Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Нескромная болезнь. Определение это возникло в 70-е годы прошлого века...

Нескромная болезнь

В последние годы в казахстанских масс-медиа по отношению к экономике Казахстана в ходу термин “голландская” болезнь. Определение это возникло в 70-е годы прошлого века, когда в бюджет Голландии стало поступать слишком много денег от нефтеэкспорта с месторождений Северного моря. Экономика страны оказалась не в состоянии “переварить” поток сверхдоходов, и результатом стал спад производства и экономическая стагнация

Одним из симптомов этого стал рост цен на ГСМ. Вроде бы правительству Казахстана пока удалось его остановить. На том уровне, на котором он остановился, примерно на 20-25% выше “докризисного” периода. Но надолго ли удалось “сбить температуру” больной экономики? Остановилась ли цена на нефтепродукты в Казахстане на ближайшие годы? Или вновь порыв какого-нибудь урагана с красивым названием на противоположном полушарии планеты сменит ценники на наших автозаправках?

Закон “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов”, принятый в 2003 году, очевидно, несовершенен, и доказал это как раз бензиновый кризис последних месяцев.

Сложная иерархия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов, заставляет вспомнить известную поговорку - “у семи нянек дитя без глазу”.

Главным “регулировщиком” на рынке нефтепродуктов, уполномоченным органом по государственному регулированию производства и оборота нефтепродуктов правительство определило Налоговый комитет Министерства финансов РК.

А между тем основной “удар” упреков в допущенном ценовом кризисе приняли на себя два госоргана - Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК (эту роль МЭМР определяют не нормативные акты, а обычная логика жизнедеятельности правительства РК) и один из комитетов Министерства индустрии и торговли РК - Комитет по защите конкуренции МИиТ РК. И почти не упоминается в связи с “бензиновой лихорадкой” Налоговый комитет Минфина РК, органичной и естественной функцией которого является пополнение казны государства денежными средствами, но никак не государственное регулирование в сфере столь специфических материальных ресурсов, как нефтепродукты. И, безусловно, социум сейчас вправе указать так или иначе - в том числе и устами народных избранников, - депутатов парламента РК, - на недоработки правительства по определению уполномоченного органа и должной координации деятельности всех госорганов по государственному регулированию производства и оборота ГСМ.

Буквально с момента принятия Закона декларативной и противоречащей основным постулатам свободы предпринимательской деятельности выглядела заложенная в п.5 статьи 12 Закона обязанность производителей и реализаторов нефтепродуктов в периоды посевной и уборочной кампаний отдавать приоритет в заключении договоров на реализацию нефтепродуктов сельскохозяйственным производителям. Изначально было неясно, какими рычагами административного принуждения государство может реально понуждать к этому производителей и продавцов нефтепродуктов. И не просто отдавать приоритет, но и продавать по сниженным ценам, то есть продавать бензин, дизтопливо, переработанные из дорогой нефти, ниже себестоимости. Неясно это и на будущее, как будет правительство убеждать НПЗ и нефтетрейдеров в дальнейшем - уговорами? Применением “административного ресурса”, незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность?

Очевидно, что рост цен на нефтепродукты, остро необходимые экономике, - бензин, дизельное топливо, мазут - проблема не сегодняшнего дня. И применяемые правительством РК меры - не новость. По этому поводу идут дебаты последние несколько лет, и не только в Казахстане. То же самое в соседней Российской Федерации.

Вот как об этом писал известный и авторитетный на всем постсоветском пространстве российский экономист Анатолий Лившиц еще летом 2004 года: “...Стоимость горючего - проблема не новая. Решали по-разному. В 90-е годы, помню, в правительстве собирали нефтяников. Выходил вице-премьер. С наказом: давайте-ка, братцы, договаривайтесь. О предельной цене. И держите ее. Сообща. Им даже задания давали. Кому и сколько везти на внутренний рынок. Иными словами, рулили вручную. Ничего, конечно, не вышло. Поскольку рыночная страсть сильнее почтения к власти. Тут нужно что-то другое. Правительство - за подъем экспортных пошлин на нефтепродукты. Чтобы погнать компании на внутренний рынок. Удастся? Сомневаюсь. Если кто и выиграет, то один бюджет...”

