Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

21°

Астана

Преимущественно облачно

Вероятность осадков: 28%

Влажность: 53%

Давление: 726 мм рт. ст.

Ветер: юго-западный, 3.0

Завтра

Завтра
Подробный прогноз

Выбрать другой город

353.50

30 июля 

Курс НБРК

352.25

-

АЛМАТЫ

Покупка

352.50

Продажа

353.50

АСТАНА

Покупка

352.50

Продажа

353.00

Подробнее
392.00

30 июля 

Курс НБРК

391.28

-

АЛМАТЫ

Покупка

389.00

Продажа

392.00

АСТАНА

Покупка

390.00

Продажа

394.00

Подробнее

Имя народа: происхождение термина "Казах"

5 августа 2005, 12:59

Историки, филологи и просто любители истории много и часто говорят о значении самоназвания казахского народа. Термину "казах" посвящены многие статьи известных ученых. Взаимовлияние культур и языков После всплеска дискуссий в 50-е годы прошлого столетия, в которых участвовали С. К.яИбрагимов, М.яАхинжанов, затем В. П. Юдин и другие, был...

Историки, филологи и просто любители истории много и часто говорят о значении самоназвания казахского народа. Термину "казах" посвящены многие статьи известных ученых.

Взаимовлияние

культур и языков

После всплеска дискуссий в 50-е годы прошлого столетия, в которых участвовали С. К.яИбрагимов, М.яАхинжанов, затем В. П. Юдин и другие, был долгий период затишья. И лишь после обретения Казахстаном независимости наша научная литература и публицистика снова заговорили о значении термина "казах". Можно отметить интересные исследования этого периода академика Б.яЕ.яКумекова, Т.яИ.яСултанова, Ю. А. Зуева, Зардыхана Кинаятулы. Хотелось бы поделиться и своими мыслями по этому вопросу.

Этноним "казак", а правильнее говорить "_аза_", по мнению абсолютного большинства ученых, - тюрко-монгольского происхождения. Еще в древних памятниках Центральной Азии слово "казаклык" (казачество) применялось как эквивалентное обозначение понятия "вольность, вольный образ жизни". И оно в том же значении понималось на протяжении многих веков, о чем свидетельствуют литературные произведения, созданные тюрко-монголами раннего Средневековья.

Академик Н. А. Баскаков, авторитетный знаток тюрко-славянских взаимоотношений и разнообразных контактов, утверждает, что слово "казак-козак" в русском языке заимствовано из соседних тюркских языков, возможно, через польский и украинский языки и зарегистрировано впервые в русском языке в 1395 году со значением "работник, батрак", а позже со значением "козак" (то есть состоявший в военизированной пограничной охране от набегов кочевников). В. Даль предполагает происхождение слова "казак-козак" из "скитаться, бродить" так же, как слова "гайдук", "гайдамак". Все указанные значения связаны между собой и имеют общую семантику "независимый человек", подытоживает Баскаков. "C этим же значением, - пишет он, - связано и название тюркской национальности казах - свободный независимый кочевник". О неслучайности совпадения этнонима "_аза_" и термина "казак" писала Т. Ф. Благова.

Справедливость требует сказать, что на Северном Кавказе в ранней древности обитал народ касоги, по всей вероятности, предки современных кабардинцев, черкесов и абхазов, но мы полагаем, что в данном случае между терминами "касоги" и "казахи" имеется лишь фонетическое сходство и ничего другого.

Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, выдающийся казахский ученый Ч. Валиханов придерживались той концепции, что и этноним "_аза_", и понятие "казачество" как социальное явление, перешли в Русь от пришельцев из Центральной Азии. Как известно, первые и прочные контакты между тюркскими и славянскими племенами Евразии установились в V-VI веках н.э. Позже к Днепру переселились кочевые тюрки, берендеи, печенеги, спасавшиеся от своих же собратьев - половцев. В научном мире половцев твердо отождествляют с куманами и кипчаками - тоже тюркоязычными народами.

Древняя Русь, располагаясь географически близко с восточными, в том числе и кочевыми народами, имела с ними тесные контакты еще до принятия ею христианства. Естественно, происходило взаимовлияние их культур и языков.

