Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Прогноз с… подстраховкой. Кабмин снова закладывает в бюджет заниженный темп экономического роста и дефицит


Тулеген АСКАРОВ, 09.09.2005

Стартовавшая избирательная кампания на кресло президента отодвинула на второй план традиционную для начала осени бюджетную тему. Тем не менее работа над бюджетом-2006 продолжается. Правительство уже одобрило проект, так что теперь очередь за парламентариями. Как предполагается, особо упорствовать они не будут, дабы не отвлекать внимание электората от президентских выборов. А жаль - ведь даже неспециалистам видно, что проект основного финансового закона, мягко выражаясь, оторван от реальности.

Особо шокируют два ключевых макроэкономических параметра, на которые опираются бюджетные планы правительства: инфляция и обменный курс тенге к доллару. Рост потребительских цен на следующий год правительство вновь закладывает на уровне прогноза текущего года, то есть в коридоре 5-7%, в то время как в реальности инфляция уже давно вышла из этого коридора! Среднегодовой курс тенге к доллару в следующем году ожидается на уровне 127 тенге! И это притом, что правительственный прогноз курса на нынешний год в 130 тенге за доллар оказался ошибочным, ибо американская валюта давно закрепилась на рубеже в 135 тенге.

Кроме того, в народной памяти живо воспоминание о том, как после предыдущих президентских выборов наши власти обвалили курс тенге с 88 до 125 тенге за доллар. Наверняка такой же сюрприз ждет нас и на этот раз. Так что, скорее всего, выборы страна встретит с курсом национальной валюты за отметкой в 140 тенге за доллар, а к весне тенге наверняка опустится еще ниже.

Не лучше обстоит дело и с запланированным экономическим ростом. По традиции последних лет правительство вновь закладывает в проект бюджета явно заниженный темп роста ВВП - 8,3%. Чиновничья задумка проста: поскольку в реальности увеличение ВВП на практике оказывается больше запланированного, а вероятность финансового кризиса относительно невелика, то правительство, как правило, всегда оказывается в выигрыше. В этом году, например, бюджет опирается на официальный прогноз роста ВВП в 8,8%, тогда как в реальности его увеличение по итогам первого полугодия составило 9,1%, а в прошлом году этот показатель вырос на 9,4%.

Весьма заниженным выглядит и прогноз еще одного из ключевых параметров, закладываемых в бюджет-2006, - цены на нефть. Правительство ожидает, что среднегодовая мировая цена на нефть в следующем году окажется на уровне $47, а экспортная цена на казахстанскую нефть - $35,3 за баррель. Реальность же показывает, что мировые цены на “черное золото” продолжают расти, готовясь пересечь отметку в $80 за баррель.

Вряд ли вызовет оптимизм налогоплательщиков и запланированное увеличение налоговых поступлений в бюджет-2006 - они вырастут по сравнению с нынешним годом на 189,8 (это примерно три годовых оборонных бюджета нашей страны) до 1 трлн. 280,4 млрд. тенге. При этом общий объем поступлений в республиканский бюджет прогнозируется в 1 трлн. 469,4 млрд. тенге (18,2% к ВВП) при расходах 1 трлн. 583,2 млрд. тенге (19,6%) и дефиците в 113,8 млрд. тенге (1,4%).

Услышав об очередном запланированном дефиците, большинство налогоплательщиков наверняка усмехнется - ведь давно известно, что в реальности бюджет сводится с профицитом, а в конце каждого года народные деньги буквально зарываются в землю чиновниками, чтобы профицит превратился в дефицит.

Кстати, о земле. На развитие агропромышленного комплекса в следующем году предусматривается израсходовать 63,7 млрд. тенге, а в целом объем расходов министерства сельского хозяйства предлагается увеличить до 83,7 млрд. тенге. Не уступают этим показателям и запланированные расходы правительства на реализацию Госпрограммы развития жилищного строительства - 62,6 млрд. тенге. Таким образом, исполнительная власть продолжает накачивать экономику деньгами, усиливая инфляционное давление.

Еще 14,4 млрд. тенге пойдут на капитализацию государственных финансовых институтов - Жилищного строительного сберегательного банка, Казахстанской ипотечной компании и Казахстанского фонда гарантирования ипотечных кредитов. Это означает, что перечисленные институты смогут вбрасывать в экономику новые суммы в виде ипотечных кредитов, что увеличит спрос на жилье, а значит, будет способствовать росту цен на него, также усиливая инфляционное давление на экономику.

Явный инфляционный мотив чувствуется и в социальном блоке бюджета-2006 - здесь расходы планируется увеличить на 126,6 млрд. тенге до 598,1 млрд. тенге (37,8% от общего объема бюджетных расходов). Это уже, как говорится, ни в какие ворота не лезет, ибо социальные расходы оплачивает нынешнее поколение налогоплательщиков, которое само еще не накопило достойную пенсию для себя на счетах в накопительных пенсионных фондах. Тем временем объем выплат по солидарной пенсионной системе в следующем году вырастет на 43,7 млрд. тенге до 252 млрд. тенге.

