Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Узкая колея - не ушко иголки. Она станет надежным транспортным мостом между Азией и Европой


Во время официального визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Казахстан между министерствами транспорта и коммуникаций РК и железных дорог КНР был подписан меморандум о совместных исследованиях возможности строительства Трансказахстанской железнодорожной магистрали (ТКЖМ).

По его итогам глава государства Нурсултан Назарбаев поручил нашему Минтрансу совместно с АО «НК «КТЖ» активизировать сотрудничество с китайской стороной по проекту строительства новой магистрали.

Несколько месяцев назад было создано АО «Трансказахстанская магистраль», которое будет непосредственно курировать осуществление проекта, взаимодействовать с потенциальными инвесторами, вести всю организационную работу по ее финансированию. О перспективах и планах развития проекта рассказывает президент АО «Трансказахстанская магистраль» Ермек Кизатов.

- Ермек Ануарбекович, чем вызвана необходимость такой масштабной стройки, пересекающей практически весь Казахстан?

- Общий объем товарной массы, перевозимой в сообщении Европа-Юго-Восточная Азия, международными аналитическими центрами оценивается в 330-340 млрд долларов. Из этого количества к казахстанским и российским коммуникациям тяготеет до 20 процентов общего объема перевозок.

Анализ товарооборота показывает, что увеличение объема производства на один процент ведет к росту перевозочной работы на полтора процента. В этих условиях неизмеримо возрастает роль и значение транспорта. При этом в первую очередь ожидается рост контейнерных перевозок как наиболее современных форм перемещения товаров.

В настоящее время основной объем грузоперевозок в сообщении между азиатскими и европейскими странами обеспечивается морским транспортом, поскольку большинство стран Европы и Юго-Восточной Азии являются государствами, имеющими выход к морю. Свидетельством перспективного роста грузооборота является реализация крупных проектов, направленных на строительство новых портов и расширение существующей портовой инфраструктуры в странах Юго-Восточной Азии. Одновременно судоходными компаниями проводится соответствующая тарифная политика, направленная на увеличение объема перевозок морским транспортом.

Сейчас в сообщении Азия - Европа только 1,5 процента грузов перевозится по суше. В условиях беспрецедентного роста внешней торговли Юго-Восточной Азии, опережающего темпы развития инфраструктуры морского транспорта, возникает необходимость развития трансконтинентальных перевозок посредством усиления западной части железнодорожной инфраструктуры КНР, которая пока не задействована на всю мощь.

Следует отметить, что большинство новых проектов строительства трансконтинентальных маршрутов разрабатывается в обход территории Казахстана, несмотря на его благоприятное географическое расположение. Во избежание риска транспортной изоляции страны от мировых (евро-азиатских) потоков грузов и в условиях продолжающегося роста товарооборота между азиатскими и европейскими странами все более актуальной становится идея возрождения существующих или организация новых наземных транспортных коридоров. В частности, возрождение Великого Шелкового пути, исторически проходившего через территорию Казахстана, что в конечном счете должно привести к созданию комплексного Евразийского трансконтинентального моста. Он позволит сократить на 8-12 тысяч километров путь по сравнению с морским через Суэцкий канал или вокруг Африки.

Все это в полной мере относится к проекту нового альтернативного наземного транспортного коридора и его недостающего звена - Трансказахстанской железнодорожной магистрали колеи 1435 мм. Магистраль проляжет от станции Достык до госграницы с Туркменией с возможностью ее продления через территорию этой страны и соединением с железнодорожной магистралью шириной 1435 мм. И уже дальше с выходом на европейские рынки через Турцию. Технико-экономическое обоснование проекта практически завершено. Строительство первого этапа ТКЖМ планируется начать в будущем году.

В целях изучения возможных рисков, в том числе обеспечения гарантированных объемов грузов, а также всестороннего анализа проекта ТКЖМ, правительством РК создается межведомственная комиссия с участием всех заинтересованных ведомств и международных экспертов.

- Ермек Ануарбекович, является ли иранский вариант прохождения трассы ТКЖМ окончательным? Ведь самый короткий путь в Европу через Россию?

- В ТЭО рассмотрен международный транспортный коридор (МТК), начинающийся в КНР, с основным звеном - ТКЖМ, проходящей по территории Казахстана и далее через Туркмению, Иран и Турцию на Европу. С точки зрения транзитных возможностей и единой колеи железнодорожного пути этот коридор интересен для многих стран и нашел в них политическую и техническую поддержку, что уже сегодня нашло отражение в ряде межправительственных меморандумов.

