Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Негодники

№ 45 (258) от 14.11.2005
Гульсум КУНЕЛЕКОВА, Алматы

Многие казахстанцы не знают, что делать, если в магазине им подсунули испорченные продукты питания. Тем более что зачастую вину торговцев доказать сложно. Да и те будут до последнего твердить, что это вы сами «пытали» окорочка или йогурты на горячей батарее дома, чтобы потом содрать с бедного производителя за материальный и моральный ущерб. Однако в судебной практике есть уникальные случаи, когда рядовому потребителю все-таки удавалось привлечь магазин к ответу и добиться серьезной компенсации.

История первая

В феврале этого года одна из алматинок приобрела продукты в супермаркете ТОО «Mercur-Handel», в том числе биойогурт производства Onken. Вечером ее дети в отсутствие дома родителей поели йогурт, после чего им стало плохо. Оказалось, что они не посмотрели на упаковку, где говорилось, что срок годности этого продукта истек аж 10 месяцев назад, то есть 25 марта 2004 года! Негодующая мать не стала идти за справедливостью в магазин, а немедля, с чеком в руках отправилась в общество защиты прав потребителей «Адал». Там посчитали, что потребитель вправе требовать не только материальный (136 тенге за 4 штуки), но и моральный (400 тысяч тенге) ущерб. Немалый размер компенсации женщина объяснила тем, что из-за халатности магазина жизнь ее детей была подвергнута опасности. Ее интересы в суде представляли специалисты общества «Адал», в итоге суд поддержал требования потребительницы, правда, уменьшил размер морального ущерба до десяти тысяч тенге.

В другом случае еще одному потребителю удалось заставить этот же супермаркет выплатить 7 тысяч тенге морального ущерба - уже за пирожные с плесенью. А рекордная сумма морального ущерба - 21 тысяча тенге - была выплачена также в этом году через суд за сырки плавленые, которые также оказались с плесенью.

История вторая

Представьте себе такую картину: беременная женщина покупает в отделе кулинарии крупного алматинского магазина хот-дог, откусывает кусочек и чуть не падает в обморок. У нее было впечатление, что ей подсунули фекалии в обертке: срок годности продукта истек, видимо, очень давно. Что покупательница и попыталась доказать продавцам. Те, не растерявшись, забрали хот-дог: «Покажем кондитеру». Через несколько минут они вернулись обратно: «Да с вашим хот-догом все в порядке» - и возвратили изделие из теста женщине. Теперь пришло время недоумевать ей: хот-дог вроде тот, также откушенный, однако неприятного запаха и вкуса нет и в помине! Тут-то до бедной покупательницы и дошло: хот-дог ей просто-напросто подменили и даже откусили от него для полной идентичности! Ошарашенная таким отношением, она обратилась в общество защиты прав потребителей «Адал», однако напрасно: не имея на руках ни чека, ни самого бракованного товара, ей было бы сложно доказать, что она не придумала все это.

Комментарий специалиста:

- Случаи с продуктами, особенно скоропортящимися, самые сложные, поэтому здесь потребители должны не только иметь на руках чек, но и быть оперативными, - говорит президент общества по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева. - Хорошо, если вы узнали, что продукт испорчен, в день покупки и в этот же день обратились к нам. Тогда мы сможем выехать в магазин и успеть закупить продукты из той же бракованной партии, из которой приобрели вы.

Многие горожане закупают продукты в магазинах в выходные, когда, к сожалению, не работают ни общества по защите прав потребителей, ни лаборатории, ни санитарные врачи. Поэтому потребители заведомо остаются беззащитными перед обманом некоторых торговцев и производителей. Однако даже если прокисший йогурт или заплесневевшие окорочка оказались в вашей сумке в воскресенье, у вас еще могут быть шансы - принимайте меры в понедельник. Если потребители будут чаще обращаться в заинтересованные госорганы и различные общества защиты прав потребителей, то рано или поздно бизнесмены, устав от многочисленных жалоб и проверок, начнут более ответственно относиться к своим обязанностям, уверена Артык Сейткалиева.

В магазине, купив испорченный продукт, представители общества составляют акт о покупке и приглашают свидетелей из числа покупателей. В этот же день продукт отдают в лабораторию, которая имеет лицензию на проведение экспертизы. Получив результаты, общество отправляет претензию в магазин или изготовителю. Последний имеет право предоставить ответ в течение десяти дней. Если он хранит молчание, то юристы общества отправляют ему уведомление о подаче иска. Иногда это действует на ответчиков, и они соглашаются удовлетворить претензии еще до суда.

Справка «Мегаполиса»

В своем заявлении, которое вы пишете обществу защиты прав потребителей, в качестве материального ущерба укажите ваши затраты на покупку бракованного товара, на оплату дорожных расходов, медуслуг и закупку лекарств в случае, если вы отравились (не забудьте прикрепить копии квитанций и рецепта с печатью врача) и другое. Размер морального ущерба полностью зависит от вашего душевного настроя. Некоторые требуют и миллион, и 50 тысяч тенге, однако казахстанский суд, как правило, более скромен. И максимум, на что могут рассчитывать ваши оскорбленные честь и достоинство, это обычно 7-10 тысяч тенге.

- Я не советую покупателям, которым попался испорченный продукт, сразу идти в магазин, - говорит Артык Жумагуловна. - Лучше, не теряя времени, в тот же день обратиться к специалистам по защите прав потребителей.

Служба госсанэпидназдора тоже должна принимать меры, однако учтите, что обращаться в суд и требовать за вас материальный ущерб она не будет. Даже если вы обратитесь в департамент госсанэпидназдора с жалобой на какой-либо магазин, вряд ли проверку проведут в тот же день. Ведь для начала санитары обязаны получить письменное разрешение у прокуратуры. К тому же специалисты санэпидслужбы имеют право рассмотреть ваше заявление и принять меры в течение десяти дней. В итоге в обход по прилавкам они нередко отправляются только на второй или третий день после вашего обращения. А потому их шансы «застать» продукты из той же партии нередко сводятся к нулю. Если же в ходе проверки выявляются другие грехи, санэпидслужба может лишь выписать хозяевам магазина предписание об устранении нарушения и потребовать выплатить штраф.

Справка Мегаполиса»

Главный совет покупателям - обращать внимание на внешний вид продуктов и на упаковку товара. Особое внимание уделяйте скоропортящимся — на коробке или ценнике должны быть указаны час, день и месяц изготовления, а также срок хранения. Но бывает, что срок годности товара не истек, а продукт испорчен. Такое случается в небольших магазинчиках, где несоблюдаются условия хранения продуктов. При покупке импортного товара в упаковке обратите внимание, имеется ли информация на понятном вам языке (перевод). Ее отсутствие является грубым нарушением закона, запрещающего реализацию таких товаров без предоставления информации на государственном языке.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...