Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Загипа БАЛИЕВА: Провозглашенный УПК принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон остается просто декларацией


Прошло три месяца, как Загипа Балиева назначена министром юстиции Казахстана. Теперь в центре внимания экс-главы Центризбиркома страны не менее актуальный и сложный участок работы. В ведении министерства — координация законопроектной деятельности, государственной регистрации нормативных правовых актов, организация юридических услуг населению, охрана прав интеллектуальной собственности, вопросы уголовно-исполнительной системы, совершенствование судебно-экспертной системы и многое другое. Удалось ли сохранить преемственность в работе министерства? Что делается для реализации задач, поставленных перед ним и органами юстиции в Послании Президента «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации»? На эти и другие вопросы корреспондента «Казахстанской правды» отвечает министр Загипа БАЛИЕВА.

— Вопросы совершенствования законодательства — основополагающие в деятельности министерства. Сегодня, когда позади парламентская сессия и первое полугодие, не могли бы вы подвести предварительные итоги, отметить наиболее важные законопроекты, принятые или обсуждаемые в Парламенте?

— Действительно, вопросы координации законопроектной деятельности являются одними из важнейших в деятельности министерства. И здесь первое полугодие оказалось достаточно интенсивным. За этот период Парламентом приняты и подписаны Главой государства 28 законов. Наиболее важными из них, на мой взгляд, являются законы «О противодействии экстремизму», «О государственном социальном заказе», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан».

Полагаю, что и второе полугодие будет не менее напряженным. На рассмотрении Парламента находится около 80 законопроектов, направленных на реализацию правовой политики государства, совершенствование правоотношений в различных областях жизни общества. Законопроекты «О присяжных заседателях», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения института присяжных» определены Президентом Республики Казахстан приоритетными. Как вы знаете, Закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Казахстан» Главой государства уже подписан.

Конечно, законопроектная деятельность будет сохранять свою интенсивность, так как необходимо постоянное нормативное правовое обеспечение происходящих кардинальных экономических, социально-политических реформ в стране.

— Начиная с прошлого года неоднократно подчеркивалась со всех трибун необходимость проведения ревизии подзаконных нормативных актов. Наверное, уже можно говорить о каких-то итогах?

— Конституцией определен перечень важнейших общественных отношений, регулируемых законами. За все годы развития Казахстана как независимого государства принято порядка 40 тысяч подзаконных актов, то есть указов Президента, актов Правительства, центральных и местных государственных органов. Это объективный процесс.

Вместе с тем имелось немало случаев, когда они противоречили вновь принимаемым законам, что вызывало обоснованные нарекания. Поэтому и возникла необходимость в проведении их систематизации, упорядочения и возможного устранения коллизий внутри законодательства. Специальным распоряжением Премьер-Министра от 20 марта 2004 года всем госорганам-разработчикам было предписано в течение года провести сплошную ревизию принятых нормативных правовых актов за все годы. Можно привести и цифры: в результате принятых мер количество НПА местных госорганов было сокращено с 22 с половиной до 13 с половиной тысяч, так как более 9 тысяч из них были отменены как противоречащие законодательству или срок действия которых истек.

На центральном уровне эта работа близка к завершению. Проведена ревизия около 3 тысяч актов, принятых за период с 1994 по 2003 год. Заметьте: 475 из них признаны утратившими силу, в 113 внесены изменения и дополнения.

Вышесказанное еще раз подтверждает, что в системе нормотворчества имеются серьезные проблемы. Министерством юстиции разработаны предложения о внесении дополнений в Закон «О нормативных правовых актах», которыми всем госорганам предписывается проводить постоянный мониторинг подзаконных актов, в том числе ведомственного характера. Полагаю, что это один из механизмов совершенствования нормотворческой работы госорганов.

— Загипа Яхяновна, три месяца вы возглавляете министерство. Как удается сохранить преемственность в работе? Насколько поступательно реализуются задачи, поставленные перед министерством и органами юстиции?

