Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

А за окном - наличные...

Сергей ТУНИК

Большой и красивый портфель действует на взрослого человека с амбициями так же, как добрая доза алкоголя на пьяницу или бочка варенья с корзиной печенья на Мальчиша-Плохиша. В итоге, как показывает практика, оба очень плохо кончают.

Отечественное Министерство юстиции и Агентство по делам государственной службы вознамерились решить эту проблему, создав проект института предоставления государственных услуг населению по принципу «одного окна». Нынешняя система выглядит иезуитски изощренной пыткой: гражданин (а также негражданин) республики вынужден выстаивать многотысячные и многочасовые очереди, чтобы получить в какой-либо конторе вожделенный документ, с которым должен пойти в другую контору. Чтобы, пройдя не менее изощренное издевательство, получить другой документ, который позволит ему совершить некие действия, дозволенные законом. И еще не факт, что при этом ему не придется доплатить за это «удовольствие».

Анекдот:

Чиновник посетителю на приеме:

- Ну выкладывай, что там у тебя…

«Одно окно», по замыслу авторов, позволит избежать этих мучений. Уже в ноябре в Астане и Алматы в рамках реформы государственного управления правительство планирует открыть восемь центров обслуживания населения, в которых страждущие смогут получать необходимые бумаги - в оговоренный срок и за определенную плату, а не взятку. По крайней мере именно так видит работу центров обслуживания населения один из авторов проекта - директор департамента кадрового обеспечения государственной службы Республиканского агентства по делам госслужбы Серик КАПАРОВ.

- Серик Габбасович, и как вы видите работу центров по обслуживанию населения?

- Приходит человек, платит за услугу и через определенное время, которое будет оговорено законом, получает необходимый документ.

- Так просто? Заходит любой честный налогоплательщик в центр…

- Для того чтобы эта система заработала, сначала необходимо поменять нормативно-правовую базу, потому что нет общей, стандартизированной для всех министерств и ведомств, которые до сих пор пользуются своими внутренними инструкциями и положениями. Это - главный тормоз. Скажем, налоговики очень хорошо включились. У них огромная база данных - без вопросов предоставляют любую информацию. Но вот другие ведомства…

- Какие?

- Например, дорожная полиция не особо желает делиться своей базой данных. Ну не хотят они работать с центрами обслуживания населения!

- Так дорожники же на этом свою «капусту» рубят!

- Такая у них позиция сейчас. Хотя президент страны прямо сказал, что в центрах должны быть представлены и службы МВД… Здесь вопрос политической воли. И глава государства ее проявил. Так что эта проблема, думаю, будет решена.

- А еще? Допустим, я желаю получить удостоверение о том, что не псих, справку о смерти любимой тещи и еще документ на право владения, например, нарезным оружием и земельным участком где-нибудь в районе…

- Вот для этого и необходимо внести изменения почти в 150 уже действующих законов! И согласовать действия всех министерств и ведомств. Только тогда вы все эти бумаги получите. У одного, подчеркиваю, у одного поставщика услуг!

- Серик Габбасович, согласитесь, но в любом случае все в конечном итоге упрется в конкретного человека, который должен поставить окончательную визу - подписать документ. И где гарантии, что он не потребует какой-либо мзды за это? Не случайно министр юстиции Загипа Балиева недавно заявила, что многие наши законы буквально провоцируют коррупцию…

- Если государство ставит некие условия и при этом говорит: не воруй, о какой морали может идти речь? Чиновник сегодня заведомо поставлен в такие условия, что вынужден брать взятки, вынужден злоупотреблять! Но, во-первых, сейчас госслужащим зарплату постоянно поднимают и будут существенно повышать дальше. Поэтому конкуренция на чиновное место в стране растет. Во-вторых, работники центров обслуживания населения будут получать достойную зарплату, какие-то надбавки, компенсации... В-третьих, работа центров будет под постоянным контролем - чтобы повышать эффективность их работы. В-четвертых, госаппарат молодеет. Наконец мы прорабатываем все эти моменты, чтобы у чиновника не возникло желание… сами понимаете, какое…

***

Справка «Мегаполиса»

Средний возраст государственного чиновника в Казахстане - 39 лет. При этом стаж его госслужбы составляет в среднем девять лет. Возраст трети чиновников не превышает 30 лет. По выражению Серика Капарова, они смогли сломать «совковость» в своем менталитете. Для чиновников со стажем, привыкших работать в комфортных рамках советской командно-административной системы, новая схема станет настоящим шоком.

Согласно исследованиям Всемирного банка, до недавнего времени практически все государственные услуги в Казахстане были коррумпированы.

