Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Красные реки, зеленые берега

7 сентября 2005, 14:57

Аврора Крейсер, Сергей Обломов
Красные реки, зеленые берега

Вновь, чтобы узнать, как в этом году воплощается в жизнь политика помощи государства селу, бригада из журналистов “НП”, сотрудников Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ), поставщика удешевленного топлива, и сотрудников правоохранительных органов инкогнито отправилась по зерновым областям Казахстана. Напомню, что в прошлом году наши журналисты выявили множество фактов банального разворовывания ГСМ. Проще говоря, “крестьянское топливо”, которое по просьбе правительства три нефтеперерабатывающих завода отпускали по цене почти в два раза ниже рыночной, продавалось через заправки по обычной цене. То есть разницу между “крестьянским” и рыночным дизелем предприимчивые дяди, имеющие доступ к проекту, положили в карман. До сельхозпроизводителей, разумеется, удешевленное стараниями государства топливо не дошло.
С надеждой, что в этом году все по-другому, мы и затеяли этот рейд

В прошлом году наша газета (посвятившая этой теме уж, наверное, целый документальный роман) совместно с Павлодарским НХЗ уже проводила собственное расследование (статья “Красная и черный”), чтоб отследить, куда же девается отгруженное с завода “крестьянское” топливо. Правда, тогда мы, сознаемся, были плохо подготовлены. И дело вовсе не в техническом оснащении, а в нашей наивности. При таких расследованиях необходимо участие соответствующих органов (контрольный закуп, экспертиза, санкции и т.д.), мы и понадеялись, что те (органы, обязанные проверять, контролировать, блюсти государственные интересы и беречь национальное добро) сами ухватятся за нашу идею и пресекут безобразия. Но ничего подобного. Замяли. По всем выявленным фактам было выписано лишь несколько штрафов до тысячи тенге, да кое-кто раскошелился на среднего размера взятки.
Этим летом по итогам посевной кампании мы сделали попытку номер два. А сейчас, в преддверии уборочной, публикуем результаты расследования. Подготовились мы на сей раз значительно основательней. Надеемся, и последствия окажутся более далеко идущими.

С каждой тонны крестьянского дизеля полевые командиры получают $226

Полевые
командиры

О том, что изрядная часть “крестьянских” ГСМ попадает напрямую на АЗС, где и продается по рыночной цене, известно и детворе, играющей в самую популярную ныне игру - в “гаишников” и “нарушителей”. Но то слова, а нужны факты. И мы обратились к опыту все той же Канады, где льготное топливо окрашивается на заводе специальным красителем определенного химического состава. Такое обработанное красное топливо легко вычислит не только специальная лаборатория, но даже любой внимательный гражданин даст сигнал, куда следует.
Итак, спецбригада журналистов “НП” и представителей завода, “вооруженная” видеокамерами и в сопровождении финансовой полиции, дважды в течение лета: в июне, после посевной, и в конце августа, накануне уборочной, выдвигалась в рейд по АЗС региона. Им предстояло проехать по всем шести основным зерносеющим областям Казахстана: Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской (они “обслуживаются” ПНХЗ) и взять на автозаправках контрольные закупы дизеля. В последний раз бригада вернулась лишь в 4 утра 31 августа - и практически с теми же результатами, что и в первый раз. Конечно, имеется и свежая информация: так, удалось выяснить, что торопливые операторы уже успели пустить через АЗС 23 тысячи тонн дизеля, отгруженные с ПНХЗ в августе на... уборочную! Но вообще пока мы будем оперировать материалами, собранными в начале лета.
Из всех областей лишь в Павлодарской на исследуемых АЗС не было обнаружено крашеного топлива. Тому есть объяснение: сельхозтоваропроизводители здесь напрямую заключают договор с заводом, где и берут по льготной цене ГСМ, на сторону ничто не утекает. В остальных же регионах, где дешевое топливо распределяется через операторов-посредников, неограниченная торговля красным дизелем процветает вовсю.

