Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Виртуальный банкинг

13 августа 2005, 18:58

Казахстанскому рынку банковских интернет-услуг исполнилось 5 лет

Своеобразная круглая дата послужила поводом для оценки того, чего же добились наши банки на поприще электронного банкинга за это время, и чем сегодня интернет-банкинг может быть полезен обычным казахстанцам. Сразу оговоримся, что в статье речь пойдет только о системах интернет-банкинга для частных лиц.
18 мая 2000 года - официальная дата появления интернет-банкинга на территории Казахстана. В этот день о запуске своей системы онлайнового обслуживания Netbank.kz объявил TEXAKABANK. Через 13 дней 1 июня 2000 года стартовал проект Народного банка с говорящим названием система «Интернет-банкинг». В этот день одновременно во всех областных центрах страны состоялось открытие интернет-касс, созданных специально для поддержания системы «Интернет-банкинг». Особую торжественность событию придал тот факт, что ленточки интернет-касс в Астане и Алматы перерезали соответственно президент и премьер-министр Казахстана.
Последующие запуски систем интернет-банкинга других банков обставлялись уже менее помпезно. Более того, даже не выпускались официальные пресс-релизы. Телефонный опрос PR-служб банков и разработчиков систем позволил уточнить лишь примерные сроки запуска (см. таблицу 1).
Таблица 1: Основные характеристикисистем интернет-банкинга для физических лиц банков Казахстана

1 - таблица составлена автором на основе информации веб-сайтов банков по состоянию на 30.04.2005 г.
2 - последовательность систем в таблице определяется порядком запуска в эксплуатацию.


«Таким образом, на сегодня в Казахстане системы электронных банковских услуг для физических лиц представляют только 5 из 35 казахстанских банка, что составляет около 14%. Не густо, если учесть что три из них появились еще 5 лет назад. Для сравнения: в европейских странах процент банков, предоставляющих интернет-услуги, составляет от 30% (Франция) до 66% (Ирландия)», - сказал «Къ» Константин Горожанкин, старший менеджер управления процессинга Народного банка. Возможно, в 2005 году к этой пятерке присоединиться банк Центр¬Кредит, который собирается расширить свою систему интернет-банкинга от юридических лиц до обслуживания частных клиентов.
Как хорошо видно из таблицы 1, существует два способа подключения - через интернет (Казкоммерцбанк и ТуранАлемБанк) или путем визита в банковское отделение (TEXAKABANK, Народный банк, АТФбанк).
При подключении через интернет у вас обязательно должен быть уже открыт счет в банке (причем счет именно карточный) и вы должны помнить кодовое слово карты. В процессе подключения вам будет присвоен идентификатор и вы сами придумаете себе пароль для доступа к счету. Через определенное время банк известит вас по телефону или на e-mail об окончании регистрации.
При втором способе подключения не забудьте захватить в банк документ, удостоверяющий личность и РНН. Банк подпишет с вами договор и выдаст вам ваш личный ключ электронной цифровой подписи (или таблицу ключей как в TEXAKABANK), по которому он будет вас идентифицировать. По истечении часа вы уже можете приступать к работе со своими счетами.
Несомненно, регистрация в системах интернет-банкинга через интернет более удобна. Но она возможна только если в системе не используется ключ ЭЦП. Именно необходимость передачи ключа ЭЦП и отсутствие безопасных механизмов сделать это через интернет заставляет TEXAKA¬BANK и Народный банк идти на менее удобный для клиента вариант регистрации в банковском отделении.
Все преимущества использования электронной цифровой подписи (ЭЦП) становятся очевидны, когда мы взглянем на перечень услуг, предоставляемых банками (см. таблицу 2).
Таблица 2. Перечень услуг, предоставляемых банками Казахстана через системы интернет-банкинга
Виртуальный банкинг
1 - таблица составлена автором на основе информации веб-сайтов банков по состоянию на 30.04.2005 г.
2 - последовательность систем в таблице определяется порядком запуска в эксплуатацию.

