Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Десять лет реформ

Десять лет реформ

Десять лет в истории человечества — мгновение. Но для Парламента Республики Казахстан они стали серьезнейшим испытанием на прочность. Это были годы творческого поиска, упорной работы над собой. За эти годы депутатами Парламента трех созывов был вложен колоссальный труд в создание законодательной базы казахстанской государственности. Во многом благодаря этому Казахстан сумел закрепиться в мировом сообществе и состоялся не только как географическая территория, но и как государство, а казахстанцы сформировались как единая общность, объединенная ценностями, универсальными для каждого человека. Мы выбрали путь политического, экономического и социального реформирования страны. И чуть более месяца назад на президентских выборах народ Казахстана подтвердил правильность избранного курса, предложенного Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым.

Высокая поддержка действующего курса Президента вместе с тем говорит о больших ожиданиях, которые казахстанское общество формирует относительно своего будущего и в особенности экономических перспектив, что вызывает необходимость решительного ускорения намеченных реформ.

И сегодня, впервые отмечая круглую дату казахстанского Парламента, мы должны осмыслить роль и место высшего представительного органа, выполняющего законодательные функции, в политической системе нашей страны.

Основанный на национальных государственно-правовых традициях, Парламент Республики Казахстан отражает евразийский тип нашей государственности и сочетает в себе ценности Запада и Востока.

Истоки высшей представительной власти в Казахстане восходят к далеким тридцатым годам прошлого столетия. В 1938 году был избран первый состав Верховного Совета республики, осуществлявшего представительские и законодательные функции. Деятельность данного органа проходила под строгим политическим надзором со стороны союзных и республиканских партийных органов. Выборы в Верховный Совет Казахской ССР были безальтернативными, что, по сути дела, снижало легитимную ценность данного органа.

С распадом СССР и провозглашением Казахстаном суверенитета в 1991 году началась история подлинного парламентаризма. С этого момента за короткий исторический период мы прошли поистине колоссальный путь от системы номинальных советов народных депутатов к профессиональному двухпалатному Парламенту.

Первые действительно альтернативные выборы в Верховный Совет XII созыва в условиях еще достаточного влияния административно-командной системы были проведены в 1990 году. И хотя эти выборы проходили при отсутствии полноценных политических партий, они придали необратимость процессам трансформации тоталитарной системы. Следует отметить, что Верховный Совет XII и XIII созывов внес значительный вклад в демонтаж советской системы представительных органов, выступавшей декором коммунистической диктатуры.

Главную законодательную основу построения современного Парламента заложила Конституция 1995 года, 10-летний юбилей которой мы праздновали в прошлом году.

Новая для того времени Конституция Республики Казахстан с учетом общемировых процессов отразила реальную ситуацию в стране, стала служить и по сей день служит главным фактором политической стабильности, социального и национального согласия. В соответствии с ней была установлена президентская форма правления, которая обеспечивает оптимальное функционирование всех ветвей власти. По своим принципам она соответствует общепризнанным стандартам демократического конституционного устройства, стимулирует совершенствование правовой системы государства и создает возможности для ее развития.

Депутаты первого созыва начали работать в совершенно новых условиях, для которых было характерно начало стабилизационного процесса, как на политическом, так и экономическом уровне. Это было время набора высоты.

Опираясь на лучшие достижения мирового опыта парламентской деятельности, первый в истории Казахстана двухпалатный Парламент смог заложить основы профессиональной законотворческой деятельности. В этом немаловажная заслуга депутатов первого созыва Мажилиса Парламента.

Деятельность депутатского корпуса Парламента второго созыва выстраивалась на основе принятых осенью 1998 года поправок в Основной закон, расширивших полномочия, укрепивших значимость, роль и место высшего представительного органа в системе государственной власти. Необходимо отметить, что Парламент Республики Казахстан второго созыва наработал богатый опыт взаимодействия с Главой государства, государственными органами, с исполнительной ветвью власти во главе с Правительством, внес большой вклад в становление независимой судебной системы.

Депутаты Мажилиса Парламента второго созыва развили, а нынешнего, третьего, — продолжают практику целенаправленного совершенствования законотворческого процесса.

