Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Зачем Госхолдинг? Успешные сервисные компании, объединенные в госхолдинг, начнут наступление на рынки СНГ


"Думаю, что в течение первого квартала мы создадим госхолдинг, - заявил 23 января 2006 года президент республики Нурсултан Назарбаев, - а потом будем решать, кто будет входить, кто будет руководить. Я смотрю на это таким образом, что хорошо было бы пригласить опытного иностранца на эту должность для того, чтобы все было прозрачно". Проект указа о создании новой структуры уже подготовлен.

№ 4 (59) 27 января 2006 г.

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ

О том, что АО "Казпочта", АО "KEGOC" и госдоля АО "Казахтелекома" будут объединены под одним управлением, стало известно еще в декабре прошлого года. Государственный холдинг должен быть "звеном между правительством и государственными компаниями", отметил 18 января президент, выступая перед депутатами парламента. "В портфель госхолдинга должны быть включены стратегические отрасли: энергетика, нефть и газ, транспорт, металлургия и так далее", - уточнил глава государства.

Вопрос о приглашении "варяга" на тот момент еще, видимо, не был решен: "Если у нас не найдется достаточно квалифицированного менеджера, мы приложим усилия, чтобы найти иностранного управленца". Проблем с собственными управленцами уже нет, но в итоге соображения "прозрачности" все-таки победили.

С проблемами не принимаем?

Идея создания новой структуры уже так давно озвучивалась с разных трибун, что сам факт ее создания особой реакции не вызвал. Пресса, увлеченная послевыборной перетасовкой министров и акимов, ограничилась констатацией факта. Более менее внятных оценок плюсов и минусов этого проекта на уровне республики, к сожалению, было немного. И совсем не было прогнозов о возможной связи между госхолдингом и такими, на первый взгляд, разными вещами, как экономические союзы на пространстве СНГ, проблемы энергоснабжения юга страны и наше вступление в ВТО.

Перечисляя возможные госбизнесы, которые намечено собрать под единым началом, Назарбаев назвал несколько отраслей: энергетика, нефть и газ, транспорт, металлургия. Ни одна из компаний, относящихся к этим отраслям, за исключением KEGOC, в холдинг пока не вошла. Но и KEGOC - это сервисная компания, которая владеет лишь высоковольтными линиями и диспетчерской службой по распределению энергии. У нее нет ни собственных электростанций, ни доступа к конечному потребителю - за свет мы платим региональным энергетическим компаниям (РЭК), а не KEGOC.

У многих вызывает недоумение сам факт включения названных компаний в госхолдинг. Если спросить о цели объединения каких-то компаний под рукой государства, то первое, что приходит в голову практически каждому, - это усиление контроля. Контроль усиливают обычно там, где дела идут плохо.

И усиливают его, как правило, с целью повышения эффективности. А если ее надо повышать, значит, на нынешний момент она низка. Еще одной причиной для усиления государственного контроля над компаниями может стать некая опасность, например, перехода данных компаний или отраслей в руки иностранцев.

Ни одна из этих причин в данной ситуации не присутствует. Сегодня в Казахстане нет убыточных госкомпаний. Есть структуры, которые еще надо реформировать. Например, "КазМунайГаз". Финансовые потоки внутри компании малопрозрачны, ими целиком и полностью распоряжаются временные менеджеры. Совсем недавно депутаты выражали недоумение размерами и неясным назначением ряда расчетов КМГ с одной из его "дочек". Нацкомпания яростно опровергала эти сведения, обвиняя народных избранников в некомпетентности, но, так или иначе, дыма без огня не бывает. А ведь КМГ - это "кошелек" Казахстана. По итогам 2005 года его доход составил 4,8 миллиарда долларов. Стоит компания по нынешним ценам десяток миллиардов, и к ней действительно тянутся длинные руки иностранных корпораций и отечественных олигархов. Чем не первый кандидат на "особое внимание"?

Есть еще одна мега-компания, тоже очень важная для страны, - "Казахстан темир жолы". Лоббистских возможностей у ее менеджеров поменьше, чем у КМГ, поэтому на свет периодически выплывают факты коррупции и неэффективного управления, а отдельные начальники даже садятся в тюрьму. Компания получает доход, вроде бы отделила "непрофильные функции", но ситуация там пока не слишком стабильна.

