Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Народом принятый Закон

Нынешний год отчеканил «юбилейными десятками» сразу несколько знаменательных дат, запечатлевших важнейшие вехи истории суверенного Казахстана. Очень символично то, что две из них — 10-летие принятия Конституции и аналогичный юбилей создания Ассамблеи народов Казахстана — являются взаимообусловленными и тесно связанными элементами процесса продвижения Казахстана по пути демократических реформ и построения гражданского общества. Об этом в преддверии Дня Конституции корреспондент «Казахстанской правды» беседовала с заместителем председателя Ассамблеи народов Казахстана, заведующим сектором АНК Администрации Президента, доктором философских наук Жуматаем АЛИЕВЫМ.

— Жуматай Алиевич, совпадение юбилеев Основного закона нашей страны и Ассамблеи народов Казахстана выглядит достаточно символичным и исторически обусловленным. По вашему мнению, в какой взаимосвязи состоят два этих события?

— В самой непосредственной. Я бы сказал, что Ассамблея народов Казахстана является достоверным и реальным механизмом практического воплощения высоких и гуманных принципов, декларированных в нашей Конституции, которая после долгого периода тоталитаризма впервые провозгласила Казахстан как демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Этот основополагающий принцип построения нового государства приобрел систему четких инструментов правоприменения. Одним из таких инструментов стала ассамблея.

— Можно ли это понимать следующим образом: если Конституция является «теоретическим» гарантом прав и свобод граждан Казахстана, то ассамблея выступает гарантом их практической реализации?

— Очень верная парадигма. Безусловно, Конституция, как главный закон нашего государства, закрепляет нормы и принципы равноправия всех граждан страны. Причем в действующем Основном законе эти принципы закреплены не прямо. Их многогранное содержание логически вытекает из конституционных положений о едином и равном гражданстве независимо от оснований его приобретения, о принадлежности каждому от рождения прав и свобод человека, о признании этих прав и свобод абсолютными и неотчуждаемыми, о праве каждого на признание его правосубъектности, о равенстве всех перед законом и судом, о запрете дискриминации по любым мотивам и обстоятельствам.

Таким образом, на национальном уровне политика нашего государства в области поощрения и защиты прав этнических меньшинств основана прежде всего на нормах Конституции, в которых нашли отражение основные положения Всеобщей декларации прав человека, международных пактов ООН о правах человека и других международных актов. Из них вытекает конституционный принцип равноправия человека и гражданина — фундаментальное основание правового статуса личности, на основе которого реализуются права и свободы человека и гражданина, в том числе и лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам.

Ассамблея народов Казахстана, будучи одной из активных составляющих казахстанского общества, наполняет указанные принципы необходимой энергией, придает им подвижность и отнюдь не пафосное, а глубоко демократичное содержание. Роль ассамблеи, миротворческая, созидательная и прогрессивная, на недискриминационной основе обеспечивает доступ гражданских инициатив к политической системе государства, к ее реформированию и совершенствованию. Она является одним из основополагающих условий функционирования современного казахстанского общества, раскрывает его глубинную суть — взаимопонимание людей разных национальностей и реально наполняет суверенитет Казахстана долгосрочным и прогрессивным приоритетом «Наше единство — в нашем многообразии». Говоря проще, вся деятельность ассамблеи направлена на то, чтобы демократические конституционные нормы стали единственно возможными и естественными нормами нашей повседневной жизни.

— Как изменились в динамике десятилетия роль и значение ассамблеи в политической жизни страны?

— В начале 90-х годов, переосмыслив многое заново в нашей истории во имя сохранения главного нашего достояния — дружбы народов, на первом форуме народов Казахстана в 1992 году Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым была озвучена идея о переводе форума на постоянную основу. В результате 1 марта 1995 года на общественно-политической арене республики появился новый субъект регулирования в области национальной политики — Ассамблея народов Казахстана. Были созданы механизмы предупреждения и разрешения вопросов межэтнического единства и согласия.

А по сути, за десять лет ассамблея переросла в феноменальный институт дружбы народов, институт цивилизации, который в настоящее время признан мировым сообществом как величайшее достижение XXI века в опыте человечества.

Обладая статусом совещательно-консультативного органа при Президенте, АНК стала масштабной диалоговой площадкой, трибуной народного парламентаризма, казахстанским ноу-хау в структуре государственного управления и истинно демократическим регулятором межэтнических отношений, соблюдения прав национальных меньшинств, свободного развития культур и языков в богатой полиэтнической мозаике Казахстана.