В состав нынешнего созыва пришли профессионалы, облеченные высоким доверием своих избирателей, обладающие практическим знанием всех сфер нашей жизни, требующих законодательного регулирования.

Несомненно, формирование демократического конституционного строя на основе действующей Конституции Республики Казахстан стало одним из главнейших факторов, способствовавших становлению парламентаризма в Республике. Поступательное движение нашего общества к развитому демократическому строю было закреплено в Конституции и на практике реализуется через постепенное создание необходимых политических институтов: демократических выборов, формирования системы самоуправления, децентрализации полномочий между центральным и местным уровнями власти, совершенствования межбюджетных отношений в сторону укрепления местных бюджетов.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что эта модель государственного устройства оказалась для Казахстана оптимальной. Именно сильная власть помогла преодолеть экономический коллапс, в который впала страна в начале 90-х годов, провести либеральные реформы и в кратчайшие сроки добиться успешных результатов.

Если говорить языком цифр, то характеризовать прошедшие десять лет можно следующим образом: Парламент Республики Казахстан в результате всестороннего обсуждения 1 619 поступивших в Мажилис законопроектов (1 361 из которых инициированы Правительством, 258 — депутатами) одобрил и принял 1 221 закон, которые были подписаны Президентом.

Цифры, конечно, впечатляют. Но никакими цифрами не выразить накал депутатских дискуссий, постоянно возрастающий объем кропотливой работы по проникновению в суть рассматриваемых законопроектов, неустанный поиск депутатского корпуса. Из общего числа принятых законодательных актов самими депутатами были разработаны и инициированы такие важные, как «О миграции населения», «О языках в Республике Казахстан», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О политических партиях», «О системе здравоохранения», и другие. Это именно те законы, которые касаются практически каждого гражданина нашей страны, что налагает особую ответственность на каждого депутата.

Парламент Казахстана сегодня — это функционально профессиональный высший орган власти, имеющий сложившиеся традиции законотворческой деятельности, целью которого является создание четко сбалансированной правовой базы для реализации программы реформирования всех сфер жизни, изложенной в долгосрочной Стратегии «Казахстан-2030» и Послании Президента народу Казахстана.

Для претворения в жизнь комплексных экономических реформ и стратегических приоритетов была необходима качественно новая нормативная правовая база, которая бы кардинально изменила основополагающие принципы построения экономических отношений в республике. И с этой задачей Парламент справился благодаря тесному взаимодействию с Правительством и центральными государственными органами.

Хотелось бы подчеркнуть, что миссией Парламента третьего созыва является нормативно-правовое обеспечение устойчивого развития Казахстана, где одной из составляющих является создание законодательной базы построения социального государства, то есть эффективной социальной экономики, направленной на обеспечение достойных условий жизни и свободного развития человека.

Провозглашая себя социальным государством, Казахстан тем самым подчеркнул приверженность международно-правовым актам в области прав человека. В первую очередь это Всеобщая декларация прав человека, ратификация международных пактов о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах.

Значительному изменению было подвергнуто законодательство о пенсионном обеспечении граждан республики. Ежегодно проводится повышение пенсий, и в последние годы номинальный рост пенсионных выплат опережал рост индекса потребительских цен. Существенно возросли за это время заработная плата работников бюджетной сферы, стипендии, различные пособия.

Но останавливаться на достигнутом нельзя, и логическим продолжением данной работы послужит расширение законодательных инициатив по правовому обеспечению полноценного развития человеческого капитала в нашей стране.

На протяжении 14 лет с момента обретения независимости Казахстан последовательно проводил активную политику привлечения иностранных инвестиций. Большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Казахстан имело принятие законодательных актов в области инвестиционной деятельности. Это способствовало усилению стабильного притока иностранных инвестиций в отечественную экономику. Так, в течение данного периода времени в экономику Казахстана было привлечено более 40 миллиардов долларов иностранных инвестиций.

Однако нельзя не отметить, что иностранные инвестиции в Казахстане в основном осуществляются в сырьевые секторы экономики, инвестиционные возможности которых широко известны. Вместе с тем в рамках реализации стратегии индустриально-инновационного развития предприняты меры для обеспечения притока иностранных инвестиций в несырьевые секторы экономики. Однако для этого требуются гибкие инструменты привлечения иностранных компаний в Казахстан, позволяющие обеспечить компромисс интересов инвесторов и государства.

