Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Привычка посылать. Сотовый телефон может стать не только средством связи, но и причиной тяжелой зависимости

Фото : 9 августа 2005, 15:56

Эльдар ЛЕСКОВСКИЙ

Современные технологии иногда оставляют позади грани общепринятого разумного.
Удивительно, что довольно новые, но уже успевшие стать привычными для нас атрибуты, помимо удобств, являют собой бомбу замедленного действия. Растущая в Казахстане популярность SMS-услуг - яркий пример того, как классическую модель лохотрона превращают в явление массовое и практически неконтролируемое.
***
Справка «Мегаполиса»
Виновником нынешнего торжества сотовых компаний стал Нейл Папуорд, впервые разработавший в 1992 году Short Message Service - услугу коротких сообщений. Как и всегда, в тот момент мало кто разделял его точку зрения, и проект не получил должного резонанса. Настоящий триумф случился в 2000 году и продолжается по сей день.
***

Как сделать деньги из воздуха?

Хочешь эту мелодию? Отправь и выиграй приз! Голосуй за любимого исполнителя! Реклама на телеканалах то и дело пестрит подобными призывами. Альянс операторов сотовой связи и СМИ оказался на редкость удачным: не занимая эфир, абоненты могут приносить огромные деньги. Нужно просто направить их в нужное русло…
Мелкие буквы, информирующие о стоимости услуги, расположенные в самом низу экрана, похоже, неспособны удержать от соблазна набрать заветный номер, владельцы которого предлагают клиенту свежую полифонию или испытать шанс в очередной викторине. Таким образом предприниматели отбрасывают все сомнения относительно легальности своего бизнеса: цена указана, следовательно, все прозрачно - клиент знает на что идет. В этой игре обычно проигравших нет, каждый остается при своем - абоненты хотели мелодии и получили их, оператор - свой гонорар.
Нетрудно догадаться, что увлеченному SMS-играми школьнику или студенту абсолютно по барабану, сколько это удовольствие стоит. Если рука уже сама судорожно тянется к «сотке», то это верный признак сформировавшейся зависимости. Будет ли остановлена запущенная сотовыми компаниями адская машина, вопрос времени. Конечно, родительские кошельки под натиском азарта опустошаются, вероятно, но не скоро: обычно провайдеры демократично держат цены в пределах $1-2 за скачиваемый юнит. Такая лояльность обусловлена целенаправленным стремлением создать среди масс эффект дешевизны и всеобщей доступности. На самом деле операторы делают большие деньги практически из воздуха: огромный архив звуковых халтурок, выполненных непокорной рукой клавишника плюс мифические призы привлекают, десятки и сотни тысяч абонентов. Большой удачей обернулись для российских связистов совместные музыкальные проекты с телеканалами. Так голосование «Поддержи своего кумира» на «Фабрике звезд-3» принесло создателям $1млн за каких-то пару месяцев. Нашумевшая «SMS-мания», проводившаяся провайдерами совместно с радио «Европа-Плюс», обрадовала предпринимателей $900 тысячами. Удивительно, но в Казахстане пока не наблюдается такой истерии, которая творится в России. Нет, SMS-сообщения у нас отправляют регулярно, да и мелодии качают, однако не с таким остервенением. Наш «Superstar.kz», когда голосовать за участников можно было только по телефону, что в буквальном смысле телезрителям было навязано, был своего рода трамплином к дальнейшему развитию СМС-бизнеса. Сегодня на этом поприще отличился, пожалуй, лишь HitTV, ежеминутно провоцирующий меломанов понажимать на клавиши своих телефонов. Но здесь Восток, видите ли…Некоторые вещи, популярные на Западе, к примеру, устрицы или хард-рок, у нас никогда не приживутся.

В плену у собственного телефона

Немецкие ученые бьют тревогу: в стране резко выросло число людей, страдающих SMS-зависимостью. Сегодня их около 380 тысяч с различной степенью выраженности. К примеру, один тинейджер отправил эсэмэсок на 80 тыс. евро! Что удивительно, большая часть адресатов была абсолютно неизвестна: ребенок высылал сообщения фактически в никуда. В данном случае для него наиболее важен был сам процесс, а не результат. А вот одна пара общалась только при помощи SMS, даже когда влюбленные сидели рядом друг с другом. «Любовь к рассылкам SMS-сообщений - это довольно опасное заболевание, ведущее к умственной деградации», - заявил немецкий психотерапевт Андреас Хертер.
Не было печали, да появилась SMS-мания! Возможно, многие сочтут этот новый термин тривиальным повторением пройденного: у нас и наркомании всегда хватало, и страсти к азартным играм, а тут на тебе! Может быть, лучше охарактеризовать этот феномен как популярное развлечение для маленьких и больших детей? В конце концов уже давно существует Интернет, в котором любят «подвисать» миллионы людей во всем мире, не считая это чем-то предосудительным. Тем не менее существуют мнения о том, что Всемирная сеть отрицательно сказывается на человеческом интеллекте в силу синхронизированной и упрощенной подачи информации. Судите сами: если компьютер будет решать за нас задачи, выдавать готовые рефераты, курсовые и даже кандидатские, то человеческий разум в скором времени обречен на верную гибель. Кроме того, чрезмерное злоупотребление способствует развитию изолированности,
дезадаптации и даже социофобии. Несмотря на все свои достоинства, Интернет никогда не сможет заменить живого общения с людьми.
Рыночная экономика подразумевает большой выбор и в том числе в сфере всевозможных развлечений, включая игорный бизнес. Мода на полифонические сотовые телефоны в итоге сыграла злую шутку с абонентами: встроенных мелодий явно недостаточно, да и игр маловато, а ведь так хочется идти в ногу со временем…
Комментарий специалиста
Юрий Игнатьев, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт:
- Психология многих людей такова, что вместо того чтобы остановиться, они продолжают делать то, на что подталкивает их охваченное страстью сознание. В случае с азартными играми срабатывает «теория научения»: при получении даже минимального выигрыша он, в свою очередь, является подкрепляющим для дальнейших ставок. Усиление этого влечения происходит не в случае выигрыша, а проигрыша, хотя, с точки зрения здравомыслящих людей, именно последнее должно отвратить от участия в игре. Патологическое влечение к азартным играм часто возникает и у зависимых субъектов. Эти люди больше полагаются на фортуну, чем на самих себя, и тем самым как бы снимают ответственность за свои действия. Именно это заставляет их вновь принимать участие в игре. Лица, привыкшие тратить деньги в больших количествах и не склонные к планированию своего бюджета, также могут стать завсегдатаями увеселительных заведений. Для них характерна поверхностность и легковесность суждений.
Как правило, родственники всячески стараются противодействовать игромании, но зачастую они узнают о ней на определенных этапах, так как подобные увлечения тщательно скрываются. Однако близкие могут способствовать обращению к психологу или к психотерапевту и тем самым помочь человеку, попавшему в сети азарта. Дальнейший прогноз зависит от своевременности начатого лечения.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии