Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Правда о реальной стоимости жилья в Казахстане: почему и кто нас обманывает

№ 39 (252) от 03.10.2005
Сергей ТУНИК, Алматы

Еще не так давно я наивно считал, что любой отечественный предприниматель, изо всех сил убивающийся в сфере производства стройматериалов, изделий и конструкций, мучительно страдает. Во-первых, от жуткой конкуренции со стороны импортеров, завозящих дешевый товар. Во-вторых, от несговорчивых строителей, не желающих покупать товары с маркой «Сделано в Казахстане» вследствие, якобы, низкого качества и цены, задранной до небес. И, в-третьих, нехватки средств, чтобы развернуть мощное производство, на котором можно выпускать недорогую и качественную продукцию.

Как бы не так! Попытки выяснить, насколько все это соответствует действительности, почти у трех десятков наших крупных производителей натолкнулись на вежливые, но жесткие отказы. Формулировки были разными: от «мы считаем, что сейчас такие вопросы нецелесообразны, позвоните через месяц-другой» до «мы не даем интервью средствам массовой информации» и «нам реклама не нужна». Природу этого посыла по известному народному адресу раскрыл давний товарищ, который давно работает в сфере стройиндустрии в качестве убедительного переговорщика и умелого трейдера:

- Минимум, четверть предприятий в этом секторе работает и реализует свою продукцию «втемную», так что цены на стройматериалы и стройизделия на самом деле не так уж высоки, как об этом истошно вопят все строительные компании.

- А как же цемент, кирпич, железобетонные конструкции, другие составляющие больших строек? Этим летом цены на них подпрыгнули в разы!

- А ты посмотри, кто задрал цены: почти все это конторы, так или иначе либо напрямую связанные со строительными долгосрочными договорами, либо просто аффилиированные конторы. Заметь, антимонопольщики даже не рыпались, когда цены не полезли - рванули вперед. Молчали, как будто им кляп в пасть воткнули. Значит, кто-то круто наваривается на этой ситуации.

- Но есть же вполне честные и открытые предприятия стройиндустрии, которые просто работают, производят продукцию, продают ее…

- Есть. И они тоже работают с «китами». По тем же ценам, что и год, и два, и три назад. Рост цен у них - минимальный. Но эти ребята не собираются кричать о том, что у них цены не растут - чтобы и дальше без проблем продавать продукцию строителям. Потому что конкуренция тут жесткая…

Смотреть по телеку рекламу «элитного» жилья, изукрашенного алюкобондом, мрамором и гранитом, столь же вредно, как пить водку в компании незнакомцев подозрительной наружности. Однако строители на «голубом глазу» утверждают, что использовали исключительно «элитные» материалы, к которым (если верить указанным заклинаниям) можно отнести даже гвозди. При этом руководитель одной из «элитных» строительных компаний даже заявил нынешним летом, что «не осталось ни одной позиции по конструкциям, материалам и изделиям, которые бы не выросли в цене».

Разумеется, меня сразу начали терзать смутные сомнения. И тогда я отправился по адресам, указанным в специализированных справочниках…

Сектор сухих строительных смесей, красок, разнообразных строительных клеев, эмульсий и прочих материалов подобного рода, как выяснилось, не претерпел существенных ценовых потрясений. Более того, руководители двух фирм, специализирующихся на производстве этой продукции, с которыми мне удалось встретиться, яростно отвергли мои предположения в том, что они на ровном месте подняли стоимость своего товара:

- Сухие строительные смеси остановились в цене года три назад и никак не растут!

- Это результат высокой конкуренции?

- Еще какой! Три года назад только в Алматы было 3-5 компаний, сейчас 25-30. Мы вынуждены оглядываться на конкурентов, хотя были на этом рынке первыми, а цены у нас даже выше, чем у них!

- А импорт?

