Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Когда в арбитрах третейские судьи

Когда в арбитрах третейские судьи

Возможно, в недалеком будущем многие хозяйствующие субъекты будут отстаивать свои права на состязательных площадках, где в качестве арбитров станут выступать не профессиональные судьи, а третейские. По-сути, речь идет о формировании внесудебного механизма регулирования гражданско-правовых споров. Эффективность третейских судов, которые созданы, в частности, при торгово-промышленных палатах, напрямую зависит от результата, а значит, от исполнения их решений. С учетом значимости института третейского арбитража в уходящем году Верховный суд разработал проект постановления о принудительном исполнении решений третейских судов. За более подробными разъяснениями мы обратились к судье Верховного суда Акылтаю КАСИМОВУ, принимавшему непосредственное участие в разработке этого нормативно-правового акта.

— Акылтай Ахмеджанович, год назад приняты законы «О третейских судах» и «О международном коммерческом арбитраже», что изменилось с тех пор? Обращаются ли предприниматели к третейским судьям?

— Сегодня рыночные отношения требуют более гибких и конструктивных механизмов рассмотрения экономических конфликтов. За год мы убедились в том, что институт альтернативной юрисдикции нуждается в государственной поддержке.

Третейские суды и международный арбитраж не входят в систему судебных органов республики и могут создаваться в виде постоянно действующего учреждения либо для разрешения конкретного спора. Они позволяют более эффективно и оперативно решать споры, способствуют повышению самоуправления граждан и их правосознания. При рассмотрении различного рода конфликтов третейские арбитры придерживаются общепринятых правил, обычаев делового оборота и понятий справедливости. Для них, как правило, необязательно юридическое образование, главное, чтобы они обладали необходимыми знаниями в определенной отрасли, практическим опытом, авторитетом и житейской мудростью.

На недавнем совещании в Республиканской торгово-промышленной палате прозвучали данные о том, что в негосударственные суды за год поступило 200 заявлений, из них рассмотрено 95. В успешном функционировании негосударственного арбитража заинтересованы прежде всего сами предприниматели, по инициативе которых, собственно говоря, и создаются третейские суды. Их организацией занимаются также крупные хозяйственные структуры — холдинги, финансово-промышленные группы. К примеру, создан третейский суд в системе нефти и газа, возможно, вскоре подобные структуры появятся и в других отраслях.

— В чем сходство и принципиальное различие третейского суда и международного коммерческого арбитража?

— Сходство заключается в том, что спорящие стороны доверяют рассмотрение конфликта и вынесение решения третьим лицам. Эти суды образуются по соглашению всех участников возникшего противостояния в составе одного либо нескольких судей, избранных в одинаковом количестве от каждой стороны, и одного судьи по общему выбору сторон. Различие же между этими негосударственными формированиями — в наличии иностранного элемента, то есть международный коммерческий арбитраж рассматривает споры с участием иностранных компаний. В третейском суде свои интересы отстаивают лишь казахстанские предприятия. На мой взгляд, разграничение третейского суда и международного коммерческого арбитража по принципу государственной принадлежности хозяйствующего субъекта несколько сужает права предпринимателей.

Надо полагать, время и практика покажут, по какому пути будут развиваться данные негосударственные институты. Очевидно и то, что одни и те же арбитры могут привлекаться для рассмотрения дел как в третейском суде, так и в международном коммерческом арбитраже. Возможно, с развитием института гражданского судейства появится необходимость во внесении изменений и дополнений в законодательные акты. Ведь в этой сфере остались вопросы, не нашедшие прямого законодательного урегулирования, но вытекающие из общих начал и смысла гражданского процесса.

— Получается, что Верховный суд нормативным постановлением о принудительном исполнении решений третейских судов в определенной мере восполнил несовершенство и непоследовательность отдельных законоположений. В таком случае напрашивается и другой вопрос: не следует ли расценивать издание вышеуказанного акта как вмешательство в деятельность внесудебного гражданского института?

— Ни в коей мере. С принятием проекта нормативного постановления открывается новая глава в развитии внесудебных механизмов решения гражданских споров. У взыскателя появляется возможность посредством судебной власти добиться в принудительном порядке исполнения решения третейского суда. Это означает, что альтернативный способ защиты нарушенных гражданских прав станет действенным и эффективным. Действительно, поначалу многие правоведы спрашивали: как можно государственному органу браться за исполнение решения суда непрофессионалов? Ведь ни одно решение третейского суда не выдержит строгой формальной проверки и регламентации профессиональных судей. На самом деле компетентный суд не будет пересматривать содержательную часть решения третейского суда и заниматься его толкованием, что как раз и свидетельствует об автономии института досудебного урегулирования спора. Компетентный суд изучит лишь то, насколько верно применены процедурные моменты, не нарушены ли нормы, касающиеся формирования состава третейского суда, правила оповещения сторон и так далее.

На практике может возникнуть и другая ситуация. При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда компетентному суду станет известно о поступлении заявления об обжаловании данного вердикта. В таком случае суд приостанавливает рассмотрение первого заявления до тех пор, пока не рассмотрит ходатайство об обжаловании решения третейского суда. Если компетентный суд не усмотрит процессуальных нарушений, то заявление взыскателя удовлетворяется. Ему выдают определение, с которым он идет к судебному исполнителю.

Принятие данного нормативного постановления будет способствовать не только реализации конституционного права граждан на судебную защиту, но и укреплению статуса третейского арбитража. В том случае, если конфликтующие стороны не придут к соглашению, в дальнейшем для них не исключается возможность обращения в органы компетентного правосудия.

Татьяна БРЕДИХИНА


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...