Красные реки, зеленые берега

Начнем с самой хлебной области - Костанайской. Окрашенная солярка обнаружена, в частности, на АЗС “Мунай Онимдери”. Эта компания была утверждена оператором, то есть должна была поставлять льготные ГСМ сельхозпроизводителям, и получила на ПНХЗ 10 тысяч тонн дизеля. Заметим, что, помимо всего прочего, “Мунай Онимдери” владеет сетью из 30 заправок и собственной нефтебазой. Вот на одной из АЗС компании и была обнаружена крашеная солярка с уникальным химическим составом. Наша бригада даже умудрилась подснять хозяина фирмы г-на Рафаила Файзулина в тот самый момент, когда он посетил свою заправку и о чем-то задумался. Интересно, как он прокомментирует факт продажи “колхозного топлива”? Неужели скажет, что ничего не знал и виноваты пистолетчики?
Также результативный закуп был произведен и на АЗС “КостанайТрансОйл”.
Далее - Караганда. По бумаге (и на самом деле) операторами по области выступали “Зерновой фонд Караганды” (Абдраимов С.Ф.), “Ынтымак” (Рысбеков М.С.), “Агросоюз” и “Алтынай XXI” (Жуманов О.Н.), отгрузившие с завода 11 тысяч тонн ГСМ. Наши же контролеры нашли красный продукт на АЗС некоего индивидуального предпринимателя г-на Белака В.Э. (который, кстати, оказался весьма бойким и пригрозил нашу бригаду... уволить и пообещал заводу проблемы по бизнесу). Как наша бригада к нему на работу попала?
Настоящая же нераспаханная целина афер ждала нас в Акмолинской области. Здесь самое большое число операторов - 30: в них нетрудно и запутаться. Однако нам все же удалось выяснить, почему, например, “крестьянский” дизель был найден на автозаправке “Есил”: его хозяин г-н Ескендиров К.С., как и вышеупомянутый г-н Файзулин, является одним их крупнейших ГСМ-операторов в своей области, а “попутно” владеет и сетью АЗС из 50 единиц. “Меченый” дизель найден и на АЗС “Сокол” - тот самый, что еще недавно был отгружен с ПНХЗ на сельхознужды операторам “Мунайимпекс” (9480 тонн), “Заречное”, “Нур-Целина” (Серикбаев А.А.), “Золотая Нива”, “Достык Кай”, “Богви” (Богданец В.Г.) и “Донское”.
Была работа для спецгруппы и в Семипалатинске (ВКО). Красное горючее, обнаруженное на АЗС “Сроства”, попало сюда скорее всего через операторов “ДЕА” (Данилин В.П.), “САТ” (Джанкабаев А.С.) и “Восток”, получавших дешевые ГСМ с ПНХЗ для посевной кампании.

Красные реки, зеленые берега

Песни партизан
Как видите, в своем расследовании мы были предельно конкретны. Уверены, если бы проверка была более масштабной, на порядок бы выросли и объемы выявленных нарушений (что и подтвердилось, например, на юге Казахстана, где красный цвет стал, пожалуй, уже “естественным” для дизеля). Но на месте правоохранительных органов государства мы бы рассудили, что и этих фактов достаточно. Чтоб увидеть: речь идет не об отдельных недоразумениях (не об остатках прошлогоднего льготного дизеля, каковой отпиской фискалы отделались от нашей газеты и настырного завода в предыдущий раз), а о системе, о настоящей крупной афере, в которой участвует множество людей, в том числе и высокопоставленных. О преступлении и ГСМ-сельхозмафии.
Остается добавить, что бороться с ней, конечно, трудно. Вероятно, отсюда и столь вялая реакция компетентных органов. Ведь люди, занятые в этом “бизнесе”, настолько привыкли к легким (криминальным) деньгам, что их получение стало для них способом существования, зарплатой. Живут ведь как в сказке: красные реки, “зеленые” берега. Запросы и масштабы, конечно, у всех разные: у инспектора, хозяина заправки, крупного ГСМ-оператора или чиновника в акимате, но степень развращения, приучившего мошенничество считать нормой, - одна.

Красные реки, зеленые берега

Все вышеуказанные данные, кстати, зафиксированы на видео: материалы хранятся на заводе и в редакции газеты “Новое поколение” и готовятся для передачи в органы финансовой полиции. Ведь процедура выяснения, имело ли место мошенничество с льготными ГСМ или нет, хорошо обкатана в мировой практике и предельно проста. Контрольный закуп, экспертиза, результат. Вот такой же, быстрой и эффективной работы хотелось бы ожидать и от наших правоохранительных органов.
Проверить данные и, если они подтвердятся, наказать виновных, а затем известить общественность. Тоже, кстати, хорошо обкатанная мировая практика.
Да так бы, скорее всего, и было уже давно сделано, если бы не... страх. Если наша полиция попросту бы не боялась, что, начни она по-настоящему “раскручивать” всю эту мелкую рыбешку, неизбежно будут затронуты интересы и крупных воротил ГСМ-бизнеса. Вот вам и лучший ответ на вопрос, который, возможно, у кого-то возникнет: а вдруг все-таки все эти спекуляции со льготным дизелем - инициатива лишь мелких жуликов на местах? А чиновники из облакиматов пребывают в счастливом неведении относительно происходящего?
Что ж, пожалуй, можно предположить и такое. Правда, при этом следовало бы допустить совершенно какую-то чудовищную некомпетентность, безмерную рассеянность и апатичность этих ответственных вельмож. Но мы-то знаем, что уж кто-кто, а чиновники у нас - настоящие профессионалы своего дела, энергичные, требовательные, во все вникающие, въедливые даже. Как сейчас говорят, системщики. Они не позволили бы всяким там ГСМ-партизанам заниматься на местах самодеятельностью.
Да, так что остается только страх. Причем страх - по-житейски, по-человечески - такой понятный. Такой, мы бы сказали, оправданный - верно, господа офицеры?
Убеждены: здесь только начни раскручивать ниточку - и она протянется от мелких дилеров и рядовых проверяющих до высоких кабинетов. Стоит только начать.

