Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Кого станет защищать своими крыльями птица «Самрук»?

Петр СВОИК

Главной экономической (а при ближайшем рассмотрении - и политической тоже) новостью прошедшей недели является создание холдинга по управлению государственными активами, подчеркнуто символически названного “Самрук”.

(Птица Симург в древней персидской, а затем и тюркской поэзии означала собирательный образ сразу тридцати разных птиц, обретших, пройдя через семь испытаний, единство между собой и правящим той страной великим царем Симургом).

Об этом уже написано достаточно, нам же с вами стоит посмотреть на то (весьма многозначительное), что осталось за пределами официальной информации и комментариев к ней.

Прежде всего, сама новость о создании госхолдинга оказалось какой-то “недоделанной”. С одной стороны, это вообще не новость, поскольку о госхолдинге заговорили уже давно, да и эту же задачу президент поставил ново-старому правительству сразу после инаугурации. Причем вот в такой редакции:

Госхолдинг должен быть связующим звеном между Правительством и госкомпаниями, обеспечивающим их ответственную работу. В портфель Госхолдинга должны быть включены стратегические индустрии - энергетика, нефть и газ, транспорт, металлургия, и т.д. Госхолдинг должен иметь соответствующую административную и нормативную платформу, позволяющую ему стать инвестиционным “рычагом” и быть дополнительным инструментом для развития экспорта и производства конкурентных товаров.

С другой стороны, подписанный президентом указ странным образом “недорешил” именно эту уже, казалось бы, сформулированную и оглашенную главной государства задачу. В самом деле: указ составлен не на предмет начала деятельности госхолдинга, а фактически на предмет того, чтобы и состав и содержание этой деятельности начать, наконец, определять.

Так, Президент поручил в двухнедельный срок утвердить меморандум об основных принципах деятельности холдинга "Самрук", утвердить перечень национальных компаний и других акционерных обществ, госпакеты акций которых будут переданы в уставный капитал АО. В месячный срок должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты, приняты иные меры, вытекающие из данного указа.

А ведь все это, и без всякого указа, должно было бы сделать правительство. И если оно этого не сделало, если для продвижения проекта потребовалась специальная высокая бумага из Администрации, - не значит ли это, что само правительство, как минимум, не заинтересовано в продвижении такого проекта?

Тем более что исполнение поручено бывшему вице-премьеру, ныне вообще не вошедшему в состав правительства. И, кстати, Сауат Мынбаев назначен не президентом этого нового сурпергосударственного АО, а - на подчеркнуто временно исполнительскую функцию: исполняющим обязанности исполнительного директора.

И как же определяет набор подведомственных ему предприятий и объем руководства ими только что назначенный и.о.?

"Естественно, пока соответствующие документы не утверждены, могу лишь предварительно сообщить, что речь идет о включении госдолей АО "Казахтелеком", АО "Казпочта", АО "KEGOC" и некоторых других национальных компаний". Что же касается полномочий, то холдингу "предстоит утверждать бюджеты и инвестиции госкомпаний, вести мониторинг их деятельности, консультировать правительство по вопросам, связанным с корпоративными финансами компаний".

Список, как видим, явно короче уже заявленного главой государства. Со стороны правительства министр Келембетов тоже не слишком расширяет перечень: на первом этапе в портфель госхолдинга целесообразно включить госпакеты национальной нефтегазовой "КазМунайГаз", национальной железнодорожной "Казакстан темир жолы", "Казахтелекома", по управлению электрическими сетями KEGOC, "Казпочты" - то есть в основном работающих в сфере инфраструктуры, которая является базой для развития экономики.

Но тут вот какой интересный момент: помимо того, что все названные компании, действительно принадлежат инфраструктуре и являются базой для развития экономики, все они относятся также и к естественным монополиям, а следовательно обязаны работать по тарифам, которые они не сами себе устанавливают, а им их утверждает… правительство. Через свое специальное Агентство - АРЕМ (в которое выродился бывший Антимонопольный комитет).

Спрашивается, а чем же, по-хорошему, должен заниматься АРЕМ, чтобы действительно эффективно, не во вред самим естественным монополиям, и во благо потребителям их услуг, а в целом - на пользу общему экономическому и социальному развитию Казахстана, регулировать тарифы своих подопечных?

Не удивляйтесь, но правительственный орган по регулированию естественных монополий должен именно то и делать, что “утверждать бюджеты и инвестиции госкомпаний и вести мониторинг их деятельности”. И еще, при необходимости “консультировать правительство по вопросам, связанным с корпоративными финансами таких компаний”.

