Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Закон силы, или Как бы так работать, чтобы не работать. Ровно год проект Трудового кодекса находится на рассмотрении мажилисменов

Закон силы, или Как бы так работать, чтобы не работать

Ровно год проект Трудового кодекса находится на рассмотрении мажилисменов. Однако лучше он от этого не стал. Столько же времени, и даже больше, наша газета отслеживает эту тему. Потому и напрашиваются кое-какие выводы. На прошлой неделе законопроект вновь из субъекта нормотворчества превратился в объект обсуждения: о его статьях, его судьбе шла речь на заседании депутатской группы «Аймак». Тысяча (может, на одну-две-три меньше) поправок, внесенных народными избранниками, — не перебор ли? Сдается, на этом проекте многие из них оттачивают свое мастерство депутата. Позабыв, однако, что Трудовой кодекс ох как ждут и работодатели, и работники.

Желаю, чтобы все!

В рыночной экономике, которую страна старательно и успешно строит, все же самым лучшим мерилом будет не что иное, как практическое применение норм Трудового кодекса. Правительственный проект концептуально основан на той модели экономики, что выстраивается в нашем государстве. И представляется, что главным здесь является сокращение прямых, воздействующих на рынок труда, государственных функций. Да, первейший приоритет — перенос центра тяжести на договорные отношения между участниками рынка труда: работодателем и работником. Поскольку лишь современный опыт управления человеческими ресурсами, четко определенный сторонами процесс найма, отбора, профессиональной подготовки, переподготовки работника, повышения квалификации и обеспечение (сохранение) его трудоспособности позволят назвать наш рынок труда цивилизованным и законодательно обеспеченным.

Конечно, говоря все это, не надо отказывать в «трудоспособности» действующему закону о труде. Но он уже явно отстает от выстраивающихся трудовых отношений. Потому не остается ничего другого, как прислушаться к мнению экспертов Международной организации труда, утверждающих, что нашей стране пора переходить в законодательное поле, в рамках ВТО основополагающее. В том числе и в трудовых отношениях.

Здесь будет уместна цитата из выступления министра социальной защиты Гульжаны Карагусовой на заседании группы «Аймак»: «Приоритет и прямое действие Трудового кодекса в рыночном регулировании должны усиливать правовые и социальные механизмы, отвечающие современным требованиям экономического развития страны и международным стандартам в сфере труда и его безопасности. Вместе с тем обсуждение проекта в Парламенте выявило различный подход к отдельным положениям. Чрезвычайно сильно желание депутатов внести дополнительные социальные нагрузки на работодателя сверх тех, что гарантированы Конституцией, существующим законодательством и международной практикой, особенно для социально уязвимых слоев населения».

Желание депутатов понять можно, если рассматривать ситуацию на рынке труда с потребительской точки зрения, которую аналитики верно именуют патерналистской. То бишь народные избранники, буквально понимая свою обязанность защищать и помогать, ратуют не столько за паритет работника и работодателя на рынке труда, сколько за комфорт для первого и обязанности для второго. Однако мы, приняв рыночную модель экономики, должны принять и правила игры. А они таковы, что на блюдечке с голубой каемочкой никто никому ничего не принесет. Даже если ты народный избранник. И уж тем более, если ты профсоюзный работник.

Почему выстраиваются рядом депутат и профсоюзный деятель? По той причине, что все время, пока идет обсуждение проекта Трудового кодекса, депутаты стремятся вбить в него чуть ли не все положения из законодательства о профсоюзах. Посыл вроде как благородный. Социалистически благородный. Кто, мол, как не профсоюзный деятель, защитит слабого работника от произвола собственных и иностранных «акул капитализма»? Все вроде верно. О растущей роли профсоюзов говорится с самых высоких трибун. Однако ни один эксперт Международной организации труда не согласится с тем, чтобы в Трудовом (!) кодексе прописывались права профсоюзов. Для того есть отдельный закон. Плох он? Давайте вносить изменения. Ни одно требование ВТО не соотносится с наличием или отсутствием профсоюза на предприятии. Все международные стандарты гласят: перестройте свою экономику так, как это принято в системе мирохозяйственных связей.