Красные реки, зеленые берега

Цена крестьянского
вопроса

Деньги на казахстанских полях лежали сами - надо было лишь “додуматься” их поднять. Еще при Советском Союзе сложились определенные цифры: сколько Казахстан в целом и зерновые его области в частности сеет и собирает, сколько при этом пашни использует и какое количество ГСМ на все про все расходует. Эти цифры плавно перетекли и в новую, суверенную, рыночную эпоху. Между тем реальных пахотных земель год от года становилось все меньше. По разным причинам - сейчас не в них дело. А в том, что в определенный момент сразу у всех - у местных властей, у предприимчивых тамошних дельцов, назовем их общим термином “полевые командиры”, как будто глаза открылись: так это ж Клондайк, золотое дно, щедрый подарок исторического момента. На бумаге оставить все как было (ну или почти): и площадь пахотных земель, и, соответственно, объемы нужных ГСМ, покупаемых по льготной цене, а излишек топлива, который теперь оставался, пускать через “аффилированных”, то есть попросту “карманных” операторов ГСМ в продажу по рыночной цене.
Просто, чисто, неопасно. Кто эти “мертвые га” считать будет? Да если кто и захочет, не жалко и поделиться: денег хватит. Если в цифрах: в былые времена на нужды посевной и уборочной казахстанским зерновым хозяйствам требовалось порядка миллиона тонн ГСМ. А площадь пахотных земель к началу нового тысячелетия сократилась примерно на половину! Что же полевые командиры? Да вот, пожалуйста, данные, например, за 2003 год. Потребность в льготном топливе составила 946,65 тысячи тонн, то есть все тот же “советский” миллион. Куда пошла их “темная” половина? Как не заметили столь серьезной разницы, нам не понятно. Но все зерновые области, как одна, за прежние объемы пахотных земель по сей день стоят насмерть.
Тот год мы сейчас вспомнили не только из-за рекордного расхождения в реальных и официальных цифрах. Именно тогда, если помните, мировая цена на нефть стала стремительно расти. Вот сейчас на нефтяных просторах СНГ модно критично относиться к США с их администрацией и президентом. Если и есть здесь логика, то все того же театра абсурда. Ведь именно с иракской кампанией связаны все нынешние углеводородные рекорды. И как раз с того момента аферы с ГСМ стали приносить не просто “прибавку к жалованью”, но сверхдоходы.
Приписки, правда, с тех пор несколько уменьшились. Может, из-за постоянных протестов нефтяников, которые, отпуская ГСМ по сниженной (ниже себестоимости) цене, несли убытки. Но, скорее, из-за роста цен на нефть и, значит, нефтепродукты. Мы уж не говорим, что биржам Лондона и Нью-Йорка даже и не снился такой рост, какой был у маржи между фиксированной и рыночной ценами на ГСМ в последние годы.
Уже в посевную кампанию 2004 года эта разница составила, например, для Павлодарского нефтехимического завода (главного поставщика зерносеющих областей Казахстана) 50 долларов за тонну дизеля: 180 (25 тысяч тенге) - цена крестьянского топлива, 230 - рыночная. В уборочную кампанию того же года она (разница) выросла до 110-140 долларов: 192 (26 тысяч тенге) и 300-330 соответственно. Весной же этого года разница перешагнула и вовсе отметку 200: 250 - фиксированная, 450 (50 тенге за литр) - на АЗС. Есть с чего разгуляться.
То есть, хотя приписки и снизились примерно до трети, абсолютные теневые доходы полевых командиров значительно выросли. При посевных площадях, требующих примерно полмиллиона тонн ГСМ, в прошлом году утверждено 700 тысяч, а в нынешнем - 650 тысяч тонн. Учитывая, что осенью маржа будет составлять уже около 240 долларов за тонну, предположительно только в этом году 40 миллионов долларов осядут в чьих-то местных карманах (против примерно 15 миллионов в 2004-м).
Но, как учат ученые-материалисты, ничто ниоткуда не берется. То есть, если в одном месте прибыло, в другом обязательно должно убыть. И вот здесь имеется один момент, который, по идее, должен заинтриговать уверенных в своей безнаказанности ГСМ-аферистов.

