Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Русские в Казахстане: «казахи русского происхождения»?

Русские вКазахстане: «казахи русского происхождения»?

Из всех советских республик именно Казахстан был тем полигоном, накотором вСССР особенно смело испытывали иядерное оружие, и"целину", иконцепцию "новой исторической общности— советского народа". К 1959г., когда проводилась общесоюзная перепись, доля казахов всоставе населения республики сократилась доминимального уровня— до30%. Но после 1959г. доля казахов всоставе населения неуклонно увеличивалась: в1970г.— 32%, в1979г.— 36%, 1989г.— почти 40%. По данным переписи населения СССР 1989г., из16464000населения казахи составляли 39,7%, русские— 37,8 %, немцы— 5,8 %, украинцы— 5,4 %. За 1989-1999 гг. численность казахов встране увеличилась на1млн. 488,1 тыс., или на23%, ивозросла с 6млн. 496,9 тыс. до7млн. 985тыс. За 90-е гг. изстраны выехало около 2млн. русских, украинцев ибелорусов, атакже 0,8 млн. немцев. Население Казахстана сократилось с 16,9 млн. в1991г. до14,9 млн. в1999г. За 1989-1999 гг. количество русских сократилось на26%, украинцев— на38%, немцев— на63%. Разумеется, эти демографические сдвиги немогли невызвать изменения вотношениях двух ведущих этносов, вих представлениях особственном месте вновом государстве.

Одно изпроявлений этих изменений— те гетеростереотипы ("представления одругих"), которые получили распространение среди казахов ирусских впоследние годы. В этнической психологии распространено следующее понимание этностереотипа: это— "устойчивое, схематично-упрощенное иэмоционально-оценочное мнение одной этнической общности одругой ио самой себе". При этом хотелось бы подчеркнуть, что мы несчитаем этностереотипы заведомо ложными, негативными представлениями ипредрассудками; напротив, нанаш взгляд, они впреломленной форме нередко отражают очень важные реальные тенденции, получившие развитие вобществе. Этностереотипы, всвою очередь, оказывают огромное влияние насоциализацию, наповедение подрастающих поколений вотношении представителей той или иной этнической общности. Автостереотипы ("представления освоих") оказываются, как правило, гораздо позитивнее, чем гетеростереотипы. При этом важно учитывать, что негативные гетеростереотипы особенно часто актуализируются втех условиях, когда между этносами либо идет острая конкурентная борьба, разгораются конфликты пожизненно важным вопросам, либо складываются отношения господства-подчинения.

Нами использовались результаты более десятка социологических исследований поданной тематике, проведенных вКазахстане впериод с 1992по 2004гг. Вместе с тем, автор имел уникальную возможность апробировать свои выводы вавгусте 2003г., читая курс поэтническим стереотипам намеждународном летнем университете вУсть-Каменогорске. Молодые казахстанские преподаватели— социологи, психологи, политологи, историки, философы, экономисты— активно участвовали вфокус-группах иделовых играх, давших достаточно интересный эмпирический материал поинтересующей нас тематике. Кроме того, использовались данные контент-анализа СМИ, атакже такой нетрадиционный источник, как Интернет-форумы, накоторых обсуждаются проблемы межэтнических отношений вКазахстане.

В целом данные опросов показывают, что "запас прочности" позитивных, добрососедских отношений между русскими иказахами сохранялся всвоей основе даже всамые критические моменты. Исследования поценностным ориентациям показывают близость позиций казахов ирусских, выросших вКазахстане. Положительные характеристики, как правило, преобладают надотрицательными вгетеростереотипах ирусских, иказахов (особенно— упредставителей старших поколений). Однако вместе с тем отмечаются исущественные колебания, причем "крайние" позиции чаще встречаются всреде студенческой молодежи.

В содержании негативных стереотипов, нанаш взгляд, зачастую получали отражение разного рода претензии ифобии, накопившиеся всознании людей. Так, например, в 1999г. вхарактеристиках казахов русскими впервые стали упоминаться такие качества, как "национализм" и"жестокость". В какой-то мере эта тенденция кусилению недоверия нашла отражение ив тех гетеростереотипах, которые были названы русскими напроведенной нами фокус-группе: здесь явно отразилось недовольство вотношении стремления казахов доминировать с использованием азиатских традиций (помощь своим родственникам вустройстве наработу, авторитаризм ит.д.).

