Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Извлечение из заключения д.ю.н., профессора Ударцева С.Ф. - эксперта по принятому к конституционному производству Конституционным Советом РК обращению группы депутатов Парламента РК об официальном толковании п. 1 ст. 41 и п. 1 ст. 94 Конституции РК

Настоящее заключение было доложено на открытом заседании КС РК в Астане 12 августа 2005 г. в присутствии представителей СМИ.

Из заключения

доктора юридических наук, профессора, проректора по учебной работе Академии юриспруденции - Высшей школы права «Әдiлет» Ударцева Сергея Федоровича - эксперта по принятому к конституционному производству Конституционным Советом РК обращению группы депутатов Парламента РК об официальном толковании п. 1 ст. 41 и п. 1 ст. 94 Конституции РК

В числе вопросов эксперту, член Конституционного совета, назначивший экспертизу, поставил следующий: «3. Какая из ниже приведенных конституционных норм имеет приоритет перед другой:

- пункт 1 статьи 41, содержащийся в Разделе III «Президент»;

- пункт 1 статьи 94, содержащийся в Разделе IX «Заключительные и переходные положения»?» Отвечая на этот вопрос, эксперт, в частности, отметил:

…П. 1 ст. 94 рассчитан на срок действия полномочий первого Президента РК, на переходный период и завершается запуском механизма ритмичной смены власти каждые семь лет (за исключением внеочередных выборов).

Три первых предложения п. 1 ст. 94 уже реализованы…

Только одно положение в п. 1 ст. 94 (выделенное ниже курсивом) на сегодняшний день еще не полностью реализовано: «Президент Республики, избранный по итогам этих выборов, приносит присягу в течение одного месяца со дня опубликования итогов выборов и осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря» (курсив мой - С.У.). Это положение п. 1 ст. 94 частично действует до проведения очередных выборов Президента после семи лет в первое воскресенье декабря и возникновения условий невозможности возвращения в ситуацию переходного периода…

Таким образом, из четырех предложений п. 1 ст. 94 только одно предложение частично сохраняет юридическую силу для регулирования текущих отношений и отношений обозримого будущего. Три первых предложения этого пункта и часть последнего уже реализовали свой потенциал и не имеют прямого отношения к предстоящим президентским выборам. В отличии от этого, положения п. 1 (как и других пунктов) ст. 41 полностью сохраняют юридическую силу…

В последнем предложении п. 1 ст. 94 говорится, что Президент Республики, избранный по итогам этих выборов, приносит присягу в течение одного месяца со дня опубликования итогов выборов (что уже произошло в начале 1999 г.) и осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента РК, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря. При этом следует обратить внимание на то, что в данном случае слова «после семи лет» употреблены в ином контексте. Из текста ясно одно, что очередные выборы проводятся «после семи лет». Однако, во-первых, слова «после семи лет» не привязаны к конкретному слову и месту в предложении или в данном пункте. Напрашивается вопрос: «После семи лет» начиная с чего? Учитывая, что п. 1 ст. 94 представляет собой нечто целостное не только по дате внесения этого пункта, но и по взаимосвязанности между собой переходных процедур, что все фрагменты, фразы этого пункта, кроме последней фразы поэтапно реализовали свой потенциал в предыдущих выборах Президента, нельзя однозначно и безусловно считать, что слова «после семи лет» не относятся к одному или нескольким следующим возможным моментам. Эти слова, следовательно, могут иметь в виду следующие основные смысловые варианты их интерпретации: 1) «после семи лет» от начала процедуры сокращения срока полномочий Президента - предложения Парламента РК; 2) «после семи лет» от согласия Президента РК на сокращение срока полномочий; 3) «после семи лет» от назначения даты выборов Мажилисом Парламента РК; 4) «после семи лет» со дня выборов - от выборов до выборов; 5) «после семи лет» со дня принесения избранным Президентом присяги - от принесения присяги до выборов. Смысловые вариации можно было бы продолжить, учитывая возможность проведения второго тура голосования. И хотя, можно строить гипотезы, что имелось в виду, при отсутствии точных формально-юридические границ начала этого семилетнего срока (от чего можно было бы вести отсчет и соответственно определить, когда наступило бы то самое «после семи лет») возможна их различная интерпретация (от неизвестно чего до первого воскресенья декабря какого-то года)…

