Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Интересы России и стран Содружества требуют защиты от «глобальных нефтяных игроков»

АСТАНА. 30 ноября. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/ Судьба интеграционных процессов на пространстве СНГ плавно перемещается в зону пересечения энергетических интересов. Как предрекают аналитики, стратегический сектор станет отправной точкой для создания различных блоков, внутри которых будут нарождаться свои модели сотрудничества. Собственно, все идет к тому, что на фоне политических декораций все четче проступают экономические приоритеты, которые естественным образом сохраняются за странами, обладающими более мощным сырьевым и энергетическим потенциалом.

Последние баталии вокруг поставок российского газа в Украину ясно дают понять, что такой крупный игрок топливного рынка, как Россия, не намерена нести в жертву свои выгоды в знак старой, точнее, устаревшей, дружбы, то есть качать ресурсы за бесценок, прощать долги и предоставлять абсолютно бесполезные преференции. Приходит понимание того, что традиционную роль «локомотива» в хозяйственном комплексе Содружества российская сторона намерена использовать не в убыток себе, а напротив, сделать рычагом для расширения своего экономического влияния на сопредельных территориях.

В рамках прошедшего в Москве международного семинара «Россия сегодня» , генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций РФ Дмитрий Орлов изложил корреспонденту Казинформа свою точку зрения относительно проблемных моментов развития российской экономики и тех факторов, которые способны объединить интересы России со странами Содружества, особенно в нефтегазовом секторе.

-Хотя Россия не является лидером по темпам экономического роста на пространстве СНГ, тем не менее, на протяжении последних семи лет в стране наблюдаются устойчивые позитивные сдвиги, которые сначала носили восстановительный характер после кризиса 90-х годов, затем изменили свою природу и перешли в стадию развития.

Российской модели экономического развития дают разные определения. На мой взгляд, более точно назвать ее экономикой расширенной сырьевой базовой модели. Базовый сектор - топливно-энергетический, благодаря которому обеспечивается большая часть валютных поступлений, он же является основой экономического роста и мультипликатором для всех других отраслей - топливного машиностроения, металлообработки, металлургии.

Так или иначе, в ближайшие 10-15 лет топливно-энергетическому комплексу уготована роль локомотива экономики. За этот период, возможно, на передний план подтянутся другие, более технологичные, наукоемкие отрасли, которые впоследствии станут основной движущей силой. Что же объединяет российскую экономику с экономиками стран Содружества, хотя они имеют различную ориентированность?

Все постсоветские страны в разной степени, но одинаково болезненно переживают состояние переходности, существует некоторая относительная нестабильность в отношении собственности, порождаемая давлением политических режимов. Кроме того, мы все имеем одинаково ухудшающееся состояние инфраструктуры.

Как известно, инфраструктуру президент РФ В.Путин обозначил как одну из значимых областей прорыва, куда будут направлены основные средства Инвестиционного фонда. Состояние инфраструктуры представляется для России главной угрозой национальной безопасности - как внешней, так и внутренней. Внутри страны велика степень износа практически всех инфраструктурных систем, это прежде всего касается нефтегазопроводов, коммунальных систем, распределительных сетей в энергетике.

Другой серьезной угрозой в последнее время является появление проектов в нефтегазовом секторе, альтернативных национальным интересам России. Руководство РФ рассматривает эти коммерческие компании, которые занимаются поставками нефтепроводного сырья и эксплуатацией магистральных нефтепроводов, как серьезную угрозу экономической безопасности страны. Небеспочвенно высказываются мнения, что Москва пытается предотвратить появление антироссийских альянсов на постсоветском пространстве закручиванием энергетических гаек, исключая альтернативу российскому энергосырью.

Поэтому в России предпринимается целый ряд мер по ослаблению своей транзитной зависимости от сопредельных государств. В частности, один из известных проектов - Балтийская трубопроводная система - позволяет российской нефти пойти в обход Украины. В этом списке планируемый сейчас (ТЭО внесен в правительство) проект строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, сулящий огромные перспективы от внедрения на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Как известно, проект строительства газопровода компаний Германии и России вызвал жесткую реакцию соседей - Польши, Чехии и других республик. Логика понятна, Россия старается выйти на потребителей углеводородов, газов, минуя территории и экономические интересы посредников, насколько это удается. Естественно, такой маневр наталкивается на крайне негативную реакцию тех стран, которые традиционно зарабатывали на транзите.

Подобная история произошла с латвийским портом Вентспилс, который в последнее время потерял все свои доходы, и довольно глупо, поскольку раньше предлагались адекватные по ценовой политике предложения, которые были отвергнуты. Там была занята непримиримая позиция, поэтому Вентспилс превратился в «сухой» порт. В том же незавидном положении пребывает трубопровод Одесса-Броды, который был построен по инициативе американской администрации и некоторых европейских институтов, но сейчас он используется в реверсивном направлении и не в полном объеме.