Такую эволюцию стереотипов, по-видимому, можно верно истолковать лишь с учетом изменения общей ситуации вКазахстане. К моменту распада СССР в среде казахов накопилось довольно много претензий к"старшему брату", традиционно считавшему, что именно он принес все начала цивилизации вэтот "край диких кочевников". Так называемая "колониальная неблагодарность" казахов выплеснулась втом, что русских стали обвинять вгеноциде, вискоренении их национального языка икультуры… Затем произошел глобальный миграционный отток, миллионы русских, украинцев, немцев покинули страну. Эмиграция русскоязычных групп достигла апогея в1994г.— понекоторым данным, она составила 481тыс. чел. Затем показатели постепенно снижаются: большинство тех, кто имели возможность уехать, уже уехали. Казахи стали составлять абсолютное численное большинство встране, заняли ключевые посты ворганах власти, стали единственным "титульным" этносом.

Эти перемены нашли отражение ив идеологии. Официальное руководство Казахстана часто говорит о"евразийском", многонациональном характере государства. Однако реальная политика выражается втом, что почти все ключевые посты принадлежат казахам. В дальнейших планах некоторых идеологов— полная "казахизация" страны. Так, например, доктор исторических наук Азимбай Гали пишет: "Что такое хорошо для Казахстана иказахов? Интеграция, ассимиляция иаккультурация наоснове казахских ценностей… Будут уменьшаться носители этого (русского— Ю.Ч.) языка, меньше будет эпигонов ив качестве международного: казахи предпочтут английский, вкачестве родного— казахский". Вместе с тем националисты предают анафеме тех "асфальтных казахов", которые все еще остаются "политически русскими". Такие идеологи подогревают вказахской среде бытовой национализм, национальную кичливость иксенофобию. На Интернет-форумах, например, встречаются такие сообщения: "Вчера имел удовольствие лицезреть огромную очередь уроссийского посольства. Зрелище феерически приятное"; внекоторых газетах содержатся нападки напевицу-казашку, которая еще осмеливается петь по-русски, ит.д. Формула "казахи русского происхождения", нанаш взгляд, вполне могла быть заимствована казахскими националистами изПрибалтики, где уже накоплен богатый опыт дискриминации людей поэтническому признаку. Чем-то напоминает она иформулу "немцы, говорящие по-вендски", применявшуюся нацистами вотношении лужицко-сербского меньшинства Германии.

Разумеется, все это неможет невызывать обратную, невсегда сдержанную, реакцию оппонентов. Некоторые лидеры русскоязычных общин, ксожалению, так иостались в плену старых идеологических догм, весьма далеких от современной реальности. Все это неспособствует развитию конструктивного диалога ивзаимопонимания.

Тенденция ксозданию этнократического государства неможет нетревожить тех все еще многочисленных неказахов, которые остаются жить вКазахстане. Поэтому весьма серьезна та разница, с которой казахи инеказахи оценивают состояние межнациональных отношений. Если казахи вмассе своей считают, что теперь стало "все нормально", топредставители других национальностей посылают совершенно иные сигналы: "нет, далеко невсе нормально: мы считаем себя ущемленными вкадровой, языковой политике" ит.д. Собственно, эти же самые сигналы обнаруживаются ив тех новых гетеростереотипах, окоторых шла речь выше.

В условиях отношений господства-подчинения негативные стереотипы, как уже отмечалось, резко актуализируются, становятся мощным фактором, препятствующим восстановлению понимания идоверия между народами. В Казахстане еще сохраняется солидный запас доверия, но вновых, принципиально изменившихся условиях он подвергся размыванию. Какая реальная политика— направленная наэтнократию или насоздание многонационального евразийского государства— возобладает? Это во многом будет зависеть от того, захочет ли власть Казахстана услышать посылаемые ей сигналы.

Юрий Георгиевич Чернышов - д.и.н., профессор, зав. кафедрой всеобщей истории имеждународных отношений Алтайского гос. университета, директор Алтайской школы политических исследований


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...