Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Баку боится кашаганской нефти?! И для этого есть причина


15 сентября в Астане состоится очередная встреча рабочих групп Азербайджана и Казахстана по вопросу привлечения Казахстана к проекту Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Как сообщил в Баку журналистам посол Казахстана в Азербайджане Андар Шукпутов, соглашение о присоединении Казахстана к проекту БТД готово и представлено на рассмотрение азербайджанской стороне. «Казахстанская сторона после рассмотрения текста данного соглашения выступила с некоторыми непринципиальными замечаниями», - сказал Андар Шукпутов, заметив, что данный вопрос находится на завершающейся стадии обсуждения.

Суть этих «непринципиальных замечаний» казахстанского правительства Андар Шукпутов не стал раскрывать. Но уже известна отрицательная реакция на казахстанские предложения главы Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) Натика Алиева. По словам Натика Алиева, Баку - Тбилиси - Джейхан нужно расширить для прокачки казахской нефти

К 2010 г. в трубопроводе Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) не будет свободных мощностей для казахской нефти, когда добыча на казахском месторождении Кашаган выйдет на уровень 25 млн. тонн нефти в год.

По его словам, к этому времени нефть с азербайджанского месторождения Азери-Чираг-глубоководья Гюнешли (АЧГ) займет всю пропускную способность Баку - Тбилиси - Джейхана, первоначальная мощность которого составит один миллион баррелей нефти в сутки. «По сегодняшним прогнозам, с АЧГ будет добываться 1,2 миллиона баррелей нефти в сутки, а не один миллион, как мы планировали раньше», - сказал Алиев

На днях ГНКАР объявила, что оценка резервов месторождения АЧГ выросла на 200 млн. т нефти и составляет 940 млн. т нефти. «В целом же, Баку - Тбилиси - Джейхан можно будет расширить для прокачки 1,8 млн. баррелей нефти в сутки. Но нам еще необходимо провести расчеты о коммерческой выгоде такого расширения нефтепровода. Для расширения пропускной способности БТД на 80%, по предварительным прогнозам, понадобится до $1 млрд», - отметил Алиев.

Азербайджан пока не определил, кто будет расширять нефтепровод. «Если это будет стоить до $1 млрд., мы еще подумаем, а стоит ли это делать самим. В принципе, кто хочет прокачивать нефть, пусть сам и финансирует, а мы расширим трубу. И эта излишняя пропускная способность будет их, с теми же самыми тарифами», - отметил глава ГНКАР.

По его словам, для владельцев нефтепровода важно заключить соглашения с производителями нефти в Казахстане и получить обязательства по поставкам сырья, после чего можно будет разрабатывать программу расширения трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан.

«Казахстанская сторона прислала нам свои замечания по некоторым пунктам соглашения, и сейчас их анализируют наши специалисты. Мы собираемся изучить смысл этих замечаний и в сентябре встретиться с казахстанскими коллегами. Параллельно с этим будем работать над транспортным соглашением», - говорит г-н Алиев.

Алиев сказал, что для начала работы над транспортным коридором Актау - Баку должны быть подписаны межправительственное и транспортное соглашения.

Проект создания необходимой инфраструктуры, который будет реализован на территории Казахстана, оценивается в порядка $3 млрд.

«В эту сумму входит строительство терминальной, портовой инфраструктуры и пяти нефтеналивных танкеров общим водоизмещением 125 тысяч тонн. Инвесторы не появятся до тех пор, пока не будут заключены эти соглашения и не будут определены правила игры. Хотя следует отметить, что сегодня уже есть потенциальные инвесторы в систему, это несколько участников проекта «Кашаган», - отметил Алиев.

«Hо для того чтобы создать консорциум, обеспечить финансирование, определить долевое участие, инвесторы должны знать, по каким правилам играть, на основе какой юридической базы, и чем быстрее будут подписаны соглашения, тем скорее начнется реальная работа», - заключил глава ГНКАР.

