Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Деньги любят полумрак

Светлана Грибанова

Главная особенность крупного бизнеса в Казахстане - отсутствие открытых сведений об учредителях и акционерах компаний. Информация о том, кто “стоит” за каким-либо предприятием, известна лишь узкому кругу особо осведомленных лиц. Иногда журналистам, которые пишут на темы экономики. И почти никогда - общественности. Все это напоминает мафиозную организацию, когда “босса” в лицо знают несколько приближенных “сподвижников”. Проблема прозрачности эмитентов встала с особой остротой сегодня в связи с программой развития фондового рынка в Казахстане: инвесторы не хотят вкладывать деньги в “кота в мешке”

На прошлой неделе были подведены итоги первого в республике ежегодного конкурса годовых отчетов финансовых институтов и публичных компаний - Annual Report-2005. Порядка 20 компаний из различных секторов экономики представили свои годовые отчеты на суд компетентного жюри, куда вошли известные финансисты, бизнесмены и дизайнеры. Конкурс стал поводом поднять тему информационной прозрачности компаний.

Эксперты, проанализировав отчеты и представленную в них информацию, пришли к общему выводу: наши компании могут достичь уровня прозрачности иностранных компаний, работающих в Казахстане, только в течение следующих пяти лет. Причем наименее транспарентными являются национальные компании, зато субъекты финансового рынка - банки, накопительные пенсионные фонды и страховые компании - продемонстрировали довольно высокую информационную прозрачность. Их уровень колеблется от 3,5 до 3,7 из 5 возможных. За ними следуют компании телекоммуникационного сектора: уровень оценивается в 2,7. Аутсайдерами стали предприятия металлургической и горнорудной промышленности. У них разрыв с лидерами составляет 2 - 2,5 раза.

Причин тому несколько. Одна из главных заключается в том, что прозрачность - основа существования финансового сектора, поскольку их деятельность напрямую зависит от доверия предприятий и физических лиц. К тому же в последнее время банки активно обращаются на внешние рынки заимствования, а кто же из зарубежных инвесторов даст деньги неизвестно кому? Кроме того, уровень прозрачности банков и образуемых ими финансовых групп повысился благодаря программе реформирования всей системы и переходу на международные стандарты отчетности.

Эксперты отмечают, что в последнее время наблюдаются новые факторы информационной прозрачности компаний. Если до сих пор открытость была частью положительного имиджа, то теперь на первый план выдвинулась производственная необходимость: транспарентность позволяет снизить стоимость заимствований, найти лучших партнеров и клиентов, повысить эффективность менеджмента, привлечь хороших специалистов. Вообще, сегодня прозрачность становится дополнительным конкурентным преимуществом для компаний.

Однако далеко не все компании готовы раскрыть всю подноготную своего бизнеса. Вообще, сокрытие информации - неотъемлемая часть казахстанского бизнеса, преимущественно олигархического: как известно, на долю финансово-промышленных групп (ФПГ) приходится 80 процентов ВВП страны. Если на Западе основным источником дешевого финансирования является фондовый рынок, то у нас основным способом привлечения денег, при котором не требуется полное раскрытие информации, остаются банковские кредиты. На фондовый рынок выходят в основном банки, которые размещают свои облигации. Рынок акций, где от эмитента требуют транспарентности, у нас почти не развит. Кстати, многие эксперты считают, что именно непрозрачность является тормозом на пути развития фондового рынка в Казахстане. Зачем ФПГ раскрываться, если они и так получат деньги от банков, входящих в их группу? Очень редко крупные компании привлекают финансирование из-за рубежа, где обычно размещают свои облигации. Вот там им приходится раскрывать всю информацию о себе.

По словам Тимура Назханова, исполнительного директора Форума предпринимателей по Алматы, тема транспарентности предприятий особенно актуальна в связи с переводом казахстанского капитала за рубеж, работой с иностранными партнерами, включая создание СП. Вступление Казахстана в ВТО также потребует от компаний большей информационной открытости. Однако прозрачность зависит не только от желания самого предприятия, но и от правил игры на этом рынке, в этом обществе. Правила взаимоотношений: бизнес - государство меняются настолько часто, что предприятия в условиях такой нестабильности опасаются раскрываться, чувствуя свою незащищенность от госорганов. По крайней мере, 90 процентов малых предприятий, по словам г-на Назханова, непрозрачны. Это происходит из-за незнания законов и подзаконных актов, которые могут обновляться чуть ли не ежемесячно. В общем, лучше уйти в подполье и пересидеть: вдруг не заметят.

Глава рабочей группы по корпоративному управлению при Ассоциации финансистов Казахстана Ерлан Балгарин считает, что не нужно требовать прозрачности от более чем 1800 акционерных обществ Казахстана. Открытость, по его мнению, нужна тем организациям, которые работают с населением: оказывают платные услуги, как телекоммуникационные компании, или принимают депозиты, как банки. Но это не значит, что прозрачность и открытость не выполняют социальную функцию. Это нужно самим компаниям, чтобы завоевать доверие общества.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...