Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Анализ проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности» (Эреуль Нурсеитов, Председатель Союза бухгалтеров и аудиторов Казахстана)

Анализ проекта Закона Республики Казахстан


Все годы аудит в Казахстане развивался по законам рынка, в результате часть аудиторских организаций выросла до авторитетных и известных компаний, другая часть незаметно сошла с рынка аудиторских услуг. Большинство организаций, ориентированных на обслуживание малого и среднего предпринимательства, имеют, может быть, незначительный вес и известность, но существуют в стабильной среде. Особняком стоят организации, так называемой, «большой четверки», бизнес которых совершается в иных сферах, недоступных по ряду обстоятельств казахстанским аудиторам. Совершенствование аудита необходимо. Но, в наших условиях под совершенствованием, как правило, понимается усиление контроля, административных мер, далеких от рыночных, создание надуманных ограничений.

Ниже отметим положения проекта в отношении внесения изменений и дополнений в Закон РК «Об аудиторской деятельности» содержащие в себе противоречия с другими законами. Эти противоречия создают предпосылки к ущемлению прав аудиторов и аудиторских организаций, ограничению в их развитии, как субъектов малого предпринимательства, закрытию ряда аудиторских организаций; сокращению рабочих мест для работников этих организаций.

Так, в статью 5 Закона РК «Об аудиторской деятельности» вносятся изменения в части осуществления аудита только в составе одной аудиторской организации, что, фактически означает запрет на свободу труда, ограничивающий возможность гражданина (аудитора) на работу у нескольких работодателей на условиях неполной продолжительности рабочего дня. Это противоречит статье 4 «Запрещение дискриминации в сфере труда» и пункта 5 статьи 12 «Заключение индивидуального трудового договора» Закона РК «О труде в Республике Казахстан». Полагаем, что такие ограничения могут регламентироваться внутренними документами аудиторских организаций, в соответствии с трудовым законодательством, если они не заинтересованы в работе аудиторов в двух или более организациях.

В этой же статье устанавливается запрет, ограничивающий право аудитора на участие в других аудиторских организациях в качестве учредителя или одного из учредителей. Такие ограничения для граждан, являющихся аудиторами, не предусмотрены Гражданским кодексом РК и Законом РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».

В пункте 3 статьи 6 Закона РК «Об аудиторской деятельности» предусматривается наличие в составе аудиторской организации 3 аудиторов, вместо 2 аудиторов, предусмотренных действующим Законом. Численность аудиторов в составе одной организации ничем, кроме настоящего Закона, не регламентируется. Указанный ограничитель численности создает предпосылки для закрытия ряда аудиторских организаций, не выдержавших критерий численности, потерю рабочих мест работников этих организаций, не являющихся аудиторами. Учитывая, что основная часть аудиторских организаций соответствует критериям субъектов малого предпринимательства, это ведет к ограничениям в развитии малого предпринимательства этой сферы.

В пункте 4 статьи 6 Закона «Об аудиторской деятельности» предусматривается доля уставного капитала, принадлежащая аудиторам в размере 100 процентов, вместо в действующей редакции Закона 51 процента. Размер доли, принадлежащий аудиторам, другими законами, кроме рассматриваемого Закона, не регламентируется. Гражданский кодекс и Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» условия или ограничения в доле уставного капитала для отдельных категорий граждан не устанавливает. Принятие нормы о 100 - процентном участии аудиторов в аудиторской организации будет вынуждать владельцев 49 - процентной доли к ее отчуждению, т.е. утрате права собственности на нее, что противоречит основополагающей норме о том, что никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда. Содержащаяся в действующей редакции Закона норма о 51-процентном участии аудиторов в аудиторской организации также никаким другим законом, кроме рассматриваемого Закона, не регулируется. В действующей редакции Закона эта норма лишает участников-аудиторов прав на распоряжение своим имуществом в виде доли в уставном капитале, например, права наследования наследниками, не являющихся аудиторами, так как это влечет отзыв лицензии, закрытие организации. Продажа доли другому аудитору также невозможна, так как в проекте Закона устанавливается ограничение в виде участия аудитора только в одной аудиторской организации.