Например, летом прошлого года первый вице-президент КТЖ Канат Жангаскин заявлял, что уже с 2006 года компания может стать хронически убыточной. "Наблюдается тенденция опережающего роста расходов по отношению к доходам, которая будет прогрессировать с вводом новых нефтяных трубопроводов, - отметил он, - а в 2006 году объемы перевозки нефти упадут на 10 миллионов тонн в связи с вводом в эксплуатацию трубопровода Атасу - Алашанькоу, в результате компания потеряет более двадцати одного миллиарда тенге". Ситуация, по словам г-на вице-президента, просто критическая: "Уровень казахстанских тарифов на генеральные грузы в 1,5-3 раза ниже, чем в Украине и России, притом, что основные запасные части, оборудование и материалы КТЖ экспортируются из этих стран". Сложившееся положение, по мнению Каната Жангаскина, "свидетельствует о перераспределении доходов железнодорожной отрасли Казахстана в пользу железных дорог соседних стран". В общем, или поднимайте цены на провоз/проезд, или я за последствия не отвечаю.

Вот где вроде бы надо регулировать все напрямую, чтобы потом не пришлось гасить инфляцию и искать миллионы по байконурам. Однако о включении КТЖ в госхолдинг речи пока не идет.

Standard & Poor's, присвоившая компании неплохой рейтинг, тем не менее, тоже ожидает, что в ближайшие годы финансовые показатели КТЖ ухудшатся, "поскольку необходимый объем инвестиций превысит существующие внутренние возможности финансирования", а "отсутствие четкой финансовой политики может привести к дальнейшему росту уровня финансового риска".

Лучшие из наших

Перспективы же "Казпочты", которая имеет аналогичный кредитный рейтинг, оцениваются S&P выше, в основном из-за грамотной финансовой политики. 2004 год компания отработала практически "в ноль", но уже с первого квартала прошлого года имеет прибыль. Компания много ремонтировала свои отделения, но все-таки сумела запустить собственную платежную карточку KazCard, открыла в прошлом году двести точек коллективного доступа к Internet, а в этом собирается открыть еще тысячу. Каких-то громких скандалов вокруг "Казпочты" в минувшем году не наблюдалось.

KEGOC в прошлом году заработал всего 60 миллионов тенге чистой прибыли - меньше, чем годом ранее, но это связано с большими инвестициями компании, в первую очередь в строительство второй высоковольтной линии электропередачи "Север-Юг". В целом же, без учета инвестиций, доходы компании выросли на девять с половиной процентов и достигли, по предварительным данным, 18,4 миллиарда тенге.

Начиная с 2000 года, KEGOC занимается проектом модернизации национальной электрической сети. Средства на этот проект стоимостью 258 миллионов долларов первоначально привлекались под госгарантию. Однако сегодня эффективное управление и высокий кредитный рейтинг позволяют компании самостоятельно занимать деньги на международных рынках. Ее охотно кредитуют такие известные банки, как Raiffeisen Zentralbank и Bayerische Landesbank. Деньги KEGOC берет для реализации второй и третьей очередей строительства линии "Север-Юг" напряжением 500 кВ, всего будет построено 1115 километров линии электропередачи.

Опыт реформирования энергетики в Казахстане признан и изучается, его уже едут перенимать специалисты со всего СНГ, в том числе и с Украины и России.

"Казахтелеком" даже на фоне достаточно успешных, вставших на ноги госкомпаний является настоящей "жемчужиной". За 2004 год чистая прибыль компании выросла в полтора раза, а по итогам девяти месяцев 2005 года составила 23,8 миллиарда тенге. Акции "Казахтелеком" торгуются на KASE, в минувшем августе агентство S&P повысило рейтинг компании "в связи с улучшением результатов деятельности". "Компания удерживает очень сильные позиции в самых высокоприбыльных сегментах рынка услуг связи. Повышение качества и расширение сети, использование модели вертикальной интеграции бизнеса позволяют КТК сохранять лидерство и высокую конкурентоспособность на рынке, а также успешно развивать высокорентабельные дополнительные услуги", отмечают аналитики агентства. В сентябре прошлого года международный издательский дом Euromoney, крупнейшая в Европе компания, освещающая деятельность финансового сектора, признал "Казахтелеком" лучшей телекоммуникационной компанией в странах СНГ.

