Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Елена Чекаева: «У всех должны быть равные условия по исполнению налоговых обязательств»

С подъемом экономики ежегодно растет и количество налогоплательщиков. В республике зарегистрировано 284 тысячи юридических лиц и более 10 миллионов — физических. Чтобы усовершенствовать систему взаимоотношений между плательщиками и налоговиками, созданы условия для так называемого невербального диалога, в том числе перехода на безбумажные технологии. Сегодня «etax» — это технология представления электронной налоговой отчетности и доступа налогоплательщика к его персональным лицевым счетам, позволяющая представлять налоговую отчетность в электронном виде 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от праздничных и выходных дней.

О состоянии и проблемах в деятельности фискальных органов рассказала в интервью корреспонденту «Известий» Елене Пак заместитель председателя Налогового комитета Министерства финансов Елена Чекаева.

— Елена Ахметризовна, специалисты называют данные об объемах теневой экономики лишь приблизительно, потому что точная цифра никому не известна. Однако развитие экономики предполагает, что честная игра должна приносить компании больше дивидендов. Можно ли говорить о создании цивилизованных условий для бизнеса в нашей стране?

— Мировой бизнес таков, что в нем честное имя предпринимателя превыше всего. Я не уверена, что можно в цифрах охарактеризовать степень «прозрачности» казахстанского бизнеса — 20 это или 50 процентов. Важно, что процесс «осветления» экономики идет. Расчет наличными деньгами и бартер были, есть и будут. И это осложняет контроль за сбором налогов. Но сегодня для предпринимателя важна общественная репутация, ведь без этого все труднее получать контракты, кредиты, работать с партнерами и потребителями. Налоговикам же, в первую очередь, нужно, чтобы у налогоплательщика были доходы, с которых он должен заплатить все причитающиеся налоги. Поэтому мы обязаны (и будем это делать) создавать цивилизованные условия для того, чтобы налогоплательщику в Казахстане было комфортно исполнять свои налоговые обязательства.

— Уже несколько лет существует практика представления налоговой отчетности в электронном виде. Насколько она популярна среди налогоплательщиков?

— Сегодня для налогоплательщиков Казахстана не составляет особого труда представить налоговую отчетность в электронном виде, не приходя в Налоговый комитет и без помощи налогового инспектора. За три года число «электронных» плательщиков возросло в десятки раз, в 2003 году их было чуть больше десяти тысяч, а прогноз на 31 декабря 2005 года составляет 200 тысяч человек. На первом месте по представлению налоговой отчетности в электронном виде находится бизнес АлмаАты - 36% от общего количества «электронных» налогоплательщиков, затем следуют ВКО, АлмаАтинская, Актюбинская и Карагандинская области, Астана.

— Можно ли надеяться, что очередей в налоговых комитетах станет меньше?

— Думаю, совсем они не исчезнут. Всем известно, что в работе бухгалтера любой компании есть так называемые пики, которые приходятся именно на период сдачи отчетности. Подобные пики возникают и в работе налоговых органов, поскольку налогоплательщики обычно сдают отчеты в последний момент. Однако ликвидировать очереди одними лишь мерами, предпринимаемыми налоговыми органами, невозможно. Очень важно, чтобы налогоплательщики тоже были заинтересованы в этом и переходили на сдачу отчетности по электронным каналам связи. Для тех, кто сдает отчетность в электронном виде, Налоговым кодексом предусмотрена возможность предоставления отсрочки сроков представления налоговой отчетности.

— Сейчас, насколько мне известно, уже не практикуется «прикрепление» налогоплательщика к инспектору по адресу или названию...

— Смысл в том, чтобы не только уменьшить очереди в налоговых комитетах, но и сократить личные контакты налоговых инспекторов и налогоплательщиков. Не станет «своего» инспектора — некому будет давать взятки. Отчетность принимает один, вводит ее в компьютер и обрабатывает второй, третий подтверждает результаты камерального контроля, а четвертый вручает уведомление. Не должно быть «личного» инспектора и не должна буква в наименовании компании или местонахождение на определенной улице являться определяющим для исполнения налогоплательщиком его обязательств.

— Какие меры предпринимает Налоговый комитет для борьбы с налогоплательщиками, ведущими так называемую двойную бухгалтерию?

— В прошлом году Министерство финансов запустило в эксплуатацию механизмы электронного камерального контроля по налогу на добавленную стоимость. Это позволило дополнительно доначислить за 20032004 год около 10 миллиардов тенге, за 1 полугодие 2005 года - 9,2 миллиарда, а также оперативно выявлять схемы уклонения от уплаты налогов путем создания цепочки фирм«однодневок», занижения объемов реализации, фактов выписки фиктивных счетовфактур ликвидированными предприятиями, отнесения в зачет НДС по счетамфактурам несуществующих налогоплательщиков. В настоящее время Министерство финансов приступило к запуску режима камерального контроля налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу, в рамках которого планируется выявлять правильность отражения плательщиками КПН доходов и вычетов. Пристальное внимание будет уделено применению налоговых льгот.

— Как может повлиять открытие центров обслуживания населения по принципу «одного окна», о которых уже очень много сказано, на налоговое администрирование?

— Приведу такой пример. Справка о расчетах с бюджетом, в том числе для участия в тендере, выдается налоговыми органами республики в среднем 3,5 миллиона раз в год, а свидетельство налогоплательщика (РНН) — примерно семь миллионов раз. Исходя из этого, налоговые органы передают в центры на первом этапе (2005 год) процедуру по выдаче документа РНН физическим и юридическим лицам резидентам и нерезидентам, справки о расчетах с бюджетом для физических лиц. Запланировано, что всего налоговые органы будут выдавать в центрах 14 документов регистрационного и справочного характера.

Учитывая опыт работы с «электронными» налогоплательщиками, для удобства граждан разработано специальное программное обеспечение, которое позволяет гражданину, не приходя в центр, удаленно «заказать» документ (например, справку об отсутствии задолженности перед бюджетом) — к определенной дате, или получить информацию о готовности документа через Internet. Причем необходимо отметить, что никаких тарифов на услуги по предоставлению, использованию программного обеспечения или оказанию консультационной помощи при работе c «etax» не существует. Все это предоставляется государством для налогоплательщика бесплатно через Webпортал по адресу www.taxkz.kz. Можно правильнее сказать, что налогоплательщик уже оплатил эти услуги исполнением своих налоговых обязательств.

— Получается, что электронное правительство, по крайней мере, в сфере налогообложения, уже приобретает конкретные формы. Это можно считать информационнотехнологическим прорывом налоговой системы.

— Безусловно. Западный взгляд на государство как на поставщика услуг для граждан обогащен у нас образом человека с круглой печатью. Поэтому переход от страданий в очередях перед чиновничьими кабинетами всех ведомств к общению с государством через Internet выглядит революционным скачком в сознании. Возможно, у некоторых граждан термин «электронное правительство» ассоциируется со скучными официальными сайтами, которые представляют собой модернизированную доску объявлений по департаменту. Конечно, информирование граждан о работе чиновного аппарата — дело нужное. Но управлять — значит действовать. Полезность «электронного» правительства для гражданина зависит не от него самого, а от того, насколько хороши и интересны принципы и услуги, которые он сможет применять в своей деятельности. Используя методы и принципы «электронного» правительства, стремиться к тому, чтобы создать цивилизованные условия для работы предприятий всех форм собственности, чтобы у всех представителей бизнеса были равные условия. Предприятиям исполнять налоговые обязательства в Казахстане должно быть комфортно.

Елена Пак


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...