Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

С. Ударцев: «От какого неизвестно срока, до какого неизвестно декабря…»

13 августа 2005, 09:19

12.08.2005 В Конституционном совете в Астане прошли вторые слушания по вопросу о дате президентских выборов. Ожидалось, что сегодня страна получит ответ на вопрос, поставленный парламентариями. Когда все-таки должны состояться выборы главы государства - в декабре этого или следующего года? Но даже приглашенные эксперты-правоведы не смогли прийти к одному мнению. О сложности выбора дня выборов, специальный корреспондент Информбюро в Астане, Дана Рысмухамедова.

Перед конституционным советом выступили два эксперта. Один из них в шутку скажет, два юриста, три мнения. И эти мнения разошлись. С. Ударцев: «От какого неизвестно срока, до какого неизвестно декабря…»Речь идет о двух статьях Конституции. Одна - основная - в разделе «Президент» гласит так:
«Президент Республики Казахстан избирается при тайном голосовании сроком на семь лет».
В другой же статье из раздела «Заключительные и переходные положения» закреплено в таком варианте: выборы проводятся после семи лет в первое воскресенье декабря.

ЗАЙЛАГИ КЕНЖАЛИЕВ, ПРОФЕССОР, ЭКСПЕРТ:
«По моему мнению, противоречий, в статьях, оговаривающих сроки президентских выборов, нет».

По мнению эксперта Кенжалиева, переходные статьи конституции еще не изжили себя. Руководствоваться основной, 41 статьей, нужно начиная с третьих президентских выборов. А нынешние только вторые.

С. Ударцев: «От какого неизвестно срока, до какого неизвестно декабря…» ЗАЙЛАГИ КЕНЖАЛИЕВ, ПРОФЕССОР, ЭКСПЕРТ:
«Действующий президент должен находиться на своем посту до января 2007 года, а выборы пройти в декабре 2006 года».

Кенжалиев уже второй эксперт, который за декабрь следующего года. В минувший понедельник об этой же дате говорил академик Баймаханов. Поэтому все внимание было приковано к выступлению третьего юриста. И вот Сергей Ударцев заявляет, переходная статья вообще не имеет смысла.

СЕРГЕЙ УДАРЦЕВ, ПРОФЕССОР, ЭКСПЕРТ: С. Ударцев: «От какого неизвестно срока, до какого неизвестно декабря…»
«Вы хоть с лупой, хоть с микроскопом ищите, а смысла не найдете. Нет смысла, потому что в этой статье четко не прописано, от какого момента должно пройти семь лет».

По мнению Ударцева, этих моментов может быть несколько. И день назначения выборов, и дата объявления результатов, и день принятия президентом присяги.

СЕРГЕЙ УДАРЦЕВ, ПРОФЕССОР, ЭКСПЕРТ:
«Эта статья как будто гласит, от какого неизвестно срока, до какого неизвестно декабря».

По мнению эксперта, 94 статья, в которой говориться «После семи лет», не идет вразрез с основной статьей. А если еще короче, то выборы должны пройти в этом году.

С. Ударцев: «От какого неизвестно срока, до какого неизвестно декабря…» ИГОРЬ РОГОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕТА РК:
«Учитывая неординарную сложность данного вопроса, сегодня она (дата) объявлена не будет. Вероятнее всего, в течении недели, о конкретной дате и времени вам будет сообщено».


http://kazpravda.kz/?uin=1090225112&chapter=1123878975

Конституционный совет заслушал экспертов

Вчера после трехдневного перерыва Конституционный совет РК под председательством Игоря Рогова возобновил рассмотрение вопроса, связанного с определением даты президентских выборов.

Напомним, шестого июля Конституционным советом было принято к производству обращение группы депутатов с просьбой официального толкования пункта 1 статьи 41 и пункта 1 статьи 94 Конституции РК.

В ходе заседания выступили приглашенные эксперты: доктор юридических наук, профессор Зайлаги Кенжалиев и доктор юридических наук, профессор, академик Академии социальных наук Казахстана Сергей Ударцев.

Обращаясь к членам Конституционного совета, эксперт в области конституционного права З. Кенжалиев выразил мнение о том, что в реальности конфликта между нормами анализируемых статей Конституции нет, поскольку они регулируют разные вопросы. Одни касаются срока президентских полномочий, другие — даты проведения президентских выборов. Первые президентские выборы состоялись в 1999 году.