Таким образом, из-за отмеченной неопределенности нельзя достоверно утверждать об установлении в ст. 94 срока, отличного от срока в ст. 41. Не вполне определенная фраза «после семи лет», без фиксации точного начала течения этого срока, позволяет при интерпретации полагать, что содержание п. 1 ст. 94 не противоречит смыслу, выраженному в ст. 41 о сроке, на который избирается Президент и о дне очередных выборов Президента…

Исходя из изложенного выше, следует признать, что в данной связке статей - основной (ст. 41) и переходной с ее некоторой неопределенностью (п. 1 ст. 94), приоритет принадлежит конкретно-определенной базовой норме общего характера, изложенной в ст. 41 Конституции РК и в развивающем ее конституционном законе о выборах. Адаптационное и вторичное по отношению к ней последнее предложение п. 1 ст. 94 в силу некоторой его неопределенности не может достоверно трактоваться как исключающее возможность применения положений ст. 41 Конституции РК и устанавливающее отличное от нее правило. П.1 ст. 94 в такой ситуации следует рассматривать в единстве и в свете смысла ст. 41 Конституции РК.

При назначении экспертизы эксперту был поставлен также вопрос: «4. Какую следовало бы определить дату очередных президентских выборов в Республике Казахстан, учитывая, что вступление в должность действующего Президента состоялось 20 января 1999 года?» Отвечая на этот вопрос, эксперт обратил внимание, на следующее:

К процедуре выборов Президента РК имеют отношение несколько дат и сроков - день назначения выборов, день выборов (дата дня первого тура голосования), продление срока выборов, день повторного голосования (со своим сроком), в случае необходимости - день повторных выборов и даже после этого еще и день повторного голосования при повторных выборах (со своими сроками), не исключено повторное продление выборов при определенных повторившихся условиях со сдвигом всех последующих сроков и дат относящихся к текущей процедуре выборов, день (при повторном голосовании или выборах - дни) объявления результатов голосования, день принесения присяги или вступления в должность Президента и т.д. Но только день выборов, определенный в Конституции и конституционном законе о выборах имеет решающее значение как временная веха, определяющая узловые точки исторического цикла волеизъявления народа как источника государственной власти. В эти моменты с периодичностью в семь лет народ Казахстана (граждане, нация, население, казахстанцы), реализует, согласно принятой им на референдуме в 1995 г. норме, свою волю и проявляет свой первичный, фундаментальный суверенитет, поддерживающий народный, демократический характер власти, придающий ей законность, высшую легитимность. Все остальные даты, включая дату вступления в должность Президента - производны и подвижны и в этом смысле вторичны, зависят от основной - от даты выборов. В этом особенность сроков и дат определяющих цикличность основополагающих властеобразующих, властеучреждающих событий в публичном праве.

Отклонение от этих начал, в данном случае - от даты очередных выборов, чревато серьезными правовыми, политическими, этическими, социальными и иными осложнениями. Превращение установленного Конституцией исторического цикла смены высшей власти и подтверждения народом ее легитимности неоправданно и несопоставимо по последствиям ни с какими частными соображениями о текущей выгоде, временных удобствах или неудобствах. Превращение конституционной исторической ритмичности в некую произвольную аритмию (как и фальсификация результатов выборов), чревато опасностью возникновения нелегитимности власти и ее отрыва от своего единственного источника - народа и его волеизъявления и может рассматриваться как нарушение прямых указаний, содержащихся в Конституции и пренебрежение волей народа. И это следует признать недопустимым, неконституционным и нецелесообразным для стабильного политического развития страны.

Приоритет даты волеизъявления народа в системе избрания Президента имеет глубокий философско-правовой смысл. Идеи о договорном характере возникновения и природы государственной власти прослеживаются в истории мысли еще у древнегреческих учителей мудрости - софистов. О производности высшей власти от народа писал древнеримский юрист Ульпиан и этой его идее придавалась сила закона в Дигестах Юстиниана. Современный философско-правовой смысл (то есть смысл высшей теории права) установления порядка в избрании народом Президента как главы государства можно рассматривать и как генетически уходящий к идеям, которые были оформлены 200 - 300 лет назад в правовой и политической мысли как теория общественного договора…

Периодическое избрание главы государства - своего рода продление, подтверждение фундаментального общественного договора власти с народом как социальной основы государства и источника власти, определенная энергетическая перезарядка государственной власти - энергией права и воли народа...