Думаю, в связи с этим было бы целесообразно приступить совместно с Правительством к разработке отдельного блока нормативно-правовых актов, регулирующих привлечение иностранных инвестиций в несырьевые секторы экономики.

Сегодня мы можем по праву гордиться финансовым сектором, где осуществлены основные финансовые реформы.

В настоящее время казахстанские банки имеют высокие международные рейтинги, что позволяет осуществлять экспансию на рынках стран СНГ, привлекая объемные и долгосрочные кредитные ресурсы на международных рынках капитала.

Только за последние шесть лет капитал банковского сектора вырос в 5 раз, кредитование экономики — в 10, а активы — в 8 раз, увеличившись с уровня менее 17 процентов от ВВП до более чем 59 процентов от возросшего ВВП.

Быстрыми темпами растут активы накопительной пенсионной системы, активы Национального фонда Республики Казахстан. Возросли также активы страховых компаний и других финансовых институтов.

За прошедшие годы приняты основополагающие законы, регулирующие большой спектр вопросов банковской, страховой деятельности и надзора, валютного регулирования, вексельного обращения, развития финансового лизинга, налогообложения участников финансового рынка.

Важнейшей задачей на сегодняшний день является развитие финансовых инструментов и, в первую очередь, рынка ценных бумаг. Недавно Правительством был предложен законопроект «О региональном финансовом центре города Алматы». Отмечу, что уже поступают предложения от различных финансовых организаций определить этот центр не региональным, а международным. И это предложение, на наш взгляд, должно быть поддержано.

Одним из приоритетных составляющих миссии Парламента третьего созыва являются создание законодательной базы либерализации казахстанской экономики, гармонизация наших стандартов в соответствии с требованиями ВТО.

В связи с этим одним из предстоящих значительных событий этого года является проведение парламентских слушаний, посвященных вступлению Казахстана в ВТО, где будет представлен итоговый доклад рабочей группы, содержащий условия членства Казахстана во Всемирной торговой организации.

Предстоящее вступление в ВТО предъявляет особые требования к конкурентоспособности нашей промышленности и сельского хозяйства.

Следует отметить, что на современном этапе большую роль в повышении конкурентоспособности экономики приобретает развитие кластерных систем. Для эффективной реализации выбранного Правительством курса кластерного развития необходим реальный правовой фундамент. Полагаю, что соответствующие законодательные инициативы проявят как Правительство, так и депутаты. Тем более что здесь существуют такие проблемы, как необходимость гармонизации международных и внутренних стандартов, налоговых и таможенных систем, устранения некоторых пробелов в инвестиционном законодательстве.

В современном бурно развивающемся мире внешние проблемы обретают еще более актуальный смысл. В этом отношении отлаженные международные связи позволяют Парламенту использовать в работе бесценный потенциал мирового опыта парламентской деятельности, а также делиться собственным опытом.

При этом развитие межпарламентских отношений является одним из важнейших направлений современного международного сотрудничества.

Ярким примером эффективности деятельности в этой сфере является то, что в прошлом году Государственная дума России в один день с Мажилисом Парламента Казахстана ратифицировала договор о российско-казахстанской границе. Таким образом, впервые за всю историю наша страна обрела юридически оформленную государственную границу. Этот факт, безусловно, войдет во все учебники истории нашего государства.

Кроме контактов на межпарламентском уровне Парламент Республики Казахстан активно укрепляет взаимодействие с авторитетными международными структурами. За десятилетие деятельности, помимо традиционно дружественных связей с партнерами по СНГ, активно развивалось межпарламентское сотрудничество со многими странами всех континентов.

Наиболее тесные и постоянные отношения сложились с такими международными организациями, как ООН, ОБСЕ, МВФ, МОТ. Многие структурные подразделения ООН, такие как управление верховного комиссара по делам беженцев, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и другие, проявляют устойчивый интерес к законотворческой деятельности нашего Парламента и имеют тесные контакты с отдельными парламентариями по вопросам своей компетенции.