Это еще раз показывает, что состояние нефтетранспортной инфраструктуры зависит от экономических интересов, нельзя повернуть вспять течение нефти. Можно создавать сложные и дорогие маршруты, но все равно она будет течь к морю, с севера. Перспективы нефтепровода Одесса - Броды - Гданьск оцениваю скептически. Другое дело, если будут приняты политические решения, которые пойдут вразрез с экономическими интересами Украины. Те политические решения, в соответствии с которыми часть нефти с Каспийского региона пойдет сюда по завышенным ценам в принудительном порядке. Тогда, возможно, магистраль будет работать.

Проект Баку - Тбилиси - Джейхан также появился благодаря лоббированию некоторых внешних транснациональных сил, и, с моей точки зрения, целый пул нефтяных компаний не выражал особого желания участвовать в данном проекте. Тем не менее, введение данного направления не привело к снижению нагрузки на линии Баку-Новороссийск и к существенным потерям доходов России от нефтяного транзита. Я оцениваю объем этих потерь в 1,5-2 %, что не представляет значимой угрозы.

Многие эксперты полагают, что в ближайшие годы основной проблемой нефтетранспортных государств, основным узлом противостояния энергетических интересов будут Каспийский регион, Сахалин и в меньшей степени - Балтика.

Что касается амбициозных целей России, то тут будут усиливаться попытки влияния в зоне ее традиционных интересов. Трудно ожидать другой линии поведения, даже исходя из внешних параметров, - эта страна по своей территории занимает восьмую часть мира и содержит более трети мировых запасов ресурсов. Следует учесть, что 91% добываемой в СНГ нефти, 72% газа, 60% зерна, почти три четверти продукции бывшего ВПК, - все это на лицевых счетах Российской Федерации. В обозримой перспективе конкурентная борьбы за ресурсы, охватывая все направления - добычу, транзит, рынки сбыта и переработку, будет обостряться.

Если говорить об общих интересах, которые объединяют Россию и СНГ с позиции нефтепроводного транзита и других инфраструктурных вопросов, то, мне кажется, главное - не допустить потери суверенного контроля над этой инфраструктурой, не допустить ослабления налоговых платежей на своей территории. Как это произошло со строительством Каспийского трубопроводного консорциума, от которого Россия практически не получает существенных платежей.

Преимущества в прокачке нефти должны иметь отечественные компании, которые являются добытчиками и операторами на территории государства. Для РФ было бы благоприятно установить контроль над инфраструктурными и распределительными сетями в сопредельных государствах, разумеется, рыночными путями, а не методом политического давления. Здесь мы имеем не точку соприкосновения интересов, а зону естественного конфликта интересов, который необходимо разрешать путем переговоров.

Я полагаю, что проблема транзита - как нефтяного, так и газового, - будет ослабевать по мере движения России к очередной ожидаемой депрессии, циклическому ухудшению экономической ситуации, которое произойдет через 2-3 года. Если рассмотреть знаменитую кривую, которая характеризует нефтедобычу, то мы находимся на нижней точке пика. Вместе с тем, наши возможности в области транзита тоже пойдут на убыль. Дай бог, чтобы и цены на нефть снижались плавно, а не скачкообразно, как в 1998 году.

Хочу подчеркнуть, что глобальные игроки, которые приходят на пространство СНГ, прежде всего в Каспийский регион, имеют глобальные интересы. Экономические интересы местных игроков их интересуют так же, как, к примеру, владельцев крупного супермаркета интересуют прибыли маленького магазинчика в сельской местности. Вот почему интересы РФ и соседей по Содружеству сильно пересекаются.

Это пространство является общим и должно быть защищено системой соглашений, которую еще предстоит выработать. Когда будет достигнута договоренность по Каспию, то и стоимость ресурсов возрастет, проникновение туда западных корпораций станет выгодным для региона и стран. Всем нам становится ясно, что нужна скоординированная политика как в Каспийском регионе, так и везде, где существует совместная инфраструктурная сеть.

Хочу отметить, что позиция Казахстана в нефтегазовом секторе в соотношении с американской и российской представляется, на мой взгляд, достаточно взвешенной и предупредительной.

Не сомневаюсь и в том, что историческая и географическая близость России и Казахстана, богатые природные ресурсы, интегрированная нефтетранспортная инфраструктура и большой потенциал взаимовыгодного партнерства станут основой для реализации совместных проектов по транспортировке нефти, как через Россию, так и транзитом через территорию Казахстана на мировые рынки потребителей энергоресурсов.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...