— Министерство юстиции как центральный государственный орган, его территориальные подразделения, подведомственные организации выполняют все свои функции, исходя из задач, поставленных Главой государства, направленных на совершенствование деятельности госорганов. Об этом в Послании Президента народу Казахстана сказано предельно четко и ясно. Как всегда в центре внимания министерства находятся вопросы координации законопроектной деятельности, государственной регистрации нормативных правовых актов, организации юридических услуг населению, охраны прав интеллектуальной собственности, дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы, совершенствования судебно-экспертной системы и др. И здесь мы сохраняем преемственность. И идем дальше.

Так, вступлению Казахстана в ВТО Президент, Правительство страны уделяют особое внимание, держат его под постоянным контролем. Решение вопроса, можно сказать, находится в завершающей стадии. Поэтому мы уделяем большое внимание обеспечению охраны прав интеллектуальной собственности как одному из важнейших условий при вступлении в ВТО. Усиление ответственности за нарушения в этой области, полагаю, позволит в определенной степени сократить количество проявлений «пиратства» в стране.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 февраля текущего года, № 120 образованы территориальные подразделения Министерства юстиции. Полагаю, что создание районных, городских управлений юстиции позволит активизировать работу и обеспечить более тесное взаимодействие с местными исполнительными и представительными органами, усилить праворазъяснительную работу на местах.

Конечно, об основных направлениях работы министерства, органов юстиции можно говорить очень много. Но сейчас ограничусь тем, что отмечу: возложенные на них задачи и функции выполняются в соответствии с намеченными планами.

— В Послании Президента подчеркивается, что необходимо «обеспечить повышение роли адвокатов в рамках уголовного судопроизводства и судебных решений». Что делается в этом направлении?

— Ну, во-первых, во исполнение поручения Главы государства министерством образована рабочая группа по разработке законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры», намечены пути решения поставленной задачи. Следует отметить, что в правоохранительных органах, судах с полным пониманием воспринята необходимость повышения роли адвокатов, в первую очередь, путем повышения их процессуального статуса.

Обратите внимание: согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу в качестве защитника может выступить любой гражданин в лице близких родственников, супругов и др. То есть люди без специального юридического образования, практически не имеющие представления об уголовном праве. Такая норма закона, безусловно, не является гарантией провозглашенного Конституцией страны права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи.

Далее, согласно этому же кодексу, защитник обязан использовать все законные средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, опровергающих обвинение или смягчающих ответственность подозреваемого, обвиняемого, и оказать им необходимую юридическую помощь. При этом он вправе собирать и представлять предметы, документы и сведения, необходимые для оказания юридической помощи, а также опрашивать лиц с их согласия. Однако собранные адвокатом в ходе предварительного следствия доказательства не имеют юридической силы, если они не зафиксированы в установленном порядке и не приобщены к материалам дела в качестве таковых. А какой следователь допустит закрепление и приобщение к материалам дела доказательств, которые «ломают» построенную им версию обвинения? Здесь также имеются проблемы. В итоге можно сказать, что провозглашенный УПК принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон остается просто декларацией.

Вместе с тем состязательность судопроизводства может быть реализована только в случае, когда возбуждение уголовного дела, представление собранных обвинительных либо оправдательных доказательств, а также поддержание обвинения и защита осуществляются только в суде. Задачей суда должны стать обеспечение соблюдения сторонами правил судебного спора, решение вопросов о виновности или невиновности обвиняемого и определение меры наказания.

Имеются вопросы, в частности, и по отмене лицензирования адвокатской деятельности. Они рассматривались комиссией по вопросам формирования государственной разрешительной системы, регламентирующей осуществление видов экономической деятельности. Принято решение об исключении лицензирования указанного вида деятельности. Министерством экономики и бюджетного планирования разрабатывается проект закона «О лицензировании» (в новой редакции), которым предусматривается отмена лицензирования адвокатской деятельности.

— В связи с созданием центров обслуживания населения по принципу «одного окна» насколько эффективней станет работа по оказанию юридических услуг?

— О создании центров обслуживания населения по принципу «одного окна» было сказано в Послании Президента народу Казахстана. Это — международный опыт. Главная цель, которая при этом преследуется, повышение уровня обслуживания населения, эффективности работы государственных органов по предоставлению государственных услуг.

