Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Выступление Главы государства Н.А. Назарбаева на II Конгрессе финансистов Казахстана (г. Алматы, 15 ноября 1999 года)

Выступление Главы государства Н

II

Сердечно приветствую вас и выражаю благодарность организаторам данного Конгресса.

Это уже второе заседание, которое проходит в День финансиста. Я придаю большое значение этому событию, желаю успешной работы всем участникам Конгресса и поздравляю финансовых работников с наступившим профессиональным праздником.

Как вы помните, на Первом Конгрессе широко обсуждались проблемы создания инвестиционных возможностей и формирования новых финансовых инструментов для решения задач роста экономики.

Можно констатировать, что за прошедший период решены важные вопросы развития финансового рынка. Разработаны и введены Правила обязательного коллективного страхования срочных вкладов физических лиц в банках второго уровня. Дан старт развитию рынка муниципальных ценных бумаг. Начата работа по изменению налогового и таможенного законодательства, направленная на стимулирование и развитие реального сектора.

Был начат поиск оптимальных решений по вопросам стимулирования и привлечения сбережений населения.

Были отмечены необходимость внедрения коллективных форм инвестирования с привлечением населения, дальнейшего развития рынка ценных бумаг, страховых накопительных систем.

Многое из запланированного еще предстоит сделать, а значит необходимо ускорить решение всех проблемных вопросов, поднятых в мае этого года.

Однако, уже сегодня можно подвести некоторые итоги и поставить перед финансистами новые задачи, вызванные произошедшими в экономике изменениями.

Первое. Уже можно говорить о предварительных итогах введения свободно плавающего курса тенге.

Наиболее существенно, что торговый баланс в третьем квартале был положительным, объем экспорта в долларовом выражении по сравнению с первым кварталом вырос на 60 процентов.

В октябре курс тенге несколько укрепился, а золотовалютные резервы Национального Банка за один месяц выросли на 143 миллиона долларов США.

Решение Национального банка, принятое по моей рекомендации, отменить обязательную продажу 50 процентов экспортной выручки также отражает стабилизацию на рынке и растущую уверенность в тенге. Уровень инфляции в третьем квартале и октябре был достаточно низким, и ставка рефинансирования снизилась до 18 процентов.

В условиях, когда происходит некоторое улучшение экономической конъюнктуры, необходимо поддержать положительные тенденции скоординированными действиями Правительства и Национального Банка.

Для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо, чтобы все мероприятия в финансовом и производственном секторах соответствовали единому пониманию общей экономической политики.

Соответственно, денежно-кредитная политика должна стать более адекватной проблемам реального сектора.

Второе. Несмотря на происходившие колебания курса тенге, в последние полгода в банковской системе наблюдался постоянный приток вкладов населения и юридических лиц не только в иностранной, но и в национальной валюте.

За последние полгода депозиты в банковской системе номинально выросли на 74 процента (без учета курсовой разницы - на 42 процента) и сейчас составляют более 126 миллиардов тенге.

Почти треть этой суммы - 41 миллиард тенге - является вкладами населения. Они возросли почти на 40 процентов (без учета курсовой разницы - на 12 процентов).

Этому способствовали предпринятые в предыдущие годы меры Национального банка по укреплению банковской системы, а также грамотные действия самих банков, которые смогли быстро адаптироваться к новым условиям.

Рост вкладов положительно отразился на кредитовании экономики. За это время объем кредитов вырос почти в полтора раза и составил 142 миллиарда тенге. Отмечается устойчивая тенденция увеличения доли средне- и долгосрочных кредитов (с 39 до 47 процентов).

Вместе с тем, кредитование промышленности, играющей важнейшую роль в формировании доходов государственного бюджета и обеспечении занятости населения, составляет всего 32 миллиарда тенге (меньше чем в прошлом году без учета курсовой разницы), или менее четверти всех кредитов (для сравнения, в торговле они равны 36 миллиардам тенге).

Очевидно, что в рамках существующего механизма кредитования в ближайшее время трудно ожидать значительного роста финансирования реального сектора.

Из-за преобладания в депозитной базе банков краткосрочных депозитов, они могут представлять в основном краткосрочные кредиты.

