Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Последний поход? Или Даниал Ахметов не Сергей Витте, Нурсултан Назарбаев не Николай Второй, а Болтабай Рахымжанов тем более - не Ахмет Байтурсынов

Джанибек Сулеев

Июльской жарой в пресс-клубах в южной столице сплошной чередой идут пресс-конференции различных политических и общественных групп, прокламирующих создание новых движений и партий. Но самое двойственное впечатление оставила пресс-конференция (27.07.05) внове организуемого общественного объединения «Улт Тагдыры» («Судьба народа»)... Почему же?
…Свое программное Заявление члены оргкомитета Хасен Кожа-Ахмет, Дос Кошим, Болтабай Рахымжанов подгадали под столетний юбилей так называемой Каркаралинской петиции (ниже см. текст пресс-релиза и Заявления).

ПРЕСС-РЕЛИЗ
Оргкомитета объединения национал-патриотов


100 лет назад истинные сыны казахского народа Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов, Мыржакып Дулатов, Бахытжан Каратаев подготовили, опубликовали и собрали 12 767 подписей под Каркаралинской петицией.
Если оценить эти прошедшие 100 лет и попытаться заглянуть в будущее, то можно констатировать, что петиция не потеряла своей актуальности и сейчас, что в судьбе казахов не только не произошло заметного улучшения, а положение усугубилось: теряем не только язык, самосознание, веру, а и опору под ногами - землю!
Будущее нации, государства под вопросом, все уперлось в тупик…
Мы в корне не согласны с этим, не можем мириться. Потому обращаемся к народу: у кого еще бьется сердце при словах «Страна», «Земля» станьте в наши ряды! Мы на правильном пути, с нами свет, правда!!!


Оргкомитет объединенных национал-патритов.
Алматы, ул.Мирзояна 118 ком.39 т/факс709984



ЗАЯВЛЕНИЕ
оргкомитета движения национал - патриотов «Улт-тагдыры»
в связи со 100-летием Каркаралинской петиции


Острейшие проблемы поднятые патриотами казахской нации в Каркаралинской петиции, до сих пор не нашли своего решения, несмотря на то, что прошло 14 лет независимости. Наш угасаюший родной язык, агонизирующий казахский ауыл, ставшая торгом казахская земля, попавший под попечение и надзора государства религия, нерешенные проблемы оралманов, национальное воспитание, наука и искусство подпавшие под влияние дешевой и бесстыжей западной культуры - это наглядные признаки особо опасной для судьбы нации периода. Бесспорно, что спасут от опасности национального и государственного краха лишь единение и честь. Если казахи останутся без языка, религи, самосознания, не построят национальное демократическое государство, реальна опасность того, что они окажутся растоптанными идущей глобализаций.
К сожалению за 16 лет независимости со стороны власти не сделано практически ничего для казахов, не видно желания даже понять интересы
казахов и со стороны оппозиции, выступающей против власти.
Большинство представителей различных наций, проживающих и процветающих в Казахстане, не видят, не знают или делают вид, что не видят, не знают суть наших проблем.
Из-за нашей безграничной щедрости, медлительности и лени, раздоров, хвастливости, политической слепоты и трусости грабители-пришельцы, сидя на почетном углу, не признают наш язык, жирея на наших богатствах, сели на наши головы.
Настало время понять, что будущее казахской наций - будущее всего населения, проживающего на казахской земле. Наш национализм не национализм для господства, нацеленный на подчинение других, не крайне бесчинствующий национализм, а национализм, желающий остаться в живых, спастись, просящий, если можно, равенства, умоляющий национализм (М. Ауезов. Ж. Аймаутов ( «Письмо двоих» 1926г.)
Мы не стремимся дать казахской нации особые права ставить её выше других граждан. Вместе с тем, мы открыто заявляем, что страна - казахская земля - казахов, государство должно быть на национальной основе.
Мы сегодня продолжаем цели и задачи, которые ставила Каркаралинская петиция мечты «Алаша» 20-30-ых годов, лозунги молодёжи в Декабрьских событиях, цели и задачи «Азата» 90-ых годов. С этой целью объявляем о создании движения национальных патриотов «Улт тагдыры (Судьба наций). Призываем всех, у кого в сердце бьётся «казах», сплотиться вокруг этого движения.

