Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Кайрат Келимбетов: Успех - это результат правильного выбора цели



«Бюджетный комплекс» как новый способ работы правительства



В мажилисе презентован бюджет-2006. Правительство и депутаты вступили в жаркую двухмесячную дискуссию. Ситуацию с главным экономическим документом страны «Литеру» комментирует министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов.

- В парламенте началось обсуждение бюджета. Жаркими обещают быть баталии?
- Будем обсуждать, дискутировать, формировать, как и прежде, таблицу предложений. Обсуждение бюджета - это, пожалуй, один из важных моментов в работе парламента и правительства. Каждый депутат ставит те проблемы, которые волнуют его избирателей. При этом каждый депутат имеет право внести поправки в какие-то статьи. Но в соответствии с Бюджетным кодексом эти предложения должны быть обоснованы и очень детально проработаны.
- Бюджет стал прозрачнее?
- Просто так деньги никому не даются. В бюджетных заявках должна быть конкретная программа, объясняющая, на что именно нужны деньги. Затем заявки рассматриваются и по ним выносятся заключения на республиканской бюджетной комиссии, которую возглавляет премьер-министр. В ее составе все вице-премьеры, представители администрации президента, руководители ряда министерств и депутаты парламента от обеих палат. Так что бюджет формируется с участием всех ветвей власти, и при этом учитываются все интересы, все принятые государственные программы, и прежде всего поручения, исходящие из послания президента.
- А бывает, что депутаты «проталкивают» свои проекты?
- Заявители, бывает, зачастую предлагают сырые проекты. Дайте на такой-то проект столько-то денег, но при этом просчитанного обоснования, к сожалению, нет. Для того чтобы выделить средства на какой-то проект или программу, нужна точная концепция и расчеты: зачем, почему, где, когда и для чего. Нужно технико-экономическое обоснование, в конце концов.
Сегодня мы рассматриваем только те проекты, на которые есть программы и соответствующие документы. Например, Министерство образования и науки определяет, где строить школы. Вот три-четыре области, которые больше всех страдают от нехватки школ, там больше детей, оттуда и начнем. Минздрав подходит так же: вот в этих областях ситуация критическая, и им надо уделить особое внимание.
Должно быть четкое понимание, что невозможно решить все проблемы за один год, и, безусловно, есть приоритеты и очередность. Поэтому при составлении бюджета учитывается ситуация во всех регионах и идет распределение средств согласно определенным критериям. Кроме того, учитываются среднесрочные и долгосрочные планы, определенные в принятых стратегиях и концепциях. Например, кроме социальных программ сегодня очень важно реализовать стратегию индустриально-инновационного развития. При этом следует отметить, что все эти программы тесно взаимосвязаны между собой.
- Например?
- Возьмем стратегию индустриально-инновационного развития. На первый взгляд кажется, какое отношение она может иметь к образованию и здравоохранению? На самом деле самое прямое: очень важно, чтобы программа образования учитывала в своих планах будущие потребности в кадрах для реализации этой стратегии.
Уже с учетом стратегии увеличено количество грантов на инженерно-технические специальности, и это только один шаг. В дальнейшем нам надо построить обучение в школах с учетом индустриализации и инновационного развития.
В области здравоохранения также нужно построить систему обслуживания населения таким образом, чтобы в стране было здоровое общество. Государство, принимая долгосрочные стратегии, думает и о том, кто именно будет выполнять эти планы. Усиление социальных программ - это инвестиции в человеческий капитал, и именно этот фактор в будущем будет играть самую важную роль в построении развитого и конкурентоспособного общества.
- Но как понять, что сегодня важнее?
- Государственные приоритеты определены главой государства. А бюджет - уже конкурс. Кто-то лучше подготовлен, какие-то проекты сегодня важнее, какие-то можно оставить на следующий год. Обсуждение всех бюджетных вопросов начинается в начале года и заканчивается в августе. Конечно, абсолютно все бюджетные заявки не могут быть приняты. И так ежегодно увеличиваются расходы почти на 20 процентов, это влияет на макроэкономическую ситуацию, что тоже должно учитываться. У правительства кроме распределения средств прежде всего стоят задачи по диверсификации экономики и ухода от нефтяной зависимости, недопущению «перегрева» экономики, голландской болезни. Каждый бюджет должен рассматриваться сквозь призму этих задач.
- Назовите проекты, которые вы считаете наиболее значимыми для развития?
- Бюджетные инвестиции будут направлены на развитие социальной инфраструктуры, водоснабжения, автомобильных дорог, жилищного строительства, индустриально-инновационное развитие, содействие развитию аграрного сектора и городов Астаны и Алматы. На эти программы мы заложили 380,8 млрд тенге. Расходы Министерства обороны составят 81 млрд тенге. Это один процент к ВВП.
- Сколько планируется потратить на «социалку» в этом году?
- В соответствии с посланием главы государства на программы дальнейшего углубления социальных реформ на 2006 год предусматривается 348,2 млрд тенге, что на 68,9 млрд тенге больше, чем в текущем году. Размер пенсий будет проиндексирован с опережением уровня инфляции на 8 процентов. Получателям минимальной пенсии с учетом базовой пенсионной выплаты ежемесячно будут начисляться 9 696 тенге.
Повышаются размеры государственных специальных и социальных пособий по инвалидности на 1000 тенге и по потере кормильца в зависимости от количества иждивенцев от 300 до 1000 тенге. Это затронет 692 тыс. человек.
С 1 июля будут введены государственные пособия по уходу за ребенком до одного года. С января увеличиваются размеры пособия многодетным матерям с 1,9 МРП до 3,9 МРП. Контингент получателей составит 296,6 тыс. человек. Расходы на пособия на детей из малообеспеченных семей составят 3,6 млрд тенге.
Одним словом, на выплату государственных пособий в бюджете 2006 года предусматривается 112 млрд тенге с увеличением от плана текущего года на 28,7 млрд тенге.
11,1 млрд тенге составят затраты по переселению и приобретению жилья оралманам. По квоте прибудет 15 тыс. семей.
На 26,5 млрд увеличиваются расходы на образование. Это 10,1 млрд тенге на подготовку специалистов по программе «Болашак», 22 млрд - по государственным грантам, 8 млрд тенге на стипендии студентам. Кроме того, заложены статьи по строительству и реконструкции объектов образования и трансферты местным бюджетам.
На здравоохранение выделяется 78,6 млрд тенге. Это на 21,8 млрд больше, чем в этом году.
- Много говорилось о разграничениях бюджетов. Он по-прежнему формируется «сверху вниз»?
- Бюджетная комиссия учитывает предложения регионов, нужды областей. Разработка республиканского бюджета, бюджетов областей, городов Астаны, Алматы, районов осуществляется самостоятельно, основываясь на индикативных планах республики, областей, прогнозных показателях соответствующего бюджета. В свою очередь, основные прогнозные показатели местных бюджетов определяются соответствующей бюджетной комиссией и утверждаются местными исполнительными органами.
Во время работы республиканской бюджетной комиссии сначала детально просчитывались прогнозные объемы местных бюджетов на текущие цели и развитие, а затем уже формировались соответствующие статьи проекта республиканского бюджета. Так что бюджет формируется снизу вверх. А утверждаться будет сверху вниз.
- Что для вас лично означает бюджет? Кропотливую работу, досадные недоразумения или же шахматную игру?
- Все вместе, кроме недоразумений. Кажущийся скучным из-за обилия цифр бюджет на самом деле - увлекательная и сложная комбинация. Разумеется, в ходе работы возникают разные вопросы, в основном касающиеся определения приоритетов. Есть стратегия президента и видение, каким именно должен быть Казахстан в 2030 году. Документу уже восемь лет, и многое прописанное в нем осуществилось. Успех - это результат правильного выбора цели. Потому важно работать сегодня с учетом завтрашних планов и задач.
Бюджет - это главная смета государства, по которой мы будем жить в следующем году. А от того, насколько правильно мы потратим деньги сегодня, зависит как мы будем жить в будущем.

