Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Новости за сегодня

Решения третейских судов продолжают вызывать споры

Решения третейских судов продолжают вызывать споры

АСТАНА. 11 февраля. КАЗИНФОРМ /Дулат Молдабаев/ - Третейские суды в нашей стране стали реальностью. Помимо арбитров, избранных спорящими сторонами для разрешения конкретного спора, функционируют третейские суды при Торгово-промышленной палате Казахстана, Ассоциации нефтяников и в ряде других отраслей.

По прошествии года со времени принятия Закона РК «О третейских судах» накоплен положительный опыт, но не обошлось и без проблем. В связи с этим, в последние дни ушедшего года Верховным Судом Казахстана принято нормативное постановление «О применении судами некоторых норм законодательства о принудительном исполнении решений третейских судов». Разъяснить некоторые аспекты нового документа корр. Казинформа попросил судью коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК Акылтая Касимова.

- Акылтай Ахметжанович, что послужило причиной появления нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан?

- Постановление было принято для того, чтобы дать разъяснения по некоторым аспектам применения закона о третейских судах. Это в принципе новый закон в истории современного Казахстана, и по мере накопления некоторой практики его применения появлялись определенные спорные моменты.

- Но ведь третейские суды существовали в нашей стране и раньше?

- Вы правы, одно время они у нас существовали. Но их права и природа были совершенно другие. Было постановление Правительства РК о принудительном исполнении решений третейских судов, которое является не законом, а подзаконным актом. В нем говорилось о том, каким образом исполнять решения третейских судов. Потом его отменили.

Таким образом, образовался вакуум в отношении третейских судов. Такое положение, естественно, не устраивало нас и особенно субъектов малого и крупного бизнеса, у которых возникали сложные отношения с государственными судами. Постоянно поднимался вопрос о том, что нужны альтернативные способы решения спорных вопросов между представителями бизнеса. Последние говорили о том, что они должны иметь возможность разрешать споры не только путем обращения в государственные суды, но и с помощью третьего лица, отвечающего их требованиям и которому они больше доверяют.

На протяжении многих лет в Казахстане шли дискуссии между различными ведомствами о том, нужны ли нам третейские суды. Какое место они должны занять в правовой сфере, и какова их роль в регулировании споров между юридическими лицами? Были жаркие дебаты, и 28 декабря 2004 года Парламент страны принял закон о третейских судах.

- Какова же природа третейского суда?

- Третейские суды не являются государственными. Это может быть арбитражный орган, действующий постоянно при каком-то учреждении, или же они могут образовываться спорящими сторонами для разрешения конкретного спора. При этом третейские суды не могут быть созданы при государственных органах.

Две спорящие стороны выбирают юриста в качестве арбитра, которому доверяют разрешить свой спор. Главное, что кроме государственного суда возникает орган, который на основе этого закона может заниматься рассмотрением конфликта. То есть, появилась возможность альтернативного выбора, пойти в государственный суд или в третейский.

- Третейские суды рассматривают только гражданские дела?

- Да, только гражданские дела, но за исключением тех, которые им запрещено рассматривать. Есть определенная категория дел, которые не входят в компетенцию третейских судов.

- Нередко можно услышать мнение, что третейские суды работают быстрее и обходятся дешевле.

- Я не могу сегодня говорить, что это дешевле. Государственный суд существует за счет бюджета, и спорящие стороны не оплачивают его содержание, а деятельность третейского суда и все судебные расходы ложатся на плечи сторон по договоренности.

Возможно, здесь подразумевается теневая сторона в виде каких-либо незаконных подношений судьям государственного суда. Для того, чтобы это говорить, нужно, наверное, быть в шкуре бизнесмена.

А вот по срокам - возможно. Я этого не исключаю, потому что закон определяет, что стороны сами договариваются и определяют сроки разрешения спора. Возможно, это связано с тем, что решение третейского суда при добросовестности участников спора, может быть окончательным. В государственных же судах можно оспаривать судебное решение в более высоких инстанциях. В третейских судах этих этапов меньше.

- В нормативном постановлении говорится о принудительном исполнении решений третейских судов.

- Решение третейского суда должно добровольно исполняться, поскольку, заключая договор о передаче спора на рассмотрение третьего лица, стороны предполагают обязательность его решений для них. Та сторона, которая проиграла, может быть не довольна решением суда, но согласно закону она должна добровольно его исполнить. Если оно добровольно исполняется, в дальнейшем никаких осложнений не возникает. Но, как показывает статистика, те лица, которые проиграли спор в третейском суде, нередко не соглашаются с этим решением, и начинают оспаривать его в государственном суде.

Здесь возникает интересная ситуация, вроде есть решение третейского суда, тем не менее, оно оспаривается в государственном суде. Но закон предусматривает особую процедуру пересмотра решения третейского суда. При принятии этого нормативного постановления возникали вопросы, в каких пределах могут обжаловаться и должен действовать государственный суд, когда он рассматривает заявление об обжаловании, или заявление о принудительном исполнении. В законе записано, что государственные суды не имеют права пересматривать по существу решение третейского суда, мы проверяем лишь соблюдение последним процедурных аспектов. Суть, доказанность решения третейского суда остаются неизменными.

Вторая проблема возникала по добровольному исполнению судебных решений. При отсутствии добровольного исполнения решения суда взыскатель имеет право обратиться в государственный суд и просить выдачи исполнительного листа для принудительного исполнения решения, имеющего силу государственного принуждения. На основании этого документа он может обращаться к судебным исполнителям с тем, чтобы они принудительно исполнили решение третейского суда. Такова сегодняшняя мировая практика. И в связи с принятием закона о третейских судах и нормативного постановления мы идем в русле мировой практики и устанавливаем норму, согласно которой силой государственного принуждения мы должны исполнять решения третейских судов, если лицо добровольно его не исполнило.

- В каком суде должны рассматриваться эти заявления?

- В нашем нормативном постановлении дается разъяснение, что разрешение на выдачу исполнительного листа на принудительное исполнение рассматривается государственным судом по месту рассмотрения спора третейским судом. Если, к примеру, спор разрешался в Алматинском районе Астаны, значит, Алматинский районный суд будет рассматривать это заявление. Кроме того, согласно этому постановлению, заявление рассматривается в открытом судебном заседании. Это означает, что стороны заранее оповещаются, и соблюдаются форма и права участников процесса. Для тех, кто в нем участвует, это принципиально важно.


MINI-MBA — ваш путь к высокооплачиваемой работе. - 43%. Успейте!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...