То есть все достаточно просто. Растет мировая цена на нефть, основной экспортный товар - растут доходы бюджета. Но и одновременно растут цены на бензин, дизтопливо, мазут. Эти расходы закладываются в стоимость всего, результат - инфляция.

И если за рубежом можно продать нефть дороже, чем на внутреннем рынке, никакой бизнесмен не будет стремиться торговать себе в убыток, а постарается любыми путями избежать обязанности поставлять сырую нефть на казахстанские НПЗ по сниженным ценам. Иначе он просто разорится.

В особенности это касается транснациональных корпораций, по определению не обладающих патриотизмом не только по отношению к Казахстану, но и к любым другим государствам. Потому их и называют ТНК, поскольку они фактически не имеют национально-государственной принадлежности, независимо от того, где де-юре формально зарегистрирован их головной офис. Главное для ТНК - получение прибыли, интересы и прибыли каких-либо государств или народов их интересуют в гораздо меньшей степени. ТНК, в особенности нефтяные корпорации, всегда обвиняли и обвиняют в пренебрежении интересами общества и народа, начиная со “Стандард Ойл” в США в начале 20-го века и заканчивая российским “ЮКОСом” в начале 21-го века. Одним из самых показательных примеров в истории 20-го века является значительное ограничение поставок нефти в США американскими же компаниями осенью 1973 года во время мирового нефтяного кризиса и жесточайшего дефицита нефти, вызванного арабско-израильским конфликтом. Тогда арабские государства впервые применили “нефтяное оружие” - эмбарго на поставки нефти в отношении государств, поддерживающих Израиль, в первую очередь США. Как об этом пишет Дэниел Ергин, автор всемирно известного бестселлера “Добыча: всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть”, это вызывало в США возмущение, “...компании ежедневно бомбардировали просьбы и требования: “Почему вы продаете корейцам и японцам, а не направляете нефть в Соединенные Штаты? Вы же - американская компания...”

Возвратимся к ситуации в нашей стране, уже не первый год нефтеперебатывающие заводы Казахстана загружены не полностью. И именно в этом году ситуация зашла так далеко, что ГСМ не было вообще на многих заправках, ни по каким ценам.

По сути дела, при переработке на НПЗ на “толлинговой” основе, когда нефть передается в качестве “давальческого сырья”, к цене сырой нефти с учетом стоимости транспортировки прибавляется лишь стоимость услуги - переработки.

И в этой связи совершенно непонятны революционные призывы о национализации нефтеперабатывающих заводов Казахстана - не от них зависит цена на ГСМ на внутреннем рынке. Как раз-таки по отношению к НПЗ государство всегда может применить на законных основаниях административные рычаги, поскольку производство нефтепродуктов в РК - лицензируемый вид деятельности. Принцип “не стреляйте в пианиста, он играет как умеет” в данном случае не действует - НПЗ обязаны “играть” по правилам, устанавливаемым государством.

Если сырая нефть находится в государственной собственности, само государство вправе установить ее внутреннюю цену, независимо от колебаний цен на мировом рынке. Так было раньше на внутреннем рынке Советского Союза, когда бензин - “кровь экономики” - стоил заведомо дешевле, чем на мировом рынке. Также регулируются цены на сегодняшний день в Ливийской Джамахирии. Из дешевой нефти получается дешевый бензин, из дорогой нефти - дорогие бензин, дизтопливо, мазут. Из государственной нефти получается государственный бензин, из нефти, находящейся в частной собственности, - частный.

Таким образом, единственным рыночным методом, благодаря которому казахстанские сельхозпроизводители, государственные предприятия и организации, предприниматели получат дешевые бензин, мазут, дизельное топливо, является поставка на казахстанские НПЗ государственной сырой нефти по установленным внутренним ценам, не зависящим от колебаний на мировом рынке. В то же время государство, конкурируя “на равных” с частными структурами как полноценный “игрок” на мировом рынке, точно так же сможет успешно торговать принадлежащей ему нефтью на мировом рынке по соответствующим ценам.

На сегодняшний день у правительства РК, как основной “няньки” производства и оборота нефтепродуктов, де-юре практически все методы носят запретительный характер, касаются регулирования экспорта продуктов переработки нефти и не касаются ценового регулирования стоимости поставок сырой нефти на НПЗ.