Общепризнанным является факт, что в последние годы Республика Казахстан переживает беспрецедентный экономический рост. При сохранении существующих его темпов уже к 2008 году будет возможно констатировать удвоение ВВП на душу населения. Однако, несмотря на положительную динамику макроэкономических показателей, следует признать, что основным фактором бурного роста являются невосполняемые природные ресурсы Казахстана.

Как показывает мировой опыт, самым важным фактором экономического роста, определяющим именно долгосрочное развитие экономики, является эффективность использования капитала, труда, технического прогресса, или, иными словами, производительность.

Поэтому одним из первостепенных направлений деятельности Парламента на среднесрочную перспективу может являться создание совместно с Правительством эффективной законодательной базы устойчивого роста, нацеленного на повышение производительности казахстанской экономики.

Впереди нас ожидает кропотливая ежедневная работа. Только в 2006 году нам нужно будет совместно с Правительством разработать и принять солидный пакет законопроектов, из которых наиболее важными могут быть: «О региональном финансовом центре города Алматы», Транспортный кодекс, Экологический кодекс, законы «О концессии», «О внесении изменений и дополнений в Закон «О лицензировании», «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и многие другие.

Глава государства в своей инаугурационной речи 11 января 2006 года отметил, что цель следующего десятилетия — вывести Казахстан в число пятидесяти конкурентоспособных государств мира. Для достижения поставленной цели на первый план должны выходить задачи создания законодательной базы для обеспечения конкурентоспособности экономики, человеческого капитала и эффективности государственных институтов. Это связано с необходимостью ускоренного реформирования экономики, способной обеспечить устойчивый экономический рост, стабильность и процветание граждан страны.

Решение этой задачи потребует внедрения новых критериев при оценке деятельности Парламента и Правительства, а значит, соответственно новых подходов и методов к решению экономических задач, созданию законодательной базы, способствующих качественному росту экономики.

Как видите, перед Парламентом намечена масштабная программа действий. Мы однозначно подошли к этапу, когда должны ускоренно модернизировать все внутренние системы нашей экономики, права и всего нашего общества. Поэтому огромное значение для успеха модернизации нашего общества имеет законотворческая функция Парламента. При этом темп задуманных нами преобразований будет зависеть от совместной слаженной работы с Правительством.

Одним из важнейших событий в сфере политической модернизации казахстанского общества и государства стало подписание Президентом страны Н. Назарбаевым Указа «О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции Республики Казахстан». Согласно указу, существенно расширены контрольные полномочия Парламента.

В практику внедряются назначение министров социально-экономического блока после предварительного обсуждения их кандидатур профильными комитетами Мажилиса и Сената Парламента, а также назначение глав дипломатических представительств Республики Казахстан после предварительного обсуждения их кандидатур профильным комитетом Сената Парламента, что значительно расширяет функции законодательного органа по контролю за формированием Правительства.

Для эффективной реализации контрольных полномочий Парламента Республики Казахстан целесообразно прежде всего, на наш взгляд, всемерное повышение ответственности перед Парламентом исполнительной власти за результаты своей деятельности. При этом важнейшим механизмом усиления ответственности власти должно стать формирование сбалансированной системы сдержек и противовесов внутри государственного аппарата.

Подводя итоги деятельности первого десятилетия Парламента Республики Казахстан, есть все основания сделать вывод о том, что казахстанский парламентаризм в его современном состоянии стал неотъемлемой частью казахстанской политической системы.

Вместе с тем необходимо дальнейшее усиление роли представительных органов в политической жизни страны. И одной из важнейших целей на современном этапе казахстанской государственности являются развитие и укрепление всего лучшего в практике парламентской деятельности.

10 лет — всего лишь мгновенье. Но сплоченность народа единой идеей может сделать очень много. Мы все в ответе за судьбу нашей великой страны. В ответе перед нашими великими предками и потомками. И главное — у нас есть реальный исторический шанс сделать страну богаче, а жизнь людей — спокойней и обеспеченней. Убежден, что Парламент страны и впредь будет выступать консолидирующей политической силой, способной успешно решать поставленные перед ним самой историей задачи.

Урал МУХАМЕДЖАНОВ,

председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан


Лучший выбор – инвес-тиции в свое образо-вание! MINI-MBA -43%

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...