерняя организация китайской нефтяной инженерно-строительной группы», который без лицензии проводил строительно-монтажные работы на Жанажольском газоперерабатывающем заводе, получив незаконный доход на сумму 17 миллионов тенге, а также уклонившись от уплаты налогов в размере 28 миллионов тенге. В ходе расследования уголовного дела по факту уклонения им от уплаты таможенных платежей и налога на добавленную стоимость ТОО «Цзянь-Цяо» ущерб в объеме 102 миллиона тенге возместило в бюджет в полном объеме.

В целом за пять месяцев текущего года финансовой полицией возбуждено 48 уголовных дел, связанных с незаконным оборотом нефти и нефтепродуктов.

В своей деятельности мы уделяем особое внимание вопросам прогнозирования. Экономические преступления выявляются не только в результате традиционных форм оперативно-розыскной деятельности, а также вследствие тщательного анализа финансово-экономических показателей в приоритетных секторах экономики и ведомственных нормативных правовых актов.

— Хотелось бы обратиться к конкретным уголовным делам, которые попали в поле зрения вашего ведомства, — это ОАО «Эмбамунайгаз», АО «Анако». Чем закончились они и насколько «пример» данных компаний стал предупреждением для других?

— Агентством совместно с Генеральной прокуратурой, КНБ, налоговыми и таможенными органами в конце 2004 года проводились проверки по соблюдению законов о трансфертном ценообразовании ОАО «ЭмбаМунайГаз» и АО «Анако». Так, по ОАО «ЭмбамунайГаз» установлено, что в прошлом году при росте добычи нефти на 3 процента произошло снижение налоговых платежей в бюджет на 53 процента, сумма налогов, уплаченных с одной тонны нефти, также сократилась на 54 процента. Выявлена неуплата налогов на сумму 1,5 миллиарда тенге. В настоящее время руководством указанного предприятия результаты налоговых проверок обжалованы. Поэтому окончательное решение о возбуждении уголовного дела будет принято по результатам их рассмотрения.

По АО «Анако» выявлена неуплата налогов на 45 миллионов тенге, которая уже погашена, а также оплачен в бюджет штраф в сумме 7,5 миллионов тенге. В связи с чем в возбуждении уголовного дела отказано.

— Широко обсуждалось в республиканских СМИ уголовное дело в отношении ТОО «Би Джи Карачаганак» и «Оренсал», возбужденное по факту вывоза нестабильного газового конденсата в Россию в режиме переработки на сумму 1 233 миллионов тенге. Вы заявили, что не исключаете возможность мирового соглашения BG. Чем закончилось дело и закончилось ли оно?

— Да, я уже упоминал про эти дела, они расследуются. В настоящее время следственная группа в составе трех сотрудников агентства уже более сорока дней работает в России — в Москве, Рязани, Уфе, Салавате, Оренбурге и других городах. Данной группой совместно с российскими следователями проводятся встречные проверки в российских фирмах, которым ТОО «Би Джи Карачаганак» и «Оренсал» поставляли продукцию. Что касается мирового соглашения, то, действительно, мы не ставим своей целью кого-то обязательно посадить в тюрьму. Основную свою задачу мы видим в возмещении причиненного противоправными деяниями ущерба. Если руководством указанных ТОО будут приняты меры по возмещению ущерба, то прекращение уголовного дела не исключается.

Чтобы не быть голословным, сошлюсь на пример. Так, в IV квартале прошлого года проводилась проверка одного из предприятий в Западно-Казахстанской области, которое длительное время не погашало задолженность перед бюджетом, пользуясь неправомерным решением Минфина о поэтапном ее погашении до 2008 года. После того как агентство изучило вопрос, доказав экономическими выкладками возможность погашения долга, предприятие сразу же перечислило в бюджет свыше 21 миллиона долларов. И все обошлось без возбуждения уголовного дела.

