Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Полицейские и угонщики - кто кого?

Полицейские и угонщики - кто кого?

Количество автотранспорта увеличивается из года в год. Соответственно, растет и число угонов. При этом далеко не все похищенные автомобили возвращаются к законным владельцам. Одни авто разбираются и продаются по запчастям, другие уходят не только в другие города, но и государства. Не секрет, что и по казахстанским дорогам ездит немало автомобилей, похищенных в странах дальнего и ближнего зарубежья. О том, возможно ли вычислить краденый автомобиль, защитить свое авто от угона и какова ситуация с подобными преступлениями в различных городах, рассказывают наши корреспонденты.

Астана: Столичные авто крадут на запчасти

В Астане, как и в любом другом регионе республики, автомобили угоняют и воруют, но, учитывая, что в столице на выездах из города стали действовать системы автоматической идентификации номерных знаков и специальные заградительные системы определения разыскиваемых автомобилей, угонщикам стало сложнее.

И все же сама схема угона и реализации проста. После угона автомобиль за считанные часы разбирается на запчасти и продается на базарах и в магазинах. Автомобили попадают на столичный рынок по-разному: новые - через официальных дилеров, подержанные гонят из Европы и Японии. Причем японские доставляются через Усть-Каменогорск, там их покупают подешевле и продают столичным автолюбителям. Европейскими автомобилями «рулят» петропавловские продавцы, организовавшие массовые поставки из Прибалтики, Польши и Германии. Самостоятельно за рубеж за автомобилем столичный люд почти не выезжает - слишком тяжелым стал путь через границы. Что касается наиболее популярных у похитителей марок автомобилей, то на первом месте стоят российские автомашины (особенно ВАЗ-21099), которых угоняется около 35%, иномарки немецкого производства (22%). На автомашины японского производства («Мазда», «Тойота», «Ниссан», «Мицубиси») приходится около 18%. Наибольший рост краж и угонов автотранспорта (около 62%) приходится на весенне-летний период. По данным Дорожной полиции, хищения автомобилей совершаются везде, но чаще всего - по месту жительства владельцев автомашин (около 70%), в местах скопления автотранспорта (около 18%), из гаражных кооперативов (около 21%).

Социальный анализ лиц, совершающих кражи и угоны автотранспортных средств, показал, что наиболее часто преступник - это молодой человек в возрасте от 18 до 30 лет, зачастую действующий не один, а в составе преступной группы. При подготовке к хищению автомобиля злоумышленниками активно изучается образ жизни потенциальной жертвы и установленная охранная система. Через связи в автосервисах, на мойках, автостоянках, в автомагазинах, мастерских, фирмах - установщиках охранных систем преступниками приобретаются дубликаты ключей, коды, пароли, и хищение автомобиля проходит быстро и без технических проблем. По данным Интерпола, около 40% похищенных в странах Западной Европы автомашин реализуются в странах СНГ.

Караганда: Доверяй, но проверяй

В Караганде особых проблем с сохранностью машин не существует, так как охраняемые стоянки есть едва ли не в каждом микрорайоне города.

Автовладельцы считают, что на платной стоянке автомобиль надежнее защищен от угона, нежели в неохраняемом гаражном массиве. Однако, по сведениям УДП Караганды, некоторое количество угонов совершается и с охраняемых стоянок, особенно в центре города. Стоянки, как правило, переполнены, и охранники просят владельцев оставлять ключи от машин, чтобы в случае чего освободить проезд для другой машины. Часто случается, что именно охранники, разбавив свое ночное одиночество алкоголем, едут кататься на вверенном им автотранспорте.

Бывает, что граждане заявляют об угоне для того, чтобы скрыть другое преступление. Буквально на днях в УДП Караганды поступило сообщение об угоне ГАЗ-59. Машину, груженную трубами, вскоре нашли в поселке у шахты Кировской. Оказалось, что местные жители поймали двоих неизвестных, которые резали водоотвод под действующей железной дорогой. Пообещав, что восстановят водоотвод, нарушители оставили в поселке в залог свой грузовик - и заявили об угоне.