***

- И что, это гарантия того, что я смогу получить нужный документ без проблем, без очереди и за оговоренные законом деньги? В «одном окне»…

- Насчет очереди я не очень уверен. А название «одно окно» - это только название. На самом деле этих «одних окон» будет много. Но, думаю, как только такие центры откроются - народ повалит туда тысячами. И тогда работники этих центров почувствуют на себе такой вал проблем, который им раньше и не снился! Тем более, что сейчас мы пока не очень точно представляем себе, какие именно услуги мы должны оказывать. По нашим подсчетам, сегодня у государства таких услуг порядка 2500. Но какие именно должны оказывать центры? Мы это тоже рассматриваем. В конце концов центры обслуживания населения будут интегрированы в общую программу всех госструктур, что станет большим шагом к реализации государственной программы создания «электронного правительства».

- То есть вы хотите заставить бегать не человека, а чиновника?

- Именно так. Потому что человек - это клиент. Он нанял чиновника, чтобы тот выполнил заказ. Он, как налогоплательщик, уже частично оплатил его услуги.

- Ну да, бюрократ - сотрудник агентства добрых услуг?..

- Именно так! В этом и есть смысл государственной службы! Хотя многие чиновники этого не понимают. Не понимают изначального смысла, предназначения госслужбы. Не «крышевать», не приказывать, а именно услуги оказывать. Кстати, с английского это именно так и переводится - «услуги для граждан».

***

Справка «Мегаполиса»

В ходе административной реформы, начатой Маргарет Тэтчер 25 лет назад, армия чиновников в Великобритании сократилась втрое - с 750 тысяч человек до 250 тысяч. По ее результатам люди потеряли статус госслужащих, однако при этом выиграли в зарплате, получив работу в полугосударственных учреждениях-агентствах, работающих по принципу хозрасчета и оказывающих услуги населению.

В 1997 году в Австралии было создано агентство, которое, действуя по принципу «одного окна», аккумулировало в себе функции министерств труда, соц-обеспечения, финансов, образования и ряда других государственных институтов. Сегодня в нем работают более 24 тысяч человек. Бюджет агентства превышает 37 миллиардов долларов США, что составляет треть государственного бюджета страны.

На сегодня в Казахстане насчитывается более 86 тысяч чиновников. Согласно последним данным, каждый 11-й либо уличен, либо подозревается в коррупции.

***

- Серик Габбасович, так вы хотите сказать, что создание центров по обслуживанию населения - это спасение от коррупции?

- В какой-то мере да. Потому что госслужба - это обезличенная машина, в которой чиновник всего лишь винтик. И это нормально. В этом и сила госаппарата, и его слабость.

- Но если центры обслуживания населения начнут работать - придется сокращать армию чиновников. И куда девать этих людей?

- Знаете, когда человеку комфортно и хорошо, ему ничего менять в жизни не хочется. Люди старой, еще «советской закалки», новых требований и такого объема работы не выдержат. Это не их профессиональный уровень. У меня надежда на тех, кто обучается сегодня по программе «Болашак» за рубежом. Эти молодые люди и языками владеют, и знают основы современного менеджмента…

- Ну а вы-то сами когда последний раз в очереди стояли?

- О-о-о… Намучился в БТИ в Астане. Несколько дней… Пропускал очередь, снова становился, приезжал, занимал…

- Ага, значит, после этого и разработали эту программу «одного окна»?

- Ну не только. Хотя, наверное, и это сказалось…

Как своевременно заметил один мой коллега, не все государственные чиновники правильно понимают: с чего начинается Родина? Не с букваря, не с товарища, не с той песни, что пела мать, а с могучего хруста наличных, от которых сразу чувствуешь приятное волнение в душе. Похоже, что теперь этой сладостной песне приходит конец. Впрочем, петь ее, согласно планам Минюста и Агентства по делам госслужбы, осталось не более года.

Кстати!

В среду начальник департамента дорожной полиции МВД республики Омурзак ТУСУМОВ прямо заявил, что не намерен передавать полномочия своей конторы центрам обслуживания населения. Это, как считает главный дорожный полицейский страны, «не выгодно ни инспекторам, ни людям».

«Если мы в течение 15 минут можем выдавать права, почему мы должны идти в центр обслуживания населения? Так мы не упрощаем, а усложняем». Также г-н Тусумов полагает, что проверить машину на угон или участие в каком-либо преступлении в центре будет невозможно.

Разумеется, невозможно, если не передать всю базу данных в центры!..

Между тем автолюбители утверждают, что волокита в дорожной полиции с получением и оформлением документов осталась прежней.

Получается, что министр юстиции - «за». Президент страны - «за». А начальник департамента дорожной полиции - «против»?..


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...