Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

«Черная дыра» левобережья. За чей счет «жируют» в Астане?

Тулеген АСКАРОВ, 26.08.2005

По мере роста мировых цен на нефть до нынешних рекордных высот бюджетная тематика постепенно утрачивает свои былые информационные рейтинги. Оно и понятно: избыток нефтедолларов позволяет жить стране на широкую ногу, не мелочась и особо не утруждая себя экономией денег налогоплательщиков. Такое мы уже проходили в 70-х годах прошлого века, когда советская экономика пожинала дивиденды от резкого роста цен на нефть. Потом, когда нефть подешевела, наступило отрезвление, но было уже поздно - привычка жить не по средствам привела к финансовому краху Советского Союза.

Похоже, в Казахстане начали забывать об этом недавнем историческом уроке и трудной жизни первых лет независимости в условиях низких цен на нефть. Так, Счетный комитет, подведя итог анализу многочисленных нарушений бюджетного законодательства, резюмировал: у правительства отсутствует эффективная схема финансирования государственных и отраслевых программ. И это притом, что только в прошлом году реализовывалось свыше 400 инвестпроектов на общую сумму почти в 200 млрд. тенге!

Справедливости ради отметим, что на заседании правительства, посвященном итогам первого полугодия, министр экономики и бюджетного планирования Кайрат КЕЛИМБЕТОВ выразил обеспокоенность опережением темпов роста бюджетных расходов по сравнению с увеличением ВВП и предложил не допускать чрезмерного роста госрасходов. Но это заявление, скорее всего, так и останется гласом вопиющего в пустыне, - ведь в канун президентских выборов власть просто не может позволить себе быть прижимистой!

Тем временем бюджетная жизнь продолжается своим чередом. Государственный бюджет в целом, объединяющий республиканский и местный уровни, по состоянию на 1 июля был исполнен по доходам на 861,7 млрд. тенге, затратам - 691,6 млрд. тенге с профицитом в 94,2 млрд. тенге. Приоритеты государства в этом году все те же: социальная помощь и социальное обеспечение (157,5 млрд. тенге за первое полугодие), образование (115,6 млрд. тенге), здравоохранение (72,5 млрд. тенге), общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность (65,6 млрд. тенге).

По идее, должен быть еще один приоритет - развитие Астаны, однако, скорее всего, деньги на дорогостоящие проекты в новой столице правительство берет из некой «черной кассы». В противном случае трудно понять, где в бюджетной росписи скрыты эти расходы, счет которым идет на сотни миллионов долларов в год. По всей видимости, кроме официального Национального фонда у власти есть еще и неофициальная заначка, не отражаемая в бюджете.

Доходы республиканского бюджета по итогам первого полугодия составили 695,1 млрд. тенге при затратах в 525 млрд. тенге и профиците в 67,4 млрд. тенге. Главные статьи расходов правительства: социальная помощь и социальное обеспечение (143,2 млрд. тенге или 27,2% от всех затрат), общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность (53,3 млрд. тенге), транспорт и коммуникации (36,8 млрд. тенге), государственные услуги общего характера (34,7 млрд. тенге) и оборона (30,5 млрд. тенге). Есть еще одна существенная статья затрат - официальные трансферты регионам, которые составили 84,4 млрд. тенге (от регионов в центр поступило 49,7 млрд. тенге).

По местным бюджетам профицит сложился небольшой - всего 1,1 млрд. тенге при доходах в 344,3 млрд. тенге и затратах в 342,6 млрд. тенге. Любопытно, что поступления официальных трансфертов в местные бюджеты из центра составили 127,7 млрд. тенге, тогда как в обратном направлении было перечислено 50,5 млрд. тенге. Табель о бюджетных рангах у местных властей возглавляли образование (100,4 млрд. тенге), здравоохранение (62,1 млрд. тенге) и жилищно-коммунальное хозяйство (43,4 млрд. тенге).

Примечательно, что в трех ключевых регионах, определяющих темпы экономического развития страны, - Астане, Алматы и Атырауской области - местные бюджеты по итогам полугодия оказались исполненными с дефицитом соответственно в минус 6,9, 3,4 и 2,1 млрд. тенге. При этом при доходах городского бюджета в 47,4 млрд. тенге Алматы пришлось перечислить в центр изъятий на 23 млрд. тенге, получив взамен трансфертов на 7,2 млрд. тенге. У Атырауской области из доходов местного бюджета в 25,5 млрд. тенге Минфин изъял 14,6 млрд. тенге, перечислив в обратном направлении только 1,7 млрд. тенге.

Зато к Астане у правительства отношение иное: в доходах столичного бюджета (30,1 млрд. тенге) почти половина приходится на дотации, полученные от правительства, - 13,8 млрд. тенге. Фактически эти деньги юная столица подобно паразиту высасывает из бюджетов Алматы и Атырауской области, обрекая жителей последних на утопание в грязи, пыли и мусоре из-за нехватки средств на жилищно-коммунальное хозяйство. По расходам на эти цели Астана по-прежнему лидирует - 12,6 млрд. тенге за первое полугодие против 6,6 млрд. тенге в Алматы и 2,6 млрд. тенге в Атырауской области.

А ведь, по идее, самыми ухоженными и красивыми городами страны должны быть главные доноры бюджета - Алматы и Атырау! Увы, выясняется, что обещание наших властей - не бросать на произвол судьбы бывшую столицу - не выполняется; им теперь явно милее Астана, особенно ее левый берег.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...