Оргкомитет объединения сил патриотов наций «УЛТ ТАГДЫРЫ».
г. Алматы, ул. Мирзояна 118, ком. 39, тел/факс 8 - (3272) 709984


ОТ РЕДАКЦИИ: Пресс-релиз и Заявление даны без изменений.


***

Помимо этого участники пресс-конференции раздали и ценный исторический документ - отксерокопированный текст самой Петиции столетней давности. Привлеченный оргкомитетом ученый-историк Мамбет Койгельди прочел небольшую научно-популярную лекцию о Петиции…
Чтобы понять суть Каркалинской петиции и ее дух, достаточно привести первый абзац: «В настоящее время, когда Россия заявляет о необходимости полного переустройства своей жизни, киргизские степи, связанные с судьбой Россией, не могут оставаться безучастными к переживаемым ею событиям и не заявлять о своих назревших нуждах. Благодаря обрусительной политике киргизы в последнее время настолько стеснены в своих религиозно-духовных делах, что они не могут сделать и шага без разрешения администрации. Право давать или не давать разрешение на постройку мечетей, на открытие мусульманских школ, на паломничество в Мекку и прочее законом представлено администрации». Петиция подана была от имени участников знаменитой в Степном крае в начале прошлом веке Куяндинской ярмарки на имя председателя Комитета Министров Российской Империи. Вместе с лидерами ее подписало 12 767 человек киргизов (в дальнейшем казахи - Прим.). Ее основой можно считать 10 пунктов обвинений в адрес метрополии, каждое из которых легко трансформировалось в политическое требование, которые потом вошли в программу партии «Алаш-Орда»… К слову, 1905 год был богат на такого рода петиции к правительству. Например, практически в унисон с казахами, съехавшимися на Куяндинскую ярмарку тогда же обратились в правительство с конкретными предложениями казахи Среднего жуза из Павлодарского уезда, а состояло оно из целых 47 (!) пунктов - 39 пункт, например, содержал такое требование: «/ Если/ где-либо окажутся пустопорожние земли около киргиз, то таковые земли отводились бы исключительно мусульманам из России или Кавказа для совместного дружного ведения жизни единоверцев».
Как видим, сто лет тому назад казахи не были безмолвной массой и умели заявить о себе и своих правах, когда менялась политическая конъюнктура, ибо в тот момент царский режим объективно получил почти непоправимые пробоины (вооруженные волнения 1905 г.), в конце концов потопившие его в феврале 1917… Другой разговор, что надежды на свободы и прочее были потом уже похоронены новым премьер-министром П.Столыпиным, начавшим откровенно экспансионистскую политику в казахских степях, свозя сюда сельских люмпенов со всей России. А казахи не хотевшие не то что воевать за Империю, а даже участвовать в тыловых работах на фоне постоянного угнетения и их вытеснения с плодородных земель, в разгар Первой мировой войны, попросту начали резать поселенцев. После чего в степь пришли карательные отряды, вооруженные до зубов современным оружием и… Все это закончилось восстанием 1916 г. по всему Казахстану и тогдашнему Кыргызстану. Через год окончательно рухнула Империя, и казахам досталось на всю катушку. К былой своей численности в территориальных пределах нынешнего Казахстана его коренное население еле-еле добралось лишь в годы «коммунизма» по-брежневски… С другой стороны, ставить крест на всем советском было бы глупо и пока казахи не избыли хотя бы первые четверть века своей государственности и независимости вообще трудно говорить о прошлом в таком контексте. Ибо что нас ждет впереди - знает, наверное, один Всевышний. Пока что, по большому счету, все постсоветские страны продолжают двигаться вперед благодаря базе, сколоченной, в общем строю, в СССР.
Поэтому, когда общий смысл привязки к столетней давности петиции заключен в формулу: ничего за эти сто лет не изменилось в положении казахов как в экономическом, так и в духовно-культурном плане, такая безапелляционная постановка вопроса выглядит достаточно спорной. Мы опять хотим двинуться вперед, но почему-то задом, т.е. вроде вперед по курсу, но лицом обращенным в свое темное прошлое. Однако, сто лет тому назад казахи были в поголовной почти массе своей кочевниками, конниками, а сегодня?!. Каркаралинская петиция впечатляющий документ эпохи, к ней приложили руку настоящие интеллектуалы и соль земли казахской. Но помилуйте, нынешний премьер не Витте, а главный у нас не Николай Кровавый, мы уже не говорим о том, что Болтабай Рахымжанов явно не Ахмет Байтурсынов, создавший казахский алфавит.