Низкий уровень безопасности при идентификации клиента по ID и паролю не позволяет банкам предложить весь комплекс услуг через интернет. Система АТФбанка пока вообще не позволяет делать финансовые операции. А Казкоммерцбанк и ТуранАлемБанк в основном ограничиваются лишь просмотром счетов и совершением предопределенных платежей. Что такое предопределенный платеж? Это когда вы, чтобы заплатить, звоните по телефону в банк и предупреждаете, что будете платить за такой-то телефон или такой-то контракт «Алма-ТВ». Этот телефон/контракт вам жестко прописывается в системе и заплатить за другой телефон/контракт, кроме указанного, у вас уже не получится. Если, конечно, вы еще раз не позвоните оператору. Все это позволяет сократить риски - если кто и узнает ваш пароль, то максимум, что он может сделать, это увидеть ваш баланс по счету и, например, заплатить за ваш телефон на год вперед.
В системах с ЭЦП вы можете самостоятельно выполнять через Интернет практически все разрешенные законодательством банковские операции: любые виды платежей и переводов как внутри банка, так и в другие банки, без ограничений по сумме и валюте (TEXAKABANK и Народный банк); можете мгновенно конвертировать валюту в случае изменения ситуации на бирже (Народный банк); совершить международный перевод (TEXAKABANK); мгновенно открыть через Интернет обычный или накопительный депозит (Народный банк); погашать любые виды кредитов, выданные в любом банке (TEXAKABANK и Народный Банк). Причем звонить и просить разрешения на совершение платежа ни у кого не надо - все услуги доступны вам сразу и в полном объеме, как только вы подписали договор с банком.
Официально признанного всеми табеля о рангах среди системе электронных банковских услуг, конечно, нет. Но все-таки сравнить некоторые объективные показатели, которые поддаются измерению, можно. Например, набор предоставляемых услуг через интернет или финансовые показатели систем. Сравнить набор предоставляемых услуг вы можете сами по таблице 2, а вот с финансовыми показателями сложнее. Банки любят выпускать пресс-релизы, если есть что показать, и скромно умалчивают о последних, если показать нечего. За 5 лет существования электронных банковских услуг в Казахстане мы видели 4 пресс-релиза системы «Интернет-банкинг» Народного банка (по итогам 2002, 2003 и 2004 гг., а также о выходе на самоокупаемость) и 2 пресс-релиза системы HomeBank Казкоммерцбанка (об итогах 2002 года и достижении 10000 пользователей). Больше ни один банк информацией о своих успехах на ниве интернет-банкинга нас не баловал (за исключением Банка ЦентрКредит, но их система работает только с юридическими лицами). Так вот, если сравнивать показатели 2002 г. систем «Интернет-банкинга» (пресс-релиз за 2002 г.) и HomeBank (газета «Панорама» за 1 ноября 2002 г.), то перевес явно на стороне первой. Через систему Казкоммерцбанка на тот период было совершено 15 тыс. операций на сумму 28 млн. тенге. Через систему Народного Банка - 126 тыс. операций на 11,8 млрд. тенге - явное следствие более полного перечня доступных услуг и высокого уровня безопасности.
Еще один шанс для сравнения представился на недавнем конкурсе сайтов AWARD-2005. В номинации «Электронная коммерция» конкурса из 5-ти казахстанских систем электронного банкинга участвовало две системы: HomeBank и «Интернет-банкинг». В результате международное жюри из 15 человек выставило следующие оценки конкурсантам (шкала 10-ти бальная) (см. табл. 3).
Виртуальный банкинг


Какой выбрать банк, решать вам. Загляните на сайты систем интернет-банкинга, внимательно сравните перечень услуг и тарифов на них, уточните невыясненные вопросы через службы поддержки клиентов (телефоны указаны в таблице 1). Просчитайте, что для вас важнее - удобства онлайновой регистрации или уровень безопасности. Обязательно испробуйте на себе демонстрационные версии систем, которые есть у каждого банка, и уже затем принимайте решение.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...