"Казахтелеком" называют успешным примером партнерства государства и частного бизнеса: 50 процентов компании плюс одна акция принадлежат государству, 30,05 процентами владеет оффшорная Central Asian Investment Holdings N.V., принадлежащая Казкоммерцбанку. Еще 6,73 процента акций компании принадлежит Bank of New York, около 13 процентов акций у мелких акционеров. Компания, помимо прочего, имеет долю в крупнейшем сотовом операторе Казахстана Kcell, однако настойчиво стремится к созданию собственного оператора мобильной связи. Как ожидается, это еще больше повысит ее конкурентоспособность и доходность.

Приказ перейти границу

Таким образом, во вновь формируемый госхолдинг собраны наиболее успешные и стабильные компании, с хорошим управлением и растущими доходами. Ни одна из них не нуждается в дополнительном регулировании и особом контроле. Возникает вопрос: зачем это сделано.

Ответ на него есть в выступлениях президента. "Дальнейший рост экономики Казахстана будет определяться, прежде всего, факторами внешней торговли и конъюнктуры, - заявил Нурсултан Назарбаев 18 января, - необходимо определить рынки и отрасли, в которых казахстанский бизнес сможет сформировать широкую клиентскую базу за рубежом. Потребуется введение инновационных и нестандартных подходов и действий, таких как использование института "почетных консулов" и других методов повышения "чувствительности" наших менеджеров к возрастающим требованиям рынка… Госхолдинг должен иметь соответствующую административную и нормативную платформу, позволяющую ему стать инвестиционным рычагом, и быть дополнительным инструментом для развития экспорта и производства конкурентных товаров".

Еще более конкретно о целях и задачах сразу после своего переназначения высказался премьер Даниал Ахметов: "Мы должны искать и идти в другие рынки, и делать это по-здоровому агрессивно. Это и будет делаться".

Да, речь идет об экспансии. Вслед за самым передовым в СНГ финансовым сектором наступление на рынки соседних стран начнут наши сервисные компании, тоже, как оказалось, опережающие в развитии всех соседей.

Сегодня уже ясно, что наша промышленность реальной конкуренции даже нашим соседям по Содружеству в обозримом будущем составить не сможет. 23 января это признал президент: "Где отдача от объектов, которые мы вводим? Давайте скажем честно, что при всех этих темпах роста экономики, при нашем занятии индустриальной программой темпы роста промышленной части нашей экономики - всего 4,5 процента". Если положение выправится, то отдельные наши производства будут на равных конкурировать с соседями в лучшем случае через несколько лет.

Руководство страны это прекрасно понимает. Поэтому ставка сделана на отрасли, в которых Казахстан является лидером уже сегодня. Совсем не случайно в качестве зарубежного образца для создания госхолдинга была выбрана не отраслевая компания вроде Statoil, а многопрофильный сингапурский Temasek. Основанный в 1974 году, сегодня этот холдинг включает около двадцати компаний, которые, в свою очередь, работают еще в семи десятках различных бизнесов, главным образом связанных с коммуникациями, финансами и сервисом. Общая капитализация сингапурского холдинга превышает 90 миллиардов долларов. При этом он совсем не доминирует на национальном рынке - доля государства в ВВП Сингапура составляет не более двадцати пяти процентов. Temasek вкладывается в перспективные и быстрорастущие компании по всему миру. Например, в прошлом году он приобрел пакет акций российского сотового оператора МТС на 300 с лишним миллионов долларов.

Если хочешь победить, надо играть на опережение. Совсем не случайно в ноябре прошлого года KEGOC включился в работу по совместному проекту синхронного объединения энергосистем стран СНГ и Балтии с энергосистемами стран Европейского Союза. "Казахстанские энергетики намерены синхронизировать работу энергосистем Казахстана с энергосистемами западных стран и тем самым обеспечить конкурентоспособность электроэнергетики республики на международном рынке", - отметили в связи с этим представители компании.