— А как обстоят дела по расследованию уголовного дела по обвинению руководства компаний «Петро Казахстан» (ПКОП), ее президента Томаса Пола Дворжака (гражданина США) и финансового директора Клифта Клейтона Джейя (гражданина Канады) в монополистических действиях и ограничении конкуренции? Есть ли в действиях канадской компании злой умысел или все же она жертва противодействия «определенных сил», которые хотят занять ее место на нефтяном поле?

— Идет следствие. Что же касается сути данного уголовного дела, то руководством компании «Петро Казахстан» нарушены антимонопольное, налоговое, природоохранное законодательство, а также инвестиционные условия контракта. Создав в регионах Казахстана семь аффилиированных предприятий, данная компания реализовывала бензин по ценам, свыше установленных антимонопольными органами. А вот сведений, что данная компания стала жертвой каких-то сил, которые пытались бы устранить ее с нефтяного рынка, у нас нет. Сейчас «Петро Казахстан» рассматривается вопрос о добровольном погашении ущерба на сумму 8 миллиардов тенге. В данном случае речь идет о причинении ущерба экономическим интересам страны и соответствующей реакции правоохранительных органов.

— Однажды в споре мы пытались выстроить аффилиированность наших ФПГ по отношению к транснациональным корпорациям и мировому бизнесу, если можно так сказать. И не совсем получилось разгадать этот ребус. Учитываете ли вы такие аспекты в жизнедеятельности казахстанского бизнеса?

— Я неоднократно подчеркивал, что финансовая полиция в своей деятельности руководствуется только законами, а не целесообразностью. В Казахстане сложились цивилизованные рыночные отношения и сформирована правовая база для ведения бизнеса. Например, взять тот же «ПетроКазахстан». Мы вели переговоры с послом Канады и объясняли, что в общем не имеем претензий канадскому бизнесу в Казахстане, что речь идет о конкретной фирме — «Петро Казахстан». Мне кажется, что акционеры компании поняли о сути наших претензий, поэтому ищут пути их регулирования. И такие вопросы должны решаться правовыми мерами, а не в плоскости политических пристрастий.

— «Существенную угрозу экономической безопасности государства представляет оффшорный бизнес. Разница между отпускными ценами экспортеров и ценами реализации продукции в оффшорных зонах способствует получению сверх прибыли...» — это цитата из вашего выступления. Есть ли у агентства конструктивный противовес?

— Оффшорный бизнес, безусловно, может представлять экономическую угрозу для страны, поскольку нередко он связан с уклонением от уплаты налогов, экспортом наших минеральных ресурсов по заниженным ценам, оттоком капитала, ухудшением платежного баланса страны. В последние годы экспорт казахстанских товаров в оффшорные зоны постоянно увеличивается. Если в 2001 году он составлял 25,6 процента, то в 2003-м уже достиг более 36 процентов.

Чаще всего оффшорные компании используются в различных торговых схемах. Например, компания-экспортер, находящаяся в Казахстане, продает компании, зарегистрированной в оффшорной зоне, товар по заниженной цене. Затем оффшорная компания разбивает товар на партии и заключает индивидуальные контракты с покупателями в различных странах по мировым ценам. Отклонение казахстанских цен от мировых в экспортных операциях может достигать 40—60 процентов. Оба юридических лица чаще всего контролируются одной материнской компанией или одними учредителями и, по сути, являются аффилиированными. В результате материнская компания получает прибыль от разницы внутренних и внешних цен, а также разницу от ставок налога на прибыль в Казахстане и оффшорной зоне. Отследить все движения счетов и сделать анализ экспортных потерь достаточно трудно, т. к. такая информация является конфиденциальной.

Другой распространенной формой оттока денег является предоставление связанных кредитов предприятиям-экспортерам. Так, материнская компания, как правило, зарегистрированная в одной из европейских стран, предоставляет льготный кредит дочернему предприятию, находящемуся в Казахстане. На полученные кредитные средства предприятию поставляется импортное технологическое оборудование по ценам, превышающим мировые на 100 и более процентов.