Чаще всего угоны авто совершаются молодыми людьми, которые используют подвернувшиеся транспортные средства вместо такси. Хищения же, судя по маркам угнанных машин, происходят в целях продажи транспорта на запчасти. Как правило, это советские автомобили, снятые с производства: они пользуются спросом, но запчасти уже не выпускаются заводами-изготовителями.

Петропавловск: Лопух - находка для преступника

В Северо-Казахстанской области зарегистрировано 75 542 единицы транспорта, из них 32 550 - в Петропавловске.

В области нет конкретных криминальных групп, промышляющих угоном автотранспорта, так же как нет отработанных схем разбора угнанных машин на запчасти. Как ни банально это звучит, но чаще всего угон машины в Петропавловске - это «случайность», причина которой - безалаберность владельца. Угоняют машины в основном в центре города в вечернее время. Водитель оставляет свой автомобиль без присмотра - припаркованным у обочины или во дворе дома - и идет в кафе, пивной бар или просто на обед домой. Был и такой случай, когда машину угнала девушка - случайная знакомая владельца, которую он ненадолго оставил в своей машине, а ключ забыл в замке зажигания. Машину нашли… правда, разбитую. В последнее время проблемным вопросом для дорожных полицейских стали СТО. Многие автовладельцы не подозревают, что ни СТО, ни платные автостоянки фактически не несут ответственность в случае угона авто с их территории. И доверять им свою собственность (да и еще и с ключами, как часто бывает) без соответствующего письменного договора - такая же безответственность, как и оставлять дверь в квартире распахнутой настежь.

Тараз: Все, что плохо стоит…

Для таразских угонщиков нет ничего аппетитнее старых советских автомобилей. Наивные предположения автовладельцев, что «Жигули» да «Москвичи» не интересуют местных деточкиных, опровергаются суровой статистикой - 80% угонов приходится именно на эти марки авто.

В этом году по сравнению с прошлым наблюдается снижение количества угонов почти на 30%. Но 35 водителям все же пришлось изрядно понервничать, разыскивая своих «железных коней». Четверо из них до сих пор вынуждены ходить пешком.

Таразские сотрудники ДПС уверяют, что угоны происходят в основном неорганизованно и спонтанно, по принципу: пришел, увидел - угнал. Редки случаи действительной охоты за тем или иным автомобилем. Жертвами в большинстве случаев становятся обеспеченные соседи и родственники самих угонщиков. Не спасает при этом ни сигнализация, ни хорошо укрепленный гараж, ни даже собака, предупредительно оставленная в салоне. Удивительно, но автомобили «теряются» не в глухих микрорайонах, а на самых центральных улицах Тараза. Любители парковки вблизи ресторанов и питейных заведений, пусть даже платной, рискуют вернуться домой на своих двоих.

- В последнее время профессиональные угонщики стали попадаться нам реже, - комментирует ситуацию начальник оперативно-розыскного отдела УДП Жамбылской области Садридин Малябаев, - но любителей прокатиться на краденом авто меньше не становится.

В прошлом году большим «спросом» в Таразе пользовались «Ауди». Была разоблачена группа угонщиков, которые благодаря наличию специального ключа успели за короткий срок обесколесить восьмерых автовладельцев.

Машины из Тараза уходят в страны ближнего зарубежья, где нет особого контроля за транзитным автотранспортом. Среди них - Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Там угнанный автомобиль продают задешево или же меняют на наркотики.

Парк автомобилей Тараза растет. Пополняется он в основном автомобилями из Прибалтики, которые таразские автолюбители приобретают в Шымкенте. По их словам, это гораздо дешевле, чем гнать из Германии. Даром что многие прибалтийские авто - «утопленники».

Алматы: «Мерседес» престижнее, «Пежо» безопаснее

Ситуация с угонами в южной столице по-прежнему остается достаточно напряженной.

