Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Когда сыт, хочется зрелищ и комфорта

Техника, приобретенная казахстанцами в 90-х годах, постепенно доживает свой век. Доказательство тому - увеличение стоимости ремонта товаров длительного потребления в течение последнего года. По некоторым подсчетам, этот рост достиг почти одной трети стоимости новой техники. При этом объем починки также увеличился на треть.

По мнению экспертов, динамичное развитие экономики Казахстана, увеличение доходов наших граждан, а также реализуемая программа импортозамещения приведут к тому, что в ближайшие годы наши сограждане начнут тратить на приобретение товаров длительного потребления порядка 100 млрд против нынешних 400 млн тенге в год. Поэтому дистрибьюторы крупнейших торговых марок приготовились к поставке больших партий и уже прикидывают барыши.

По данным Национального банка РК, в августе текущего года непродовольственные товары подорожали на 0,4, а с начала года на 3 процента. Объем розничного товарооборота за январь - июль составил 705,2 млрд тенге, при этом доля непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота составляет 65,7 процента. В денежном выражении товары длительного пользования составляют всего 19,3 процента оборота розничной торговли. Рынок бытовой техники в Казахстане является одним из наиболее развитых с точки зрения насыщенности товарами и их реализации. По оценкам специалистов, его объем в 2004 году составил около 350 млн долларов США.

Столь агрессивная динамика роста объясняется, по мнению экспертов, следующими причинами. Во-первых, увеличением доходов населения. Среднедушевой денежный доход в реальном выражении увеличился по сравнению с 2004 годом на 6,3 процента и составил 32152 тенге. Во-вторых, дефицита продуктов питания уже нет. Прилавки супермаркетов ломятся от съестных товаров. А потому взор потребителя устремляется на непродовольственные товары, в том числе длительного потребления.

Характерно, что если раньше рост спроса на технику наблюдался в основном в Алматы, то теперь регионы Казахстана значительно опережают южную столицу по данному показателю. Это обусловлено тем, что алматинский рынок уже перенасыщен и противоборство спроса и предложения здесь происходит несколько медленнее, чем на периферии.

Кстати, по мнению некоторых маркетологов, более 25 процентов всего розничного рынка приходится на Астану и прилежащие к ней регионы. Ежегодно житель столицы вкладывает в обновление бытовой техники 300 - 350 долларов США.

По сравнению с предыдущим годом рост реализации наблюдался на всех рынках техники. Однако наибольшее увеличение, по данным центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований "BISAM Central Asia", наблюдался на рынке DVD-проигрывателей. Если в 2003 году в республике их было продано 55 тысяч штук, то в 2004-м - 134 тысячи, или на 142 процента больше. Еще более значительным рост данного рынка оказался в стоимостном выражении - 225 процентов за год!

Следующую ступень занимают телевизоры. За 2004 год в республике их было продано более 700 тысяч. То есть в прошлом году каждая шестая казахстанская семья приобрела новый телевизор. В стоимостном выражении емкость их рынка в 2004 году составила 222 млн долларов. Рост - 82 процента. Средняя цена покупки телевизоров, так называемый индекс-API, составила 311 долларов, или на 34 процента выше, чем в 2003 году.

Следующим быстро растущим сегментом является рынок аудиосистем. В 2004 году объемы реализации на нем выросли на 57 процентов - с 359 тысяч до 563 тысяч штук. В стоимостном выражении рынок вырос с 68 млн долларов до 128 млн долларов, то есть на 88 процентов.

Далее следует рынок стиральных машин (плюс 53 процента), видеокамер (49 процентов), СВЧ-печей (47 процентов), пылесосов (37 процентов), холодильников (36 процентов), сотовых телефонов (30 процентов) и видеомагнитофонов (15 процентов).

Кстати говоря, рынок сотовых телефонов, похоже, переживает сейчас бум контрабанды. Согласно мониторингу BISAM Retail Audit, количество сотовых телефонов, проданных через розничную сеть в 2004 году, превысило 1 миллион штук. Прирост по сравнению с 2003 годом - около 250 тысяч штук, или 33 процента. При этом аналитики обращают внимание на то, что стоимостная емкость рынка увеличилась на 67 процентов, составив 178 млн долларов. А средняя цена приобретаемых населением сотовых телефонов повысилась со 134 до 169 долларов, или на 26 процентов. Существенные расхождения между натуральными и денежными показателями прироста свидетельствуют о наличии на рынке немалого объема неучтенного товара.

Распределение же долей рынка в стоимостном выражении по товарным группам выглядит следующим образом. По данным мониторинга розничной продажи BISAM Retail Audit, на конец 2004 года лидировал рынок телевизоров - 18 процентов (в 2003 г. - 16 процентов), далее с неизменным показателем идут сотовые телефоны - 14 процентов, холодильники - 14 процентов (в 2003 г. - 13 процентов). Доля стиральных машин за год увеличилась с 11 до 12 процентов. А доля аудиотехники (micro-, mini-, midi- системы) увеличилась с 9 до 10 процентов.