Указанные ограничения, в комплексе, создают условия для сокращения числа аудиторских организаций, монополизации рынка аудиторских услуг в регионах, вследствие ограниченного там количества аудиторов, ликвидации ряда организаций, потерю трудоустройства работников этих организаций, не являющихся аудиторами. Аудиторские организации имеют в своем составе, кроме аудиторов, в среднем 10-15 специалистов-бухгалтеров, которые участвуют в аудиторских проверках. Если в организации менее 3 аудиторов, она либо закрывается (ликвидируется), либо у нее отзывается лицензия. Результат: аудиторы уходят в другие фирмы, а оставшиеся специалисты остаются без работы.

Отзыв лицензии предусмотрен при наличии менее 3 аудиторов, хотя организация получала лицензию в период действия нормы в 2 аудитора. Таким образом, закон ухудшает

В предлагаемой редакции дополнений и изменений в Закон РК «Об аудиторской деятельности» неоправданно усилена роль профессиональных организаций, как общественных объединений. Известно, что общественные объединения образуются на основе добровольного объединения граждан. Однако, в проекте Закона статьей 11 предусмотрено аннулирование квалификационного свидетельства аудитора в случае не вступления в общественное объединение в виде профессиональной организации в течение 3 месяцев. Статьей 18 проекта предусмотрено обязательное вступление аудиторской организации в профессиональную организацию в случае выхода из другой профессиональной организации.

Участие аудиторов в профессиональных организациях не вызывает сомнения, но на добровольной основе и при условии, что заказчики аудита должны останавливать свой выбор на той организации, которая состоит членом профессиональной организации. При этом профессиональная организация должна осуществлять такую политику и работу, чтобы аудиторы сами стремились быть ее членами.

Обязательное образование профессиональных организаций привязано к численности аудиторов, т.е. эти организации должны образовываться при наличии в них не менее 1/5 общей численности аудиторов. Указанное положение не учитывает региональные особенности Казахстана, во всех регионах РК находится 15-20 % аудиторов от общей численности, что ущемляет их права на создание своих региональных профессиональных организаций. Им придется образовывать такие профессиональные организации, члены которых могут находиться за тысячу километров друг от друга.

Квалификационной комиссии по аттестации аудиторов, как некоммерческой организации, делегируются права, превышающие даже присущие государственным органам права - аннулирование квалификационного свидетельства по основаниям нарушения Кодекса этики, не являющегося нормативным документом.

Права уполномоченного органа по отзыву лицензии также неопределенны и в статье 13 предусматривается отзыв лицензии на основании требований настоящего Закона и иных нормативных актов по аудиторской деятельности, что создает предпосылки для создания иных нормативных актов, содержащие карательные функции. Известные последствия несет в себе пп. 3 статьи 4-2 проекта, в которой уполномоченному органу предоставляется право установления дополнительных квалификационных требований для аудиторских организаций, допускаемых к проведению обязательного аудита.

Уже сейчас многие крупные предприятия ощущают на себе результаты монополизации рынка аудиторских услуг, когда за аудит устанавливаются цены, далекие от разумных. Но, деваться некуда, так как круг аудиторских организаций, которым уполномоченным органом дано право на проведение обязательного аудита, ограничен.

Изменения и дополнения в Закон РК «Об аудиторской деятельности» недопустимо регламентируют и ограничивают деятельность субъектов аудиторского рынка, создают условия для сокращения конкурентного поля в результате закрытия аудиторских организаций, что влечет рост цен на аудиторские услуги, монополизацию рынка аудиторских услуг несколькими крупными аудиторскими организациями, особенно в регионах. Проект Закона ликвидирует институт аудиторов - индивидуальных предпринимателей, что не дает возможности субъектам малого и среднего предпринимательства оперативно и по приемлемой для них цене проводить аудит, получать консультации по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета.

Эреуль Нурсеитов, Председатель

Союза бухгалтеров и аудиторов Казахстана


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...