Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Повелители волн. Эволюция морских законов

Повелители волн. Эволюция морских законов

Моря и океаны омывают берега 150-ти стран. Естественно, что использование моря порождало множество международных конфликтов, разрешение которых было трудно найти из-за отсутствия каких-либо глобальных соглашений об использовании океана.

В древности отношения между странами в данной области регулировались согласно, так называемому “Береговому Праву” (считается, что оно сложилось стихийно): жители или правители данного прибрежного района являлись собственниками всех судов и кораблей, прибитых к берегу в результате кораблекрушения, заброшенных судов, а также перевозимых ими грузов, иными словами всего того, что было выброшено волнами на берег. Естественно, что многие жители прибрежных районов, в надежде увеличить количество морских “даров”, стали входить в преступный сговор с пиратами и лоцманами, создавать лже-маяки с целью сбить корабли с верного курса и вызвать кораблекрушение. Подобные действия наносили огромный урон, и многие государства приняли законы, жестоко карающие лиц, которые своими преднамеренными действиями и с целью наживы вызывали кораблекрушения. Были подписаны также международные договора, в которых также подразумевалось оказание взаимной помощи на море.

Морское законодательство существовало во многих мореходных странах мира уже к 10 веку. В конце 10-го -  начале 11-го века итальянский город-государство Амалфи имел сложный свод морских законов, который стал моделью для морского законодательства Средиземноморских стран. Весьма развитый “Морской кодекс” существовал у государств и городов, входивших в торговый союз Ганза, который регулировал торговлю и морскую навигацию стран Балтийского и Северного морей в 17-м веке. Со временем у некоторых стран, которые особо преуспели в мореходном деле, появились новые интересы. Англия объявила о своих притязаниях на морские пути, пролегающие через Северное море, Швеция и Дания пытались получить аналогичные права на Балтике. Хэйзел КристиHazel Christie, автор энциклопедии "Морское Право"Law of the Sea, замечает, что подобные аппетиты  средиземноморских государств фактически сделали Средиземное море закрытым для мореплавания для кораблей всех иных стран.

Новый импульс этому процессу дали великие географические открытия, так как в данном случае речь шла о владении не просто волнами и рыбой, а богатствами вновь открываемых земель. В 16 веке попытку разделить Атлантический океан на сферы влияния предприняли тогдашние супердержавы - Португалия и Испания. Арбитром в данном случае выступил Папа Римский, который издал соответствующую буллу в 1493 году. В 1494 году Испанией и Португалией был заключен знаменитый Тордесильяский договор, разделивший открытые европейцами территории (и акватории) на "испанские" и "португальские". Демаркационная линия проходила через оба полюса Земли и пересекала Атлантический океан на расстоянии примерно в 2 тыс. км от самой западной части Островов Зелёного Мыса. Земли, расположенные к востоку от данной линии, признавались владениями Португалии, к западу - Испании. Последствием первого кругосветного путешествия испанца Фернана Магеллана стало Сарагосское соглашение 1529 года, которое разграничивало зоны влияния Испании и Португалии в Тихом Океане. Восточное полушарие было разделено по линии, отстоящей от Молуккских островов на 1.4 тыс. км. к востоку. Азия становилась сферой интересов Португалии (исключением являлись лишь Филиппинские острова, место гибели Магеллана), а Океания, т.е., территория Тихого океана, входила в зону влияния Испании. Испанцы и португальцы получили право преследовать и захватывать все иностранные судна проходящие по “их” территории, проводить всевозможные инспекции, облагать таможенной пошлиной, а также судить членов команды иностранного корабля по своим собственным законам.

Подобное разделение мировых океанов несколько улучшило до этого крайне враждебные взаимоотношения между Португалией и Испанией, тем не менее эти державы оказались вовлечены в конфликт с Англией, Францией и Голландией, которые к этому времени также начали осваивать новые континенты. По мере развития морской торговли, все более чувствовалась необходимость отмены ограничений на использование морских пространств. Одним из первых сторонников такой отмены стал известный голландский политический деятель и юрист Гуго Гроций (1583-1645). Именно на идеях Гроция основано современное морское законодательство. В своей знаменитой работе “Свободное Море”Mare Liberum, опубликованной в 1609 году, Гроций обратился к правителям и свободным народам всего христианского мира. Гроций доказывал, что голландцы имеют законное право участвовать в торговле с Ост-Индией и призывал лишить португальцев и испанцев монополии на морские передвижения. Гроций поставил под сомнение саму идею, что некое государство имеет право на обладание океанами.