Однако подъем реального сектора экономики требует долгосрочных инвестиций в основные средства. Это вызвано большой потребностью экономики в модернизации и перевооружении основных безнадежно устаревших фондов.

Поэтому, пока существуют проблемы дефицита рентабельных проектов, первоклассных заемщиков и долгосрочного кредитования, требуются решительные и незамедлительные меры по реорганизации финансовых институтов Казахстана.

Сегодня основу кредитной политики государства должны составить:

- содействие развитию отечественного производства и кредитованию экспортных операций;

- внедрение механизма вексельного рефинансирования банков, учитывающих первоклассные коммерческие векселя предприятий реального сектора экономики;

- внедрение системы ипотечного кредитования и системы стройсбережений;

- внедрение системы финансового лизинга;

- развитие фондового рынка.

Мировой опыт показывает, что наиболее устойчивыми являются банки, акцентирующие свою работу не только на спекулятивных операциях, а опирающиеся, прежде всего, на солидный ссудный портфель.

Третье. Сегодня - шестая годовщина введения нашей национальной валюты - тенге. Как известно, сила национальной валюты проявляется не только в ее обменном курсе по отношению к другим валютам, но и в способности в полной мере обслуживать потребности населения страны.

Конечно, это возможно только при полном доверии к национальной валюте. Вместе с тем, укрепления доверия к тенге невозможно добиться без соответствующего состояния реального сектора и повышения надежности банковской системы.

Решение данных проблем, в свою очередь, зависит от использования тех ресурсов, которыми мы обладаем. Как известно, по экспертным оценкам, вне банковской системы находится в обращении наличной иностранной валюты на сумму порядка полутора миллиарда долларов США.

Они не работают на экономику страны, так как, либо лежат в "кубышках", либо обслуживают экономику развитых стран в форме импорта товаров и услуг, вкладов в зарубежные банки, а также посредством вытеснения из денежного обращения национальной валюты.

В то же время Казахстан вынужден привлекать большие объемы зарубежных кредитов на развитие экономики под значительные проценты.

В этой связи, необходимо более строго следить за неукоснительным исполнением законов и нормативных правовых актов по валютному регулированию. Тенге должно использоваться в качестве единственного законного платежного средства во внутреннем денежном обращении.

Населению необходимо предоставить дополнительные возможности для эффективного и надежного сохранения собственных сбережений.

Следует преодолеть “долларизацию” экономики. Для этого необходимо реализовать ряд последовательных мер.

Среди них особо выделю следующие:

- перевод большей части налично-денежного оборота в безналичный оборот;

- совершенствование законодательства, однозначно определяющего сферу использования национальной и иностранной валюты при расчетах;

- развитие альтернативных доллару инструментов накопления;

Четвертое. Нынешний Конгресс призван разработать принципы внедрения цивилизованных форм сбережений и накоплений.

Национальный банк совместно с банками второго уровня, Ассоциацией банков и Ассоциацией финансистов с пятого ноября ввел Правила обязательного коллективного страхования срочных вкладов физических лиц в банках второго уровня. В рамках системы страхования будет создано ЗАО “Казахстанский фонд гарантирования вкладов” с уставным капиталом один миллиард тенге.

Участниками системы станут наиболее устойчивые банки Казахстана, осуществляющие деятельность на основе международных стандартов. У нас 15 таких банков. Эти банки охватывают более 90 % всех срочных вкладов населения.

В Правительстве сейчас прорабатываются проекты законодательных актов, ограничивающих право государственных органов получать сведения, составляющие банковскую тайну.

Данные об остатках и движении денег на лицевых счетах граждан в банках органам дознания и предварительного следствия будут представляться только при наличии санкции прокурора, а налоговым и таможенным органам - при наличии письменного запроса от первого руководителя.

Арест на деньги и имущество физических лиц, находящиеся в банке, может быть наложен только на основании постановлений судов, органов дознания и предварительного следствия, санкционированного прокурором.

Для создания наиболее благоприятных условий для привлечения сбережений населения в финансовый сектор, прежде всего, необходимо повысить качество обслуживания клиентов и расширить диапазон депозитных продуктов.