Погашение долга ведется бартерным путем, нередко по заниженным ценам на казахстанское минеральное сырье. Стоимость кредита в итоге превышает в несколько раз сложившуюся ставку процента кредита на финансовом рынке.

Самым действенным противовесом в этом вопросе является налаживание прямых международных контактов с уполномоченными органами иностранных государств для обмена соответствующей информацией и совершенствование законодательства. В настоящее время налоговые органы при корректировке доходов налогоплательщиков-экспортеров, применяющих трансфертные цены, руководствуются перечнем оффшорных зон, установленным постановлением правления Национального банка от 25 февраля 2003 года № 60, который ежегодно корректируется. Сейчас он включает 12 стран, и в него не входят наиболее предпочитаемые казахстанскими экспортерами оффшоры — Швейцария, Бермудские, Виргинские острова.

Есть основания предположить, что формирование данного перечня оффшорных зон является объектом лоббирования экономических интересов вполне определенных финансово-промышленных групп. Объясню почему. В соответствии с Законом «О государственном контроле при применении трансфертных цен» доходы компаний при совершении сделок с лицами, зарегистрированными в странах с льготным налогообложением и оффшорных зонах, подлежат обязательной корректировке. Искусственное исключение из перечня Национального банка ряда оффшоров искажает практику налогового администрирования трансфертного ценообразования, влечет за собой серьезные налоговые недопоступления в бюджет. Агентством в мае текущего года в адрес Министерства финансов направлены предложения для принятия соответствующих мер законодательного и административного характера. В частности, предложено осуществлять государственный контроль за применением трансфертных цен лицами, зарегистрированными в любых иностранных государствах с льготным налогообложением, где ставка налога составляет не более 1/3 ставки, определяемой Налоговым кодексом РК, или имеются законы о конфиденциальности финансовой информации.

— На Совбезе речь шла и о серьезных нарушениях в сфере производства алкогольной продукции. Очень жесткие заявления прозвучали в адрес компании «Голд Продукт», которая под видом тургеньских натуральных вин наладило массовое производство винных напитков с использованием синтетических красителей. В народе говорят, что вы погорячились...

— На самом деле здесь есть скрытое противодействие следствию. В средствах массовой информации в последнее время публикуются материалы о том, что это дело даже связано с переделом собственности. Такая постановка вопроса неправильная. При производстве винной продукции «Голд Продукта» использовались синтетические красители, опасные для жизни и здоровья людей. В результате проведенной химической экспертизы 63 наименований вин и винных напитков установлено, что все они не соответствуют нормам ГОСТов. Более того, работники «Голд Продукта» сами утверждают, что при производстве продукции допускались нарушения технологии изготовления вин, а с целью их сокрытия в купажные акты вносились изменения, подделывались подписи.

В настоящее время в целях объективности дальнейшее расследование данного дела производится следственной группой, созданной Генеральным прокурором.

Вы должны понять, если речь идет об алкогольных напитках, то здесь большое лобби. В этой сфере крутится много наличных денег, так как до 75 процентов (так утверждают международные эксперты) — это «левая» продукция. Поэтому всегда будет существовать мощное давление. Заявляю: за каждой цифрой и анализом — документы судебных экспертиз. Однако вместо исправления ошибок главные действующие лица «Голд Продукта» начинают кампании другого направления — подключаются люди, которые начинают кричать: «виноградники высыхают, производство останавливается!» и так далее. Но, господа, счета предприятия не арестованы. Работайте, исправляйте ошибки. Направляйте деньги на заработную плату, на производство… Но компания выбирает другой путь — давления, черного пиара.

— Другой вопрос: объясните, почему воровство в системе Казначейства стало возможным? Почему автоматизированная система таможенной службы (ТАИС), на внедрение которой были затрачены миллиарды тенге бюджетных средств, не работает на сто процентов?