Вполне вероятно, что слово "казак", как и само понятие "казаклык" (казаковать), перешло в Русь вместе с тюркоязычными племенами. В своей работе "Киргизская (казахская) родословная" Ч. Валиханов писал: "...нет сомнения, что казачество началось и развилось в Азии и перешло к русским от татар... У татар они должны были развиться ранее. Привольные и обширные степи киргизские (казахские), как Украина для Руси, сделались местом стечения удальцов и батыров, искавших свободу и богатство в добычах".

Н. М. Карамзин придерживался таких же взглядов. Он писал: "...летописцы времен Василия Темного в 1444 году упоминают о казаках рязанских, особенном легком войске, славном в новейшие времена... (не забудем - Рязань весьма близка к землям, населяемым татарами). Итак, казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно истории около 1517 года, но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало тюркам и берендеям, которые обитали на берегах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами, переманили к себе многих россиян, бежавших от угнетения, смешались с ними и под именем казаков составили один народ, который сделался совершенно русским, тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти русскими".

Думаю, что казаки - это такая этнографическая группа населения, которая вобрала в себя мощный элемент как тюркских, так и славянских племен. Не обошлось здесь, видимо, и без участия северокавказских народностей. Сохранившаяся историческая и генетическая память заставляла казаков долгое время держаться особняком от русских. Известно, что казачество не любило, когда их прямо отождествляли с русскими. М.яШолохов (см. "Тихий Дон", "Донские рассказы") подчеркивает заметную обособленность казачества от россиян - москалей, мужиков. Скорее всего, и название реки Дон не персидского происхождения, как считают российские ученые, а тюркских корней. И означает оно "возвышенность", "крутой берег". В казахском, татарском, ногайском, башкирском языках "дон" - слово, широко распространенное и означает возвышенное над чем-либо место.

Забытая цивилизация кочевников

Считаем здесь необходимым упомянуть и о забытой цивилизации кочевников Евразии: их культура, история и быт незаслуженно игнорируются историками уже несколько столетий. Между тем воинская смекалка, опыт и традиции их уже прочно вошли в жизнь многих оседлых народов. Своим умением покорять большие расстояния, добиваться громких и блестящих побед они поражали мир. Известно, что именно кочевники Евразии поставили последнюю точку в затянувшейся агонии Римской империи, феодальной Персии, а прорвавшись в дряхлеющую Византию, номады Центральной Азии дали начало новому народу, который основал Турецкое государство.

Военная организация кочевников-тюрков была скопирована и широко использована, кстати, растущим Российским государством, и даже, возможно, знаменитые двуглавые орлы на гербе империи, бунчуки, перешли к молодому государству от кочевников Золотой Орды. И как память о цивилизации кочевников, этого забытого уже современниками мира, стоят как стражи от Байкала до Дуная сохранившиеся от разрушения каменные балбалы, оставленные ими.

В пользу гипотезы, что первоначальное казачество есть производное от встречи двух субкультур - тюркской и славянской, - говорит и поразительная схожесть этнонима, образа жизни казаков и тюркоязычных народов: любовь к лошадям, готовность к перекочевкам и даже антропологический тип. Структура казацкой общины сильно напоминает построение кочевых общин Азии - это своеобразная военная кочевая демократия с выборными должностями во главе с кошевыми, атаманами и патриархальным бытом. Идентично большое количество слов и понятий - "кош", "кошевой", "курган", "курень", "есаул", "атаман" и т.д. И даже слово "нагайка" прочно вошло в лексику русского языка во времена могущественной Ногайской Орды.

Тюркская и славянская субкультуры еще теснее сблизились во времена Золотой Орды. Не вдаваясь подробно в историю ее возвышения, все же отмечу, что односторонний негативный подход к роли этого могущественного государства не выдерживает сегодня никакой критики и требует нового объективного рассмотрения.

К заслугам Золотой Орды я бы сейчас отнес и тот неоспоримый факт, что она, разрушаясь, дала жизнь многим новым народам Евразии. Перемешивались племена, формировались новые народы, новые этносы. "Смутные времена" междоусобиц, экономический, политический и религиозный раскол Золотой Орды привели в XV веке к ее распаду на новые государственные образования: русские княжества, Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства...