Особое внимание должно быть уделено дальнейшему развитию банками различных форм надежного размещения депозитов населения. Наряду с создаваемой межбанковской системой коллективного страхования это расширит ресурсную базу банков, будет стимулировать инвестирование и кредитование отечественного производства товаров и услуг.

Кроме того, необходимо развивать и другие виды инструментов для вложения средств населения - страховые полисы, золотые инвестиционные монеты, вклады в ценные бумаги и другое.

Пятое. Еще раз отмечу, что вклад небанковских финансовых институтов в развитие системы стимулирования накоплений и сбережений должен быть более высоким, нежели сейчас.

Говорю об этом, поскольку на конгрессе кроме банкиров присутствуют представители страховых организаций, пенсионных фондов, компаний по управлению активами, учреждений профессиональных участников фондового рынка и другие финансисты.

Поэтому необходимо смещать акцент с вопросов развития только банковской системы к другим сегментам финансового рынка. И в первую очередь, это относится к страховому рынку.

Несовершенство существующего страхового законодательства, низкий уровень капитала и качества услуг страховых компаний, фактическое отсутствие страхования жизни остаются одними из наиболее острых проблем страхового рынка.

Необходимо принять меры для создания законодательной базы, позволяющей расширить функции Национального банка как органа страхового надзора.

Следует осуществлять работу по регулированию и лицензированию деятельности страховых организаций и брокеров, разработать нормативные акты по регулированию открытия и закрытия страховых организаций, а также по установлению требований финансовой стабильности страховщиков.

Но этого недостаточно - страховой рынок прямо связан с развитием общей системы социальной защиты. Без него выстроить полноценную систему не удастся.

В перспективе необходимо создать условия, чтобы пенсионер имел возможность переводить средства со своего накопительного счета в пенсионном фонде в компанию по страхованию жизни. Эта компания выплачивает ему ежемесячную ренту.

Пособия по инвалидности и по утере кормильца также могли бы выплачиваться страховыми компаниями за счет накопленных взносов.

Дальнейшее развитие страхового рынка, прежде всего, должно быть связано с совершенствованием системы надзора и регулирования деятельности страховых компаний и приведением ее в соответствие с международными стандартами.

Нужно усилить требования к капитализации и другим показателям деятельности страховых организаций. Для этого поручаю Национальному Банку как можно быстрее определить стратегические направления развития и принять соответствующую государственную программу.

Шестое. В текущий период предстоит ориентировать финансовую систему страны на инвестиции в реальный сектор. Однако, при нынешнем состоянии фондового рынка это представляется весьма проблематичным.

Как известно, из-за инфляции происходило уменьшение стоимости финансовых активов, что снизило привлекательность ценных бумаг для внутренних инвесторов.

Поэтому в настоящее время фондовый рынок, если не стимулировать его государственными мерами, не получит существенного развития.

Необходимо последовательно выполнять утвержденную в июне 1999 года комплексную программу приватизации и улучшения управления государственным имуществом. Она, как вы знаете, предусматривает продажу государственного пакета акций из числа "голубых фишек", приватизацию крупных предприятий, завершение приватизации предприятий "второго эшелона".

Необходимо также активизировать деятельность пенсионных фондов и компаний по управлению пенсионными активами на внутреннем финансовом рынке, расширяя инвестиционные инструменты.

Как вам известно, акции трех кыргызских компаний допущены к обращению на фондовом рынке Казахстана. Это правильно. Алматы имеет реальные возможности стать финансовым центром не только Казахстана, но и всего Центрально-Азиатского региона.

Поручаю Национальному банку и Национальной комиссии по ценным бумагам разработать концепцию развития Алматы как регионального финансового центра.

Седьмое. В прошлом году Казахстан принял закон "Об акционерных обществах". Это хороший закон, снявший многие вопросы. Но некоторым он мешает. По закону акционерные общества должны регулярно публиковать и представлять Национальной комиссии по ценным бумагам свою отчетность. Однако этого они не делают, открыто попирая закон.