Это так, поскольку утверждение тарифа, - это и есть совокупное утверждение всех таких его составляющих, как бюджет естественного монополиста, его инвестиций, а также оборота корпоративных финансов. Во всяком случае, именно таким постоянным мониторингом-контролем всех инфраструктурных национальных естественных монополий должно было бы заниматься, по-хорошему, соответствующее госагентство. Чтобы не разбираться, аврально, со всеми тратами ЗАО-монополиста только после того, как ему на стол ложится очередная заявка на повышение тарифов.

Так, может быть, создание госхолдинга предпринято ввиду явной слабости нынешнего АРЕМ, как попытка создать ему вынесенный за пределы правительства, и потому лишенный лоббистского воздействия, действительно руководствующийся общегосударственными и общеэкономическими интересами регулирующий орган?

Вот это - точно нет, поскольку про регулирование естественных монополий, собранных в этом госголдинге, им самим, речи вообще нет, даже в постановочном плане.

А коль скоро это так, одно ясно: новый госхолдинг не только не подменит АРЕМ, но, напротив, в его лице и без того маломощное регулирующее правительственное ведомство рискует получить объединенного лоббиста под дополнительно непробиваемой “крышей”.

Основания для таких опасений, к сожалению, имеются, поскольку (кстати заметить) ни то чтобы в указе о создании госхолдинга, но и вообще в зачитанных президентом перед парламентом “Приоритетах и задачах для нового правительства” нет ни единого слова о регулировании естественного монополизма в Казахстане.

А ведь без того, чтобы определиться с тем, каким образом, и исходя из каких приоритетов, учитывающих географические, природно-климатические социальные факторы должны формироваться тарифы на железнодорожные перевозки, на передачу электроэнергии, на телефонию, и на местные коммунальные услуги, в конце концов, …без всего этого ни о какой общей конкурентоспособности национальной экономики не приходится и говорить.

Скажем больше: для того, чтобы эффективно регулировать тарифы, эта самая естественно-монопольная услуга обязательно должна быть выделена структурно, в виде отдельного хозяйствующего субъекта. И ни в коем случае нельзя допускать смешения конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в одном и том же хозяйственном образовании.

Это - букварь современной рыночной экономики, и все такие требования вообще-то записаны в национальном антимонопольном законодательстве.

Однако…

Возьмем ту же национальную ЗАО “КазМунайГаз”: в ее составе есть как явные естественные монополисты - предприятия нефтепроводного и газового транспорта, так и нефтедобывающие компании, сами пользующиеся услугами трубопроводных естественных монополий. Кроме того, сама нацкомпания является акционером международных добывающих консорциумов (те же Тенгиз и Кашаган) и, наконец, она является представителем государства в контрактах на недрапользование для иностранных компаний.

И с какого боку все это сложное переплетение войдет еще и в госхолдинг, чем “Самрук” сможет там руководить, и от каких напастей будет защищать своими госкрыльями - все это совершенно неясно.

И еще что осталось неясным: войдут ли в “Самрук” только инфраструктурные монополисты или добывающие и экспортирующие природное сырье компании - тоже. Тот же “Казатомпром”, например. И другие нацкомпании, коих правительство утвердило по списку числом двенадцать. И если войдут, то почему не сразу, когда и по какому принципу? Например, что будет с оставшимися госпакетами акций в других горно-добывающих и металлургических компаний, уже переставших именоваться “национальными”?

В общем, интересно получается: в конце января на заседании нового правительства премьер Даниал Ахметов, вновь критикуя нацкомпании за непрозрачность их бюджетов, напомнил, что сегодня оборот нацкомпаний - “более $6 млрд., или почти 50% республиканского бюджета, но именно эта сторона является наиболее серой в формировании и расходовании средств государства”.

По легенде же, птица Симург, пролетая над одной страной, уронила перо, от которого все вокруг сделалось невероятно светлым и красивым. Правда, страной той тогда был Китай, а о Казахстане ни перс Аттар, ни тюрок Навои в своих поэмах про “Разговор птиц” ничего не сказали.

Интересно, прольет ли нынешний “Самрук” свой чудо-свет на отмеченную премьером серость?

***

Полужирным курсивом выделены ссылки на материалы “Интерфакс-Казахстан”

"Алма-Ата ИНФО" 10 февраля 2006 г.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...