Он сообщил, что стороны подготовили концепцию по банку качества нефти БТД.

ГНКАР не видит необходимости в создании банка качества ввиду возможной потери денег в случае смешения высококачественной азербайджанской нефти с казахской. За баррель нефти Azeri Light в настоящее время покупатели платят хорошие деньги. До тех пор, пока БТД будет заполняться нефтью с АЧГ, сырье марки Azeri Light сохранит свое качество в турецком порту Джейхан, но после смешения с другими, менее качественными сортами, возможно, что полученная смесь, например, под названием BTC Blend, будет стоить дешевле, чем Azeri Light», - сказал Натик Алиев

Из заявления Натика Алиева вкупе с заявлением директора казахстано-армянской компании «Мобилекс Энерджи» Давида Варагяна, сделанным последним на пресс-конференции в Ереване 22 августа, и предыдущими заявлениями президента РК и других казахстанских политиков и нефтяников довольно просто вычислить суть предложений казахстанского руководство к ГНКАР.

По словам Давида Варагяна, компания «Мобилекс Энерджи» намерена в течение 2005 г. заполнить казахской нефтью нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан в объеме 15 млн. т.

В 2006 г. компания намерена довести объем заполнения БТД до 25 млн. т. Нефтеналивной терминал «Мобилекс Энерджи» предназначен для приема, хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов с последующей загрузкой их в танкеры и вмещает 720 железнодорожных цистерн. В апреле 2005 г. нефтеналивной танкер «Казахстан» компании «Мобилекс Энерджи ЛТД». был спущен на воду на ОАО «Выборгский судостроительный завод» (Ленинградская область). Планируется, что танкер прибудет в порт приписки Актау в октябре 2005 г. К постройке третьего нефтеналивного танкера «Казахстан» дедвейтом в 12 тыс. т. ОАО «Выборгский судостроительный завод» приступило 15 февраля текущего года. Танкер будет заниматься перевозкой казахстанской нефти в направлении Азербайджана и Ирана.

Казахстанское правительство в своих предложениях требует от Азербайджана предоставить гарантии объемов прокачки казахстанской нефти не менее 20 млн. тонн, а также приравнять по тарифам казахстанскую нефть к азербайджанской с учетом того, что путь казахстанской нефти по трубе в два раза длиннее азербайджанского до турецкого порта Джейхан. Свои расчеты у Астаны и по вопросу введения банка качества. Если в БТД не хватит места для гарантированного объема прокачки казахстанской нефти, то акционеры БТД должны взять на себя обязательства расширить БТД для прокачки казахстанской нефти. Так, по сути, Астана представила отдельный от БТД проект параллельного трубопровода Атырау (Карабатанский ГПЗ) - порт Актау - Баку - Тбилиси -Джейхан с совмещенной инфраструктурой. При этом акционеры Аджип¬ККО - участники БТД - возьмут на себя строительство трубопровода Атырау-Актау со стоимостью 3 млрд. долларов, а ГНКАР и акционеры БТД должны взять на себя расходы по доводке гарантированных объемов казахстанской нефти до порта Джейхан.

Реакция официального Баку на казахстанские предложения явно негативная. Бакинский раунд переговоров 15 сентября обещает быть очень трудным.

Что не устраивает в казахстанских предложениях официальный Баку? Прежде всего, Баку не хочет предоставлять официальной Астане объемы прокачки более 7,5 млн. тонн, не желает брать на себя никакие расходы на расширение БТД и откровенно боится конкуренции для своего сорта нефти по сравнению с кашаганской. Об этом ярко говорит изменчивая позиция ГНКАР по вопросу банка качества. Последний ее вариант, озвученный главой ГНКАР Натиком Алиевым, выглядит, на первый взгляд, просто абсурдным.