Принцип «одного окна» подразумевает собой как получение различных документов, так и оказание комплекса государственных услуг в одном месте, в одном учреждении. То есть сократятся хождения граждан из одной инстанции в другую с целью сбора необходимых документов и справок. Кроме того, создание подобных центров будет способствовать предотвращению коррупционных правонарушений в государственных органах, поскольку непосредственный контакт граждан с чиновниками сводится к минимуму.

Министерством юстиции совместно с заинтересованными государственными органами проводятся различные организационные мероприятия с целью повышения качества предоставления государственных услуг. Это выделение зданий с просторными операционными залами и залами ожидания, размещение касс для приема платежей, банкоматов, ксероксной техники, фотографов, нотариусов, возможно, дежурных адвокатов и т. д. Для удобства граждан предусматривается и выделение соответствующих площадей для парковки автотранспорта.

Насколько эффективной будет работа центров, конечно, покажет время. Вместе с тем думаю, что создаваемые в текущем году в порядке эксперимента центры обслуживания населения по принципу «одного окна» в городах Астане и Алматы позволят выработать дальнейшие меры по совершенствованию деятельности государственных органов по оказанию государственных услуг населению. Во всяком случае в Алматинском районе г. Астаны уже решен вопрос с выделением помещения для названного центра. В ближайшее время, ожидаем, этот вопрос будет решен и в Сарыаркинском районе столицы.

— Кстати, о документировании населения. Это ведь очень объемная работа. Как «адаптировалась» бывшая служба МВД в системе юстиции?

— С января текущего года функции по документированию населения паспортами и удостоверениями личности, а также по учету и регистрации граждан по месту жительства переданы из МВД в ведение Министерства юстиции. Об этом мы уже неоднократно сообщали по всем средствам массовой информации. Осуществлено это во исполнение указа Президента Республики Казахстан от 29.09.2004 г. № 1449 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан».

Министерством юстиции приведена в соответствие нормативная правовая база, регулирующая вопросы документирования и регистрации граждан. Внесены соответствующие изменения в ряд законов и постановлений Правительства Республики Казахстан.

Для выполнения этих функций Министерством внутренних дел в ведение Министерства юстиции передано 1 014 штатных единиц специалистов. Надо сказать, что времени на «адаптацию» сотрудников не было, так как работа с населением проводилась в прежнем режиме. Положительным моментом в их новом статусе является то, что они освобождены от участия в охране общественного порядка, которая была неотъемлемой частью в деятельности каждого сотрудника «в погонах».

Сотрудники, переведенные из органов внутренних дел, в соответствии с Законом «О государственной службе», назначаются на должности административных государственных служащих по результатам конкурса. В целях улучшения качества обслуживания граждан и полного охвата населения документированием и регистрацией по месту жительства организуются выезды сотрудников подразделений документирования и регистрации органов юстиции в отдаленные сельские населенные пункты.

— О гуманизации уголовной политики сказано немало. Однако в последнее время этой информации стало явно меньше... Чем это объясняется?

— Проблемы, связанные с гуманизацией уголовной политики государства, обсуждаются в обществе на протяжении ряда лет. Причем достаточно заинтересованно. В соответствии с указом Главы государства от 20 сентября 2002 года «О Концепции правовой политики Республики Казахстан» уголовная политика должна развиваться в направлении гуманизации, в первую очередь, по отношению к лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести, а также к представителям социально уязвимых групп населения — беременным и одиноким женщинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей, несовершеннолетним, людям преклонного возраста. Вместе с тем объективно необходимо ее ужесточение в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, скрывающихся от уголовного преследования, а также при рецидиве преступлений. Приняты соответствующие законы, направленные на смягчение уголовной ответственности в отношении названных категорий лиц.

Это позволило исключить наказания в виде лишения свободы в санкциях 13 статей за совершение преступлений небольшой тяжести и снизить сроки по 11 составам, что повлекло сокращение срока наказания за совершение корыстных неопасных преступлений, таких как кража, мошенничество. Вследствие этого данные преступления перешли из категории тяжких в категорию средней тяжести, что соответственно снизило срок отбытия наказания в местах лишения свободы и дало возможность применить к указанной категории лиц более раннее применение условно-досрочного освобождения.