По мнению заместителя начальника отдела раскрытия автотранспортных преступлений УКП ДВД Алматы Станислава Портнягина, это обусловлено тем, что города с такой концентрацией машин нет не только в РК, но и в странах ближнего зарубежья. Сейчас в Алматы зарегистрировано более 350 тысяч автомобилей, плюс мегаполис ежедневно принимает около 100 тысяч единиц транзитного транспорта. При этом здесь очень много дорогостоящих авто, что притягивает сюда не только казахстанских, но и зарубежных угонщиков.

Например, чтобы угнать «Мерседес», нужны специальные приспособления, так называемые «ломачи» (отмычки). Их простой слесарь не сделает - там должна быть не только определенная длина и толщина, но и особое качество металла. Кроме того, чтобы отключить сигнализацию, необходима соответствующая аппаратура. Преступники должны позаботиться о реализации авто, а для этого нужны так называемый «перебивщик» (он перебивает номера агрегатов), перегонщик и реализатор.

- С начала года нами задержано 6 крупных группировок угонщиков, имевших международные связи, - поясняет Станислав Анатольевич. -Как минимум раз в неделю фиксируются случаи, когда люди оставляют ночному стоянщику (имеются в виду уличные стоянки) или какому-нибудь «шабашнику» на СТО ключи, а он ночью напивается, решает прокатиться - и разбивает авто. Многие владельцы жалеют денег на сигнализацию.

Самые угоняемые машины в Алматы - «Мерседес» и «Тойота». У преступников хорошо налажены каналы сбыта, их в основном гонят в Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан и Россию. «Пежо», «Рено», «Дэу» практически не угоняют - разве что кто-нибудь возьмет «покататься». Российские машины тоже пользуются спросом у угонщиков, но их обычно разбирают на запчасти. К нам же поступают автомобили, угнанные в странах Европы и в России.

- У нас есть возможность выяснить, числится ли данный автомобиль в угоне (пусть даже где-нибудь во Франции). Мы тесно сотрудничаем с крупными автоцентрами. У них существуют так называемые «дактокарты», с помощью которых по номеру кузова можно выяснить год выпуска, цвет, комплектацию, - рассказывает Станислав Портнягин. - Предпосылкой такой проверки обычно является постановка на учет транспортного средства в УДП. У нас к этому подходят очень строго, и преступники теперь стараются поставить автомобиль на учет где-нибудь на периферии.

Обычно криминальная подоплека выясняется, когда человек уже купил машину и решил ее поставить на учет в Алматы.

Кызылорда: Криминальный трафик

В отличие от мегаполисов, для Приаралья весьма ощутимо наличие даже 36 214 официально зарегистрированных автомобилей, четверть из которых приходится на грузовики.

Все, кому нужна «стоящая» машина, отправляются в Алматы либо в Шымкент. Большой выбор, особенно российских моделей, сейчас в Актобе. Заместитель начальника Управления дорожной полиции Кызылординской области Ислам Сарсенбаев скептически относится к происхождению иномарок, пригнанных из Германии и Прибалтики. На его взгляд, 50% таких машин можно смело отнести к категории угнанных. При всем том определить это, мягко говоря, затруднительно.

За последние 3 года кызылординские инспектора задержали десять угнанных в России автомобилей. На днях к ним прибавились «Шевроле-Нива» и «Жигули» десятой модели, имевшие техпаспорта под одним номером и серией и вместе проехавшие по двум странам. Как ни странно, никто не обратил внимания на грубую подделку. По словам водителей, машины перегонялись в Шымкент. С большой долей вероятности можно утверждать, что конечный пункт транзита расположен дальше - скорее всего, в Узбекистане или Таджикистане.

- Нам не удается довести дело до конца, - сожалеет Ислам Бектургалиевич. - Так эти машины и стоят, потому что никто нас не командирует, никто из РФ не приезжает. Могу припомнить всего один или два случая, когда приезжали хозяева вместе со следователями. Чаще случается другое. Угнанную в Москве машину задержали в Кызылорде. На запрос приходит сообщение: «Спасибо. Уголовное дело номер такой-то возбуждено». А хозяин говорит, что машина его больше не волнует, страховка получена… Схожая ситуация отмечается и в родных местах. Пропали «Мазда» и «БМВ». Владельцы получили страховые деньги и ничуть не переживают. Поводов для домыслов хоть отбавляй.