Известно, что прообразом конституционной модели Казахстана стала в определенной мере модель конституции Франции, в которой также присутствует идея общественного договора…

Соотношение значения дня выборов Президента и торжественного принесения им присяги становится яснее, если учесть возможность растягивания процедуры выборов, что не исключается законом. Согласно действующему в РК конституционному закону, регулирующему выборы, допускается в предусмотренных законом случаях продление выборов, повторное голосование и вообще повторные выборы…

Следует заметить, что сроки в публичном праве, регулируют не только микро-, но и макропроцессы, циклы, ритмы жизнедеятельности не только физических и юридических лиц, но и всего социального организма и государства в целом, могут иметь некоторые особенности (по их смыслу и юридическому значению, а также исчислению) по сравнению со сроками в частном праве. В ряде случаев они связаны с такими категориями как естественные права народа (нации), назначение государства, суверенитет, передача и преемственность власти, взаимодействие общества и государства, общественная (национальная, государственная) безопасность и т.д., то есть, с предельным уровнем организации жизни конкретного общества в рамках национального права, - предшествующим международному уровню организации жизни человеческого сообщества. В международно-правовых документах широко используется еще более широкие критерии и термин «разумные сроки» по отношению к различным процедурам. Еще выдающийся германский теоретик государства Георг Еллинек (1851 - 1911), один из создателей современной теории государства и права справедливо писал: «Юридическое - не то же, что частноправовое. Простое, чуждое критики перенесение гражданско-правовых понятий в публичное право, без сомнения, представляется методологической ошибкой, хотя существуют юридические формы, общие всем областям права»…

…Как производная от процедуры и хода выборов, дата принесения присяги, являясь завершением юридического оформления передачи или преемственности власти, не должна влиять на дату очередных выборов и на срок принесения присяги Президентом после следующих очередных выборов (даже при в случае повторных выборов и повторного голосования в ходе очередных выборов и в связи с этим сдвигом даты принесения присяги). В Конституции не предусмотрена возможность сдвига в таких ситуациях дат, дней, сроков при очередных выборах…

В целом, следует признать, что семилетние сроки между датами проведения выборов и между производными от них датами устанавливаются в ходе развертывания исторической цепочки событий связанных с преемственностью власти Президента и легитимной передачей народом этой власти от одних лиц другим или тем же лицам повторно. Смысл определения дня выборов (в действующей Конституции РК - первое воскресенье декабря, согласно п. 3 ст. 41) - в упорядочении исторического цикла передачи власти народом от одного Президента другому (даже если Президентом избирается одно и то же лицо на второй срок). Не должна быть скользящей дата проведения очередных выборов. Может быть иногда подвижной дата вступления в должность (из-за наличия или отсутствия второго тура голосования и т.п.).

На основании изложенного, учитывая провозглашение суверенного права народа (преамбула Конституции РК), а Республики Казахстан - демократическим и правовым государством (п. 1 ст. 1 Конституции РК), признание, что единственным источником государственной власти является народ (п. 1 ст. 3 Конституции РК), что народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы (п. 2 ст. 3 Конституции РК), что граждане РК имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно (п. 1 ст. 33 Конституции РК), положение, что лишь Президенту и Парламенту (в пределах его конституционных полномочий) принадлежит право выступать не только от имени государства, но и от имени народа, что Президент РК избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет (п. 1 ст. 41), что очередные выборы Президента Республики проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента РК (п. 3 ст. 41), что Присяга приносится лицом, избранным Президентом во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также всех бывших Президентов Республики (п. 2 ст. 42), анализ п. 1 ст. 94 и иных норм Конституции и иного действующего законодательства, полагаю, что Президент должен избираться по Конституции РК на семилетний срок, а выборы должны состояться в соответствии с п. 3 ст. 41 в первое воскресенье декабря 2005 г., то есть 4 декабря 2005 г.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...