Но тем не менее - все плохо… Вплоть до того, что как сказал один из спикеров собрания - «более терпеть нет сил!» (?).
Из предъявленных общественности документов, а также из всего того, о чем говорилось, вырисовываются два основных тезиса:
Проблема языка. Почему казахские передачи передвинуты на позднюю ночь? Необходимо отдать прайм-тайм передачам на казахском языке (речь идет о ТВ). И в целом - усилить языковое направление. Иначе доходит до абсурда, нет бланков налоговых деклараций и налогового отчета на казахском языке…
Проблема частной собственности на землю. Запретить продажу земли (в Законе идет речь о землях сельскохозяйственного назначения), в дальнейшем изменить законодательство по этому вопросу. Ибо продажа земли - это совсем не по-казахски, это смерть для казаха.
Прекрасно понимая и поддерживая ту боль и пафос с которыми наши ново-старые национал-патриоты выдвинули (в который раз!) эти тезисы, сдается нам, что они и станут камнем преткновения для них самих, для организации, для их последователей… Ведь если говорить о первом тезисе, то любая дискуссия по поводу языка, увы, заходит в тупик. «Зиялы кауым», т.е. национальная интеллигенция, в состав которой по праву входят такие уважаемые люди как Хасен Кожа-Ахмет и Дос Кошим, как нам кажется, поднимая проблему видную и застарелую, не предлагают каких-то разумных, прорывных решений. Или хотя бы намек на такие решения. Одними надрывными нотами (ой-бай, елiм-белiм) и рефреном собственных эмоций (да что это такое! сколько же можно унижать родной язык!) ничего нельзя добиться, об этом говорит весь опыт прошедших лет. Особенно убивает эта постоянная апелляция к власти. Которая, между тем, на самом то деле давно состоит, из таких же парней, агашек как тот же Дос Кошим, Алтынбек Сарсенбаев, Алихан Байменов, Жармахан Туякбай и пр. Да и президент наш вполне казах и казахоязычен. В чем же дело? Если нет воли, если нет четкого и ясного понимания проблемы (кроме обвинения всего и вся в бедах казахских) зачем в очередной раз кидаться с шашками наголо и рубить воздух? Себя-то дорогих, видимо, рубить не с руки. А надо бы…
Не бывает так, чтобы были виноваты все вокруг, а Хасен с Досом бы выступали только как обвинители всего антиказахского. Тем более, если объективно виновата в сложившейся действительности, прежде всего сама казахская интеллигенция, элита нации. А она, повторюсь, отнюдь не поголовно русскоязычна. Это миф. Идем далее. В Китае, как и во всем мире, бурно развивается Интернет, соответственно популярно и он-лайновое общение, и китайские дети, заполоняющие по вечерам многочисленные интернет-кафе Шанхая, Пекина (видел воочию - авт.) чатятся на своем, китайском языке. Одни иероглифы на мониторах. Так вот, могут ли так общаться казахские дети? Нет. Может ли казахский ребенок выучить любой из мировых языков, минуя тот же русский? Нет. Потому что у нас по сию пору нет разветвленных (не говоря уже об академическом варианте) и полных казахско-английских (и наоборот), казахско-французских (и наоборот) и т.д. словарей… Но ведь жгучая, согласен на сто процентов, проблема казахского языка образовалась, потому что не решены вот такие, достаточно очевидные и прозаические вопросы! А у нас языком начинает заниматься депутат-поэт, хозяйственники фермеры, штатные агитаторы демократии и музыканты. Слабо верится что они РЕШАТ ЭТУ ПРОБЛЕМУ, однако, как ни крути (тяжело это писать) политический капитал соберут… Впрочем, прокламация была многообещающей, и если в этот раз «Улт Тагдыры» провалит дело, то и от капитала этого окончательно останутся рожки да ножки. Кстати, Б.Рахымжанов сказал такую фразу, его поддержал Д.Кошим: мол, мы создаем такую организацию, потому что ни власть, ни оппозиция не занимаются казахскими проблемами. Но мне кажется такой человек как Алтынбек Сарсенбаев (именно он, а не Ж.Туякбай или Б.