— Вопросы межэтнических отношений — очень деликатная сфера социума. В них заключен мощный потенциал, который при различных факторах может иметь полюсные результаты…

— Безусловно, вы правы. Вопросы регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений даже в наш цивилизованный век не утратили своей актуальности. Напротив, во многих государствах они становятся причиной многолетних кровопролитных противостояний, зачастую перерастающих в глобальный формат. Тому есть масса подтверждений, в том числе и на территории некоторых государств бывшего СССР, не сумевших преодолеть на переломном историческом этапе развития рудиментарного толкования свободы, независимости, идентифицируя их зачастую лишь с деструктивными шовинистическими амбициями.

Этим рискам были подвержены все молодые независимые государства, и Казахстан не был исключением. Вспомните, в первые годы независимости в стране происходили весьма сложные процессы, связанные с духовной жизнью общества, его социальным самочувствием, возрождением национального самосознания. Во многом они были обусловлены жесточайшим экономическим кризисом, который переживала страна. Тогда испытанию на прочность была подвергнута наша молодая государственность, наши цели и идеалы, наша стратегия реформ. И именно национальный вопрос стоял как никогда остро, поскольку он во многом определял внутриполитическую ситуацию в стране. Однако, в отличие от некоторых наших соседей, мы сумели избежать ловушки межэтнических распрей и столкновений, дестабилизации и раскола в обществе. Удалось это благодаря тому, что своевременно осознали: трудности переходного периода мы сможем преодолеть только вместе, объединившись во имя общей цели —построения нового государства и общества равных возможностей.

Мы определили национальное согласие главным, безапелляционным приоритетом внутриполитических реформ и закрепили свое видение перспектив развития молодого государства в нормах всенародно утвержденной Конституции. В ней нашли отражение чаяния всего народа Казахстана, независимо от этнической или религиозной принадлежности. Основной закон писался всем миром. Не случайно он начинается со слов: «Мы, народ Казахстана…».

Именно мы, народ Казахстана, подтвердили в главном документе страны непримиримое отношение к любым действиям, направленным на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной или родовой розни, и признали неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие в нашей стране.

— В этом процессе совершенно очевидна созидательная роль лидера, способного в смутное время оценить потенциал доставшейся в наследство страны и верно расставить акценты.

— Работая под руководством нашего Президента, я не устаю поражаться мудрости и дальновидности Нурсултана Абишевича. Вы правильно заметили, в смутные кризисные времена одной только неосторожной искры национального размежевания достаточно для того, чтобы страна погрузилась в трясину затяжного, кровавого конфликта. Открыв однажды этот ящик Пандоры, захлопнуть его в одночасье невозможно. Это подтверждает история многих государств, в которых межэтнические конфликты длятся десятилетиями, не позволяя обществу вернуться в созидательное русло.

Думаю, в этом смысле в период распада Советского Союза Нурсултану Абишевичу удалось совершить невозможное. Ему, как вы сказали, досталось самое пестрое и самое сложное в этническом плане «наследство». Теоретически многонациональный Казахстан был самой уязвимой, наиболее подверженной рискам глубинных межэтнических размежеваний республикой среди других субъектов Союза.

Однако коллизий не произошло. И в этом я прежде всего вижу колоссальную заслугу лидера нашего государства, который не только не допустил возможности подобных катаклизмов, но, напротив, мудрой, дальновидной политикой, даром убеждения, а зачастую и личным примером обратил «запал риска» в русло созидания, выступив символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Глава государства — человек интернациональных убеждений. Во многом благодаря его личным качествам, его мировоззрению люди разных этнических групп поверили ему в самый сложный период нашей истории и приняли провозглашенные им принципы построения суверенного государства как единственно возможный путь развития государственности на исконно казахской земле, осознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия.

Я считаю, что Ассамблея народов Казахстана, ставшая консолидирующим звеном казахстанского гражданского общества, — жизнеспособное и перспективное детище нашего Президента. Особую гордость у всех казахстанцев должен вызывать тот факт, что первый наш всенародно избранный Президент возглавил этот орган с первых дней его существования и является пожизненным его председателем. Это еще раз подтверждает приверженность Нурсултана Абишевича принципам толерантности, межэтнического и межрелигиозного согласия.