Потому и непонятно, какова будет роль профсоюзов, если мы их «примем» в Трудовой кодекс? Эта сторона, в принципе, просто помощник работника в переговорах с работодателем. И то, если первый сочтет нужным их пригласить к участию. Да, работодатель, ратуя за свой бизнес, должен хорошо подумать: кого принимать на работу и на каких условиях. Соискатель же рабочего места — покумекать: на каком сегменте трудового рынка выставить свою кандидатуру и на каких условиях. Такие позиции подразумевают диалог. Что и прописано в правительственном проекте Трудового кодекса. Если его читать с карандашом в руках, да соотнося статьи с Конституцией, становится видно, что разработчики закрепили здесь все гарантии — на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, зафиксировали принципы принудительного труда, а также права работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, трудовое вознаграждение. И далее по пунктам. Кроме того, в проект введены социальные гарантии по нормированию и соцоплате работников, право на профподготовку и повышение квалификации, а также гарантии государства и обязанности работодателя по трудоустройству.

Не путать божий дар с яичницей

Однако возражения депутатов, можно так счесть, больше касаются социально уязвимого населения: инвалидов, женщин, молодежи. Да, к ним надо применять дифференцированный подход, определяя нормы рабочего времени, охраны труда, времени отдыха... Проект кодекса не обходит эти пункты, даже устанавливает дополнительные льготы и гарантии. В принципе, даже эксперты МОТ, говоря о поддержке молодежи, женщин, инвалидов и детей, требуют четко определиться с их адаптацией к различным условиям, обучением и последующим трудоустройством.

Когда Глава государства выдвинул программу социальной ответственности бизнеса, он основывался как раз на отходе от патернализма государства в трудовых отношениях. Надо четко понять: одна из сторон такой ответственности бизнеса — подготовка и переподготовка работников всех категорий. Это реалистичный подход. Только бизнесмена должно волновать, кто и как у него трудится. Многие из предпринимателей согласны с такой точкой зрения. Есть, конечно, среди работодателей те, кто против, те, кто девизом принял сомнительное утверждение — «у ворот стоит толпа претендентов на рабочее место». Да, подчас «толпа» в наличии. Неквалифицированных работников. Тех, кому можно платить копейки еще и потому, что они — нелегальные трудовые мигранты. Но в таком случае и качество труда получите крайне низкое. Не хочется? Работайте с кадрами! И правительственный проект, учитывая, что работодатель прежде всего бизнесмен, предлагает (пока контурно) для того дополнительные налоговые преференции.

Однако, как стало ясно во время последнего обсуждения проекта кодекса в Мажилисе, позиция Правительства не чужда работодателям в принципе. Хотя и возражений масса. Тому пример — слова президента Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николая Радостовца:

— В конце прошлого года звучали такие высказывания: экономика страны во многом зависит от того, какова будет позиция профсоюзов, как будут решаться трудовые взаимоотношения на производстве. Не согласен. Зарплата и улучшение условий труда в первую очередь зависят от соотношения спроса на рабочую силу и ее предложения. Нынче у нас недостает квалифицированных трудовых кадров, объявлений «требуются рабочие руки» куда больше, чем людей, которые их предлагают. В Астане и Алматы засилье иностранной рабочей силы, миграционные службы не справляются с наплывом тех, кто стремится работать в Казахстане. Эти условия надо и осмысливать по-новому. При улучшении инвестиционного климата, это надо всегда помнить, в Казахстан будут приходить новые люди. Прежде всего они будут изучать трудовое законодательство. Любой инвестор обратит внимание на то, что определяет взаимоотношения работодателя и работника. Права работника? Да, их проект кодекса закрепляет. А права работодателя? Похоже, без вмешательства государства, так прописано в одной из статей проекта (а еще и профсоюзов! — Авт.), ни один работодатель не сможет никого принять на работу...

С представителем работодателей можно соглашаться, можно найти аргументы против. Но коль концептуально Трудовой кодекс — база для диалога игроков рынка труда, то не будем ее рушить. Напротив, следует четко прописать права обеих сторон, участвующих в процессе труда. А, например, аналитики говорят о том, что в проекте Трудового кодекса следует усилить роль Минтруда: пусть этот госорган сможет нанимать большее число проверяющих, более жестко наказывать за нарушения. Но для чего регламентировать этим законом деятельность — в рыночной экономике! — общественной организации, коей и являются профсоюзы, непонятно.