Единственным на сегодняшний день способом возможного изъятия государством какой-то части добываемой сырой нефти у частных недропользователей является предусмотренная п.3 ст.295 Налогового кодекса РК возможность замены в ходе осуществления деятельности по контракту денежной формы выплаты роялти по решению правительства Республики Казахстан натуральной формой в порядке, установленном дополнительным соглашением с компетентным органом.

Таковые замены по отдельным контрактам с недропользователями применялись и ранее, но именно в этом году, в период острой нехватки ГСМ, правительство РК более “массированно” применило этот метод, что помогло в какой-то степени обеспечить поставки нефтепродуктов в Южно-Казахстанскую область.

То есть впервые экономике Казахстана стала больше нужна сама нефть, а не деньги от ее продажи, поступающие в “перегретый” нефтедоходами бюджет.

По своей сути нефть, содержащаяся в недрах, не добытая на поверхность и не доставленная до потребителя, как ни декларируй ее суверенитет и принадлежность определенному государству, не приносит никакой пользы народу этого государства. И именно для этого и нужны те частные нефтяные корпорации, обладающие опытом, технологиями и финансовыми ресурсами, чтобы организовать добычу нефти, в особенности в сложных условиях добычи на море. Главная сущность сотрудничества между компаниями-недропользователями, за счет собственных средств добывающими нефть и доставляющими ее до потребителя, и государством - собственником недр и полезных ископаемых, в них содержащихся, кроется в разделе прибыли от реализации нефти - в налоговых правоотношениях и в разделе самой продукции - в гражданско-правовых.

И в этой связи следует вспомнить о недавно принятом в Законе РК “О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море”, в котором, на взгляд автора данной статьи, заложена системная, концептуальная ошибка разработчиков этого акта. Эта ошибка, во-первых, может в дальнейшем усугубить уже сейчас существующий “перегрев” экономики сверхдоходами от добычи нефти на казахстанском секторе Каспийского моря. А во-вторых, лишит государство большей части предполагаемой к добыче нефти Каспийского моря, остро нужной для экономики Казахстана в виде дешевых нефтепродуктов, необходимых для успешной реализации стратегии индустриально-инновационного развития РК.

Дело в том, что доля по разделу продукции (добываемой нефти), которая должна передаваться государству подрядчиками-контрагентами по СРП, предусмотрена по вновь принятому Закону как один из видов налогов недропользователей (глава 49 Налогового кодекса РК). И выплачивается в бюджет Казахстана в денежной форме, замена денежной выплаты натуральной формой законом просто не предусмотрена. Таким образом, какие бы объемы нефти ни добывались на Кашагане и других месторождениях КСКМ, вся эта нефть будет уходить на мировой рынок по мировым ценам, с выплатой Казахстану ее стоимости.

Возможно, дело обстоит не настолько мрачно. На момент принятия Закона “О СРП” в РК было заключено более десяти соглашений о разделе продукции, и вполне может быть (содержание практически всех СРП неизвестно общественности), некоторые из них и содержат положения, позволяющие в случае необходимости для экономики Казахстана взимать казахстанскую долю по СРП в натуральной форме, в виде нефти. Однако что касается вновь заключаемых соглашений о разделе продукции, сегодняшняя редакция Закона “О СРП” исключает такую возможность.

На наш взгляд, при разработке “О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море” была произведена ошибочная подмена гражданско-правовых правоотношений налоговыми. В этой связи следует обратиться к историческому примеру другого государства, экспортера нефти - Венесуэлы, которая стояла у истоков образования ОПЕК. И именно в этой стране впервые была применена практика заключения соглашений о разделе продукции во взаимоотношениях с иностранными нефтяными компаниями, и при этом доля государства взималась в процентном отношении от всей добываемой нефти именно в натуральной форме - сырой нефтью, которой государство распоряжалось достаточно гибко: и перерабатывая для внутренних нужд, по внутренним расценкам, и продавая ее напрямую за рубежом по мировым ценам. Все налоги исправно платились нефтяными ТНК в бюджет Венесуэлы, и в то же время государство получало определенную долю сырой нефти, которой могло распоряжаться самостоятельно, в том числе и производя дешевые нефтепродукты для развития собственных отраслей производства.

Владимир Каратицкий,

директор Бюро правовых исследований NOMOS


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...