Теперь ГНКАР не хочет вводить банк качества, так как Azeri Light, мол, более качественная, ее нельзя смешивать. Банк качества как раз и позволяет собственникам более качественной нефти получить соответствующую компенсацию от собственников менее качественной нефти. Позиция ГНКАР стала нелогичной. Если азербайджанский сорт нефти более качественный, то именно Баку, а не Астана должен быть заинтересован в ведении банка качества на БТД.

Невольно задаешься вопросом, а так или это на самом деле?

У специалистов из отдела маркетинга «Тенгизшевройла» есть свое объяснение изменчивости азербайджанской позиции по вопросу банка качества. Мировая цена на нефть формируется на основе справочных цен в двух европейских портах: в голландском порту - порту Роттердам на Северном море и итальянском порту Аугусто в Средиземноморье. БТД выходит напрямую в Средиземное море.

Согласно прогнозу маркетологов, как ни парадоксально, спрос на сорт кашаганской нефти и сорт BTC Blend будет значительно выше, чем на сорт Azeri Light на средиземноморском рынке.

Значительное количество нефтеперерабатывающих заводов на побережье стран средиземноморского бассейна построены под переработку алжирского высокосернистого сорта нефти «сахарам», по качеству схожего с сортом и смесями кашаганской нефтью. В настоящее время нефти в Алжире осталось на 8 лет, а значит, эти НПЗ могут переключиться на переработку казахстанской нефти, отдавая ей предпочтение по сравнению с сортом Azeri Light.

Официальный Баку просто не хочет оказаться на вторых ролях и пропустить вперед Астану. Специалисты ТШО также прогнозируют, что даже в случае срыва казахстано-азербайджанских переговоров сторонам все равно придется заключать хотя бы временное соглашению по экспорту казахстанской нефти по БТД на 2008-2009 год. В этом вопросе заинтересованы обе стороны. Так что полного раздрая на переговорах ожидать не стоит.

Артур ШАХНАЗАРЯН

Похоже, что мечты по прокладке нефтепровода по дну Каспия для перекачки нефти по направлению Актау - Баку все-таки сбудутся. Раньше против этого возражали экологи и некоторые могущественные соседи.

Но теперь кажется, что и экологам, и соседям ничего не остается, как признать реально растущие потребности динамично развивающейся экономики Казахстана, которая требует прокладки все новых и новых мощных экспортных нефтемаршрутов. Ибо от роста экономики республики выигрывают интересы и экологов (т.к. для целей защиты охраны окружающей среды страна будет в состоянии выделить больше денег из бюджета), и в прошлом недовольных проектом соседей (торговый оборот между ними и Казахстаном вырастет, так как рост нашей экономики позитивно отразится на взаимных торговых отношениях).

«Так, норвежская госнефтекомпания Statoil не исключает возможности принять участие в прокладке трубопровода от Актау до Баку в рамках проекта Баку - Тбилиси - Джейхан», - заявил генеральный менеджер Statoil по Казахстану Пер Эйнар Реттедал. После ожидаемого подписания осенью этого года соглашения о присоединении Казахстана к проекту БТД будут рассмотрены несколько вариантов транспортировки казахстанских углеводородов из Актау до Баку. Среди них будут рассматриваться варианты по прокладке нефтемагистрали по дну Каспия. Названная компания из Норвегии имеет длительный опыт работы в нефтяной сфере, обладает специальным судном, оборудованным по последнему слову техники и способным без труда укладывать трубы как на морском дне, так и на поверхности. На судне также расположен мини-завод по отливке труб. Следует отметить, что в экспортном проекте Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) компании Statoil принадлежат 8,71% участия.

Прокладка магистрали по дну моря - это дорогостоящий проект. Но перспективы развития ситуации на мировых рынках сырья на ближайшие 10-15 лет указывают на то, что вероятность прокладки по дну Каспия трубы по транспортировке нефти будет все расти и расти.

Кенжалы ЕСБЕРГЕН


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...