Поскольку с начала следующего года повысятся размеры государственных пособий, а с 1 июля начнут выплачиваться пособия по уходу за ребенком до одного года, то на выплату по этим направлениям в бюджете предусматривается 112 млрд. тенге. Вырастут расходы на образование - на 26,1 млрд. тенге до 96,8 млрд. тенге, и здравоохранение - на 22,1 млрд. тенге до 78,9 млрд. тенге.

Так что нынешнему поколению казахстанцев придется еще потерпеть, смирясь с гнетом растущего налогового бремени. Поблажек от власти ждать не приходится, не случайно ведь Минэкономики и бюджетного планирования, возглавляемое молодым и просвещенным технократом Кайратом КЕЛИМБЕТОВЫМ (в свое время даже примкнувшим к “Демвыбору Казахстана”), ответило отказом предпринимателям на их предложение ввести налоговые каникулы для субъектов малого и среднего бизнеса, занятых в сфере производства. Хотя цена этого предложения мизерная - всего порядка 10 млрд. тенге.

Ужесточает свою политику заимствований и Минфин, дважды отказавшийся минувшим летом от размещения своих ценных бумаг на общую сумму 35,9 млрд. тенге. В этом министерстве, похоже, готовятся к переходу на чрезвычайное финансовое положение. Летом по линии казначейства повсеместно прошли совещания с руководителями местных финансовых органов, администраторов республиканских и местных бюджетных программ, госучреждений. А в начале сентября здесь провели даже научно-практическую конференцию, посвященную задачам по реализации госполитики в свете президентского послания, роли казначейства и налоговых органов в решении задачи “по обеспечению динамичного развития экономики”. Понятно, что для этого в казну столь же динамично должны поступать налоги.

От проекта бюджета-2006 вернемся теперь к исполнению бюджета-2005. Государственный бюджет в целом на 1 августа был исполнен по доходам в

1 трлн. 30,7 млрд. тенге, затратам - 831,1 млрд. тенге и профиците - 111,3 млрд. тенге. При этом профицит республиканского бюджета составил 72,9 млрд. тенге, тогда как по местным бюджетам доходы и затраты были сведены фактически “по нулям”. Таким образом, правительство в очередной раз показывает не только свою неспособность управлять бюджетом во время быстрого роста цен на нефть, но и несовершенство всей бюджетной системы страны.

Кстати, одна из причин этого явления - механизм изъятий и трансфертов, с помощью которого правительство изымает лишние (с его точки зрения) деньги у регионов-доноров, дабы передать их затем в регионы-иждивенцы, которые формально не могут свести доходы местного бюджета с расходами. Большинство регионов страны уже давно ведут этот паразитический образ бюджетной жизни и даже находят выгоды в таком существовании. Кроме того, наблюдается нестыковка в бюджетных данных о суммах трансфертов, переданных из регионов в центр и перечисленных в обратном направлении.

Так, по росписи республиканского бюджета на 1 августа в него поступило трансфертов на 59,6 млрд. тенге, а было направлено в регионы 97,8 млрд. тенге. По данным же местных бюджетов, в них поступило 158 млрд. тенге, а в центр было направлено 60,5 млрд. тенге.

В целом же республиканский бюджет на 1 августа был сведен по доходам в 835,9 млн. тенге, затратам - 638,7 млн. тенге, местные бюджеты - соответственно 412,7 и 410,3 млрд. тенге. Примечательно, что в расходах правительства на второе место после социальной помощи и социального обеспечения (173,8 млрд. тенге) вышли затраты на обеспечение общественного порядка, безопасности, правовую, судебную и уголовно-исполнительную деятельность - 66,7 млрд. тенге. Для сравнения: на оборону правительство израсходовало 35,9 млрд. тенге, образование - 31,5 млрд. тенге, здравоохранение - 23,7 млрд. тенге.

По-прежнему продолжается щедрая финансовая подпитка бюджета Астаны за счет регионов-доноров - Алматы и Атырауской области. Столица за январь-июль получила из республиканского бюджета трансфертов на 18,6 млрд. тенге, что составляет 48,8% от доходов бюджета Астаны в 38,1 млрд. тенге. Алматы получил трансфертов 8,7 млрд. тенге, Атырауская область - 2,1 млрд. тенге. В то же время из местного бюджета южной столицы центром было изъято 28,2 млрд. тенге (43,2% от расходной части), из бюджета Атырауской области - 17,3 млрд. тенге (52,6%), тогда как Астана отделалась скромными отчислениями в 3,7 млрд. тенге (9,4%).


Лучший выбор – инвес-тиции в свое образо-вание! MINI-MBA -43%

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...