Вместе с тем имеются некоторые трудности в реализации указанного направления проекта, такие, как сложности политической ситуации в Ближневосточном регионе, слабая оснащенность и низкая провозная способность иранских железных дорог, а также технические сложности и необходимость больших капиталовложений в турецкие железные дороги.

Несомненно, маршрут прохождения ТКЖМ через территорию России, Украины или Белоруссии является более коротким и рациональным. И нами не исключается такой вариант, однако необходимо учитывать, что Россия крайне заинтересована в загрузке Транссибирской магистрали и рассматривает ТКЖМ как конкурентную магистраль. Вместе с тем проект ТКЖМ не преследует цели конкурировать с ТРАНССИБом, а ориентирован на перспективные объемы грузов западного Китая и части грузов, перевозимых морским транспортом. Работа по изучению альтернативных вариантов маршрута продолжается и в настоящее время, свидетельством чего стала недавно организованная международная конференция с участием экспертов России, Украины, Китая, предметом обсуждения которой стала ТКЖМ.

- Каким образом будет происходить финансирование магистрали? Будут ли привлекаться иностранные инвестиции или бюджетные средства?

- Учитывая значительный объем капиталовложений в проект (а это более 4,5 млрд долларов США), предполагается на стадии предпроектных решений создать международные организации по концентрации капиталовложений и технических возможностей всех заинтересованных государств. Это необходимо для того, чтобы обеспечить движение по международному транспортному коридору в предельно сжатые сроки. Ведь всякое затягивание строительства сильно увеличивает затраты и дает конкурентам большую свободу маневра.

Для обеспечения взаимной заинтересованности всех стран, обеспечивающих жизнеспособность коридора, целесообразно привлечь на строительство ТКЖМ иностранные капиталовложения, и в первую очередь стран - участниц проекта. Среди них особое предпочтение будет отдано китайским инвесторам как гарантам обеспечения загрузки новой линии.

Для участия частного капитала предполагается использовать опыт западных стран по применению концессионных механизмов в сфере создания и управления инфраструктурой. Наиболее приемлемой здесь является модель ВОТ (строительство, управление и передача), в ее рамках предполагается реализация проекта за счет концессионера, после чего последний получает право на эксплуатацию объекта в течение срока, достаточного для окупаемости его инвестиций, по истечении которого объект передается государству безвозмездно.

В настоящее время такой подход наглядно демонстрируется на примере строительства железнодорожной ветки Шар - Усть-Каменогорск, инициированного инвестиционным фондом Казахстана. Создаваемая для него правовая основа вполне может быть использована при строительстве ТКЖМ.

- Какие новые технологии и технические решения будут применяться при строительстве? Будут ли они соответствовать международным стандартам качества?

- Принятые на основе технико-экономического сравнения различных вариантов технические решения Трансказахстанской магистрали соответствуют требованиям международных стандартов. Учитывая, что трасса ТКЖМ будет проходить по малонаселенным территориям Казахстана, предпочтение в проекте отдано конструкциям и устройствам, требующим малолюдного обслуживания при сохранении достаточной надежности всех устройств и обеспечении основных параметров железной дороги.

Для внедрения современных технических решений предусмотрена разработка и ратификация международных стандартов по проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог колеи 1435 мм.

Следует особо отметить, что основные решения в проекте полностью соответствуют закону Республики Казахстан «Об охране окружающей природной среды». Они нацелены на обеспечение экологической безопасности и снижение вредного воздействия строительной и последующей эксплуатационной деятельности на естественные экологические системы Казахстана.

- Итак, главные плюсы новой магистрали?

- Реализация проекта при исполнении всех мероприятий и условий ТЭО позволит привлечь грузопотоки между странами Азии и Европы на сумму более семи миллиардов долларов США в год, между КНР, Ираном и Турцией - до двух миллиардов. Перевозки в виде нефти, продукции металлургии строительных и других материалов между Россией, странами Ближнего Востока и КНР (западные провинции) - на один миллиард долларов.

Кроме того, весьма важным является то обстоятельство, что трасса ТКЖМ проходит по регионам Казахстана, богатым полезными ископаемыми и перспективными в плане их освоения.

Развитие казахстанского транзита, основанного на формировании нового транспортного моста между Азией и Европой, модернизация коммуникаций безусловно будут способствовать росту производства, занятости населения, повышению его доходов в регионах, решая тем самым ряд социальных проблем и повышая налогооблагаемую базу государства. Транзитные перевозки будут способствовать совершенствованию не только транспортной системы и смежных с нею отраслей, в том числе и сопутствующих сервисных услуг, но и экономики Казахстана в целом.

Нурлан КУАТОВ, Астана


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...