Кристофер ДжойнерChristofer Joyner, автор монографии "Международное Право в 21 веке"International Law in the 21st century. Rules for Global Governance отмечает, что значительный вклад в дело развития концепции “свободного моря” внесла и Россия. В 1588 году царь Федор Иоаннович отказался выполнить требование англичан закрыть Белое море для прохода кораблей третьих стран. Показателен Ништадский договор, заключенный между Россией и Швецией после Северной войны в 1721 году, согласно которому, обеим странам предоставлялись равные права по морскому передвижению и ведению морской торговли. Фактически, Россия получила право выходить из Балтийского моря в открытый океан и заниматься международной торговлей.

В 1780 году, в период Войны за независимость США, Россия выступила с Декларацией о Вооружённом Нейтралитете, в котором она обращалась к Англии, Франции и Испании. Одним из положений декларации, было предложение обеспечить беспрепятственный проход торговых судов нейтральных государств через морские порты, находящиеся между территориями вражеских стран. В результате этого, Россия получила возможность использовать средиземноморские порты Испании. Декларация стала прецедентным соглашением, которое обеспечивало безопасность торговых судов нейтральных государств в военных условиях. Более того, если в военное время существует свобода перемещения судов нейтральных государств, то, следовательно, в мирное время право на свободное перемещение по мировому океану получали все без исключения страны мира.

К концу 1950-х значительно возросшее количество конфликтов побудило Организацию Объединенных Наций в 1958 году созвать первую конференцию ООН по Международному Морскому Праву, посвященную обсуждению таких вопросов, как регулирование континентального шельфа и территориальных вод, а также проблем рыболовства.

В результате конференции, была принята Конвенция по Территориальным Водам и Прилегающим Зонам, согласно которой странам было предоставлено право претендовать на полную юрисдикцию в территориальных водах (12 миль или 22.2 км от их берегов), окружающих территорию данной страны. Юрисдикция распространялась на воду, подводное пространство, морское дно, а также воздушное пространство над водами. Иностранные суда получили право, так называемого, “мирного прохода” (мирным проходом считается прохождение иностранного корабля через территориальные воды, в результате которого не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежных стран).

Конвенция по Рыболовству и Сохранению Живых Ресурсов Мирового Океана подразумевала право всех наций мира заниматься рыболовством. Конвенция также требовала от государств проведения определенной политики консервации в соответствии с принципом максимальной устойчивой добычи. Тем не менее, первая конференция ООН по Международному Морскому Закону оказалась малоэффективной, так как большинство стран не присоединились к ней.

Также была принята Конвенция по Открытому Морю, которая гарантировала определенную свободу в использовании мирового океана. Права по использованию морских пространств, прокладке подводных кабельных трасс и трубопроводов предоставлялись не только морским странам, но и странам, не имеющим выхода к морю. В этом случае страны, имеющие морской доступ, должны были предоставить его странам, находящимся в глубине суши. Прибрежным государствам предоставлялось право преследования иностранных судов, экипажи которых нарушали их законодательство. Конвенция также предусматривала меры борьбы против пиратства и работорговли.

В рамках конференции была также принята Конвенция о Континентальном Шельфе. Впервые было дано четкое определение понятию континентального шельфа, согласно которому шельфом считается поверхность и недра морского дна в районах, примыкающих к берегу континента или острова, но находящихся вне зоны территориальных вод до глубины 200 м или же за этим пределом до того места, до которого глубина позволяет разработку. Тем не менее, Конвенция о Континентальном Шельфе, подписанная в 1958 году, стала анахронизмом, даже не успев вступить в силу, так как уже в начале 1960-х годов технологические возможности многих стран позволяли производить добычу с морского дна, глубина которого намного превышала вышеуказанные 200 метров.

В 1960 году была созвана вторая Конференция ООН по Международному Морскому Праву с целью решения проблемы определения ширины континентального шельфа, а также прояснения прав прибрежных стран. Даже несмотря на участие делегаций 87 стран, данная конференция также не смогла достичь нужного результата, прежде всего из-за разногласий между "богатыми" и "бедными" странами. У развивающихся стран появились опасения, что "богатые" государства, обладающие наиболее современными технологиями, используют все ресурсы океана, прежде чем "бедные" государства окажутся в состоянии предъявить свои права на добычу ресурсов.

В 1968 году ООН создала Комитет по Мирному Использованию Морского Дна, который стал организационной базой для созыва третьей конференции ООН по Международному Морскому Праву. Конференция проходила с 1973 по 1982 годы. Ее главным продуктом стала Конвенция ООН по Морскому Праву, которая полностью вступила в силу с 16 ноября 1994 года. 11 Ноября 2005 Washington ProFile


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...