- Он погоды не делает! Качество такое же, но люди не идиоты, чтобы такой же товар покупать дороже… У нашей компании, а мы крупные производители, много солидных оптовых покупателей, для них мы даже скидку делаем: бесплатно по городу товар развозим… Вот сейчас в стране строительный бум. И хотя мы ежегодно наращиваем объемы производства на 25-30 процентов, осваиваем новую номенклатуру, все равно не успеваем удовлетворять запросы рынка…

Справка «Мегаполиса»: Из «Программы развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в Республике Казахстан на 2005-2007 годы»:

«Данная отрасль не отличается особой разветвленностью, многие товары… не выпускаются отечественными производителями. Низкими темпами осуществляется перевооружение предприятий по производству цемента, теплоизоляционных, стеновых, кровельных, отделочных материалов и других изделий. На сегодняшний день отечественная промышленность строительных материалов способна удовлетворить лишь часть строительных потребностей Казахстана, и, как следствие, существенную долю занимает импортная продукция, не допуская дефицита практически по всем видам строительных материалов».

***

Гражданин Ирана Мансур Мохарамзаде открыл в Алматы небольшое предприятие по производству жалюзи, сухих строительных смесей, клеев, красок, эмульсии, облицовочной и тротуарной плитки несколько лет назад. Ежегодно наращивает объемы производства на 15-20 процентов - ситуация на рынке строительства позволяет. Но за рынком не следит принципиально:

- Если кто-то купил у меня товар и убедился в том, что его качество хорошее, то обязательно скажет об этом своим друзьям. И эти люди пойдут ко мне. Я только одного не могу понять: почему государство разрешает торговать контрабандой? Посмотрите на строительных барахолках китайский товар, который вообще нельзя назвать качественным. Но кто-то его покупает и потом использует?..

- Вы планируете расширять производство, ассортимент своей продукции, вводить международные стандарты качества?

- Я хочу. Но здесь, в Казахстане, очень высокие налоги, мало специалистов, очень плохое качество цемента для плитки и очень много контрабандного товара. Поэтому международные стандарты качества здесь будут не очень скоро. Даже чтобы разливать краску в емкости - мне пришлось настроить производство этих емкостей, потому что в Казахстане такие делают, но качество - никакое.

- Как часто вы поднимали цены на свою продукцию?

- Только на ту, в которую входит цемент. На другие цена осталась прежней. Я только не могу понять: почему инфляция такая маленькая, а цемент за год поднялся в цене с 7 тысяч тенге за тонну до 12 тысяч?..

Справка «Мегаполиса»: Из «Программы развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в Республике Казахстан на 2005-2007 годы»:

«В настоящее время тарифное и ценовое давление предприятий-монополистов (цены на газ, топливо, электроэнергию, перевозки) создает дополнительные трудности при прогнозировании экономической обстановки в отрасли… Спрос на строительные материалы характеризуется сезонностью… Можно утверждать, что ин-фраструктура рынка строительных материалов в Казахстане еще не сформировалась».

***

Некогда знаменитый завод «Каз-мрамор» в 2001 году практически остановил производство. Новые хозяева сумели наладить производство в самые сжатые сроки и сегодня выпускают более 3000 квадратных метров облицовочной плитки в год из мрамора и гранита. Плюс подоконники, барные стойки и другие изделия.

Над головой хозяина предприятия - плакаты BEATLES, в углу - коврик для занятий йогой, а о своих прямых конкурентах Арман Жубанов отзывается в стиле «эту станцию мы давно проехали»:

- Наши клиенты - это солидные строительные компании на территории всей республики. У нас высокое качество продукции, солидные объ-емы и вполне приемлемая цена.

- Как часто вы повышали ее?

- За последние три года не повышали.

- Существует ли конкуренция с импортной продукцией?

- Тут можно говорить только о деталях. В целом качественный импорт составляет очень небольшой процент. В основном идет очень некачественный продукт из Китая.

- А как же знаменитый итальянский мрамор, о котором постоянно говорят крупные строительные компании?