— В настоящее время в суде рассматривается уголовное дело в отношении должностных лиц Акмолинского и Алматинского областных управлений казначейств по фактам хищений бюджетных средств на сумму 1,3 миллиарда тенге. Эти преступные действия стали возможными из-за отсутствия контроля со стороны руководства Министерства финансов за деятельностью Комитета Казначейства, а также в связи с необеспечением работ по совершенствованию существующей электронной системы. В расследуемом уголовном деле в отношении должностных лиц Комитета таможенного контроля по фактам злоупотреблений, причинивших большой ущерб государству при создании автоматизированной системы таможенной службы (ТАИС), больше всего поражает бездействие контролирующих и надзорных органов. Постановлением Правительства от 4 марта 1997 года № 294а было четко указано, что ЗАО «Корпорация «Акцепт» финансирует проект ТАИС, а взамен получает эксклюзивное право оформления на коммерческой основе электронных копий всех таможенных деклараций по стране в течение пяти лет.

По материалам Счетного комитета с 1997 по 1999 год корпорация «Акцепт» за работу по оформлению получила прибыль свыше 24 миллионов долларов. Лишь в ноябре прошлого года проведенными экспертами Министерства юстиции исследованиями установлено, что система ТАИС не функционирует. Всего этого не произошло бы, если было исполнено постановление Правительства от 12 июля 1999 года. Согласно ему, корпорация «Акцепт» лишалась эксклюзивного права оформлять копии всех таможенных деклараций, полученные средства от этой деятельности должны были быть зачислены на специальный счет в Казначействе, оборудование и программное обеспечение переданы в собственность государства.

Хочу отметить, что создание таких автоматизированных систем стало своего рода бизнесом, и это касается не только Комитета таможенного контроля, но и других государственных органов.

— Но дело-то компании «Акцепт» и ее весьма высокопоставленных учредителей, как говорят, уже спускается на тормозах?

— Ответственность виновных будет рассматриваться в рамках уголовных дел, которые находятся в производстве следственной группы Генеральной прокуратуры.

— А махинации ТОО «Фирма «Асем» — тоже из разряда «холостой выстрел»?

— Если вас интересует это дело, которое, кстати, не самое интересное, а скорее заурядное, то сообщаю: налоговыми органами в ТОО «Асем» выявлена неуплата налогов на сумму 295,6 миллиона тенге. Результаты проверки обжалованы данным ТОО в суде, решением которого сумма неуплаты налогов снижена до 3,5 миллиона тенге. В ходе следствия по данному уголовному делу установлено, что суд был введен в заблуждение, так как директором Кожахметовым и главным бухгалтером ТОО Туткушевой представлены фиктивные документы, уменьшающие налогооблагаемую базу. Кроме того, в ходе расследования установлены лжепредприятия, через которые обналичивались деньги ТОО «Асем», вследствие чего не уплачено налогов на сумму 408 миллионов тенге. Дело будет завершено с привлечением виновных к ответственности.

— В августе прошлого года вы сделали достаточно жесткое заявление о нарушениях в банковском секторе, в частности об использовании казахстанскими банками практики так называемых «кредитных откатов». Однако почти за год в ваши «сети» попал только Наурыз-банк, да и то по факту неуплаты налогов. Отечественные банки настолько закрыты, что не добраться? Или вам не хватает полномочий?

— Вопросы нарушений в банковском секторе остаются для нас актуальными. Прежде всего, хочу сказать, что эта работа будет переведена на другой административный уровень. Так, возьмем упомянутое вами дело Наурыз-банка. Г-н О. Ержанов заявляет о нарушениях и попустительстве, на которые пошли Национальный банк при выдаче ему необходимых разрешений на осуществление деятельности и Минфин, давший согласие на погашение займа АБР из бюджета.

Конечно, тема ОАО «Наурыз Банк Казахстан» — горячая. Уголовное дело первоначально возбуждено по факту уклонения от уплаты налогов. Кроме этого, в ходе следствия были выявлены хищения денежных средств клиентов банка в крупных размерах. Установленные факты дают основание полагать, что основной причиной введения режима консервации банка явилось незаконное использование привлеченных средств клиентов банка, вкладов физических и юридических лиц, размещенных на депозитах, путем заведомо безвозвратного финансирования предприятий, аффилиированных с руководством банка. В результате только государственным предприятиям причинен ущерб в сумме 33 миллиона долларов. Один из руководителей банка в настоящее время арестован.