Далее, по результатам 2004 года со значительным отрывом следуют принтеры - 5 процентов, видеокамеры и пылесосы - по 4 процента и видеомагнитофоны - 3 процента. СВЧ-печи заняли в 2004 году 3 процента рынка, доля DVD-проигрывателей выросла с 1 до 2 процентов.

Основной пик обновления бытовой техники у населения пришелся на 1993-1996 годы. И сейчас перед потребителем встает выбор: либо восстанавливать старую технику, либо приобретать новую, имеющую лучшие потребительские свойства.

Ремонтники бытовой техники уже почувствовали рост спроса населения на свои услуги. Один из менеджеров ремонтной компании рассказал, что объемы заказов постоянно растут, за последний год - примерно на 30 процентов. Средняя стоимость ремонта, скажем, холодильника в Алматы варьируется в пределах 7-15 тысяч, тогда как цены новых холодильников обычно начинаются с 30-40 тысяч тенге.

Сказывается и моральный износ бытовой техники. Для 70 процентов потребителей средние сроки службы таких приборов, как компьютеры, телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-плейеры, музыкальные центры, холодильники, стиральные машины и т. д., сократились в силу морального износа с 12 до 5-8 лет.

Существует и другая проблема, заставляющая потребителей все чаще менять бытовую технику: она просто выходит из моды. Здесь прежде всего "повинны" азиатские производители, которые всемерно стремятся стимулировать частую смену бытовой техники.

Таким образом, оборот товаров длительного пользования ускоряется, и это обстоятельство должно способствовать росту активности покупателей в соответствующем сегменте потребительского рынка. Если учитывать сложившийся период обновления бытовой электроники, то активный рост потребительского спроса на данные товары должен возникнуть на рубеже 2005-2006 годов и продлиться три-четыре года. Для бытовой техники потребительское давление на рынок должно начаться в 2007-2008 годах с активным спросом на эти товары в течение пяти-шести лет.

Опрос алматинских дистрибьюторов позволяет сделать вывод о том, что они еще не ощутили резкого увеличения спроса на товары длительного потребления. Это можно объяснить следующими причинами.

Во-первых, большая часть населения республики, чтобы купить холодильник, телевизор, компьютер и т.п., копит необходимую сумму. Среднемесячная заработная плата одного работника в июне 2005 года, как мы уже говорили, составляла по стране 32152 тенге. На эту сумму можно приобрести, допустим, телевизор. Однако если у семьи нет других заработков, то ей придется жить до следующей зарплаты впроголодь. Естественно, на телевизор откладывается только незначительная часть суммы.

Поэтому большинство населения стремится не покупать новую, а ремонтировать теряющую ресурс технику, не учитывая, что практически все известные торговые представители на казахстанском рынке товаров бытовой электроники предлагают системы скидок и кредитов. Ведь если приобрести технику сразу или накопить нужную сумму не удается, то кредит - наиболее оптимальное решение, которое на Западе давным-давно в порядке вещей. Насколько мы следуем его примеру?

По данным Национального банка РК, на июль этого года объемы кредитования физических лиц на потребительские цели составили свыше 222 млн тенге. Из них на кредиты, которые предоставляются под покупку конкретного товара прямо в магазине, пришлось не более 50 млн тенге.

Рынок потребительского кредитования ежегодно удваивается, однако сейчас он покрывает всего десятую часть того объема денежных средств, которые могут тратиться на товары длительного пользования через год-два. Да, далеко не всех заемщиков можно отнести к аккуратным - объем просроченной задолженности населения банкам по потребительским кредитам в тот же период составил 2ямлрд 523 млн тенге. Именно с тем, чтобы все-таки покрыть потери из-за невозврата и просрочки погашения долгов, связаны высокие процентные ставки "магазинных" кредитов, достигающие 30 процентов годовых при среднем их уровне 15-20 процентов.

Между тем для населения кредит удобнее, поскольку покупатель пользуется приобретенным товаром до того, как накопил необходимую сумму. Но многие кредитные компании, особенно в регионах, пока буксуют, из-за того что у большей части населения сохранился психологический стереотип: в кредит ничего не брать, все платить сполна, в долги не залезать!..

Причина проста: многие покупатели боятся пользоваться кредитом из-за неуверенности в том, что сумеют его выплатить полностью и в срок. Стереотипы, оставшиеся у людей со времен дефицита товаров, до сих пор имеют большое влияние на потребительское поведение людей, которые продолжают копить деньги, в том числе и на покупку товаров длительного пользования. Хотя если холодильник совсем сломается и не подлежит ремонту, его придется покупать в любом случае - хоть в кредит, хоть занимая деньги у родных и знакомых.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ

 


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...