Известный философ современности Фрэнсис Фукуяма однажды заметил, что демократия не является эффективной формой правления в полиэтнических государствах. Но я думаю, Нурсултан Назарбаев доказал на примере Казахстана возможность создания качественно новой модели гражданского общества, в котором мультикультурная форма гармонично сочетается с глубоко демократическим содержанием. Думаю, этот казахстанский феномен мировой истории еще предстоит оценить во всей его гуманистической полноте. И именно в этом величайшая заслуга нашего Президента не только перед народом Казахстана, но и в глобальном масштабе.

— Жуматай Алиевич, вы, как ученый, как заместитель председателя АНК, проблемой межэтнических отношений занимаетесь профессионально. Но каков ваш личный взгляд на «национальный вопрос»? Вообще, существует ли грань, за которой регулирование межэтнических отношений становится нецелесообразным?

— Большинство представителей моего поколения казахстанцев воспитано на принципах интернационализма. Это тоже обусловлено исторически: вековой опыт совместного проживания на одной территории представителей различных национальностей, генетическая толерантность казахов способствовали утверждению в нашей стране традиций взаимопонимания и взаимопомощи. Практически каждая семья у нас полиэтнична. Поэтому в повседневной жизни я не мыслю какой-либо дифференциации в обществе по принципу национальной или этнической принадлежности. Более того, бывая по роду деятельности на различных мероприятиях, часто ловлю себя на мысли, что испытываю чувство ревности, когда официальные лица зарубежных государств называют представителей этнических диаспор, проживающих на территории Казахстана, соотечественниками. Понимая разумом, что каждый из нас имеет свою этническую родину, я уверен: все мы, независимо от национальности, прежде всего — граждане Казахстана. В этом суть казахстанской идентичности и казахстанского патриотизма, которые в масштабах мира, на мой взгляд, могут обоснованно претендовать на феномен современности.

Однако, как ученый-государственник, я не могу отрицать, что столь уязвимая и деликатная сфера, как межэтнические отношения, нуждается в очень гибком, деликатном и перманентном регулировании, поскольку, как уже отмечалось выше, «национальный вопрос» содержит в себе большой запас рисков. Зачастую именно он является излюбленным козырем амбициозных политических игр и различного рода спекуляций.

К тому же все мы должны быть заинтересованы в том, чтобы культура межэтнического взаимодействия в нашей стране развивалась и прирастала новыми компонентами. В связи с этим Ассамблеей народов Казахстана, малыми ассамблеями в регионах проводится кропотливая работа, направленная на максимально полную реализацию культурного потенциала каждого казахстанского этноса, на повышение роли культуры и языка казахов как госудообразующей нации. Работа эта носит отнюдь не формальный характер, она имеет конкретные цели и результаты. К наиболее значимым достижениям за годы независимости могу, в частности, отнести тот факт, что нам удалось переломить динамику миграционных процессов в республике. Если раньше, и это не секрет, их «сальдо» складывалось не в пользу республики — люди уезжали из страны после крушения Союза в основном по экономическим причинам, то теперь тысячи семей эмигрантов возвращаются в Казахстан, признавая его своей единственной родиной, прочным и комфортным домом. В этом еще раз проявляется взвешенная политика нашего Президента, краеугольным камнем которой является дружба народов Казахстана.

Это в очередной раз подтвердил прямой эфир Главы государства, в ходе которого чаще других формулировок звучали такие определения, как толерантность, межнациональное и межконфессиональное согласие. Причем, заметьте, звучали они не только из уст Президента, но и в словах благодарности представителей всех наций и народностей, высказывавших признательность Нурсултану Абишевичу за мир и согласие в нашем доме. Слова эти были искренними, равно как и желание людей сохранить эти заслуженные блага для наших потомков. Я уверен, совместными усилиями, глубоким пониманием и уважением друг к другу мы справимся с этой судьбоносной задачей.

Позвольте мне от имени представителей Ассамблеи народов Казахстана, от себя лично поздравить со страниц общенациональной газеты всех граждан Республики Казахстан с юбилеем Конституции, пожелать им мира, согласия, оптимизма и напомнить о том, что мощь и процветание нашей прекрасной страны зависят от каждого ее гражданина, от мудрости, терпимости и великодушия каждого из нас, от нашей любви и преданности интересам Отечества.


Ольга КАЗАНЦЕВА


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...