Тайжан) гораздо лучше разбирается в подобных сферах и стОит в ее понимании один всего оргкомитета «Улт Тагдыры». Возможно, поэтому он, являясь не меньшим патриотом, и не делает на этой проблеме себе ангажемент, потому что можно обмануть народные чаяния и провалиться. Б.Рахымжанова это, видимо, совершенно не пугает. Что касается телевидения - это другое, здесь во многом Д.Кошим прав. Закон есть закон и его необходимо соблюдать. Необходим полностью государственный канал, вещающий круглые сутки на казахском по всей территории РК. А это многомиллионные капиталовложения. И так - по всей внутриказахской проблематике.
Теперь обратимся ко второму тезису. Здесь противоречия просто бьют не в бровь, а в глаз. Тот же Дос Кошим пытается усидеть на двух стульях. Как можно быть демократом, сторонником гражданского общества и ратовать за отмену частной собственности на землю?! Разве не частная собственность и ее неприкосновенность является краеугольным камнем демократии? В таком случае кое-кому надо отказаться от демократических идеалов и заявить о нашем собственном, третьем пути, где нет места рыночной экономике, частной собственности, а соответственно и самоценности и неповторимости каждой отдельно взятой личности, зато везде и во всем необходимо... возвращение общинных институтов… В таком случае все встало бы на свои места! А так вся эта бессистемность вызывает, мягко говоря непонимание… Такой штрих как текст Заявления (см.выше) составлен безалаберно, в обоих присутствуют фактические ошибки...
Вернемся, однако, к другим подробностям этой примечательной во всех смыслах пресс-конференции.
…Дос Кошим и Хасен Кожа-Ахмет вспомнили былое, о таких объединениях как «Желтоксан», «Азат» которые на заре суверенитета играли заметную роль во внутриполитическом раскладе. Признали, что деятельность всех национал-ориентированных политструктур по ряду причин со временем сошла на нет... Многие вошли в другие объединения, партии. Но поскольку за отчетное время ничего не изменилось для казахов в лучшую сторону, пришло время вновь «садиться на коней»…
Болтабай же Рахымжанов заявил, что покойный Сабетказы Акатай оставил ему все учредительные документы на партию «Алаш» и теперь он является продолжателем этого дела. Не беда, что партию не регистрируют вот уже 3 года, несмотря на то, что есть уже 57 тысяч горячих сторонников и подписей. Ведь появляется возможность сторонникам партии «Алаш» проявить себя в «Улт Тагдыры», которая вот-вот станет ядром Ассоциации всех национал-патриотических сил, включая и организацию Доса Нурахмета «Национал-патриотическое движение», кстати, уже юридически оформленную. Таким образом, практически произошла легитимизация лексемы «национал-патриот». Темпераментный и местами… слишком темпераментный Б.Рахымжанов заявил, что если власть не повернется к нуждам казахской нации, ей придется держать ответ. Это прозвучало как некая угроза. Проявляя себя истинным национал-патриотом, тем не менее, г-н Рахымжанов подчеркнул, что новоявленное движение не будет и не должно быть лишь казахскими, допустим, в будущую ассоциацию вместе с «Улт Тагдыры» войдут сторонники «Русской партии» Геннадия Белякова (кстати, также неудавшаяся в смысле регистрации), ныне объединения «Соотечественник».
Д.Кошим сказал, что оргкомитет начал свою работу со 2 апреля и она никак не связана с предстоящими президентскими выборами (но никто конечно из журналистской братии этому не поверил!). И, скорее всего, участие в выборах выльется лишь в поддержке того кандидата, который окажется идеологически близким к «Улт Тагдыры». Но его опроверг другой член оргкомитета. Б.Рахымжанов сказал, что если вдруг все-таки его партию зарегистрируют, кто-то может и будет от них баллотироваться на президентских выборах.
В заключение остается сказать: дай то Бог, чтобы все получилось в этом «последнем походе» за истинными казахскими ценностями и правами. А нам остается теперь только ждать и надеяться, что шабыт (вдохновение - каз.) не оставил лидеров национал-патриотов и все это не закончилось очередной склокой и пустой говорильней, как это было уже не раз.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...