Доводилось слышать и такое мнение о прямом лоббировании частью депутатов интересов профсоюзов: есть намерение ослабить позицию работников, дабы собой подменить их активность на этом рынке. То бишь решать — кому куда идти работать. Можно попытаться развить эту мысль: есть нестерпимое желание возвратить патерналистское отношение. Теперь не со стороны государства, которое ратует за разграничение властных полномочий и передает часть собственных функций в конкурентную среду, а с позиции профсоюзов. Но неужто потенциальный работник на нашем рынке труда столь слаб профессионально и интеллектуально, что ему жизненно необходим поводырь? Думается, не так. И создание парниковых условий помимо снижения конкурентоспособности работников в принципе снизит мотивацию к труду. Не говоря уже о желании повысить профессиональное мастерство или производительность труда.

Из «другой оперы»

Похоже, профсоюзы «застыли» то ли в 70-х годах прошлого века, когда их материальные активы (фактически бывшие активами государства) давали возможность чувствовать себя и быть хозяевами положения, то ли в начале 90-х, когда потеряли работу не только доярки-металлурги, но и «защищавшие» их профсоюзные деятели на зарплате. По высказыванию Сиязбека Мукашева, руководителя Федерации профсоюзов Казахстана, работник в системе трудовых отношений — более слабая сторона. Пусть так. Но тот же Мукашев говорит, что в Трудовом кодексе должен быть заложен механизм сдержек и противовесов. Вот «момент истины»! Отсюда, с подачи профсоюзного деятеля, возвратимся к тому, что Трудовой кодекс — база для диалога участников рынка труда. Только профсоюз не есть третья его сторона. Стать таковой он может только по желанию первых двух. А значит, работник не слаб. Он полноценный игрок экономического рынка.

А председатель правления Конфедерации работодателей РК Кадыр Байкенов заметил, что в обсуждаемом проекте не видно равенства ответственности:

— Надо учесть обстановку, которая сложилась в стране. 80 процентов продукции производится частными предприятиями. Рыночные отношения в корне меняют порядок отношений между партнерами. Я бы обратил внимание на коллективный договор. Многие моменты надо перенести в него. Почему в законе прописывается, что работодатели обязаны предоставлять помещения, согласовывать с профсоюзами наем и увольнение работника? Это не нормы закона, это нормы договорных отношений.

Вот где поле деятельности профсоюзов: в составлении, согласовании и утверждении коллективных договоров. Об этом говорила и независимый эксперт, кандидат юридических наук Жанна Ханкина. Делая упор на то, что социальная защищенность работника не должна становиться тормозом экономического роста.

— Несовместимо в условиях рыночной экономики вменение в обязанность предпринимателям предоставлять в пользование профсоюзам помещения, обеспечивать их средствами связи, отчислять средства на проведение мероприятий, — подчеркнула эксперт. — Так нарушается конституционная норма о неприкосновенности использования имущества. В соответствии с законом о некоммерческих организациях, профсоюзы — общественные объединения, самофинансируемые организации. Установление в кодексе этих обязанностей работодателя, а государство выступает одним из таковых, — недопустимо. Как не может профсоюз взять на себя функции по контролю за работодателем относительно соблюдения им трудового законодательства. И уж совершенно неприемлемо требование о том, чтобы вменить в обязанность работодателю прием на работу ранее освобожденного выборного члена профсоюза по окончании срока его полномочий...

...Похоже, предложенные депутатами поправки в проект Трудового кодекса не просто «из другой оперы», а даже из другой жизни. И уж из иного законодательства точно. В данном случае — большинство поправок из законодательства Российской Федерации. Но кому, как не народным избранникам, предлагать регулирование рынка труда, исходя из современных экономических условий нашей республики? Похоже, Правительство куда профессиональнее оценивает возможности и работника, и работодателя. А потому, отталкиваясь от проекта, разработанного в Минтруда, пора бы кодекс пустить в самостоятельное плавание.

Ирина НОС


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...