В результате сократилось количество осужденных в исправительных учреждениях. Всего 3—4 года назад их было более 66 тысяч. В настоящее время около 44 тысяч. Изменилась и структура состава осужденных лиц. Если ранее в местах лишения свободы содержались лица, осужденные не только за особо опасные, но и за преступления, не представляющие большую общественную опасность, то в настоящее время до 70 процентов из них составляют осужденные за тяжкие и особо тяжкие виды преступлений, многие из которых имеют несколько судимостей.

Определены приоритеты дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы, главным из которых является приближение условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, к международным нормам и стандартам.

Очевидно, читатели газеты осведомлены, что указом Главы государства от 17 декабря 2003 года «О введении моратория на смертную казнь» введен мораторий на исполнение смертной казни. С 1 января 2004 года введена в действие альтернатива смертной казни — пожизненное лишение свободы. Суды при вынесении приговоров уже применяют этот вид наказания. Сегодня можно утверждать, что на государственном уровне реализован комплекс мер по гуманизации уголовной политики, соответствующих требованиям настоящего времени.

Кроме того, Министерством юстиции вносится предложение о предоставлении условно-досрочного освобождения лицам, осужденным к смертной казни, и которым данный вид наказания заменен пожизненным лишением свободы в порядке помилования. Его реализация предполагается в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовно-исполнительной системы».

Я попыталась достаточно подробно изложить видение проблем, связанных с гуманизацией уголовной политики, исходя из вашего вопроса о сокращении информации в данной области. Очевидно, есть некоторое снижение интереса в обществе и со стороны средств массовой информации к этим процессам. Но это, полагаю, не единственная причина. Хотелось бы выразить пожелание, в том числе вашим коллегам, журналистам, что при освещении в СМИ вопросов гуманизации необходимо публиковать как можно больше аналитических материалов, имеющих актуальность, раскрывающих проблемы. Например, есть определенные сложности, связанные с привлечением осужденных к труду, адаптацией лиц после отбытия наказания, детской преступностью. Необходим научный подход при организации и проведении анкетирования, различных мониторингов и т. д. То есть в любых делах бывают периоды или этапы, когда многие вопросы решаются на одном дыхании, с воодушевлением. Но затем наступают «будни», как мы говорим, повседневность. И здесь важно, чтобы работники уголовно-исполнительной системы не оставались один на один с имеющимися проблемами и трудностями. Это касается и общественности, и местных исполнительных и представительных органов, служб социального обеспечения, трудоустройства и др. Все мы понимаем, что гуманизация уголовной политики — процесс длительный и сложный. В этом направлении должна проводиться постоянная работа.

Относительно гласности и открытости процесса исполнения наказаний, я думаю, вопросов не возникает. Об этом свидетельствуют публикуемые в периодической печати, передаваемые по радио и телевидению материалы о деятельности уголовно-исполнительной системы. Во всяком случае в количественном отношении.

— Если разрешите, то вопрос «вне» деловой сферы. Вы оптимист или прагматик? Кем быть легче, как вы считаете?

— Вопрос, знаете ли, достаточно сложный. В большей мере хочу считать себя оптимистом. Верю в лучшее, в своих коллег, близких и друзей. В любой трудной ситуации, думаю, есть выход. К счастью, этому способствуют и обстоятельства.

Вместе с тем давайте задумаемся: а ведь прагматики также ориентируются на самое лучшее, полезное и хорошее, с наилучшими побуждениями.... Поэтому особых противоречий между ними и не вижу. Главное — это надежда на лучшее будущее, вера в себя. Есть ведь известное выражение: «Человек не создается обстоятельствами, обстоятельства создаются человеком».

— Мы понимаем, что на органы юстиции возложены очень большие задачи. Образно говоря, это «огромное хозяйство». На вас большая ответственность. Что помогает вам быть уверенной в своих силах?

— Вы знаете, я надеюсь, меня правильно поймут. Считаю, что главным для нас должно быть немаловажное для каждого человека обстоятельство — соответствовать своему времени. Если, опять-таки по известному выражению, «великий человек идет впереди своего времени, умный идет рядом с ним...». Стараюсь этого придерживаться.


Тимур ОМАРОВ


Лучший выбор – инвес-тиции в свое образо-вание! MINI-MBA -43%

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...