Семипалатинск: Без проверки ни купить, ни продать

По словам заместителя начальника отдела Дорожной полиции УВД г. Семипалатинска Сериккали Жуманова, в Семипалатинске зарегистрировано 35 500 автотранспортных средств, среди них - 5150 грузовых и 25 860 легковых автомобилей.

Большинство автолюбителей предпочитают покупать «железного коня» в Павлодаре - по той причине, что в этом городе находится склад временного хранения, куда автовозами приходят автомобили из Европы. Там же они растаможиваются и выставляются на авторынок. На сегодняшний день в Семипалатинске зарегистрировано более 6000 автомобилей иностранного производства. Каждый автомобиль проходит обязательную проверку по единой базе МВД. Как рассказал корреспонденту «АиФ» заместитель командира отдельного батальона ДВД ВКО, начальник службы розыска Талгат Кульжанбеков, в Семипалатинске угоны совершаются не так часто, как в крупных городах. За 9 месяцев текущего года в городе было угнано 24 автомобиля. 23 из них удалось найти и вернуть владельцам. «Иномарки» числятся в угоне крайне редко. От магазинов, рынков, со дворов чаще всего исчезают автомобили российского производства. Их проще разобрать и продать по запчастям.

И швец, и жнец, и на дуде игрец

На прошлой неделе казахстанские криминалисты узнали новые способы поимки угонщиков и идентификации автотранспортных средств. Своим опытом с казахстанскими коллегами делились представители Федерального ведомства криминальной полиции Германии.

- Семинар главным образом касался осмотра транспортного средства, идентификации номеров агрегата, - говорит главный криминалист Оперативно-криминалистического управления МВД РК Айдын Абдрахманов. - Мы узнали, что на каждом кузове автомобиля есть идентификационные таблички (они бывают металлические либо наклеивающиеся). Первоначально они были сделаны не для полицейских, а для налоговых органов. Что касается осмотра номера кузова и двигателя, мы в этом вопросе ушли далеко вперед. Но это благодаря тому, что в европейских техпаспортах на автотранспорт не указывается номер двигателя, а у нас такая информация обязательна. Для того чтобы найти номер двигателя, они открывают автомобильный каталог или ищут информацию в интернете, связываются с заводом-производителем, чтобы они дали точное местонахождение номера. Мы же знаем, где он расположен у определенной марки автомобиля. Бывает так, что на заводе-изготовителе ошибаются при набивке номера кузова, тогда ошибочный номер забивается иксами (XXX) и рядом наносится правильный. Угонщики вполне могут использовать этот прием. Так вот, чтобы криминалисты не ошиблись или сам автовладелец не заблуждался при покупке автомобиля (вдруг он угнанный?), с машиной должны идти сопроводительные документы или на техпаспорте должны быть специальные обозначения.

Европейские специалисты рассказали нам о некоторых методиках выявления угонщика, но нам они показались очень наивными. Их настораживает, когда многие запчасти в автомобиле заменены. Вы наверняка знаете, что на многих частях - стеклах, дверях, деталях двигателя - есть штрих-коды, несущие в себе информацию о дате выпуска. И если идет большое расхождение - например, машина - 1989 года выпуска, а многие замененные детали - другого года, это вызывает подозрение. Но у нас это - нормальное явление. Наши умельцы могут устранить любую неполадку. У них же, если можно, то чинят, нет - машина идет на «шрот» (помойка. - Прим. авт.).

Также полицейских Германии настораживает факт, если молодой человек ведет дорогой автомобиль. Мы, откровенно говоря, посмеялись над этим. Если комиссаров подвезти к нашим некоторым вузам, они начнут подозревать всех студентов.

Материалы подготовили: Олеся БАБЧЕНКО, Владимир ДЕМИДОВ, Николай ЖОРОВ, Игорь ЛОГВИН, Екатерина НАЗАРЕНКО, Юлия НАЗАРЕНКО, Александра НЕСМЕЕВА, Ольга ОРЕШНИКОВА, Татьяна ПАК и Валерий ХИЖНЯК


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...