Красные реки, зеленые берега

Обком
бьет в колокол

Кто теряет? В первую очередь, конечно же, нефтяники. В Казахстане три НПЗ, обеспечивающих сельхозстраду: Атырауский, Шымкентский и Павлодарский. По данным за прошлый год, например, на Шымкентском заводе общая сумма убытков, связанных с тем, что отгруженное льготное топливо по цене оказалось ниже себестоимости, составила 32 миллиона долларов. На Павлодарском - 20 миллионов. Относительно Атырауского цифр у нас нет, но можно предположить, что они одного порядка. Это, кстати, отдельная тема, и о ней позже.
Это, повторимся, общая сумма потерь. Общая, потому что в нее входят и деньги, которые потеряло государство. В виде неуплаченных налогов, которые, понятное дело, не из чего было платить (ведь прибыли-то нет). Это раз. Кроме того, государство участвует в качестве акционера и на двух заводах из перечисленных трех: на ПНХЗ - частично, а на АНПЗ - и вовсе полностью. Вот вам и другая статья потерь - дивиденды. По Шымкенту, таким образом, государство недосчиталось в прошлом году 15 миллионов долларов, по Павлодару - 13 миллионов. По Атырау, по вполне понятным причинам, - и того больше.
А ведь десятки миллионов долларов убытков государственных денег - это вам не чьи-то частные потери. По крайней мере для Уголовного кодекса и правоохранительных органов. Конечно, сейчас не те времена, когда по указу “семь-восемь” (от восьмого августа тысяча девятьсот тридцать... - уж не помню какого года), за растрату социалистической собственности минимум можно было получить “десятку”, а то и “исключительную меру”. Однако и современные гуманные законы РК оценивают подобные действия граждан крайне негативно.
Так что, казалось, можно было бы прижать наших полевых командиров к ногтю. При желании, конечно. Которого почему-то не наблюдается. И все-таки... Уж как-то слишком нагло, беззастенчиво воруют. Ведь цепочка, по которой гуляют фиктивные цифры, достаточно длинная: сельхозпроизводители отдают заявки в департаменты с/х при акиматах, данные собираются чиновниками рангом повыше, и лишь затем с ними знакомят НПЗ. Видите, сколько рук задействовано, сколько раз можно поймать за руку. Но не ловят.
Причина - все в той же схеме, которая, несмотря на свою примитивность, предусматривает и это. Дело в том, что НПЗ, ознакомившись с квотами, отпускает ГСМ... “добровольно”. Ну хотят они убытков, что ж теперь делать?!
Правда, попробовали бы они не захотеть. У чиновников всегда в запасе есть предложение, на которое нельзя ответить отказом. Урезать экспортные квоты, например. Найти экологические нарушения или там противопожарные. Подключить соответствующие инстанции, прокуратуру и т.д. А о том, что административный ресурс в нашей стране - не пустой звук, достаточно вспомнить историю с компанией “ПетроКазахстан”, владельцем Шымкентского завода. Да, эта компания создала прецедент, отказавшись платить “дизельную дань”. И где теперь эта компания? Так-то.
Одним словом, нефтяники, скрепя сердце, но дают. Возражений никогда не поступало лишь от АНПЗ. Но они национальная компания (“КазМунайГаз”), деньги народные, так что тут удивляться нечему.

Цитата из прямого эфира президента РК Н. Назарбаева

Серик Сулейменов, крестьянское хозяйство
“Болат”, депутат маслихата:

- Сейчас идет подготовка к уборочным работам, но мы опять столкнулись с ежегодной проблемой нехватки ГСМ. Цены на них нам не по карману. Поговорил с другими, и у них положение не лучше. Нельзя ли как-то решить или облегчить данную ситуацию?

Президент:
- Серик, как я смотрю, вы вроде давно работаете. Во время Союза всю прибыль забирало государство, до последней копейки. Сейчас выращенная пшеница, и скот, и средства от них идут в твой карман. Когда перестанете выпрашивать у государства деньги? Просто подумайте. За три года было оказано много помощи. Вы и сами это знаете. Ну а по поводу ГСМ, в 1994 году вы продавали пшеницу по 30 долларов, 3-4 года назад - по 60 долларов, а сейчас продаете по 100-120 долларов. А почему вы хотите снизить цену на нефть? Они такие же частные предприниматели, как и вы. Невозможно снизить цену, потому что они частные предприятия. Разницу им должно выплачивать государство за счет бюджета. Нужно внедрять научные технологии, ввозить благородные семена.