Поскольку в пункте 1 статьи 94 срок его полномочий определен в семь лет, то вторые президентские выборы должны проводиться только по истечении этого времени. В этой связи З. Кенжалиев считает, что очередные президентские выборы должны состояться в декабре 2006 года. В данном вопросе речь идет не о приоритетах и иерархии конституционных норм, а о времени их действия. По мнению эксперта, переходные положения имеют первенство по времени их реализации в отличие от остальных норм Конституции. Ученый подчеркнул, что только после плавного перехода от «свободного» порядка первых и вторых президентских выборов, начиная с третьих, выборы Президента будут назначаться до истечения срока полномочий, примерно за шесть лет и десять месяцев. Эксперт считает, что народ Казахстана, избрав Президента в 1999 году сроком на семь лет, фактически делегировал ему полномочия еще на одиннадцать месяцев. Переходные положения — своеобразный мост, гарантирующий преемственность и легитимность конституционных норм. Индивидуальный срок полномочий первого Президента Казахстана, заметил З. Кенжалиев, обусловлен волей народа, и переходные положения могут действовать до тех пор, пока не будут созданы экономические, организационные и иные условия.

У эксперта Сергея Ударцева иная точка зрения. В частности, он подчеркнул, что из четырех предложений пункта 1 статьи 94 Конституции только одно частично сохраняет юридическую силу. Три первых предложения пункта и часть последнего уже реализовали свой потенциал и не имеют прямого отношения к предстоящим президентским выборам. Положения же пункта 1 статьи 41 полностью сохраняют юридическую силу.

Особое внимание присутствовавших С. Ударцев обратил на последнее предложение пункта 1 статьи 94. Процитируем его: «Президент республики, избранный по итогам… выборов, приносит присягу в течение одного месяца со дня опубликования итогов выборов и осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента РК, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря».

При этом, замечает С. Ударцев, следует обратить внимание на то, что в данном случае слова «после семи лет» употреблены в ином контексте. Ясно одно: очередные выборы проводятся «после семи лет». Однако, во-первых, слова «после семи лет» не привязаны к конкретному моменту. Напрашивается вопрос, заключает эксперт, «после семи лет», начиная с чего? Учитывая, что пункт 1 статьи 94 представляет собой нечто целостное не только по дате внесения этого пункта, что все его фрагменты, фразы, кроме последней, поэтапно реализовали свой потенциал в предыдущих выборах Президента, нельзя однозначно считать, что слова «после семи лет» не относятся к одному или нескольким следующим возможным моментам. Это может быть начало процедуры сокращения срока полномочий Президента по предложению Парламента, согласие Президента РК на сокращение срока полномочий, назначение даты выборов Мажилисом Парламента, день выборов, день принесения избранным Президентом присяги и так далее. Смысловые вариации можно было бы продолжить, учитывая возможность проведения второго тура голосования. Отметив неопределенность указанной фразы, С. Ударцев резюмирует: «При отсутствии точных формально-юридических границ начала семилетнего срока возможна их различная интерпретация: от неизвестно чего до первого воскресенья декабря какого-то года».

Соотношение значения дня выборов Президента и торжественного принесения им присяги становится яснее, если учесть возможность растягивания процедуры выборов, что не исключается законом. Согласно действующему конституционному закону, регулирующему выборы, допускается в предусмотренных законом случаях продление выборов, повторное голосование и вообще повторные выборы.

В целом, следует признать, что семилетние сроки между датами проведения выборов и между производными от них датами устанавливаются в ходе развертывания исторической цепочки событий, связанных с преемственностью власти Президента и легитимной передачей народом этой власти от одних лиц к другим или тем же лицам повторно. Смысл определения дня выборов — в упорядочении исторического цикла передачи власти народом избранному Президенту. По мнению профессора, дата очередных выборов Президента не должна быть скользящей. Подвижной может быть дата вступления в должность, например, из-за наличия или отсутствия второго тура голосования.

В заключение эксперт выразил убежденность в том, что Президент должен избираться по Конституции на семилетний срок, а выборы должны состояться в соответствии с пунктом 3 статьи 41 в первое воскресенье декабря 2005 года, то есть 4 декабря.

После выступлений экспертов и уточняющих вопросов председатель Конституционного совета Игорь Рогов объявил о закрытии заседания. Итоговое решение по официальному толкованию норм Конституции и определению даты очередных выборов Президента будет объявлено на следующей неделе.

Татьяна БРЕДИХИНА


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...