В результате, инвесторы не рискуют покупать ценные бумаги казахстанских компаний, хотя эта сфера деятельности привлекательная и, по сути, должна быть высокорентабельной. Однако, на деле происходит обратное: прибыль незначительна, дивидендов по акциям немного или же совсем нет.

Необходимо покончить с нарушениями закона, строго контролируя соблюдение всеми участниками законодательства о рынке ценных бумаг.

В законах должна быть предусмотрена соответствующая ответственность за их нарушение. Национальной комиссии по ценным бумагам совместно с Правительством необходимо продумать механизмы решения этого вопроса.

Надо в ускоренном порядке ввести в Административный кодекс, а если надо, то и в Уголовный кодекс, строгую ответственность за сокрытие информации перед инвесторами и за другие нарушения законодательства о рынке ценных бумаг и немедленно взяться за разработку и внедрение закона "О трансфертных ценах и отношениях займа с аффилированными лицами".

Восьмое. Необходимо повысить обеспеченность экономики деньгами неинфляционными способами. Большим тормозом на пути развития экономики остается ее низкая обеспеченность платежными средствами.

В настоящее время официальный уровень монетизации экономики составляет более 10 процентов. Но реально, с учетом долларов, не учтенных в официальном денежном обороте, этот уровень достигает 25-30 процентов.

Для дальнейшего роста монетизации экономики необходимо:

- постепенно снизить дефицит государственного бюджета и уровень внешней государственной задолженности;

- обеспечить национальную валюту конкурентоспособной массой товаров внутреннего производства;

- в перспективе обеспечить положительное сальдо платежного баланса страны;

- необходимо разрешить проблему неплатежей (клиринг, вексельное обращение, реальное банкротство).

Поэтому стоит задача более полного обеспечения потребности экономики в платежных средствах неинфляционными способами и, прежде всего, на реализацию тех проектов и программ, которые соответствуют государственным приоритетам развития.

В последние годы наша денежно-кредитная политика была нацелена на сдерживание инфляционных процессов путем сжатия денежной массы. Эта политика принесла свои положительные плоды: были значительно снижены темпы инфляции, укрепилась финансовая система.

Вместе с тем, стали заметны и изъяны: обнаружился дефицит средств для финансирования основного производства, снизилась покупательная способность населения.

В этой связи, денежно-кредитная политика должна быть ориентирована в большей мере на экономический рост, улучшение платежного баланса и повышение обеспеченности экономики деньгами неинфляционными способами.

Весной этого года после введения политики свободно-плавающего обменного курса Правительством и Национальным банком стали использоваться новые инструменты осуществления фискальной и денежно-кредитной политики. Инвесторам были предложены государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.

Причины, вызвавшие эти действия очевидны: резкая девальвация тенге и неопределенность относительно его обменного курса вызвали снижение интереса инвесторов к тенговым бумагам. Да, валютные инструменты позволили восстановить объемы государственных бумаг, находящихся в обращении, и даже увеличить их. Позволили сохранить вклады населения в накопительных пенсионных фондах.

Но в то же самое время валютные ценные бумаги не только усугубили "долларизацию" экономики, с которой мы с вами пытаемся бороться, но и поставили республиканский бюджет в зависимость от колебаний обменного курса. На прошлой неделе доходность в тенге валютных бумаг Министерства финансов составила, в среднем, 36%.

Поэтому Правительству и Национальному банку надо более взвешенно подходить к выбору инструментов заимствования и, в первую очередь, валютных.

И последнее. В республике сложились неравные налоговые условия в отношении различных финансовых инструментов. Например, доходы по ГЦБ и банковским депозитам физических лиц налогом не облагаются, а доходы от акций и корпоративных ценных бумаг - облагаются.

Поэтому поручаю Правительству оценить целесообразность создания равных налоговых условий в отношении финансовых инструментов.

Таковы, на мой взгляд, первоочередные задачи, стоящие перед финансовыми институтами нашей страны. Надеюсь, что сегодня произойдет серьезное и конструктивное обсуждение этих и других проблем.

Еще раз хотелось бы поблагодарить всех присутствующих за участие в Конгрессе и поздравить с наступившим Днем финансиста и шестой годовщиной национальной валюты - тенге.

Благодарю за внимание!


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...