Зеленый шум
В принципе, идея помогать крестьянам - святая: даже, на наш критичный взгляд, очень нужная. Тут дело в эффективности, а главное - в последовательности. А последовательность, в нашем случае, предполагает самый тщательный и жесткий контроль.
Сейчас даже крашенный специалистами ПНХЗ дизель минимум в пятидесяти случаях идет “налево”. Тревожный цвет все же сдерживает областных барыг, что-то перепадает и крестьянину. А 80 процентов “белого топлива” двух других заводов, по оценкам наших уже опытных фискалов-любителей, идет по рыночной цене. То есть снова обворовываются государство и нефтяная промышленность. И эта “красная” река и выстланные “зеленью” берега существуют в нашей якобы рыночной экономике на правах заповедника. Ибо любое посягательство или хотя бы попытка разобраться в эффективности именно такой помощи крестьянам наталкивается на мощнейшее противодействие местных князьков, демонстрации якобы крестьян и визгливые выкрикивания некоторых купленных зерновой мафией депутатов о гибнущих хлебах и вымирании села.
Любопытней всего, что в данной ситуации, даже если виновного поймать и доказать все его подлости, жульничество и воровство, наказать его совершенно невозможно. Потому как юридически потерпевшей стороны не существует. Нынешняя система поставки удешевленных ГСМ составлена таким образом, что ни у кого нет никаких юридических обязательств. Кто на кого подаст в суд? Оператор удешевленного ГСМ подать не может, потому что у него нет юридически оформленного договора с поставщиками. Крестьянин не может, потому что и у него нет необходимого для этого договора с оператором. И поставщик не может, потому что у него нет юридически оформленного договора с государством - ведь поставки-то добровольные. То есть совершенно не отработана правовая сторона данного вопроса. Собственник ГСМ никак не участвует в процессе как юридическое лицо. Поэтому даже смешно удивляться, что горючее разворовывается на корню. Даже акимы, как взрослые дяди в пионерлагерях, могут лишь пожурить хулигана и негодяя. Для реального наказания у них нет никаких юридических возможностей.
Повторимся, пример извращения благой идеи - наипоказательнейший. Непонятно только, почему высоколобые дяди с заграничным образованием не могут банально просчитать эффективность метода, из года в год порождающего столь серьезные споры и негативную реакцию. Не будем докучать читателю цифирью - ее и так предостаточно в этом материале. Упомянем лишь, что, вооружившись калькулятором, мы вместе с экономистами определили, что удешевленное дизельное топливо в хозяйствах с различной структурой севооборота составляет в себестоимости зерна от 7 до 12 процентов.
И это при почти миллионе тонн удешевленного ГСМ. То есть отсутствует полный экономический просчет. Если те деньги, которые тратятся на удешевленный дизель и обогащают местную элиту, направить на правильную химизацию почв и удобрения, это даст минимум двойной прирост урожая, что снизит себестоимость зерна процентов на 30-35.
Возьмем, к примеру, Целиноградский район Акмолинской области. В 2004 году средняя урожайность по району составила 7,3 ц/га, а в крестьянском хозяйстве “Родина” этого района - 12,1 ц/га. Если убрать из показателей района посевные площади и урожайность этого хозяйства, то получится по остальным - 6,5 ц/га.
Вопрос: почему? Все получали равное, по посевным площадям, удешевленное дизельное топливо, но в к/х “Родина” соблюдают севооборот с парами, правильно, с применением химикатов, их обрабатывают, вносят удобрения, делают химическую прополку почвы в два раза интенсивнее.
Получая удешевленное топливо, крестьяне снижают себестоимость своих 6,5 ц/га на 7-12 процентов, а если создать государственные преференции на удобрения, средства химической прополки, технику (не под 20 процентов годовых, как это делают банки и лизинговые компании), то можно увеличить урожайность если не в 2 раза, то на 60-70 процентов, а следовательно, и пропорционально снизить себестоимость зерна, резко увеличив его качество.
Отсюда стоимость муки и хлеба, комбикормов и мяса для рядового казахстанца.
То есть серьезные проблемы у нас, похоже, с базовым экономическим образованием. А вот местные воротилы, хоть и от сохи, но, видимо, Адама Смита читают вполне прилежно. Вот еще одно доказательство, что нужно быть ближе к земле, потому что здесь и экономика видится много эффективнее.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...