Доходы
Согласно прогнозам, в 2006 году общий объем поступлений в республиканский бюджет составит 1 трлн 469,4 млрд тенге (18,2 процента к ВВП), что в сравнении с плановыми показателями текущего года больше на 224,1 млрд тенге (на 18 процентов).
Прогноз доходов бюджета, включающий налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала и бюджетных изъятий из нижестоящих бюджетов, определен в сумме 1 трлн 445,8 млрд тенге или с ростом против плана 2005 года на 17,5 процента. Доходы республиканского бюджета в соотношении к ВВП составят 17,9 процента против плана 2005 года - 18,7 процента.
Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления, которые по сравнению с текущим годом увеличатся на 189,8 млрд тенге и составят 1 трлн 280,4 млрд тенге. Неналоговые поступления прогнозируются в сумме 37,7 млрд тенге со снижением против плана 2005 года на 2,9 процента.

Расходы
Расходы бюджета составят 1 трлн 583,2 млрд тенге (19,6 процента к ВВП), что по сравнению с расходами бюджета текущего года больше на 16,5 процента. В расходной части бюджета порядка 233 млрд тенге дополнительно направляются на реализацию мер, озвученных в послании президента народу Казахстана. Текущие бюджетные программы определены в объеме 1 трлн 108,7 млрд тенге или с ростом на 176,5 млрд тенге (на 18,9 процента), бюджетные программы развития - 474,4 млрд тенге или с ростом на 47,5 млрд тенге (на 11,1 процента).

Основные макроэкономические показатели бюджета
На 2006 год прогнозируются реальные темпы роста ВВП в размере 8,3 процента, что в денежном выражении составит 8 трлн 65 млрд тенге.
Индекс потребительских цен прогнозируется в интервале 5-7 процентов, расчетный курс тенге к доллару США в среднем за год составит 127 тенге, мировая цена на нефть (смесь Brent) - 47 долларов США за баррель. Экспортная цена на нефть прогнозируется в будущем году на уровне 35,3 доллара США за баррель.

Анель ДАВЛЕТГАЛИЕВА, Алматы


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...