Аналогичные нарушения стали причинами банкротства ОАО «Комирбанк». В интересах пострадавших вкладчиков ведется уголовное дело по факту выдачи банком безвозвратного кредита на сумму З80 миллионов тенге ТОО «Каратал».

Не менее важной в расследовании дел подобного рода является позиция об обязательной и полной уплате налогов юридическими лицами. И очень часто в ходе расследования выполняются претензии налоговых органов. Так, в ходе расследования дела по уклонению от уплаты налогов ОАО «Казкоммерцбанк» было возмещено государству около четырех миллиардов тенге.

Сейчас в органах финансовой полиции созданы специальные подразделения анализа и выявлением нарушений в банковской сфере. Надеюсь, что работа этих подразделений даст свои результаты, тем более что законом нам предоставлены достаточные полномочия.

А вообще, в отношении банковских служащих различного уровня в текущем году возбуждено 98 уголовных дел по различным преступлениям с использованием ими своего служебного положения.

— Вы, по всей видимости, читали интервью главы «Наурыз Банк Казахстан» в одной из республиканских газет. Ваш комментарий?

— В этом интервью он говорил о многом, а по существу, о том, как деньги клиентов он раздавал своим знакомым, близким, аффилиированным фирмам, зная, что они не вернут ничего, умолчал. Почему он так вольно обращался с деньгами, ему не принадлежащими? Рассказывать же занимательные истории и козырять известными именами достаточно просто. Отвечать за свои поступки и исполнение профессионального долга — гораздо сложнее.

— То есть банк рушится из-за системных ошибок в управлении?

— И из-за этого тоже. Хотя вопрос и в том, надо ли было реанимировать такой банк. Нужно банкротить банк, если его активы можно распродать и выручить вполне определенные денежные средства. Тем более что государство решило взять гарантии перед Азиатским банком на себя.

— Сарыбай Султанович, как вы относитесь к такому явлению, когда герои финансовых скандалов обращаются к журналистам как к последней инстанции?

— Мы иногда сравниваем прессу с приводными ремнями, рычагами. Так вот, сегодня пресса нередко становится этими самыми инструментами для капитала. Большинство СМИ представляют интересы определенных ФПГ. И как только начинается расследование чисто экономических дел, тут же включается в защиту пресса. И здесь можно предположить как аффилиированность, так и дешевизну процесса. Суд и адвокаты — это более дорогое удовольствие. И потом, как ни горько это осознавать, но в нашем обществе многие воспринимают публикацию в газете как истину в последней инстанции, а над полученной информацией не думают. Но это тема другого разговора.

— Насколько Указ Президента РК от 25 февраля 2005 года «О реорганизации Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция)», а также внесенные дополнения и изменения в Закон «Об органах финансовой полиции РК» расширил полномочия вашего ведомства?

— Согласно этим актам, за органами финансовой полиции закреплены полномочия по расследованию коррупционных преступлений, в частности восемь составов преступлений относятся исключительно к подследственности органов финансовой полиции, четыре состава — в альтернативе с органами национальной безопасности, один состав — в альтернативе с органами внутренних дел. Указом Президента Республики Казахстан от 25 февраля текущего года агентство реорганизовано в государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Главе государства. Все эти изменения внесены в Закон «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан».

Вопросы совершенствования законодательства об ответственности за коррупционные правонарушения обсуждались в феврале этого года на заседании Координационного совета правоохранительных органов, где отмечались отсутствие единообразной следственно-судебной практики и неадекватная законодательная оценка общественной опасности коррупционной преступности.