На энергорынке Центральной Азии скоро произойдет серьезный передел сфер влияния. Этой зимой наши южные соседи столкнулись с серьезным дефицитом мощностей. В числе причин - крайне неэффективное управление сетями и, как следствие, высокие потери электроэнергии. Сегодня уже ясно, что самостоятельно справиться с существующими проблемами тот же Кыргызстан не сможет. Значит, этим займутся другие. Вопрос в том, кто это будет.

Похожая ситуация складывается в сфере телекоммуникаций. Рынки стран Центральной Азии уже стали местом битвы между ведущими операторами СНГ. Например, методы, которые при этом использует в Кыргызстане "Вымпелком", вызывают серьезные опасения у казахстанских инвесторов. Они уже поняли, что без господдержки им в подобных играх ничего не светит.

Что касается "Казпочты", то это, кроме прочего, большой розничный банк. Имея оптимизированные технологии работы с физлицами, он вполне сможет предложить услуги (свои и других казахстанских банков) населению России и других соседних стран.

Игра на опережение дает преимущества. Казахстан, в отличие от России, не стремится оттянуть вступление в ВТО. Возможно, это произойдет уже в нынешнем году. "Это показывает нашу открытость и возможность перенятия современных технологий, - отметил по этому поводу президент Назарбаев. - Вступать мы будем ради нашего будущего, потому что мы знаем опыт других стран, которые это сделали - они только выиграли от этого". Стране не требуется протекционистская политика защиты товарного рынка - ставка сделана на сервис и финансы.

Канат Берентаев, заместитель директора Центра анализа общественных проблем:

Очевидно, что управление госсобственностью надо приводить в порядок. Приглашение иностранного менеджера - это практика, принятая во многих странах, один из способов привлечения иностранного капитала. Но сам состав холдинга вызывает много вопросов. Объединение "Казпочты" и "Казахтелекома" под одним руководством - это в какой-то форме восстановление существовавшего в советское время Министерства связи. Новая структура в этом случае будет логичным объединением компаний, оказывающих услуги населению практически на всей территории республики. Но почему в нее вошел KEGOK - пока непонятно. Распределение электроэнергии - это несколько иная сфера. Сейчас стоит вопрос о совместном управлении их деятельностью. "Казпочта" и "Казтелеком" дополняют друг друга, их объединение под одним руководством улучшит качество предоставляемых услуг. Но KEGOK в эту схему не вписывается.

Что касается вопроса внешней экспансии и создания для этой цели сервисного инфраструктурного комплекса, то тогда в него надо включать и транспорт, и коммунальные услуги. Пока же, на мой взгляд, наблюдается некоторый разнобой в сферах деятельности. Компании будут работать под одной крышей, но в их деятельности вполне может появиться расхождение интересов. Для экспансии на энергорынки соседних стран KEGOC, на мой взгляд, требуется именно узкая специализация. Иначе может возникнуть опасность того, что при возникновении проблем у одной из составляющих холдинга эти проблемы будут решаться простым перераспределением средств, в ущерб другим компаниям.

Бирлесбек Алияров, академик, вице-президент ОАО "Казахстан темир жолы":

Я считаю, что объединение компаний, оказывающих схожие услуги, в любом случае благоприятно скажется на их деятельности. Как человек, много лет проработавший в энергетике, могу отметить, что KEGOK на сегодняшний день имеет самые передовые технологии управления сетями в СНГ. Ориентация на сервисные компании, на мой взгляд, оправдана, в том числе и с точки зрения внешней экспансии. Те реформы, которые были проведены в нацкомпаниях, принесли достаточно хорошие результаты. Оптимизированы бизнес-процессы, подготовлены собственные кадры. Наших менеджеров уже зовут в соседние государства. Вполне вероятно, что в ближайшие годы наши соседи по Центральной Азии просто вынуждены будут звать иностранных инвесторов для поддержания своей энергетики и других важнейших сфер экономики. Мы к этому должны быть готовы, готовы к конкуренции с ведущими мировыми игроками. С этой точки зрения создание холдинга, позволяющего бизнесу иметь поддержку на уровне государства, будет удачным решением.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...