Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Новейшая кредитная история: В Казахстане появилась первая база данных о банковских заемщиках

Новейшая кредитная история:


Елизавета ЛИСИЦЫНА

На днях в республике начало работу так называемое кредитное бюро. Теперь с согласия клиента каждый казахстанский банк имеет право опубликовать для узкого круга банкиров всю информацию о человеке, оформляющем или оформившем банковский заем. Несмотря на то что создание новой структуры - это очередной эволюционный этап банковского сектора, у кредитных бюро в Казахстане весьма туманное будущее

Исландия реформирует систему кредитования в Казахстане. Частная фирма из Рейкьявика совместно с несколькими казахстанскими банками на днях открыла первое кредитное бюро в Казахстане. Пока только в Алматы. Несмотря на то что официально его создали в августе 2004 года, работа началась только накануне.

- Во-первых, они до сих пор не оформили лицензию, во-вторых, не произошла передача кредитного регистра из агентства финансового надзора в это бюро, - сетовал еще летом глава Народного банка Григорий Марченко, имеющий непосредственное отношение к финансовому новшеству. - Вполне возможно, что там есть какие-то объективные причины, но все процессы происходят очень медленно. Если оно будет хорошо работать, то у банков будет меньше рисков в кредитовании и будет возможность снижения ставок по кредитам.

Во всем мире деятельность кредитных бюро сравнивают с работой спецслужб. Дело в том, что сотрудники этой организации обязаны знать о потенциальном клиенте если не все, то вполне достаточно, чтобы влиять на частную жизнь. В список необходимой информации, оседающей в кредитных бюро, войдут все сведения о депозитах, счетах, предметах быта, купленных в рассрочку в торговых домах, кредитах, и потребительских, и ипотечных, телефонных счетах и даже возможных судимостях. Все это будет храниться в файлах кредитного бюро. Но! Делаться все будет исключительно с вашего согласия. Банки, финансовые организации и торговые дома, которые станут главными «осведомителями» бюро, не имеют права пересылать информацию без согласия клиента. Поэтому на каждой бумажке из базы данных бюро по идее должен стоять гриф: «Секретно». Поскольку частная жизнь граждан Казахстана защищена законом.

Если клиент банка соглашается стать «прозрачным» гражданином с хорошей репутацией, то в бюро на него заведут «кредитную историю». Информация о заемщиках делится на три части - титульную, основную и дополнительную.

В титульной части указаны фамилия, имя, отчество, паспортные данные заемщика, РНН и СИК. В основной - место регистрации и жительства клиента, данные по кредиту, судебная информация; в дополнительной - информация о том, кто запрашивал историю. Доступ к данным могут иметь только те лица, которые собираются кредитовать заемщика и только по его согласию.

Одним из плюсов новой информационной системы обслуживания является увеличение скорости оформления любых кредитов. В частности, с помощью бюро вы сможете оформить, к примеру, ипотечный кредит за один день. Достаточно одного звонка из банка, и вся необходимая информация о вашей платежеспособности будет у кредитного офицера. Вам не придется неделями ждать и бегать за документами.

С другой стороны - кредитное бюро в большей степени рассчитано на бизнесменов. Особенно начинающих. Во всяком случае, об этом говорил президент страны.

- Сегодня создание в Казахстане кредитного бюро очень актуально, - заявил глава государства Нурсултан Назарбаев. - В настоящее время банки не заинтересованы выдавать займы предприятиям малого и среднего бизнеса без кредитной истории.

С 1995 года в Национальном банке Казахстана ведется кредитный регистр. Сюда приходят отчеты из частных банков. В том числе и информация о тех клиентах, кто брал кредит. То есть, по сути, кредитное бюро в этом случае дублирует работу Нацбанка. Но ведомство Анвара Сайденова в отличие от частных организаций никому не предоставляет никакой информации. Наверное, поэтому правительство планировало создать одно государственное бюро по кредитам юридическим лицам. И несколько бюро, учрежденных самими банками, которые бы занимались исключительно делами физических лиц. Однако эта инициатива оказалась выгодной далеко не всем - в частности, сенаторы тогда выступили против нее и исключили из закона норму, предоставляющую Национальному банку право создавать кредитные бюро. Также Анвара Сайденова лишили возможности отбирать лицензии у организаций. Теперь только суд имеет право решать судьбу кредитного бюро.

Между тем казахстанский опыт по созданию подобных организаций отнюдь не передовой даже на просторах постсоветского пространства. Попытки создать инфраструктуру, обслуживающую банковский сектор, всегда приходят с развитием кредитования. Россия, которая вполне может дать фору любой из банковских систем, к примеру, сейчас уже подумывает ликвидировать кредитную базу данных.

- Все банки достаточно ответственно подошли к выполнению требований Закона «О бюро кредитных историй». На это ушло много денег, времени, переговоров с клиентами, - рассказывает начальник главного управления Банка России по Челябинской области Вера Чиркова. - Половина всех банков в тестовом режиме передавала сведения о заемщиках. Но воспользоваться собранной информацией они не могли, потому что база данных составляется полтора-два года. Это значит около двух лет добровольно, безответно, убыточно вливать деньги, по существу, в никуда.

В России создано уже около полусотни кредитных бюро, из которых подавляющее большинство — мелкие региональные. Но скоро отрасль ждет резкое сокращение. Схожая ситуация наблюдалась и в Соединенных Штатах, где в середине XX века кредитных бюро насчитывалось около 2,5 тысячи, а на сегодняшний день работают только три. Одной из причин резкого сокращения количества кредитных бюро считается их очевидная дороговизна - организации вынуждены тратить очень много средств на создание системы безопасности. Другая более банальна: до сих пор ни один банк не может однозначно сказать - действительно ли так необходима система кредитных бюро.

- От кредитных бюро ждут слишком многого, - говорит российский финансист Даниил Сандлер. - Считается, что это резко снизит риски кредитования частных лиц: обращаешься в кредитное бюро и все. Но кредитные бюро (по определению) вспомогательный инструмент, главное - все-таки работа с клиентом. Нужно инвестировать деньги в человека, с которым ты хотя бы несколько дней беседовал. А некоторые банки сегодня, наоборот, отдаляются от клиента, надеясь на то, что все проблемы решит простое подключение к базе данных. Это заблуждение. И очень опасное.


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...