В частности, согласно Закону «О борьбе с коррупцией», преступные деяния могут относиться к коррупционным только в случае получения правонарушителем имущественных благ и преимуществ. Отнесение должностных преступлений при отсутствии этих обстоятельств к коррупционным необоснованно увеличивает число коррупционных преступлений и создает искусственный вал. Также неоправданно расширен и круг субъектов коррупционных правонарушений. Поэтому целесообразно пересмотреть перечень коррупционных преступлений и административных правонарушений. Работа в этом направлении нами сейчас ведется.

— В Агентстве появилось управление, которое призвано распутывать самые ловкие схемы увода, привода денег, ложные банкротства, фальшивые авизо... Движения денежных потоков, сколачивание состояний... когда вы узнаете правду, всегда ли подаете руку для приветствий?

— Отличительной особенностью финансовых преступлений является достаточно высокий социальный статус лиц, их совершающих, их юридическая грамотность, профессиональная осведомленность, наличие административно-распорядительных полномочий и т. д.

И противостоять им только с позиции традиционных подходов, используемых правоохранительными органами, представляется довольно сложным. В этой связи возникла необходимость создания в структуре финансовой полиции специальной службы для получения достоверной информации о противоправных действиях организованных криминальных структур и финансово-промышленных групп, осуществление контроля над криминогенной обстановкой в стратегических секторах экономики. Правовая основа ее деятельности предусмотрена Законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Сочетание общих и специальных оперативно-розыскных мероприятий позволит существенно поднять эффективность проводимых органами финансовой полиции мероприятий по противодействию проявлениям коррупции и пресечению преступлений в сфере экономики, привлечению к ответственности виновных лиц.

Что касается оценки совершенного человеком противоправного деяния, то здесь степень его виновности определяет суд. В то же время, если гражданин действительно осознал свои ошибки, пытается загладить вину и возместить нанесенный ущерб, то почему бы и не подать руки при встрече?

— Эксперты утверждают, что финразведка должна работать так, чтобы не наносить ущерб предпринимателям. Она должна служить интересам государства и создавать нормальную деловую атмосферу в экономике. Но это в идеале. Недавно на глаза попался такой факт. В федеральной базе данных по России по подозрительным финансовым сделкам насчитывается четыре миллиона сообщений, из которых значительная часть имеет высокую степень вероятности попасть под подозрение. Неужели и в Казахстане так?

— Защите граждан, предпринимательства и государства от финансового мошенничества, связанного с выводом денег в теневой оборот (обналичиванием) финансовой полицией всегда уделялось самое серьезное внимание.

Агентством совместно с заинтересованными органами еще в 2003 году разработан Порядок обмена информацией о сомнительных операциях, лицах, занимающихся «отмыванием» доходов, полученных незаконным путем. В 2004 году Агентством был подготовлен и внесен в Правительство проект Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем». Однако дальнейшая работа над законопроектом потребовала принятия решения об уполномоченном органе финансовой разведки. После неоднократных обсуждений принято решение о возложении этих функций на органы прокуратуры. В связи с чем Генеральной прокуратуре была поручена доработка и внесение в Парламент данного законопроекта.

Основной задачей финансовой разведки станет сбор, обработка, анализ информации о финансовых операциях, создание единой информационной системы и ведение республиканской базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем.

Поскольку мы только начинаем процесс создания специального органа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (финансовая разведка), аналога Федеральной службы по финансовому мониторингу России у нас нет. Между тем, как показывает международная практика, контроль за финансовыми операциями вовсе не означает проверку каждой из них. Например, в Италии статистика выглядит следующим образом: из 27 миллионов операций в месяц, по которым предоставляется информация в бюро по обмену валют Национального банка Италии (национальный орган финансовой разведки), в правоохранительные органы для расследования передается около 600—700 тысяч, т. е. чуть более двух процентов, из которых в разработку берется не более одной десятой части.

— Находясь не одно десятилетие на государственной службе, как вы оцениваете сегодня отношения власти и бизнеса? Что надо сделать, чтобы они стали партнерскими?