- Его доля на нашем рынке очень невелика: дорогой товар! Я считаю, что наши граниты и мрамор - лучшие в мире. И в течение ближайшего года мы собираемся увеличивать производство в два раза. А сейчас мы хотим предложить рынку новый отделочный камень - травертин…

- Вы в курсе, что правительство работает над созданием кластера стройиндустрии?

- Меня правительство об этом не информировало…

***

По словам доцента кафедры геологической съемки, поиска и разведки месторождений полезных ископаемых Казахского национального технического университета имени Сатпаева Галины Баймахановой, до недавнего времени травертин вообще не воспринимали, как очень качественный и экологически чистый отделочный материал. Прежде всего потому, что изучать его свойства и технические параметры было некому: отечественная наука до сих пор «в загоне». Между тем травертин гораздо выгоднее ракушечника и прочих отделочных материалов из «химии», которые так нравятся нашим строителям.

- Нам надо уходить от искусственных материалов, иначе станем полигоном для внедрения «грязных» строительных технологий. В республику в большом количестве завозят пластиковые панели, которые в итоге обходятся очень дорого. Во-первых, в нашем климате они недолговечны. Во-вторых, в экологическом и санитарном плане они вредны для здоровья: мы дышим «химией», их утилизация сопряжена с загрязнением окружающей среды. Посидите неделю-другую в помещении, где все из пластика - голова обязательно заболит. Нормальные города с комфортным и экологически чистым жильем должны строиться только из экологически чистых материалов. И Казахстан в этом смысле - экологический рай. У нас есть все виды глин, карбонатные материалы, да все есть! Из этого и надо строить, а не пользоваться сомнительным импортом.

- Почему же не строят?

- Наверное, строителям это не выгодно… Кстати, когда в начале 90-х годов греки стали выезжать из Каратау на историческую родину, знаете, что они везли с собой?

-?!.

- Мраморную крошку! Вагонами! Хотя, казалось бы, Италия с ее мрамором под боком. Но там он дорогой. «Кубик» - кубический метр настоящего каррарского мрамора - 1000-1500 долларов!

- А наш?

- Наш… От 300-500 и выше. Вообще мрамор - камень капризный. Его цена зависит от многих качеств. А травертин - дешевле…

- А гранит? Почему при том, что в Казахстане его много и разных сортов, его ввозят из Китая?

- Потому что он там дешевый, не очень качественный, более хрупкий, а еще там овладели технологией распиливания и затирки мелких трещин, которые через пару лет все равно проявятся и эти гранитные пластины разрушат. А наши граниты могут держаться веками!..

***

«Мегаполис» только начинает расследование, почему жилье в Казахстане растет столь стремительными темпами. Понятно, что земля во многих городах дорогая, хотя непонятно, с какого перепугу она выросла в цене на порядки. Впрочем, по словам сведущих людей, аппетиты чиновников, «раздающих» участки под строительство, растут быстрее, чем растут этажи новостроек.

Непонятно также, где казахстан-ские банки видят разнообразные «кризисы», ввиду чего выдают строителям «короткие» кредиты под несусветные проценты.

Отсюда отчасти понятны аппетиты строителей, заламывающих космические цены за свои квадратные метры, но непонятны их оценки возможностей вероятных покупателей. Ссылки на производителей стройматериалов, конструкций и прочих товаров в этой сфере, якобы задирающих цены, тоже не имеют под собой аргументированных объяснений. Пресловутая цена за квадрат в 350-450 долларов давно превратилась в некий виртуальный артефакт Государственной программы развития жилищного строительства…

Совершенно очевидно, что правительство, задумав эту программу, поставило телегу впереди лошади, забыв, что сначала надо было думать о программе развития стройиндустрии. Поэтому мы имеем то, что имеем: «элитные жилые комплексы», возведенные с применением «грязных» и некачественных стройматериалов, сумасшедшие цены, разочарование населения в ипотеке и множество других минусов, превратить которые в плюсы в ближайшие года два-три будет очень сложно.

Мы все же попробуем разобраться, кто же крайний в этой цепочке и пройти ее до конца. Потому что нам здесь жить.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...