Тюркские племена расселились в VI-XIII веках и на Кавказе, и в Крыму. Сейчас мы знаем их под именами балкарцев, крымских татар, караимов, ногайцев, карачаевцев, кумыков... В середине XV века двумя чингизидами Ак-Орды - Жанибеком и Кереем в степях, у реки Чу, из родственных племен образовалось полукочевое государство, назвавшее себя Казахским. Почему именно Казахское? Можно предположить, что, называя молодое государство Казахским, султаны Жанибек и Керей вкладывали в него древний смысл - то есть "независимый, свободный". Этот новоявленный этнический союз был создан отнюдь не случайно, их объединяла еще более древняя история - этническая память степных племен и идентичность языка, религии, а также кочевых традиций.

Небольшая же часть, оставшаяся у берегов Днепра, возможно, и дала начало славяноязычному европейскому казачеству. Но в отличие от тех кочевников, кто ушел обратно в Азию, европейское казачество не создало своего государства: это было вольное и разношерстное сообщество, которое в свою очередь позже вошло в состав украинского, польского и русского населения.

Разнородное и разноплеменное европейское казачество, нередко поклонявшееся разным богам, долгое время было в упрямой оппозиции к царскому правительству, всем известны их восстания и бесконечные походы на города. Это была маргинальная часть общества, которая равно враждовала и с тюрками-мусульманами, и с соседями-славянами, и с народами Кавказа. Усилившееся Российское государство посулами и запугиванием в начале XVIII века подчинило казачество центральной власти и превратило его, как сказано в Военно-энциклопедическом словаре, "в привилегированное военное сословие, создав из него и регулярные войска". Усилились русификация, христианизация и вооружение казачества. В скором времени, несмотря на некоторые отличия, казаки стали такой же неотъемлемой частью русского народа, как тамбовские крестьяне или новгородские купцы.

По мере укрепления Российской империи ее правители стали все больше привлекать на свою сторону казаков, снаряжая из их числа военные отряды, используя эти отряды в качестве ударной силы против соседних народов, особенно в XIX и начале XX века. После изгнания аборигенов из насиженных мест эти окраины тут же застраивались казачьими станицами. Так было и в Причерноморье, и на Северном Кавказе (следствие этого - мухаджирство, то есть эмиграция), и в Сибири, и в Казахстане, и в Средней Азии. Это правда, и от нее никуда не уйдешь. И некогда обиженные народы о тех временах помнят крепко, поэтому с историей обращаться надо весьма осторожно.

Образование

государств Евразии

Казахи (_аза_тар) и казаки, вновь тесно столкнувшиеся в XVIII и XIX веках, между собой общего имели мало - и в языке, и в религии, и в социальном статусе. Связь, существовавшая между ними, была прервана несколько веков назад: они уже не узнавали друг друга. Носители одного и того же этнонима "казак" в XIX веке были уже совершенно разными народами. Более того, они стояли по разным сторонам рубежа: одни были теми, чьи земли и государство становились вассальными по отношению к России, а затем стали и колонией, а другие - теми, кто выполнял волю метрополии. Что примечательно, дореволюционная казахская интеллигенция называла казаков "_аза_-орыс", подчеркивая этим их давнее происхождение.

А вообще отметим, что в истории нередко случались интересные вещи с древними народностями. Например, под натиском хазар ушли за Дунай и основали там новое, но уже славянское Болгарское царство волжские булгары, о чем подробно и красочно рассказывается в болгарском фильме "Хан Аспарух". Оставшееся население булгар покорилось кипчакам, а затем признало власть монголо-татар. Сейчас мы знаем их как татар, и понятно, почему в настоящее время в Казани дискутируется вопрос о возвращении татарам исконного названия "булгар".

Из древних мидян и других народностей образовались курды, из смешения индейцев с пришлым европейским населением - современные народы Америки.

Казахи создали государство, огромное по своей территории и богатству, и под своим древним именем вошли в Организацию Объединенных Наций, где реет голубой стяг - цвет знамени древних тюрков.

Буркитбай АЯГАН , доктор исторических наук .


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код