— В целом положительно. Имеется определенная тенденция встречного движения государственной власти и бизнеса для налаживания открытых и прозрачных отношений в правовом поле и исходя из государственных интересов. На сегодня в общественно-политической жизни страны предприниматели занимают активную гражданскую позицию. Я бы сказал, что они являются локомотивом формирования общественного мнения в стране. При этом не следует забывать, что зарождение предпринимательского слоя в стране и его сегодняшний мощный подъем — все это, несомненно, личная заслуга Главы государства.

Отношения государственной власти и бизнеса могут быть партнерскими только при полном соблюдении прав и обязанностей обеих сторон. В связи с этим я хотел бы напомнить известную фразу Теодора Рузвельта: «Мы против влияния денег на политику. Мы против контроля частных лиц над финансами государства». И это главное.

— Если позволите, то вопрос о приватизации. Вы стояли у истоков… А если все сначала, то как бы развивались события?

— Экономические, социальные и демократические успехи Казахстана являются настолько бесспорными, что это признается даже наиболее радикально настроенной частью оппозиции нашей страны. Ими критикуются только отдельные параметры и элементы проводимых реформ. Основой успеха выбранного нашей страной курса является последовательная политика нашего Президента.

В силу исторической необходимости важнейшим шагом рыночных реформ должен был стать процесс преобразования собственности. Проводимая в первые годы приватизация на коллективистских началах под влиянием депутатов Верховного Совета привела к тому, что формально распределенные среди членов трудовых коллективов, а не переданные реальному хозяину предприятия останавливались, а затем скупались по дешевке. В порядке примера можно привести такие промышленные гиганты, как производственное мебельное объединение «Мерей», акционерное общество АХБК.

Необходим был переход к наиболее эффективному разделу государственной собственности, обеспечивающему появление собственника, способного привлечь необходимые инвестиции. В этот период Нурсултан Абишевич Назарбаев проявил присущую только ему политическую решительность и волю. Выверенность и обоснованность принятых им решений в пользу реального собственника подтверждаются развитием экономики нынешнего Казахстана.

Сегодня можно по-разному оценивать достижения и просчеты тех лет. А реалии были таковы — отставание нормативной базы от происходящих процессов, недостаток квалифицированных специалистов в области приватизации, а также менеджмента, способного управлять производством в условиях рынка. Дискуссии на эти темы можно вести бесконечно. Тем более что в условиях нынешнего экономического бума, что также является критерием нашего достаточного благосостояния, нельзя рассматривать прежнюю стоимость объекта и имущества, исходя из ситуации и возможностей сегодняшнего дня.

Конкурентная цена и риск — неотъемлемые атрибуты рынка. И степень их справедливости можно оценить только при моделировании каждого конкретного факта и во всем многообразии его исторических черт. Само по себе обсуждение этой темы является лишним подтверждением правильного поступательного развития страны. И сегодня Президент не менее озабочен проблемой защиты интересов государства, граждан и предпринимателей. Поэтому самое серьезное внимание уделяется борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. Доказательством служит наделение агентства особым статусом и непосредственная подчиненность и подотчетность его только Главе государства. Главная задача, поставленная Президентом Республики Казахстан перед органами финансовой полиции наряду с обеспечением экономической безопасности государства, — защита законных интересов граждан и предпринимателей, а это и есть основа реальной борьбы с коррупцией во всех ее проявлениях.

— Вы часто анализируете, что было в те времена?

— Могу сказать, что крупные промышленные предприятия, которые были приватизированы в те времена, почти все работают.

— Есть ли ошибки, в которых вы раскаиваетесь?

— Главное, не было системных ошибок. Но… по некоторым предприятиям были правительственные постановления, я должен был их реализовывать. И, внутренне не соглашаясь с ними, я все же выполнял решения, хотя должен был спорить, противостоять… Надо было все-таки сильнее возражать.

— Война олигархических кланов — возможно ли это в Казахстане?

— Война — это слишком сильно сказано. Определенные группы бизнесменов, почувствовав самодостаточность, могут предпринимать попытки прийти к власти. Такое стремление объяснимо. Однако главное, чтобы подобные действия осуществлялись только в рамках закона. Особо хотелось бы подчеркнуть: эти люди, добиваясь власти, должны прежде всего думать о целостности государства, стабильности в обществе и спокойствии наших граждан. Если это не будет являться основной главной задачей претендентов на власть, то в стране наступит хаос. Любому лидеру нечего делать в большой политике, если он в первую очередь не думает стратегически и масштабно, не болеет душой за интересы государства и народа. Лидер, думающий или вспоминающий только об обидах, никогда не может (не должен) встать у руля власти.

— А процесс, аналогичный Ходорковскому?

— Такой процесс в Казахстане, по-моему, невозможен. Я сторонник подхода преимущественного использования экономических, а не уголовных методов воздействия. Если налогоплательщик сполна заплатил налоги и штрафы, пусть нормально работает дальше. Следует постоянно помнить и о том, что если преступление совершается, то виноват не только бизнесмен, но и тот, кто создал такие условия, лоббировал законодательные лазейки.

— Есть мнение, что экономические интересы отдельных людей и ФПГ стали активно заниматься лоббированием в политике? И нас может захлестнуть война компроматов?

— Во всем мире лоббирование интересов законодательно урегулировано. В частности, в США, Германии, Канаде имеются такие законы. На практике органы финансовой полиции нередко сталкиваются с подобным лоббированием. К сожалению, примеров здесь более чем достаточно.

В 2003 году в налоговом законодательстве страны нормативно была закреплена новая форма маркировки подакцизных товаров — контрольно-учетная марка. Интересно, что ряд нормативных документов по данному вопросу был принят органами государственного управления до соответствующего изменения норм Налогового кодекса. В результате, стала возможной реализация инвестиционного проекта. Или, например, в Законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» введено понятие «винные напитки». Это алкогольные напитки крепостью не более двенадцати градусов, изготовленные на основе концентратов. Производство таких напитков осуществляется лишь в ряде стран СНГ. В Европе производство такого вида алкогольной продукции не предусмотрено.

В условиях командно-административной экономики данная отрасль обеспечивала до 20—25 процентов поступлений доходной части бюджета, а сегодня акцизные сборы от алкогольной продукции составляют лишь 0,5 процента от общей суммы государственных доходов. И это одно из последствий лоббирования в этой отрасли.

Еще раз хочу подчеркнуть, лоббирование существует в любом обществе. Однако оно должно осуществляться законными методами и, прежде всего, отвечать реализации интересов государства в целом.

— Что изменилось в вашей жизни за последние годы? Что читаете? Какие фильмы смотрите? Где собираетесь отдыхать?

— За последний год в моей жизни произошли большие изменения. Я на многие вещи смотрю по-другому. Да и образ жизни после смерти сына стал другим. Много читаю литературы философского и экономического характера. Смотрю фильмы, которые своим сюжетом захватывают всего и сразу. Поэтому предпочтение отдаю боевикам. Уже во второй раз перечитываю Дэна Брауна «Код да Винчи», знаком с произведениями японского писателя Мураками — его философские вещи захватывают.

В этом году в день 60-летия Победы в родном селе помог поставить памятник павшим в Великой Отечественной войне. Оказывается, из нашей маленькой деревни на войну призвано 153 человека, погибло — 99. Из 54 вернувшихся сегодня осталось в живых только двое. Теперь я помогаю в сооружении бюста Бауржана Момышулы, имя которого носит моя школа. В начале сентября планируем торжественное открытие. Через дорогу от школы помогаю односельчанам построить мечеть…

В этом году во время отдыха собираюсь соединить приятное с полезным — съезжу в Алаколь, планирую побывать в Эмиратах. А в остальное время работа, в перерывах чуть-чуть спорт — тренажер, бассейн. И еще раз работа. Недавно перечитал отдельные труды Адама Смита. Очень много возникает параллелей. Особенно актуальна и точна мысль: «Ничто так не способствует процветанию государства, как мир и спокойствие, необременительные налоги и разумное отправление правосудия».

— Спасибо за беседу.

Татьяна БРАУН


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...